г. Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-103084/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.С. Гарипова,
судей Р.Г. Нагаева, В.В. Лапшиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Малышевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) в лице ГК "АСВ" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2021 года по делу N А40-103084/16, принятое судьей В.Н. Клыковой, о признании незаконным, нарушающим права и законные интересы Акционерного общества "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" бездействия Конкурсного управляющего АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) - ГК "АСВ", выразившегося в непредставлении мотивированного ответа на запрос N 3 от 13.04.2020 года "об анализе деятельности Банка", документов, запрошенных в соответствии с запросом N 3 от 13.04.2020 года "об анализе деятельности Банка", об обязании Конкурсного управляющего АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) ГК "АСВ" предоставить АО "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" заверенные надлежащим образом копии документов
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) - ГК "АСВ" - Халкечев А.М. по дов. от 30.12.2020
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы 04.05.2016 года поступило заявление Центрального Банка Российской Федерации о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации Акционерного коммерческого банка "КРОССИНВЕСТБАНК" (открытое акционерное общество) (АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК"); определением суда от 10.05.2016 года заявление ЦБ РФ о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) принято и возбудить производство по делу N А40-103084/16-123-102Б.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2016 года АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) (ОГРН 1027700546895, ИНН 7710008416, регистрационный номер 2849) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
В Арбитражный суд города Москвы 17.08.2020 года поступила жалоба АО "Трест Коксохиммонтаж" на бездействия конкурсного управляющего Акционерного коммерческого банка "КРОССИНВЕСТБАНК" (открытое акционерное общество) - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", в котором просит признать незаконным, нарушающим права и законные интересы Акционерного общества "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" бездействие Конкурсного управляющего Акционерного коммерческого банка "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", выразившееся в непредставлении: мотивированного ответа на запрос N 3 от 13.04.2020 года "об анализе деятельности Банка", документов, запрошенных в соответствии с запросом N 3 от 13.04.2020 года "об анализе деятельности Банка"; обязать Конкурсного управляющего Акционерного коммерческого банка "КРОССИНВЕСТБАНК" (открытое акционерное общество) Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" предоставить Акционерному обществу "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" заверенные надлежащим образом копии следующих документов: Заключения о результатах обследования кредитной организации, составленного временной администрацией по управлению АКБ "КРОСИНВЕСТБАНК" (ОАО), со всеми приложениями; заключения, составленные Конкурсным управляющим АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) по результатам финансового анализа и проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, в том числе перечень сделок АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) и действий (бездействия) его органов управления, проанализированных Конкурсным управляющим, и результаты такого анализа (выводы).
Банк России в судебное заседание не явился, не направил своих представителей.
В судебном заседании АО "Трест Коксохиммонтаж" поддержало жалобу в полном объеме.
Представитель конкурсного управляющего возражал против удовлетворения жалобы.
Арбитражный суд города Москвы определением от 04 февраля 2021 года, руководствуясь ст. ст. 2, 19, 20.2, 20.3, 20.7, 28, 32, 59, 60, 124, 127, 129, 130, 139, 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":
Признал незаконным, нарушающим права и законные интересы Акционерного общества "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" бездействие Конкурсного управляющего Акционерного коммерческого банка "КРОССИНВЕСТБАНК" (открытое акционерное общество) - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", выразившееся в непредставлении мотивированного ответа на запрос N 3 от 13.04.2020 года "об анализе деятельности Банка", документов, запрошенных в соответствии с запросом N 3 от 13.04.2020 года "об анализе деятельности Банка",
Обязал Конкурсного управляющего Акционерного коммерческого банка "КРОССИНВЕСТБАНК" (открытое акционерное общество) Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" предоставить Акционерному обществу "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" заверенные надлежащим образом копии следующих документов:
1) Заключения о результатах обследования кредитной организации, составленного временной администрацией по управлению АКБ "КРОСИНВЕСТБАНК" (ОАО), со всеми приложениями;
2) Заключения, составленные Конкурсным управляющим АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) по результатам финансового анализа и проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, в том числе перечень сделок АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) и действий (бездействия) его органов управления, проанализированных Конкурсным управляющим, и результаты такого анализа (выводы).
