г. Москва |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А41-28666/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: акционерного общества "Хотьковское карьероуправление" - Терон О.Н., представитель по доверенности от 7 мая 2020 года, Ишо К.Д., представитель по доверенности от 7 мая 2020 года;
от заинтересованного лица: Комитета лесного хозяйства Московской области - Разумак М.В., представитель по доверенности от 28 декабря 2020 года;
от третьих лиц: извещены, представители не явились;
рассмотрев 11 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года, на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2021 года, по делу N А41-28666/20
по заявлению акционерного общества "Хотьковское карьероуправление"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство экологии и природопользования Московской области,
о признании недействительной записи в государственном лесном реестре,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Хотьковское карьероуправление" (далее - истец, общество, АО "Хотьковское карьероуправление" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) о признании недействительной записи содержащейся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0050301:189, находящегося по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34 категории "леса, расположенные в лесопарковых зонах"; об обязании Комитета внести изменения в государственной лесной реестр в отношении данного участка, изменив целевое назначение на "эксплуатационные леса" с видом разрешенного использования "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, комитет обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. От Рослесхоза в материалы дела поступил отзыв на кассационную жалобу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество использует земельный участок с кадастровым номером 50:05:0050301:189, находящийся по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, Сергиево-Посадское лесничество, Васильевское участковое лесничество, кв. 43 выд. 23, 35, кв. 44 выд. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 30, 31, 32, 33, 34, для разработки гравийных и песчаных карьеров на основании лицензии от 15 мая 1998 года серии МСК N 05052 ТЭ (далее - Лицензия) (Шапиловский участок Хотьковского месторождения валунно-гравийно-песчаных пород).
Установив, что указанный земельный участок числится в государственном лесном реестре как "леса, расположенные в лесопарковых зонах", что препятствует истцу в использовании участка по назначению, он обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности факта незаконного отнесения спорного лесного участка к категории " леса, расположенные в лесопарковых зонах", в связи с чем судами указано следующее.
Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В силу части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Администрация Московской области 24 ноября 1993 года направила в адрес Истца письмо 11-8696 в котором указала, что в связи с исчерпанием минерального сырья на Центральном участке Хотьковского месторождения необходимо начать освоение Шапиловсокого месторождения для чего, Администрация будет ходатайствовать перед Правительством РФ о переводе данных земель в нелесные.
Постановлением главы Администрации Московской области от 26 июня 1994 года N 122 Истцу был представлен земельный участок 37 Га с правом рубки деревьев, из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества и квартала 67 Загорского лесничества.
Согласно пункту 2 указанного постановления Администрации Сергиево-Посадского района было поручено произвести перевод указанных выше лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев. При этом, в качестве основания издания постановления в нем указано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года N 435-Р.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 04 апреля 1994 года был разрешен в соответствии с Основами лесного законодательства РФ перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с введением лесного хозяйства и пользование лесным фондом в Московской области 68, 6 Га.
Во исполнение данного постановления Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области было принято постановление от 09 июня 1994 года N 1083, согласно которому земли Сергиево-Посадского опытно-механизированного лесхоза кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были переведены в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев.
Таким образом, земли, находящиеся в кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были в установленном порядке изъяты из земель лесного фонда, переданы для разработки месторождений находящихся на них и не могли быть включены впоследствии в лесопарковые зоны.
Данная процедура по изъятию земель была проведена в полном соответствии с требованиями лесного законодательства РФ, действующими в указанный период.
Указанные обстоятельства, как указали суды, подтверждаются также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-13465/16.
Кроме того, судами указано, что сведения о земельном участке в лесном реестре не соответствуют требованиям Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 ноября 2007 года N 310, действовавшим до 7 июня 2012 г., и предусмотренному действующим с 8 июня 2012 года по настоящее время Порядку проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденному Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 года N 139.
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок был введен из состава земель лесного фонда, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы комитета, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2021 года по делу N А41-28666/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение данного постановления Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области было принято постановление от 09 июня 1994 года N 1083, согласно которому земли Сергиево-Посадского опытно-механизированного лесхоза кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были переведены в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев.
Таким образом, земли, находящиеся в кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества были в установленном порядке изъяты из земель лесного фонда, переданы для разработки месторождений находящихся на них и не могли быть включены впоследствии в лесопарковые зоны.
Данная процедура по изъятию земель была проведена в полном соответствии с требованиями лесного законодательства РФ, действующими в указанный период.
Указанные обстоятельства, как указали суды, подтверждаются также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-13465/16.
Кроме того, судами указано, что сведения о земельном участке в лесном реестре не соответствуют требованиям Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 ноября 2007 года N 310, действовавшим до 7 июня 2012 г., и предусмотренному действующим с 8 июня 2012 года по настоящее время Порядку проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденному Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 года N 139.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2021 г. N Ф05-19259/21 по делу N А41-28666/2020
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19259/2021
24.03.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1998/2022
13.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19259/2021
28.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-767/2021
03.12.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-28666/20