г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-265208/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02 марта 2021 г. по делу N А40-265208/20(145-1772)
по заявлению ООО "РН-Аэро" (ИНН 7705843041, ОГРН 1087746656711)
к Центральной энергетической таможне (ИНН 7708011130, ОГРН 1027700272830)
об обязании возвратить из бюджета излишне взысканную сумму
при участии:
от заявителя: |
Шапкин А.В. по дов. от 09.01.2020; |
от ответчика: |
Щербаков О.В. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РН-Аэро" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, ЦЭТ) об обязании возвратить из бюджета излишне взысканную сумму таможенных пошлин и пеней.
Решением суда от 02.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ЦЭТ, таможенным органом верно применены правила ОПИ при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель решение суда поддержал в полном объеме, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Таможенным представителем ООО "СИНТЕХ", действующим от имени и по поручению декларанта ООО "РН-Аэро" (далее - Общество) на основании договора от 01.02.2017 N 5984017/0029Д, на Астраханский энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни поданы полные таможенные декларации NN 10006110/310517/0008417, 10006110/170817/0012342, 10006110/070617/0008854, 10006110/021017/0014716, 10006110/260917/0014373, 10006110/260717/0011196, 10006110/070817/0 011735, 10006110/191217/0021358 (далее - ПВД).
Согласно сведениям, указанным в ПВД под таможенную процедуру экспорта помещались товары - "легкие дистилляты, топливо бензиновое для реактивных двигателей, 77-98 об. % перегоняются при 210 °С (по методу ISO 3405 эквивалентному методу ASTM D 86), топливо для реактивных двигателей марок РТ/ТС-1..." (далее - Товары).
Изготовитель Товаров: АО "Ангарскаянсфтехимическая компания" (далее - АО "АНХК") и ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - ОАО "НК НПЗ").
При таможенном оформлении в графе 33 ПВД указан классификационный код товара 2710 12 700 0 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты:
- нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: - легкие дистилляты и продукты: -для прочих целей:
-прочие: топливо бензиновое для реактивных двигателей".
Центральной энергетической таможней (далее - ЦЭТ) на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в период с 22.03.2018 по 26.09.2018 проведена камеральная таможенная проверка Общества по вопросу достоверности сведений, заявленных в МВД и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решений в части классификации товаров в соответствии с ТИ ВЭД ЕАЭС.
По результатам проверки ЦЭТ установлено, что товары, сведения о которых заявлены в спорных ПВД, соответствуют иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС, а именно 2710 12 210 0 - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород..:
- легкие дистилляты и продукты: - для прочих целей: - специальный бензин: уайт-спирит". По окончании камеральной таможенной проверки ЦЭТ составлен Акт от 26.09.2018 N 10006000/210/260918/А0014 (далее - Акт).
23.11.2018 на основании выводов о неверной классификации товаров в подсубпозиции 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), изложенных в Акте, ЦЭТ в соответствии со статьей 237 Закона N 289-ФЗ приняты решения NN РКТ-10006000-18/000081 - РКТ-10006000- 18/000090 но классификации Товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и решение N 10006000/231118/0000131 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ПВД (далее - Решения).
23.11.2019 ЦЭТ произведены корректировки ПВД.
Таможенное декларирование Товаров по ПВД было произведено с условным начислением таможенных пошлин.
Общая сумма условно исчисленных таможенных пошлин, указанных в графе 47 ПВД, по всем ПВД составила 27 799 049,67 руб., исходя из указанного в графе 33 ПВД классификационного кода товара 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей).
По результатам проведенной ЦЭТ камеральной проверки установлено несоблюдение Обществом условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении Товаров по спорным ПВД.
На основании Решений ЦЭТ в колонку СП графы 47 во всех ПВД значение "УН" скорректировано на "ИУ", что означает возникновение у Общества обязанности по уплате таможенных пошлин до истечения - срока, указанного в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС.
Учитывая, что на момент внесения корректировок в ПВД срок, установленный в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС истек. ЦЭТ начислены пени на сумму несвоевременно уплаченных Обществом таможенных пошлин.
