г. Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А41-28666/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Марченковой Н.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от АО "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ": Ишо К.Д., представитель по доверенности от 07.05.2020; Терон О.Н., представитель по доверенности от 07.05.2020;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Махарадзе М.А., представитель по доверенности от 28.12.2020;
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Гуничев А.В., представитель по доверенности от 16.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2020 года по делу N А41-28666/20, принятое по исковому заявлению АО "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" к Комитету лесного хозяйства Московской области, третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство экологии и природопользования Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
АО "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании недействительной записи содержащейся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с КН 50:05:0050301:189, находящегося по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34 категории "леса, расположенные в лесопарковых зонах"; об обязании Комитет лесного хозяйства Московской области внести изменения в государственной лесной реестр в отношении данного участка, изменив целевое назначение на "эксплуатационные леса" с видом разрешенного использования "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" (с учетом принятых судом уточнений).
В качестве третьих лиц в деле участвуют Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2020 года по делу N А41-28666/20 требования АО "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта не дана должная оценка, приведенным Комитетом в отзыве и письменных пояснениях, обстоятельствам, не исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и письменные доказательства, выводы суда сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представители Комитета лесного хозяйства Московской области и Министерства экологии и природопользования Московской области поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представители АО "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Федерального агентства лесного хозяйства, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Хотьковское карьероуправление" является производителем нерудных материалов, основным видом деятельности Истца согласно его уставным документам является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина (ОКВЭД 08.12).
15 мая 1998 г. Истцом была получена лицензия Министерства природных ресурсов Российской Федерации серия МСК N 05052 ТЭ на разработку Шапиловского участка Хотьковского месторождения валунно-гравийно-песчаных пород и использование их в строительных целях.
Согласно приложению N 1 к Лицензии Шипиловский участок Хотьковского месторождения детально разведан в 1977-79 г.г. Московской ГРЭ. Запасы полезного ископаемого по участку утверждены ТКХ при ПГО "Центргеорлогия" (пр. N 6 от 16.06.1981 г).
Срок действия первоначально выданной лицензии был установлен до 01 января 2003 г. Однако, впоследствии срок действия Лицензии был продлен до 01 января 2008 г., до 01 января 2013 г. и до 01 января 2028 г. соответственно.
При этом, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.10.2013 г. N 469-РМ о внесении изменений в лицензию на право пользование недрами МСК 05052 ТЭ помимо срока действия были внесены изменения и в раздел "целевое назначение и виды работ". Так, согласно вышеуказанному распоряжению Истец получил права на "разведку и добычу валунно-гравийно-песчаных пород на Шапиловском участке Хотьковского месторождения и использование их в строительных целях".
Таким образом, на сегодняшний момент Истец имеет лицензию сроком действия до 01 января 2028 г. на разведку и добычу полезных ископаемых на Шапиловском участке Хотьковского месторождения.
В целях осуществления лицензионной деятельности Истцу 30 декабря 2013 г. Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был выдан горноотводный акт к лицензии на пользование недрами МСК 05052 ТЭ от 15.05.1998 г. (далее Горноотводный акт) сроком действия до 01 января 2028 г., согласно которому уполномоченным органом были удостоверены уточненные границы горного отвода для разработки открытым способом, разведка и добыча валунно-гравийно-песчаных пород на Шапиловском участке Хотьковского месторождения и использования их в строительных целях. Горный отвод расположен в 6 км на север от ж/д ст. Хотьково в Сергиево-Посадском районе Московской области и обозначен на прилагаемой копии топографического плана угловыми точками: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40.
Площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками, составляет: сто сорок два гектара (142 га).
Истец указал, что обществу требовалось в аренду иных участков из выделенных ему 142 Га для осуществления их разработки.
Истец в 1993 г. обращался в Управление землепользования при Администрации Сергиево-Посадского района с просьбой выделить участок Шапиловского месторождения для добычи там полезных ископаемых.
Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству было заведено межевое дело. Согласно документам, находящимся в нем, земельные участи в Шапиловском месторождении были изъяты из состава лесов непосредственно под разработку.
