г. Москва |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А40-225878/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-225878/20
по заявлению КАРЛ ШТОРЦ - Эндоскопы ВОСТОК (ОГРН 1047796160455)
к Московской областной таможне (ИНН 7735573025, ОГРН 1107746902251)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Громакова О.В. по доверенности от 01.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
Чувашова А.Д. по доверенности от 30.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
КАРЛ ШТОРЦ - Эндоскопы ВОСТОК (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее - таможенный орган) от 30.09.2020 N 18-06/25596 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин по декларациям на товары ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N 10013160/241019/0439508.
Решением суда от 17.02.2021 заявление общества удовлетворено в части.
В части удовлетворения расходов на оплату услуг представителя отказано.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества поддержал решение суда.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей таможенного органа и общества, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по декларациям на товары ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N 10013160/241019/0439508 (далее - ДТ) медицинские изделия (далее - товары). Выпуск товаров был осуществлен 07.10.2019, 24.10.2019, соответственно.
Ввезенные товары включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее также - Перечень).
Как установлено судом, при декларировании товаров таможенным представителем данная преференция (освобождение от НДС при ввозе товаров на территорию РФ) заявлена не была, при этом по ряду товарных позиций были неверно указаны коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД) в связи с их неправильной классификацией таможенным представителем, что привело к излишней уплате таможенных пошлин.
В связи с чем, обществом 02.09.2020 в Московский областной таможенный пост (далее - ЦЭД) были представлены обращения декларанта (исх. N 222 от 02.09.2020 и исх.247) и 21.09.2020 (исх." 248 от 21.09.2020), что подтверждается почтовыми квитанциями ФГУП "Почта России" от 02.09.2020 чек N 28 и от 22.09.2020 чек N 30, с описью вложения. Обращения декларанта были получены таможенным постом 09.09.2020 и 25.09.2020, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами N 11511447001834, N ED198462603RU, распечатанными с официального сайта ФГУП "Почта России".
В соответствии с представленными КДТ, размер излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10013160/071019/0403386 составил: НДС по ставке 20% в сумме 533 298,19 руб.; таможенная пошлина в сумме 117 387,56 руб.
Уплата НДС и таможенных пошлин произведена за счет денежных средств, внесенных обществом на единый лицевой счет в качестве авансовых платежей, что подтверждается сведениями, заявленными в графе В "Подробности подсчета" ДТ и отчетом ФТС России от 22.01.2020 о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
Размер излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10013160/241019/0439508 составил: НДС по ставке 20% в сумме 2 644 965,48 руб.; таможенная пошлина в сумме 638 195,26 руб.
Уплата НДС и таможенных пошлин произведена за счет денежных средств, внесенных обществом на единый лицевой счет в качестве авансовых платежей, что подтверждается сведениями, заявленными в графе В "Подробности подсчета" ДТ и отчетом ФТС России от 22.01.2020 о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
Общество в соответствии с п.1 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон N 311-ФЗ) 07.02.2020, то есть, после направления обращений с КДТ на таможенный пост, направило в таможенный орган заявления (исх. N 223 от 02.09.2020, N 248 от 21.09.2020) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В подтверждение обоснованности вносимых изменений в коды ТН ВЭД, и, как следствие, изменения размера уплаченных таможенных пошлин, а также в качестве подтверждающих право на применение льготы по НДС документов, обществом к заявлениям были приложены все необходимые документы, а именно: документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС и таможенных пошлин - надлежащим образом заполненная КДТ и ее электронная копия; регистрационные удостоверения на медицинские изделия; декларации о соответствии; документы, подтверждающие уплату таможенных платежей; регистрационные документы общества; документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление; нотариально заверенный оригинал карточки с образцами подписей и оттиска печати; иные установленные законодательством документы.
Письмом от 19.09.2020 N 56-12/1865 "О направлении информации", полученным обществом 23.09.2020, ЦЭД уведомил общество об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10013160/241019/0439508 в связи с непредоставлением обществом надлежащим образом заполненной КДТ, ее электронного вида и других документов, подтверждающих вносимые в ДТ изменения.