Не согласившись с принятым определением, АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) в лице ГК "АСВ" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, отказать АО "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" в удовлетворении требований.
В обоснование своей позиции АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) ГК "АСВ" указывает, что в ответе на запрос было указано на затруднительность работы с документами, находившимися в зданиях Агентства, с оговоркой о том, что сведения будут направлены в адрес кредитора после окончания режима самоизоляции граждан, установленного в г.Москве, по итогам проверки обоснованности запроса конкурсного кредитора.
Положения Закона о банкротстве не предусматривают обязанности конкурсного управляющего по направлению кредиторам ответов на их письменные запросы.
При этом, запрос кредитора не был проигнорирован конкурсным управляющим Банка, в адрес АО "ТРЕСТ КХМ" был направлен ответ исх. N 95-01 исх-124703 от 25.05.2020 г.
Впоследствии, в ходе проверки обоснованности предоставления кредитору запрашиваемых документов, конкурсным управляющим было установлено отсутствие запрашиваемых документов.
08.06.2016 на сайте Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве (далее - ЕФРСБ) https://bankrot.fedresurs.ru, во исполнение указанных требований, в сообщении N 1118969 Банк России опубликовал информацию о финансовом состоянии АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) с приложением по установленной Положением N 279-П форме.
Также 08.07.2016 Агентство на сайте ЕФРСБ в сообщении N 1178655 разместило данные бухгалтерского учета Банка по состоянию на 11.04.2016.
16.09.2016 состоялось первое собрание кредиторов АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК", на котором его участникам для ознакомления было представлено Заключение временной администрации о финансовом состоянии кредитной организации АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО)" (далее - Заключение).
Закон о банкротстве, по общему правилу, не предусматривает обязанности конкурсного управляющего давать ответы, предоставлять информацию, копии документов отдельному кредитору по его запросу.
Напротив, Закон о банкротстве устанавливает правила отчетности перед кредиторами.
Непредоставление информации (документов) по запросу не могут рассматриваться как недобросовестное исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.
Разрешая спор по существу, суд не учел то обстоятельство, что финансовый анализ Банка является документом, содержащим сведения, составляющие охраняемую законом тайну, в том числе банковскую тайну физических и юридических лиц.
Из запроса кредитора N 3 от 13.04.2020 г. не усматривается, что из финансового анализа Банка могут быть установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. АО "ТРЕСТ КХМ" не обосновало необходимости в истребовании у Агентства заключения о финансовом состоянии Банка, являющегося его внутренним документом.
Более того, заключение о финансовом состоянии Банка является внутренним аналитическим документом, не является первичным бухгалтерским документом, относящимся к деятельности Банка или Общества, а представляет собой аналитическую информацию, отражающую мнение специалистов Агентства в период осуществления им полномочий временной администрации Банка.
При этом предоставление указанного заключения, составленного конкурсным управляющим Банком, отдельному кредитору Банка ни Законом о банкротстве, ни иными нормами права не предусмотрено, в случае, если кредитор не входит в комитет кредиторов.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал ее доводы и требования.
Законность и обоснованность принятого определения проверены по доводам жалобы в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя конкурсного управляющего АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) - ГК "АСВ", считает, что определение Арбитражного суда города Москвы следует отменить.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из следующего.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего бремя доказывания должно распределяться следующим образом: заявитель обязан доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и нарушение данным поведением прав и законных интересов участвующих в деле лиц, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям закона, добросовестности и разумности.
Основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом: факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей); несоответствия этих действий требованиям разумности; несоответствия этих действий требованиям добросовестности. Жалоба может быть удовлетворена только в случае, если вменяемыми неправомерными или недобросовестными или неразумными действиями (бездействием) действительно нарушены какие-либо права и законные интересы подателя жалобы.