Согласно письму N 446 от 27 декабря 1993 г. Московское управление лесами рассмотрело вопрос и не возражает против изъятия земельного участка площадью 37 Га, покрытой лесом в кварталах 44, 67, 43 Васильевского лесничества Загорского лесхоза в лесах I группы и передачи его Истцу под расширение песчано-гравийного карьера.
24.11.1993 г. Администрация Московской области направила в адрес Истца письмо 11-8696, в котором указала, что в связи с исчерпанием минерального сырья на Центральном участке Хотьковского месторождения необходимо начать освоение Шапиловсокого месторождения для чего, Администрация будет ходатайствовать перед Правительством РФ о переводе данных земель в нелесные.
26.06.1994 г. Постановлением главы Администрации Московской области N 122 Истцу был представлен земельный участок 37 Га с правом рубки деревьев, из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества и квартала 67 Загорского лесничества. Согласно п. 2 указанного постановления Администрации Сергиево-Посадского района было поручено произвести перевод указанных выше лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев. При этом, в качестве основания издания постановления в нем указано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 г. N 435-Р.
Согласно Распоряжению Правительства РФ был разрешен в соответствии с Основами лесного законодательства РФ перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с введением лесного хозяйства и пользование лесным фондом в Московской области 68, 6 Га.
Во исполнение данного постановления Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области было принято постановление N 1083 от 09.06.1994 г., согласно которому земли Сергиево-Посадского опытно - механизированного лесхоза кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были переведены в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев. Таким образом, земли, находящиеся в кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были в установленном порядке изъяты из земель лесного фонда и переданы для разработки месторождений находящихся на них.
Постановлением главы Сергиево-Посадского района Московской области от 03.10.1997 г. N 972 данный участок был зарезервирован за Истцом и был утвержден горный отвод и выдан горноотводный акт N 3 от 17 ноября 1997 г. для добычи валунно-гравийно- песчаной массы.
В связи с выработкой части месторождений и необходимости разработки иных участков Шапиловского месторождения, в частности кв. 43 и 44 Васильевского лесничества, Истец 24 июля 2009 г. заключил с Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва договор аренды лесного участка N 50-0090-0300333.
Согласно п. 1 Договора аренды Арендодатель, действующий в соответствии со ст. 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании приказа Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.07.2009 г. N 269 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящейся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
Согласно п. 2 Договора аренды лесной участок площадью 36, 0 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет следующие характеристики: -местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34; номер государственного учета в лесном реестре: 216-2009-05; Категория земель: земли лесного фонда Вид разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
При этом п. 4 Договора аренды предусмотрено, что Арендатору передается лесной участок для расширения карьера "Шапиловский" по добыче песчано-гравийной смеси - использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
В соответствии с п. 21 срок действия договора аренды устанавливается с момента государственной регистрации и действует до 31 декабря 2012 г.
Согласно акта приема-передачи лесного участка в аренду от 24 июля 2009 г. Истец принял данный земельный участок в размере 36 Га во владение и пользование. Однако земельный участок по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево- Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34 не смотря на вышеуказанные нормативные акты после заключения договора аренды оказался отнесенным к категории земель - земли лесного фонда, категория защитных лесов - лесопарковые зоны, что следует из информации о лесном участке, представленной Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 13 октября 2011 г. Наличие указанной категории лесного участка препятствует Истцу использовать его для его разработки в целях извлечения полезных ископаемых.
В соответствии с пп. 4 ч. 3 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред действующей на момент заключения договора аренды) в лесопарковых зонах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.
Истец, письмом исх. 57 от 24 августа 2011 г. обратился к министру экологии и природопользования Правительства Московской области с просьбой изменить границы лесопарковой зоны лесного участка с государственном номером в лесном реестре 216 -200905.