Письмом от 25.09.2020 N 56-12/1937 "О направлении информации", полученным обществом 30.09.2020, ЦЭД уведомил общество об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10013160/071019/0403386 в связи с непредоставлением обществом надлежащим образом заполненной КДТ, ее электронного вида и других документов, подтверждающих вносимые в ДТ изменения.
Письмом от 30.09.2020 N 18-06/25596 "О направлении информации", полученным обществом 01.10.2020, таможенный орган уведомил общество о принятом решении об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10013160/241019/0439508 и отказе в возврате уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин с указанием на отсутствие факта излишней уплаты.
Письмом от 30.09.2020 N 18-06/25597 "О направлении информации", полученным обществом 01.10.2020, таможенный орган уведомил общество о принятом решении об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10013160/071019/0403386 и отказе в возврате уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин с указанием на отсутствие факта излишней уплаты.
По мнению общества, принятое таможенным органом решение об отказе в возврате НДС и таможенных пошлин, излишне по декларациям на товары ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N 10013160/241019/0439508 при ввозе медицинских изделий, являющихся медицинскими товарами, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, является незаконным.
В связи с чем общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
Общие положения о возврате сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов установлены статьей 147 Закона N 311-ФЗ. Пунктом 1 данной статьи определено, что излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика, при этом указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
Согласно материалам дела, поскольку таможенное декларирование по ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N 10013160/241019/0439508 осуществлялось на Можайском таможенном посту, входящем в структуру таможенного органа, то общество на основании пункта 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ произвел подачу заявления на возврат излишне уплаченных НДС и таможенной пошлины в таможенный орган. Иной порядок подачи заявлений на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов ни действующим законодательством, ни иными нормативными актами не установлен.
Из содержания оспариваемого решения от 21.09.2020 N 18-06/24659 следует, что таможенный орган, ссылаясь на пункт 2 Приказа N1039 и пункт 36 временного порядка, полагает, что заявления общества были поданы в ненадлежащий таможенный орган, в то время как, по мнению таможенного органа, общество должно было подать их в Центральное таможенное управление (ЦТУ).
Однако, как обоснованно указал суд, этот вывод таможенного органа является неправомерным, поскольку противоречит пункту 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, согласно которому заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов подается в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование товаров, а товары по ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N 10013160/241019/0439508 в ЦТУ не декларировались. При этом Приказ N 1039 и утвержденный им временный порядок не могут устанавливать порядок возврата излишне уплаченных сумм, противоречащий статье 147 Закона N 311-ФЗ.
Таким образом, подача обществом заявлений в таможенный орган является правомерной.
Обязанность таможенных органов при принятии решений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей руководствоваться положениями Закона N 311-ФЗ установлена также пунктом 38 временного порядка.
Как правомерно указал суд, вывод таможенного органа о том, что решения о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов формирует ЦТУ, основанный на положениях пункта 2 Приказа N 1039 и пункта 36 временного порядка, не соответствует данным актам и является неправомерным, поскольку нормативные акты, регулирующие администрирование лицевых счетов, не предоставляют администратору указанных счетов права на вынесение решений о возврате из бюджета на лицевые счета излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что лицевой счет - это совокупность сведений, содержащихся в информационно-программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, отражающих движение денежных средств, внесенных лицами и поступивших на счет Федерального казначейства, а также сумм возвращенных (зачтенных) таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе сумм возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных платежей, позволяющая вести учет движения денежных средств. Ведение лицевых счетов плательщиков производится таможенными органами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Таким образом, лицевой счет - это счет, открытый плательщику Федеральным казначейством, на котором учитывается движение денежных средств плательщика: поступление на счет и списание со счета.
Из пункта 1 Приказа N 1039 следует, что данный приказ устанавливает порядок администрирования лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС".