Положениями ст. 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов участвующих в деле о банкротстве лиц путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий и восстановления нарушенных прав. Согласно п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 года N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих" в функции суда, рассматривающего дело о банкротстве, входит не только защита реально нарушенных арбитражным управляющим прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, но и предотвращение угрозы их нарушения со стороны такого управляющего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ТРЕСТ КХМ" обратилось к Конкурсному управляющему с запросом N 3 от 13.04.2020 года "об анализе деятельности Банка", в котором просило предоставить надлежащим образом заверенные копии следующих документов: Заключения о результатах обследования кредитной организации, составленное временной администрацией по управлению АКБ "КРОСИНВЕСТБАНК" (ОАО), со всеми приложениями; Заключения, составленные Конкурсным управляющим АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) по результатам финансового анализа и проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, в том числе перечень сделок АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) и действий (бездействия) его органов управления, проанализированных Конкурсным управляющим, и результаты такого анализа (выводы).
При этом кредитор предоставил гарантию возмещения расходов конкурсного управляющего на изготовление копий документов.
В силу пункта 3 статьи 189.7 названного Закона отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций и не урегулированные параграфом 4.1 "Банкротство кредитных организаций", регулируются главами I, III, III.1, VII и XI этого Федерального закона, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, нормативными актами Банка России.
Пунктом 1 статьи 189.79 Закона о банкротстве установлена обязанность конкурсного управляющего представлять по требованию арбитражного суда в арбитражный суд все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности, при этом такой отчет, информация о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иная информация предоставляется конкурсным управляющим и собранию кредиторов или, если им образован комитет кредиторов, комитету кредиторов не реже одного раза в месяц при условии, что собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлены более продолжительные период или сроки представления отчета (пункт 2 статьи 189.79 Закона о банкротстве).
Пунктом 3 указанной статьи установлен перечень сведений, которые должен содержать отчет конкурсного управляющего кредитной организации; к таким сведениям, в частности, относится информация о принятых конкурсным управляющим мерах по признанию сделок кредитной организации недействительными, а также по заявлению отказа от исполнения договоров кредитной организации.
Согласно пункту 1 статьи 189.82 Закона о банкротстве кредиторы кредитной организации обладают правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.
Кредитор путем направления мотивированного запроса вправе потребовать представления конкурсным управляющим копий документов о сделках, предусмотренных статьей 189.40 настоящего Федерального закона и совершенных на сумму более одного миллиона рублей. Расходы на подготовку копий указанных документов осуществляю за счет кредитора (пункт 6 статьи 189.82 Закона о банкротстве).
Таким образом, АО "ТРЕСТ КХМ", обладая статусом конкурсного кредитора, имело право направить запрос о предоставлении сведений о совершенных Должником сделках и получить соответствующий ответ.
Запросы АО "ТРЕСТ КХМ" соответствовали требованиям п. 6 ст. 189.82 Закона о банкротстве, АО "ТРЕСТ КХМ" имеет право на получение указанных сведений и документов.
Конкурсный управляющий ответил (исх. N 95-01исх-124714 от 26.05.2020 года) отказом в предоставлении документов на основании того, что в г. Москве действуют ограничительные меры из-за коронавирусной инфекции и указал, что документы будут направлены в адрес АО "ТРЕСТ КХМ" после окончания режима самоизоляции граждан, установленного в г. Москве, по итогам обоснованности запроса АО "ТРЕСТ КХМ".
Между тем, после снятия соответствующих ограничений документы в адрес АО "ТРЕСТ КХМ" не направлены.
В силу действующего законодательства о банкротстве целью процедуры конкурсного производства является максимальное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества должника в сроки, установленные Законом о банкротстве.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве целью процедуры конкурсного производства является наиболее полное удовлетворение требований кредиторов должника, что находится в прямой зависимости от формирования конкурсной массы. Закон о банкротстве возлагает достижение этой цели на конкурсного управляющего.
