город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2021 г. |
дело N А32-53948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 по делу N А32-53948/2020 по иску ООО УК "Доверие" к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о взыскании задолженности за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Доверие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) о взыскании задолженности за коммунальную услугу по электроснабжению в размере повышающего коэффициента 1,5 в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета в сумме 1 310 434,83 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 26 119 руб.
Решением суда от 10.03.2021 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению в размере повышающего коэффициента 1,5 в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета в сумме 1 310 434,83 руб., судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 26 104 руб.
С принятым судебным актом не согласилась администрация, обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба повторяет доводы отзыва на исковое заявление, администрация настаивает на том, что у нее отсутствует обязанность по оплате коммунальных услуг ввиду передачи жилых помещений нанимателям, администрация услугами истца не пользовалась, доказательств ненадлежащего качества не представлено.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следеует из материалов дела, в соответствии со ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ, на основании решений общих собраний собственников помещений и заключенных договоров управления ООО "УК "Доверие" является управляющей организацией многоквартирных домов по адресу: ул. Лесная д. 21, ул. Голубые Дали д. 64, ул. Голубые Дали д. 71, ул. Голубые Дали д. 74.
В указанных многоквартирных домах имеются жилые помещения, принадлежащие ответчику на праве собственности, что подтверждается реестрами собственников помещений, сформированными на основании данных из ЕГРПН МКД, Едиными квитанциями на оплату услуг "ГорИВЦ" (строка "Наем жилого помещения" Получатель "ДИО Администрации г. Сочи").
Данные помещения были переданы нанимателям (физическим лицам) по договорам найма, которым истец, как управляющая организация, начисляла плату за коммунальные услуги и выставляло соответствующие счета для оплаты.
В период с октября 2017 года по июнь 2020 года собственники и наниматели помещений в указанных многоквартирных домах вносили плату за потребленную электрическую энергию в занимаемых ими жилых помещениях в ООО "УК "Доверие", как исполнителю коммунальной услуги.
ООО "УК "Доверие" приобретала данную электроэнергию в рамках договора ресурсоснабжения (энергоснабжения) N 227040 от 21.05.2016 г., заключенного с ПАО "ТНС энерго "Кубань".
Как указал истец, часть жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, и переданных нанимателям по договорам социального найма, в спорный период не была оснащена индивидуальными приборами учета электрической энергии (ИПУ), однако имелась техническая возможность установки приборов учета.
В частности, не оснащены индивидуальными приборами учета (ИПУ) электроэнергии следующие помещения:
- ул. Лесная д. 21 жилые помещения N : 3, 4, 6, 9, 12, 15, 22, 32, 37, 42, 45, 51, 59, 64, 68, 71, 72, 76, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 91, 97;
- ул. Голубые Дали д. 64 жилые помещения N : 102, 104, 105, 128, 138, 149, 201, 202, 206, 211, 212, 219, 223, 224, 225, 227, 228, 236, 237, 238, 301, 303, 304, 305, 324, 327, 346, 348, 402, 403, 423, 430, 443, 452, 428;
- ул. Голубые Дали д. 71 жилые помещения N : 103/1, 103/2, 106, 106а, 111, 113, 115, 117/1, 117/2, 202, 209, 210, 213, 216, 217, 219, 302, 305, 307, 308, 311, 320, 402, 403, 404, 405, 412, 414, 417, 418, 421, 422, 518, 520;
- ул. Голубые Дали д. 74 жилые помещения N : 41, 101, 102, 103, 104, 106, 115, 122, 216, 218, 226, 302, 304, 313, 316, 320, 325, 403, 406, 413, 414, 415, 418, 421, 423, 425, 504, 506, 516, 521, 524, 525.
По расчету истца размер задолженности составил 1 310 434,83 руб.
В претензии от 01.09.2020 истец просил погасить имеющуюся задолженность.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
Спорные отношения подпадают под правовое регулирование параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальных норм законодательства в сфере энергоснабжения и Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С момента заселения жилых помещений в муниципальном жилищном фонде обязанность по несению таких расходов возлагается на нанимателя либо арендатора жилого помещения (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, и плату за коммунальные услуги.
В обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, входит внесение платы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Соответственно в случаях, когда жилые помещения. Принадлежащие муниципальному образованию, не предоставлены для проживания по договорам социального найма и не заселены, субъектом обязанности по оплате электроэнергии является муниципальное образование как собственник.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт поставки электроэнергии по вышеуказанным объектам подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.
Приведенным в жалобе доводам дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Как видно, истец взыскивает задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению в размере повышающего коэффициента 1,5 в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61); вводит обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67); предусматривает одинаковую структуру платы за коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 154) (Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2013 N АКПИ13-56).
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В пункте 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу абзаца третьего пункта 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603), при наличии технической возможности установки приборов учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5 статьи 13 которого установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
На основании требований действующего законодательства, собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых ресурсов, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 13 N 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ N 354).
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления допускается только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений ИПУ. Поэтому плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента подлежит взиманию с публичного собственника, а не нанимателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6279 по делу N А56-18735/2018, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.09.2019 N 307-ЭС19-6256 по делу N А56-18739/2018.
В этой связи, управляющая организация не может в силу закона возложить на нанимателей обязанность по оплате повышающего коэффициента.
Учитывая вышеизложенную позицию, судом верно установлено, что ООО "УК "Доверие" правомерно произвело расчет сумм, начисленных в период с октября 2017 по июль 2020 года в качестве повышающего коэффициента нанимателям помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в многоквартирных домах по адресу, в том числе:
- по ул. Лесная д. 21 на сумму 276 407 рублей 14 копеек;
- по ул. Голубые Дали д. 64 на сумму 366 117 рублей 66 копеек;
- ул. Голубые Дали д. 71 на сумму 331 355 рублей 35 копеек;
- ул. Голубые Дали д. 74 на сумму 336 554 рубля 69 копеек.
Таким образом, всего размер задолженности на стороне ответчика составил 1 310 434 рубля 83 копейки.
Доводу администрации об отсутствии у нее обязанности по оплате коммунальных услуг ввиду передачи жилых помещений нанимателям, правомерно отклонен, поскольку положениями жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении передача помещений нанимателям не освобождает собственника помещения от соблюдения требований по оснащению его помещений приборами учета.
Судом вышеуказанные нормы жилищного законодательства обоснованно приняты как исключающие возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за не совершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих обязанности по их установке, является правильным.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 N 16АП-2355/2020 по делу N А63-16897/2019, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 N 13АП-36754/2020 по делу N А56-17981/2020.
Ссылки на то, что доказательств надлежащего качества оказанных услуг не представлено, отклоняется апелляционным судом.
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В разделе Х Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021, с изм. от 27.04.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Однако апеллянт не представил доказательств надлежащего актирования некачественности услуги по поставке коммунального ресурса, чем принял на себя неблагоприятные риски неисполнения бремени доказывания по делу. Утверждения о ненадлежащем качестве поставленного ресурса голословны, не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем отклоняются апелляционным судом.
В соответствии абзацем 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных 8 документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Арбитражный суд считает, что задолженность перед истцом должен нести собственник имущества, т.е. администрация города Сочи, наделенная соответствующими правами и обязанностями.
На этом основании довод истца о необходимости указания в резолютивной части решения о взыскании задолженности за счет казны муниципального образования подлежит отклонению как противоречащий бюджетному законодательству.
В связи с тем, что от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 по делу N А32-53948/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53948/2020
Истец: ООО "УК"Доверие", ООО управляющая компания "Доверие"
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21494/2021
05.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8143/2021
11.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5764/2021
10.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53948/20