Пункт 3 Приказа N 1039 и приложение N 3 к приказу устанавливают распределение между таможенными органами функций по администрированию лицевых счетов плательщиков исходя из места постановки плательщиков на учет в налоговых органах. Как правильно указывает таможенный орган, таможенным органом, назначенным осуществлять администрирование лицевого счета заявителя, код причины постановки на учет (КПП) которого начинается на 77, является Центральное таможенное управление.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 1039 функции по администрированию таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, при работе с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков, определены в приложении N2 к Приказу.
Согласно п.17 Приложения N 2 к функциям региональных таможенных управлений, осуществляющих администрирование лицевых счетов, отнесено рассмотрение заявления о возврате авансовых платежей и принятие решения о возврате авансовых платежей, а также решений о выплате процентов российским юридическим лицам. Рассмотрение заявлений о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин и налогов ни в функции региональных таможенных управлений, осуществляющих администрирование лицевых счетов, ни вообще в функции по администрированию лицевых счетов не входит.
Из всего изложенного, а также из содержания иных положений Приказа N 1039 и временного порядка следует, что под администрированием лицевых счетов плательщиков таможенными органами понимается исключительно проведение операций с денежными средствами по лицевому счету плательщика - зачисление поступивших денежных средств на лицевой счет и их списание с лицевого счета. При этом Приказ не устанавливает для таможенных органов, осуществляющих администрирование лицевых счетов, полномочий в отношении денежных средств, находящихся вне лицевых счетов плательщиков, в частности, в отношении денежных средств, перечисленных с лицевого счета в государственный бюджет.
Таким образом, если денежные средства, находящиеся на лицевом счете плательщика, были списаны с лицевого счета в государственный бюджет в уплату таможенных платежей (налогов, пошлин), то таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета, с которого была произведена уплата, (в данном случае ЦТУ), не вправе впоследствии принимать решения о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей (налогов, пошлин) из государственного бюджета обратно на лицевой счет плательщика.
Следовательно, вопреки утверждению таможенного органа, пункт 36 временного порядка не наделяет региональные таможенные управления, осуществляющие администрирование лицевых счетов плательщиков (в данном случае ЦТУ), полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (пошлин и налогов) из государственного бюджета.
В частности, пунктом 30 временного порядка предусмотрено, что предоставление данных в отношении излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных и иных платежей осуществляет не таможенный орган, ведущий администрирование лицевого счета заинтересованного лица, а таможенный орган, выявивший факт излишней уплаты или излишнего взыскания и данным действием осуществил возврат (зачет) таких платежей (то есть не таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 29.07.2019 N 239 о возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенной пошлины, а не о возврате сумм авансовых платежей или иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, то ссылка таможенного органа на пункт 36 временного порядка, как основание отказа от рассмотрения заявлений, является несостоятельной.
Из изложенного выше следует, что таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование товаров по ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N 10013160/241019/0439508, и в который обществом в установленном п.1 ст.147 Закона N 311-ФЗ порядке было подано заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей с приложением необходимых документов, отказал обществу в принятии решения о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей необоснованно.
Обществом в порядке, установленном пунктами 12-13 решения коллегии N 289, было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ путем направления на таможенный пост обращения декларанта с приложенными КДТ на бумажном носителе и в электронном виде (ЭКДТ), документами, подтверждающими изменения, вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в том числе документами, подтверждающими уплату таможенных и иных платежей (ДТ, платежные поручения, регистрационные документы на медицинские изделия, декларации о соответствии).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (утв. Приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286), если изменения, вносимые обращением декларанта в ДТ, влияют на сумму подлежащих уплате таможенных платежей, то такие обращения не позднее дня, следующего за днем их регистрации, направляются для рассмотрения и вынесения решения в вышестоящий таможенный орган - таможню, то есть в рассматриваемом случае, в таможенный орган.
Также, КДТ были приложены и к заявлениям о возврате НДС и таможенных пошлин, что подтверждается описью приложений к указанным заявлениям.
Таким образом, на момент вынесения решения об отказе в рассмотрении заявлений у таможенного органа находились надлежащие КДТ к ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N 10013160/241019/0439508.