Министерство экологии и природопользования Московской области 09 июня 2012 г. заключило с ООО "Проектно-производственное Предприятие "СПЕЦЛЕСПРОЕКТ" государственный контракт N 115-л предметом которого была разработка документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны в Московской области для добычи общераспространенных полезных ископаемых на Шапиловском участке Хотьковского месторождения валунно-гравийно-песчаных пород, расположенном в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. В результате исполнения данного государственного контракта ООО "СПЕЦЛЕСПРОЕКТ" была разработана документация по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон и зеленых зон. Указанная проектная документация была направлена в Правительство Московской области 19.07.2012 г. (вх. N 24/195 от 20.07.2012 г.)
Истец 12.10.2012 г. обратился к Губернатору Московской области с письмом исх. 66 от 12.10.2012 г. в котором просил в установленном порядке принять решение об утверждении проектной документации по установлению и изменению границ лесопарковой зоны в лесах Сергиево-Посадского лесничества Московской области.
В ответ на данное письмо Комитет лесного хозяйство Московской области указал, что изменение границ лесопарковой зоны относится к компетенции Министерства экологии и природопользования Московской области. Между тем, Министерство экологии и природопользования Московской области никаких решений не принимало.
Истец на основании имеющейся у него Лицензии и горноотводного акта к Лицензии обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с просьбой предоставить в аренду без проведения аукциона земельный участок, расположенный по адресу Сергиево- Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, квартал 43, 44.
Решением от 10.02.2020 г. в предоставлении государственной услуги было отказано по причине того, что данный земельный участок находится в лесах, расположенных в лесопарковой зоне в которых в силу п. 4 ч. 2 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается разведка и добыча полезных ископаемых.
Таким образом, спорный участок в государственном лесном реестре имеет целевое назначение защитные леса и относится к категории "лесопарковая зона".
Указание в государственном лесном реестре целевого назначения спорного лесного участка как "лесопарковая зона" препятствует Истцу в использовании участка по назначению, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта незаконного отнесения спорного лесного участка к категории "лесопарковая зона".
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.
При этом ч. 2 ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.
Как установлено пп. 4 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся: леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).
В обоснование исковых требований истец указал, что наличие у земельного участка расположенного по адресу Сергиево- Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, квартал 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34 статуса "лесопарковой зоны" не позволяет Истцу осуществлять свою деятельность согласно Лицензии и горноотводного акта к ней.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что заявленные требования об изменении целевого назначения лесного участка и уменьшения площади лесопарковых зон не могут быть удовлетворены, поскольку для этого у истца отсутствуют какие-либо основания, предусмотренные действующим законодательством. Также Комитет считает, что в материалы дела истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии отнесения спорного лесного участка к лесопарковым зонам.
Указанный довод заявителя апелляционной жалобы является необоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.11.1993 г. Администрация Московской области направила в адрес Истца письмо 11-8696 в котором указала, что в связи с исчерпанием минерального сырья на Центральном участке Хотьковского месторождения необходимо начать освоение Шапиловсокого месторождения для чего, Администрация будет ходатайствовать перед Правительством РФ о переводе данных земель в нелесные.
26.06.1994 г. Постановлением главы Администрации Московской области N 122 Истцу был представлен земельный участок 37 Га с правом рубки деревьев, из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества и квартала 67 Загорского лесничества.
Согласно п. 2 указанного постановления Администрации Сергиево-Посадского района было поручено произвести перевод указанных выше лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев. При этом, в качестве основания издания постановления в нем указано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 г. N 435-Р.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 04 апреля 1994 г. был разрешен в соответствии с Основами лесного законодательства РФ перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с введением лесного хозяйства и пользование лесным фондом в Московской области 68, 6 Га.
Во исполнение данного постановления Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области было принято постановление N 1083 от 09.06.1994 г., согласно которому земли Сергиево-Посадского опытно-механизированного лесхоза кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были переведены в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев.
Таким образом, земли, находящиеся в кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были в установленном порядке изъяты из земель лесного фонда, переданы для разработки месторождений находящихся на них и не могли быть включены впоследствии в лесопарковые зоны.
Данная процедура по изъятию земель была проведена в полном соответствии с требованиями лесного законодательства РФ, действующими в указанный период.