В рассматриваемом случае, действия кредитора являются одной из формой контроля за осуществлением конкурсным управляющим возложенных на него в деле о банкротстве обязанностей, что не противоречит положениям ст.ст. 143, 147 Закона о банкротстве, устанавливающих контроль собрания кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего.
Закон о банкротстве не устанавливает обязанность конкурсного управляющего направлять документы о деятельности должника в адрес отдельного кредитора. Вместе с тем, Закон о банкротстве обязывает управляющего действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства (п. 4 ст. 20.3, п. 2 ст. 189.78 Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий не удовлетворил надлежащим образом требования АО "ТРЕСТ КХМ", не сообщил о невозможности представления таких документов, не направил письмо после окончания режима самоизоляции граждан, установленного в г. Москве.
Довод конкурсного управляющего том, что запрошенные кредитором сведения относятся к банковской тайне и содержат конфиденциальные персональные данные, судом первой инстанции оценены критически: конкурсным управляющим не приведены надлежащие и достаточные доказательства наличия таких сведений в запрошенных у него документах и сведениях (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, по смыслу статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" сама по себе документация по сделкам должника не является объектом банковской тайны; при этом раскрытие конкурсным управляющим сведений о заключенных должником сделках на сумму более 1 000 000 руб. в рамках производства по делу о банкротстве также не нарушает положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; иного конкурсным управляющим не доказано.
Бездействие в предоставлении запрошенных сведений не просто нарушает положения законодательства о банкротстве, но и создает препятствия кредиторам в восстановлении их нарушенных прав и законных интересов.
Таким образом, невыдача информации кредитору, не может быть признана добросовестным поведением конкурсного управляющего.
Апелляционный суд полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы.
13.04.2020 г. АО "ТРЕСТ КХМ" обратилось к конкурсному управляющему Банком с запросом N 3 "об анализе деятельности Банка", в котором просило предоставить заверенные копию Заключения о результатах обследования кредитной организации, составленное временной администрацией по управлению АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК"" (ОАО) и копию Заключения, составленные конкурсным управляющим АКЖБ "КРОССИНВЕСМТБАНК" (ОАО) по результатам финансового анализа и проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, в том числе перечень сделок АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) и действий (бездействия его органов управления, проанализированных конкурсным управляющим, и результаты такого анализа (выводы).
Запрос кредитора поступил в Банк в период действия на территории г. Москвы Указа Мэра Москвы N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", установленной на территории г. Москвы в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в целях обеспечения соблюдений положений Федерального закона от 30.03.199 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Государственная Корпорация "Агентство по страхованию вкладов" была переведена на удаленную работу.
В связи с этим в ответе на запрос было указано на затруднительность работы с документами, находившимися в зданиях Агентства, с оговоркой о том, что сведения будут направлены в адрес кредитора после окончания режима самоизоляции граждан, установленного в г. Москве, по итогам проверки обоснованности запроса конкурсного кредитора.
Положения Закона о банкротстве не предусматривают обязанности конкурсного управляющего по направлению кредиторам ответов на их письменные запросы.
При этом запрос кредитора не был проигнорирован конкурсным управляющим Банка, в адрес АО "ТРЕСТ КХМ" был направлен ответ исх. N 95-01 исх-124703 от 25.05.2020 г.
Впоследствии, в ходе проверки обоснованности предоставления кредитору запрашиваемых документов, конкурсным управляющим было установлено отсутствие запрашиваемых документов.
Основанием для удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом:
- или факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей);
- или факта несоответствия этих действий требованиям разумности;
- или факта несоответствия этих действий требованиям добросовестности.
Заявитель жалобы не обосновал, каким образом непредставление, по его мнению, мотивированного ответа повлекло нарушение его прав и законных интересов.