При этом КДТ, приложенные к обращению декларанта и к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в совокупности с иными представленными документами являлись надлежащими документами, предусмотренными пп. 2, 3 п.2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, и в полной мере подтверждающими начисление таможенных платежей, подлежащих возврату, и факт их излишней уплаты.
Факт получения КДТ в составе приложений к заявлениям подтверждается описью приложений к заявлениям и отметками таможенного органа о получении указанных заявлений с приложениями.
В соответствии с п.2 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ медицинских товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ N 1042.
Согласно данному Перечню освобождение от налогообложения товаров, включенных в Перечень, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ, то есть, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Перечень содержит наименование групп (подгрупп или видов) медицинской техники и соответствующие им коды по классификации ОК 005-93 (ОКП), утвержденные Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 в ред. от 22.10.2014 (далее - ОК 005-93 (ОКП)), код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-20142, а также коды ТН ВЭД. "
В силу п. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее также - Правила). Данными правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинские изделия (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие").
Согласно подпунктам "а" и "и" п. 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению) и код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
К обращениям декларанта, представленным на таможенный пост, а также к заявлениям о возврате НДС и о возврате таможенных пошлин, представленным в таможенный орган, обществом в качестве документов, подтверждающих право на применение налоговой льготы по НДС, были приложены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, а именно:
РУ N РЗН 2017/5490 от 21.12.2017 "Принадлежности" к Инсуффлятору С02, модели ENDOFLATOR 40, ENDOFLATOR 50;
РУ N ФСЗ 2011/09541 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Помпа эндоскопическая Karl Storz";
РУ N ФСЗ 2011/09444 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Насос эндоскопический, с принадлежностями";
РУ N РЗН 2017/5687 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Клапан сжатия для трубки S-PILOT, с принадлежностями";
РУ N ФСЗ 2008/01962 от 19.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Инструменты и принадлежности эндоскопические, одноразовые";
РУ N ФСЗ 2011/09443 от 19.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Морцеллятор электромеханический хирургический универсальный Rotocut G1, с принадлежностями";
РУ N ФСЗ 2012/13031 от 11.09.2018 "Принадлежности" на мед. изд. "Аппарат универсальный электромеханический хирургический Unidrive S III, с принадлежностями";
РУ N ФСЗ 2011/10080 от 21.12.2017 Принадлежностей к электрокоагулятору AUTOCON;
РУ N РЗН 2016/4855 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Видеолапараскоп высокого разрешения TIPCAM 1 S 3D с двумя дистально интегрированными видеочипами";
РУ N РЗН 2015/3312 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Аппарат универсальный электромеханический хирургический Unidrive S III, с принадлежностями";
РУ N РЗН 2015/3266 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Аппарат универсальный электромеханический хирургический UNIDRIVE S III NEURO SCB, с принадлежностями";
РУ N ФСЗ 2009/04823 от 19.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Изделия медицинские одноразовые для малоинвазивной хирургии"
РУ N ФСЗ 2012/12291 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изделие "Стойка мобильная для эндоскопического оборудования";
РУ N ФСЗ 2009/05464 от 19.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Оборудование эндоскопическое - мониторы, с принадлежностями";
РУ N РЗН 2017/5490 от 21.12.2017 "Принадлежности" к Инсуффлятору С02, модели ENDOFLATOR 40, ENDOFLATOR 50;
РУ N ФСЗ 2011/09541 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Помпа эндоскопическая Karl Storz";
РУ N РЗН 2015/2518 от 21.12.2017 "Принадлежности к инструментам эндохирургическим";
РУ N ФСЗ 2011/09444 от 21.12.2017 "Принадлежности" на мед. изд. "Насос эндоскопический, с принадлежностями".
Регистрационные удостоверения и приложения к ним содержат сведения о классе и наименованиях групп продукции, позволяющие однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом), поименованной в Перечне, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с п.2 ст.150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 НК РФ).