Так с 06.03.1993 г. на территории Российской Федерации стали действовать Основы лесного законодательства РФ (далее Основы лесного законодательства), согласно преамбуле которых настоящие Основы регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации (далее-лесные отношения) в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Как следует из ст. 22 Основ лесного законодательства порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 Постановления от 23 октября 1993 г. N 1064 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом" в соответствии со статьей 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти. В лесах первой группы многолесной зоны при расширении лесных поселков для строительства жилья перевод лесных земель в нелесные производится соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с государственными органами управления лесным хозяйством.
Установить, что перевод лесных земель в нелесные в лесах второй и третьей групп для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт - Петербурга по представлению соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и государственных органов управления лесным хозяйством.
Таким образом, исходя из действующего на тот период законодательства Российской Федерации, вопрос о переводе земель из лесных в нелесные осуществлялся по решению Правительства РФ.
Как было указано выше Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 г. N 435-Р., подписанным председателем Правительства Российской Федерации было разрешено Московской области перевести 68 Га лесных земель в нелесные.
На основании указанного Распоряжения в качестве таких земельных участков Постановлением главы Администрации Московской области N 122 от 26.06.1994 г. были определены земли из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества и квартала 67 Загорского лесничества.
Именно в силу вышеуказанных делегированных полномочий Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области было принято постановление N 1083 от 09.06.1994 г. согласно которому земли Сергиево-Посадского опытно-механизированного лесхоза кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были переведены в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев.
В этой связи, земли, находящиеся в кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества, то есть спорные земли, имели законный статус нелесных земель и не могли быть включены впоследствии в лесопарковые зоны.
Основы лесного законодательства утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации в 1997 г. (утратил силу в связи с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации) При этом, в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 г. (утратил силу) не было никакого специального регулирования в отношении земель, переведённых в нелесные земли.
Ст. 8 ФЗ от 04 декабря 2006 г. N 201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред от 01.07.2019 г.) было предусмотрено, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ст. 8.1 ФЗ от 04 декабря 2006 г. N 201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред от 01.07.2019 г.) устанавливает, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 114 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом ст. 8 ФЗ от 04 декабря 2006 г. N 201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в первоначальной редакции) было установлено, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для того, чтобы тот или иной участок стал относится к категории лесопарковых зон необходимо было, чтобы на момент введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, то есть на 01 января 2007 г. земли относились к категории защитных лесов 1 группы.
Спорные земли, находящиеся по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34 на указанную дату не относились к категории лесопарковых зон, что подтверждается предметом Договора аренды от 24 июля 2009 г., согласно п. 2 которого прямо предусмотрено, что Вид разрешенного использования арендуемого участка: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, и выданным постановлением главы Администрации Сергиево-Посадского района Московской области горноотводным актом N 3 от 17 ноября 1997 г., в котором спорный участок предоставляется Истцу для разработки валунно-гравийно-песчанной массы.
Кроме этого, согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:05:0050301:189, который был присвоен 24.07.2009, относится к лесным землям с видом разрешенного использования: Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Как установлено пп. 1, 2 ст. 13 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости.
Таким образом, в ЕГРН содержатся достоверные сведения, полностью подтверждающие позицию Истца по настоящему делу. Отнесение в государственном лесном реестре земельного участка к "лесопарковым зонам" носит незаконный характер, в том числе и не соответствующий данным в ЕГРН.
Как установлено ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение данной номы процессуального права Комитет лесного хозяйства Московской области доказательства законного включения в отношении спорного участка записи в государственный лесной реестр о его принадлежности к категории "леса, расположенные в лесопарковых зонах" в материалы дела не представил.
Следовательно, Ответчик, без соблюдения установленных процедур, самостоятельно в нарушение актов уполномоченных органов в отношении спорного участка, принятых еще в 1994 г., отнес данный участок к "лесопарковых зонам". Оснований такого отнесения не представил. Между тем, порядок отнесения земель к лесопарковым зонам строго регламентирован законом.