Положениями п. 3 ст. 189.32 параграфа 4.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) установлено, что временная администрация по управлению кредитной организацией после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций определяет наличие признаков преднамеренного банкротства, а также уведомляет кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом путем опубликования в течение десяти календарных дней за счет средств кредитной организации сведений в "Вестнике Банка России" и в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что временная администрация по управлению кредитной организацией при рассмотрении арбитражным судом заявления Банка России о признании кредитной организации банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии признаков преднамеренного банкротства.
Таким образом, вопросы, касающиеся проведения финансового анализа кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций и определения наличия признаков преднамеренного банкротства, урегулированы параграфом 4.1 Закона о банкротстве "Банкротство кредитных организаций".
Как следует из статьи 189.32 Закона о банкротстве, обязанности по подготовке заключения о финансовом состоянии возложено на временную администрацию по управлению кредитной организацией. Порядок подготовки временной администрацией по управлению кредитной организацией заключения о финансовом состоянии регламентирован пунктами 22.15 и 22.16 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией (утв. Банком России 09.11.2005 года N 279-П).
Временной администрацией по управлению кредитной организацией было подготовлено Заключение от 30.05.2016 г. о финансовом состоянии кредитной организации АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО).
В Решении Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2016 г. по делу N А40-103084/16 указано, что в результате проведенного временной администрацией анализа финансового состояния кредитной организации установлена стоимость имущества (активов) должника по состоянию на 11.04.2016 г. 1 407 768 тыс. руб., размер кредиторской задолженности 1 838 989 тыс. руб., что позволяет сделать вывод о наличии признака несостоятельности (банкротства), предусмотренного п. 1 ст. 198.8 Закона о банкротстве.
08.06.2016 на сайте Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве (далее - ЕФРСБ) https://bankrot.fedresurs.ru, во исполнение указанных требований, в сообщении N 1118969 Банк России опубликовал информацию о финансовом состоянии АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО) с приложением по установленной Положением N 279-П форме.
Также 08.07.2016 Агентство на сайте ЕФРСБ в сообщении N 1178655 разместило данные бухгалтерского учета Банка по состоянию на 11.04.2016.
По смыслу ст. ст. 143 и 147 Закона о банкротстве, контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляет собрание кредиторов либо комитет кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
16.09.2016 состоялось первое собрание кредиторов АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК", на котором его участникам для ознакомления было представлено Заключение временной администрации о финансовом состоянии кредитной организации АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК" (ОАО)" (далее - Заключение).
Закон о банкротстве, по общему правилу, не предусматривает обязанности конкурсного управляющего давать ответы, предоставлять информацию, копии документов отдельному кредитору по его запросу.
Напротив, Закон о банкротстве устанавливает правила отчетности перед кредиторами - ежеквартальные собрания (заседания комитета) кредиторов с рассмотрением результатов проведения конкурсного производства.
Непредоставление информации (документов) по запросу не могут рассматриваться как недобросовестное исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.
Из запроса кредитора N 3 от 13.04.2020 г. не усматривается, что из финансового анализа Банка могут быть установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. АО "ТРЕСТ КХМ не обосновал необходимости в истребовании у Агентства заключения о финансовом состоянии Банка, являющегося его внутренним документом.
В ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности установлено, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Таким образом, обязанность сохранять банковскую тайну включается в содержание обязательств банка как стороны по договору банковского счета, в связи с чем, банк обязуется не разглашать сведения о банковском счете, включая сведения о счетах любого вида, операциях по ним и о клиенте.
Вместе с тем законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению судам и арбитражным судам (судьям) сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.
Закрепление в законе отступлений от банковской тайны не может быть произвольным; такие отступления (в частности, предоставление банками, иными кредитными организациями и их служащими сведений о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведений о клиентах государственным органам и их должностным лицам) должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей.
Заключение содержит сведения об иных кредиторах и дебиторах Банка, сведения о персональных данных лиц, и сведения, относящиеся к коммерческой тайне.