Кроме того, соответствие ввезенных товаров кодам, содержащимся в Перечне, дополнительно подтверждено Декларациями о соответствии, приложенными к обращению декларанта и к заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин. Согласно нормам части 5 ст. 24 и части 2 ст. 25 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация соответствия должна содержать информацию, позволяющую идентифицировать объект подтверждения соответствия. Формы декларации о соответствии в целях идентификации объекта содержат указание на код по ОК 005-93.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень медицинских товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, явлеются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
Письмом от 10.04.2017 N 9411-НП/Д18и Минэкономразвития России сообщило о разработанных и размещенных на официальном сайте Министерства прямых и обратных ключах между ОКП и ОКПД2 в целях обеспечения перехода на новые редакции Общероссийских классификаторов с 01.01.2017.
Представленные обществом декларации о соответствии оформлены в установленном порядке, выданы и зарегистрированы уполномоченным органом на основании и в соответствии со сведениями РУ, содержат коды групп медицинских изделий, соответствующие кодам групп, указанным в Перечне.
Таким образом, задекларированный товар, имеющий соответствующие Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и содержащие коды ОКПД 2, включенные в Перечень, относится к медицинским товарам, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Однако таможенный орган при наличии всех необходимых документов в нарушение действующих норм законодательства отказала обществу в возврате излишне уплаченных сумм НДС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Порядок применения единой ТН ВЭД при классификации товаров установлен соответствующим Положением, утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Порядок применения ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, установленными Единым таможенным тарифом Таможенного Союза (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с остальными правилами.
Согласно части "а" Правила 3 ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Кроме того, при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД применяются Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (приложение к рекомендации коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной товарной позиции ТН ВЭД ТС.
При первоначальном декларировании классификация товаров была произведена таможенным представителем исходя из общего наименования товара, без оценки характеристик, области применения и признаков товаров, без учета примечаний и пояснений к соответствующим разделам и группам ТН ВЭД и того обстоятельства, что товары могут использоваться исключительно в медицинских целях. Неправильная классификация товаров привела к ошибочному определению разделов, групп и товарных позиций (включая субпозиции) и излишней уплате таможенных пошлин.
Перечень ошибочно определенных в первоначальной ДТ кодов ТН ВЭД по соответствующим товарам и подлежащие применению (измененные) коды ТН ВЭД с обоснованием принадлежности товаров к соответствующим товарным позициям (субпозициям) по ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, а также соответствующие ставки таможенных пошлин, приведен в Приложениях N 3 к настоящему заявлению.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации определена в пункте 7 Порядка применения ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (включая субпозиции), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД), а при определении субпозиции товарной позиции учитываются также и примечания к соответствующим субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Для целей правила 6 ОПИ ТН ВЭД также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В частности, группа 90 ТН ВЭД включает в себя: инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности.
Товарная позиция 9018 включает в себя: приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратуру электромедицинскую прочую и приборы для исследования зрения.
В субпозицию 9018 90 - включаются инструменты и оборудование, прочие, которые применяются в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии.
В соответствии с Разделом XVIII Пояснений к ТН ВЭД (том V) в товарную позицию 9018 включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Кроме того, многие из приборов, используемых в медицине или хирургии (человека или ветеринарной), являются, по существу, обычными ручными инструментами (например, молотки, зуботехнические молотки, пилы, долота, полукруглые долота, щипцы, клещи, шпатели и т.д.) или ножевыми изделиями (ножницы, ножи и т.д.). Такие изделия включаются в данную товарную позицию только в том случае, если они явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения по причине их особой формы, легкости, с которой они разбираются для стерилизации, лучшего качества изготовления, природе составляющих их металлов или по их комплектованию (часто упаковываются в ящики или боксы, содержащие набор инструментов для конкретной работы: акушерства, вскрытия трупов, гинекологии, глазной или ушной хирургии, ветеринарные наборы для родов и т.д.).
Согласно Примечания 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД прочие части и принадлежности, предназначенные для использования исключительно или в основном в определенном виде машин, инструментов или аппаратов, или в нескольких машинах, инструментах или аппаратах, включаемых в одну товарную позицию, включаются вместе с этими машинами, инструментами или аппаратами.