Согласно ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества создаются на землях:
1) лесного фонда;
2) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
3) населенных пунктов, на которых расположены леса;
4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно ч. 2 ст. 110 действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Аналогичное положение содержалось в ч. 6 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции, а также в редакции Лесного кодекса Российской Федерации, действующей на момент заключения договора аренды 24.06.2009 г.) за исключением ссылки на лесоустроительную инструкцию.
В силу пп. 39 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов;
Согласно пп.1.1. ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации под лесоустройством понимается, в том числе, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.
Как установлено ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. от 31.12.2010 г.) правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В редакции до 31.12.2010 г. ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации имела следующее содержание: порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, независимо от временного периода, порядок лесоустройства был определен подзаконным нормативно-правовым актом федерального уровня, который устанавливал четкий порядок отнесения участков к защитным лесам (лесопарковым зонам).
Как следует из п. 23 Лесоустроительной инструкции от 12.12.2011 г. границы зеленых зон и лесопарковых зон устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6312; 2011, N 7, ст. 981).
Согласно п. 20, 21, 22, 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон (утратило силу 02 января 2020 г.) установлен порядок действия государственных органов по установлению лесопарковых зон. А именно:
20.Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.
21.Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.
22.Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр. В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.
Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).
До вышеуказанной лесоустроительной инструкции, в силу ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. до 31.12.2010 г.), действовало Постановление Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 "О Правилах проведения лесоустройства" (утратило силу 02.04.2012).
Согласно п. 5 данного постановления Правительства границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей в границах лесничеств и лесопарков, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения относительно небольших участков леса, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Их границы устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются:
а) ведомости и схемы проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием номеров лесных кварталов;
б) пояснительная записка с обоснованием соответствующего подразделения лесов;
в) ведомости проектируемых особо защитных участков лесов с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов;
г) пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
При этом, п. 9 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 "О Правилах проведения лесоустройства" (утратило силу 02.04.2012) предусмотрено, что Лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией, утверждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В инструкции отражаются особенности проведения лесоустройства на землях обороны и безопасности и на других категориях земель, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
Принятой Министерством природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом лесоустроительной инструкцией предусмотрены требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, на землях поселений, на землях обороны и безопасности и на землях особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 "О Правилах проведения лесоустройства" (утратило силу 02.04.2012)проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов обеспечиваются: а) по результатам размещения государственных или муниципальных заказов: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, за исключением лесных участков в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности, - в отношении лесных участков, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности;
При этом, в силу разграничения полномочий решение об отнесении земельного участка к защитным зонам (лесопарковым зонам) должно было быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что изъятый в установленном законом порядке (постановлением Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области б/н 1083 от 09.06.1994 г.) из состава лесных земель спорный участок, мог быть включен в состав лесопарковых зон только с соблюдением вышеуказанных процедур решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
Как установлено п. 5.4.4 Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса;
В силу п. 10.14 Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" руководитель Федерального агентства лесного хозяйства на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
Однако данных процедур соблюдено не было. Приказа руководителя Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении спорного участка к защитным лесам в материалах дела отсутствует, Ответчиком не представлен.
Таким образом, спорный земельный участок был незаконно отнесен в государственном лесном реестре к категории лесопарковые зоны.
Учитывая изложенное, довод ответчика о том, что суд первой инстанции изменил назначение спорного лесного участка и уменьшил площади лесопарковых зон признается апелляционным судом необоснованным.
Суд первой инстанции правомерно признал запись в государственном лесном реестре недействительной, как внесенную без законных оснований и противоречащую в том числе данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что имеющиеся в материках дела основания перевода спорных участков из земель лесного фонда являются неотносимыми, так как касаются иных лесных участков, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 г. N 435-Р - касается общего объема переводимых лесных участков, в частности в Московской области 68, 6 Га.
Постановлением Администрации Московской области от 26.05.1994 г. N 122 - прямо предусмотрено выдел земли из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества
Постановлением главы Администрации Сергиево-посадского района Московской области от 09.06.1994 г. N 1083 изъята земля с правом рубки деревьев, из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества.