Более того, заключение о финансовом состоянии Банка является внутренним аналитическим документом, не является первичным бухгалтерским документом, относящимся к деятельности Банка или Общества, а представляет собой аналитическую информацию, отражающую мнение специалистов Агентства в период осуществления им полномочий временной администрации Банка.
В соответствии с п. 21.1. Положения N 279-П, временная администрация обязана провести анализ сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения временной администрации, на предмет целесообразности направления в арбитражный суд заявления о признании таких сделок недействительными в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Законом о банкротстве.
Действующее законодательство о банкротстве не содержит специальных требований к форме составления заключения об имеющихся основаниях для оспаривания сделок должника.
Временная администрация по управлению кредитной организацией в соответствии со статьей 189.32 Закона о банкротстве провела обследование финансового состояния Банка на дату отзыва лицензии и выявила, помимо прочих нарушений, сделку, которую надлежит оспаривать как сомнительную. Результаты анализа сделок кредитной организации содержатся в приложениях к отчету временной администрации, и передаче отчета третьим лицам, включая кредитора - АО "ТРЕСТ КХМ", не подлежит.
В дальнейшем, конкурсным управляющим Банком проведено полное обследование кредитной организации, в том числе, на предмет выявления сделок, подлежащих оспариванию в качестве сомнительных, по результатам анализа подано заявление о признании сделки должника недействительной в Арбитражный суд г. Москвы, о чем имеется информация в открытом доступе на сайте kad.arbitr.ru.
Результаты обследования кредитной организации оформлены в виде заключения о признаках преднамеренного банкротства, информация о результатах обследования была размещена на сайте АСВ 30.04.2019 г. и передана в правоохранительные органы для приобщения к материалам уголовного дела N 182204, возбужденным в связи с противоправными действиями в отношении имущества Банка.
При этом предоставление указанного заключения, составленного конкурсным управляющим Банком, отдельному кредитору Банка ни Законом о банкротстве, ни иными нормами права не предусмотрено, в случае, если кредитор не входит в комитет кредиторов.
Все заключения, составляемые временной администрацией и (или) конкурсным управляющим Банком, содержат информацию о счетах, операциях, платежных документах клиентов кредитной организации, в связи с чем подлежат охране как содержащие сведения, отнесенные к банковской тайне.
Согласно ч. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Ни данная норма, ни иные положения Закона о банкротстве не содержат норм, обязывающих конкурсного управляющего кредитной организации предоставлять отдельному кредитору заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства.
В отзыве на жалобу кредитора конкурсный управляющий указал, что Заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства банка содержит персональные данные, а также сведения, составляющие банковскую тайну, которые в силу ст. 7 ФЗ "О персональных данных" и ст. 26 закона "О банках и банковской деятельности" не могут быть разглашены третьим лицам.
В связи с указанным, отсутствовали правовые основания для вывода о том, что кредитор имеет право получить сведения и документы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 04 февраля 2021 года по делу N А40-103084/16 отменить.
В удовлетворении требований АО "ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.С. Гарипов |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103084/2016
Должник: ОАО АКБ "Кроссинвестбанк", ОАО Банк АКБ "КРОССИНВЕСТБАНК"
Кредитор: ГУ Банка России по ЦФО, ЗАО "ТРЕСТ КХМ", ЗАО ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ, Николаев А Н, Разнотова Р В
Третье лицо: ГК " АСВ", ГК К/у "Агентство по страхованию вкладов"
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
31.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43324/2021
22.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16335/2021
22.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16338/2021
22.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16319/2021
18.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
10.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20563/20
10.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12569/20
25.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
05.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58064/19
31.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
31.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57858/19
12.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37075/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-103084/16
18.02.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
23.11.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54606/18
20.03.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
14.12.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50804/17
11.07.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-103084/16
11.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5480/17
28.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-568/17
04.07.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-103084/16
08.06.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-103084/16
24.05.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-103084/16