В пояснениях к товарной позиции 9018 "Части и принадлежности" так же указано, что части и принадлежности к аппаратам или устройствам данной товарной позиции также включаются в данную товарную позицию.
В соответствии с инструкциями и техническим описанием ввезённые обществом на основании ДТ N 10013160/211019/0430642 товары являются изделиями медицинского назначения, либо их применение возможно исключительно в качестве медицинских изделий и принадлежностей к ним. Техническое описание и фотографии ввезённых медицинских изделий содержатся в Приложении N 4 к настоящему заявлению.
Исходя из вышеизложенного при классификации товаров в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД, Пояснениями к ТН ВЭД и Порядком применения ТН ВЭД, ввезенным медицинским изделиям, в отношении которых были внесены изменения, соответствуют следующие коды ТН ВЭД:
* 9018 90 200 0 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: эндоскопы (номера товаров в ДТ N 10013150/101018/0048827: 6, 8, 27, 28, 34, 45, 46,49, 50, 53);
* 9018 90 840 1 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: прочие: ультразвуковые литотриптеры (номер товара в ДТ N 10013150/101018/0048827: 51);
* 9018 90 840 9 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: прочие: прочие (номера товаров в ДТ N 10013150/101018/0048827:4,7,9,10,11,13,14,1516,25,26,29,30,38,41,43).
Правильность произведенной (измененной) обществом классификации товаров, ввезенных по ДТ, подтверждена вступившими в силу судебными актами по аналогичным делам с участием общества и таможенного органа.
В устранение неправильной классификации товаров по ТН ВЭД в первоначальной ДТ, Общество внесло в графу 33 "Код товара" ДТ N 10013160/071019/0403386, ДТ N10013160/241019/0439508 соответствующие изменения, что повлияло на размер таможенной пошлины и привело к образованию излишней уплаты таможенных пошлин.
Факт излишней уплаты таможенных платежей подтверждается платежными поручениями, а также сведениями, заявленными в графе В "Подробности подсчета" соответствующих ДТ.
В соответствии с п. 3 ст. 112 ТК ЕАЭС, разделом IV решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии Таможенного союза и коллегии Евразийской экономической комиссии" обществом на таможенный пост было направлено обращение декларанта с приложением КДТ, а также, в соответствии с п. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ в таможенный орган было направлено заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин с приложением документов, подтверждающих вносимые в ДТ изменения, а также иные документы, предусмотренные п. 12 решения коллегии N 289 и п. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Отказ таможенного органа в рассмотрении заявления о возврате НДС и заявления о возврате таможенных пошлин, обоснованный отсутствием в прилагаемом к заявлениям общества комплекте документов, подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату и факт их излишней уплаты, безоснователен.
В соответствии с п.2 ст. 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплаты и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу ст. 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа и по заявлению плательщика (его правопреемника). Заявление о возврате НДС и заявление о возврате таможенных пошлин и прилагаемые к ним документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
Как разъяснено в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежат рассмотрению, если одновременно с их подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в соответствующий таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством РФ о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного п. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ срока, составляющего один месяц с момента подачи такого заявления.
В порядке, предусмотренном решением коллегии N 289, обществом до подачи заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было инициировано внесение в ДТ изменений путем представления на таможенный пост, в котором осуществлялось первоначальное декларирование товаров, обращения декларанта, с приложением всех, предусмотренных пунктом 12 решения коллегии N 289 документов, подтверждающих факт излишней уплаты НДС и таможенных пошлин, в том числе: надлежащим образом заполненная КДТ и ее электронная копия (ЭКДТ), платежных документов, регистрационных удостоверений на медицинские изделия, деклараций о соответствии и технической документации, подтверждающей классификацию товаров по кодам ТН ВЭД и применение преференций.
Как было отмечено выше, обращения декларанта с КДТ и всеми документами в соответствии с пунктом 5 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (утв. Приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286) на следующий день после регистрации подлежали передаче таможенным постом в таможенный орган для вынесения решения.