Спорный участок находится по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34, то есть является идентичным с указанным в Постановлении главы Администрации Сергиево-посадского района Московской области от 09.06.1994 г. N 1083 участком.
Кроме этого, Истец 24 июля 2009 г. заключил с Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва договор аренды лесного участка N 50-0090-0300333 (далее Договор аренды).
Согласно п. 1 Договора аренды Арендодатель, действующий в соответствии со ст. 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании приказа Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.07.2009 г. N 269 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящейся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (далее- лесной участок).
Согласно п. 2 Договора аренды лесной участок площадью 36, 0 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет: местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34; номер государственного учета в лесном реестре: 216-2009-05; категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, на 2009 г. (дата заключения договора аренды) спорный участок имел вид разрешенного использования выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с п. 21 срок действия договора аренды устанавливается с момента государственной регистрации и действует до 31 декабря 2012 г. Таким образом, исходя из срока договора аренды, не предполагалось, что спорный участок будет неизвестным образом отнесен к лесопарковым зонам.
При этом, ссылка ответчика на судебные акты по делу N А41-14302/2013 признается апелляционным судом несостоятельной ввиду отсутствия правового и преюдициального значения для настоящего дела, поскольку они вынесены не в отношении спорного участка, а в отношении иных участков, входящих в Васильевское участковое лесничество, а также относятся исключительно к оспариванию отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.
В отношении принадлежности земельного участка к нелесным землям вынесены иные судебные акты, имеющие преюдициальное значение.
Так, решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41- 13465/16 от 01 июня 2016 г., установлено, что смежный земельный участок, находящейся в квартале 43 выдел 23 и квартале 44 выдел 8 Васильевского участкового лесничества, и в квартале 67 выдел 74 Сергиево-Посадского участкового лесничества Сергиево-Посадского лесничества Московской области не имеет статуса лесопарковые зоны в виду вышеуказанных оснований.
При том, что спорный земельный участок, что земельный участок, являющийся предметом рассмотрения в деле N А41-13465/16, представляют собой участки, выделенные по горноотводному акту к лицензии в составе 142 Га и оба этих участка являются частью Шапиловского месторождения.
Так, суд в деле N А41-13465/16, на основе анализа документов и норм права, пришел к выводу, что "перевод земельных участков осуществлен на основании Распоряжения Правительства РФ от 04.04.1994 N 435-р, которым решено перевести часть земель лесного фонда различных регионов в земли иных категорий, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также на основании Постановления Администрации Московской области от 26.05.1994 N122, которым конкретизировано место нахождения лесного участка, в отношении которого осуществлен перевод, на территории Московской области (43, 44 кварталы Васильевского лесничества и 67 квартал Загорского лесничества" (предпоследний абзац стр. 7 решения Арбитражного суда Московской области по делу А41-13465/16).
Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2016 г. по делу N А41-13465/16, которым вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения (абз. 2 стр. 15 Постановления).
Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 21 декабря 2016 г. указал, что "по настоящему делу судами установлено, что земельные участки на основании нормативных актов уполномоченных органов в соответствии с действовавшим законодательством (Земельный кодекс РСФСР 1991 года и Основы лесного законодательства от 6 марта 1993 года) исключены из земель лесного фонда и отнесены к категории "земли промышленности". Доводы кассационной жалобы сводятся к указанию на отнесение земельных участков к лесным земельным участкам на основании материалов лесоустроительного дела. Указанные доводы правомерно не приняты судами первой и апелляционной инстанции как не опровергающие вышеизложенные обстоятельства исключения земельных участков из земель лесного фонда.
При этом суды также обратили внимание на несоответствие представленных материалов требованиям Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 ноября 2007 года No 310, действовавшим до 7 июня 2012 г., и предусмотренному действующим с 8 июня 2012 года по настоящее время Порядку проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденному Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 г. No 139" (см абз 4,5 стр 7-8 постановления суда кассационной инстанции).