Заявления о возврате НДС и возврате таможенных пошлин, составленные по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520, с приложенными КДТ и всех документов, предусмотренных п.2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, были направлены заявителем и получены таможенным органом.
В связи с вышеизложенным, суд обоснованно указал, что таможенный орган располагал всеми документами и информацией, необходимыми для рассмотрения заявлений общества по существу и вынесения решения о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей в течение срока, установленного п. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Однако таможенный орган в нарушение действующих норм законодательства и изложенной выше позиции Пленума Верховного Суда РФ отказала обществу в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, уведомило о возврате полученных заявлений о возврате излишне уплаченного НДС и таможенных пошлин без рассмотрения.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правомерно руководствовалась Перечнем медицинских товаров (утв. Постановлением Правительства РФ N 1042) для определения распространяется ли освобождение от НДС, предусмотренное Постановлением Правительства РФ N 1042, ст. 150 НК РФ, п.2 ст. 149 НК РФ на товары, задекларированные обществом.
Для этих целей и в силу прямого указания Постановления Правительства РФ N 1042 и пп. 2 п.1 ст. 150 НК РФ суд исследовал, регистрационное удостоверение, наличие которого является первостепенным условием предоставления льготы, и декларации о соответствии товаров, определяющими медицинское назначение товара и отнесение его к группе медицинских изделий, включенных в Перечень в соответствии с кодами ОКП (ОКПД2).
После установления данного соответствия, с учетом исключительно медицинского назначения товара, как существенного классификационного признака, суд проверял правильность классификации того или иного товара по кодам ТН ВЭД руководствуясь, в первую очередь, ТН ВЭД. В материалах дела и в тексте обжалуемых судебных актов эта последовательность усматривается с полной определенностью. Установив правильность определения кодов ТН ВЭД в соответствии с требованиями ТН ВЭД, суд приходит к выводу о правомерности предоставления преференции.
Иных требований для применения преференции (освобождения от НДС), кроме представления регистрационного удостоверения на медицинское изделие и соответствия данного изделия кодам ОКП (ОКПД2) и кодам ТН ВЭД, содержащихся в Перечне для данного товара (группы товаров), нормативными актами не предусмотрено.
Довод жалобы о том, что за одним номером товара по ДТ фактически находится целый перечень товаров на артикульном уровне, характеристики которых в соответствии с вновь избранным кодом ТН ВЭД в своем обращении общество не указывает, не может быть принят во внимание, как противоречащий материалам дела.
В материалах дела имеются КДТ, представленные таможенному органу вместе с обращениями, в соответствии с требованиями п. 12 Порядка внесения изменений. Также имеются документы, доказывающие получение таможенным органом КДТ в надлежащем виде и в установленные законом сроки.
КДТ содержат все необходимые сведения, относительно товаров на артикульном уровне, в том числе новые коды ТН ВЭД по каждому артикулу. Требований указания данных сведений в обращении ни Порядок внесения изменений (дополнений) в ДТ, ни иные нормативно-правовые акты в области таможенного регулирования, не содержат.
Таможенный орган указывает на то, что при классификации спорных товаров по кодам ТН ВЭД надлежит применять Примечание 2 (а) к группе 90 ТН ВЭД.
Отклоняя данный довод, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции было установлено, что спорные товары являются медицинскими изделиями, что подтверждается соответствующими Регистрационными удостоверениями. Эта характеристика является основной при классификации товара по ТН ВЭД поскольку приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии относятся к группе 9018 ТН ВЭД.
Таможенный орган в нарушение Правила I ОПИ не учел положения абзаца м.) Примечания I Раздела XVI (включающего группы 84 и 85), согласно которым в данный раздел не включаются изделия группы 90.
Требования общества о взыскании с таможенного органа судебных расходов на оплату услуг представителя, удовлетворено судом первой инстанции в размере 15 000 руб., в силу обоснованности и доказанности.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-225878/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-225878/2020
Истец: ООО КАРЛ ШТОРЦ - ЭНДОСКОПЫ ВОСТОК
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20919/2021
30.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67954/2021
21.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20919/2021
20.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14953/2021
17.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-225878/20