Таким образом, судебные акты по делу N А41-13465/16 подтверждают, что спорный земельный участок, как и участок являющийся предметом рассмотрения в деле N А41-13465/16 были в установленном законом порядке переведены в нелесные земли специально для разработки Шапиловского месторождения. При этом, судами установлено, что отнесение земельного участка к лесопарковым зонам является незаконным и необоснованным.
В деле N А41-13465/16 участвовали те же лица, что и в настоящем споре и рассматривались обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства заявляет о пропуске Истцом срока исковой давности, мотивируя это тем, что исходя из приложения N 1 и N 2 к договор аренды от 24.07.2009 г. указано целевое назначение лесов: защитное. Таким образом, по мнению Ответчика, Истец на момент заключение договора аренды знал об отнесении участка к лесопарковым зонам, не оспаривал такое назначение в том числе и в судебном порядке.
Однако, данный довод был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку Истец о нарушении своих прав узнал из отказа в предоставлении государственной услуги по заключению договора аренды на данный земельный участок от 10.02.2020 г., выданного комитетом лесного хозяйства Московской области.
Позиция ответчика, приведенная в апелляционной жалобы, основана на недействующем на момент заключения договора аренды законодательстве.
Действительно в приложение N 2 к договор аренды указано целевое назначение лесов: защитное. В приложении N 3 к договор аренды указана цель использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Как следует из ст. 10 Лесного кодекса РФ в ред. от 16.03.2009 г., действующей на момент заключения договора аренды, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. При этом, указание в приложение N 2 к договору аренды целевого назначения - защитные леса при разрешенном использовании в виде выполнения работ по разработке месторождений полезных ископаемых не означало, что на данном участке невозможно было осуществлять добычу полезных ископаемых. Исходя из положений главы 15 Лесного кодекса РФ, которая с 01 июля 2019 г. полностью утратила силу, добыча полезных ископаемых не допускалась исключительно в лесопарковых зонах, а не во всех защитных лесах. Таким образом, довод о том, что Истец еще в 2009 г. знал о запрете осуществлять добычу полезных ископаемых на спорном участке является не верным, поскольку при наличие целевого назначения "защитные леса" добыча полезных ископаемых допускалась законодательством РФ, действующим на момент заключения договора аренды.
Об отнесении данного участка в настоящее время к "лесопарковым зонам", Истец узнал из отказа в предоставлении государственной услуги по заключению договора аренды на данный земельный участок от 10.02.2020 г., выданного комитетом лесного хозяйства Московской области.
Кроме этого, договор аренды от 24 июля 2009 г. прекратил свое действие.
Как установлено ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ст. 74 Лесного кодекса РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Таким образом, Истец в соответствии со ст. 74 Лесного кодекса РФ имеет право на заключение договора аренды спорного участка без проведения торгов, однако его право, которым он воспользовался, было нарушено 10.02.2020 г. полученным отказом Комитета лесного хозяйства Московской области. При этом, в данном отказе прямо указано, что Вы вправе повторно обратиться в Ведомство с заявлением о предоставлении Государственной
услуги после устранения указанных нарушений
.
Согласно ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В силу ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В соответствии с ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено пп. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 12.33 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 Комитет осуществляет полномочия по ведению государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области.
Из анализа указанных норм следует, что Комитет лесного хозяйства Московской области уполномочен в силу закона вносить соответствующие изменения в государственной лесной реестр, следовательно требование об обязании внести изменения в государственной лесной реестр подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительной запись в государственном лесном реестре, внесенной Ответчиком без законных оснований и соблюдения установленных процедур; правомерно восстановил нарушенное право, исходя из действующего на момент вынесения решения законодательства, поскольку в силу ст. 117 Лесного кодекса РФ единственная возможная для спорного земельного участка категория лесов - "эксплуатационные леса" с видом разрешенного использования "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых".
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2020 года по делу N А41-28666/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28666/2020
Истец: АО "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19259/2021
24.03.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1998/2022
13.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19259/2021
28.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-767/2021
03.12.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-28666/20