С учетом принятых ЦЭТ Решений и внесения корректировок в графу 33 ПВД в части указания классификационного кода Товаров 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС (уайтспирит) общая сумма начисленных таможенных пошлин и пеней в соответствии с уведомлениями ЦЭТ от 18.12.2018 N N 10006000/Ув2018/0000152, 10006000/Ув2018/0000154, 10006000/Ув2018/0000156, 10006000/Ув2018/0000158, 10006000/Ув2018/0000160, 10006000/Ув2018/0000162, 10006000/Ув2018/0000164, 10006000/Ув2018/0000166 (далее - Уведомления) составила 56 082 161,29 руб., из них таможенная пошлина - 50 794 427.27 руб., пени - 5 287 734,02 руб.
Уведомления направлены Обществу письмом от 19.12.2018 N 07-15/10026.
Письмом от 29.12.2018 N 2159/01 "Распоряжение о списании денежных средств" Организация направила в ЦЭТ распоряжение об использовании денежных средств, внесенных п/п в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в сумме 56 082 161, 30 рублей по Уведомлениям.
Не согласившись с указанным решением таможни, посчитав его необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил излишнюю уплату таможенных платежей в связи с неверной классификацией товара по ТН ВЭД.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в сведения об исчисленных таможенных платежах в иных таможенных документах, указанных в данной норме.
При этом срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи декларантом обращения и приложенных к нему документов в таможенный орган с учетом предусмотренных законодательством оснований приостановления течения этого срока (пункт 16 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ изложенной в постановление Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при разрешении споров, связанных с воз врагом таможенных платежей, уплаченных (взысканных) в бюджет, суд дает оценку достаточности доказательств, представленных декларантом таможенному органу в подтверждение факта переплаты, наличия оснований для проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке декларации на товары, и представленных таможенным органом доказательств, подтверждающих законность отказа во внесении изменений в декларацию на товары или бездействия по внесению этих изменений, в том числе после истечения установленного срока рассмотрения обращения декларанта.
Центральной энергетической таможней на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в период с 22.03.2018 по 26.09.2018 проведена камеральная таможенная проверка Общества по вопросу достоверности сведений, заявленных в ПВД и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решений в части классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Как ранее установлено судом, по результатам проверки ЦЭТ установлено, что товары, сведения о которых заявлены в спорных ПВД, соответствуют иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС, а именно 2710 12 210 0 - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород..: -- легкие дистилляты и продукты: --- для прочих целей: ----специальный бензин: ----- уайт-спирит".
По окончании камеральной таможенной проверки ЦЭТ составлен акт от 26.09.2018 N 10006000/210/260918/А0014 (далее - Акт).
Обществом в соответствии с частью 16 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) направлены возражения на Акт (письмо Общества от 22.10.2018 N 1711/01), в которых указано ЦЭТ на неправомерность ее выводов. Судом установлено, что возражения Общества на Акт не были учтены ЦЭТ при принятии решений по камеральной таможенной проверке.
На основании выводов о неверной классификации товаров в подсубпозиции 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), изложенных в Акте, ЦЭТ в соответствии со статьей 237 Закона N 289-ФЗ 23.11.2018 приняты решения NN РКТ-10006000-18/000081 - РКТ-10006000-18/000090 по классификации Товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и решение N 5 10006000/231118/0000131, о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ПВД (далее - Решения). 18.12.2018 ЦЭТ произведены корректировки ПВД.
Таможенное декларирование Товаров по ПВД было произведено с условным начислением таможенных пошлин.
Общая сумма условно исчисленных таможенных пошлин, указанных в графе 47 ПВД, по всем ПВД составила 27 799 049,67 руб., исходя из указанного в графе 33 ПВД классификационного кода товара 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей).
По результатам проведенной ЦЭТ камеральной проверки установлено несоблюдение Обществом условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении Товаров по спорным ПВД.
На основании Решений ЦЭТ в колонку СП графы 47 во всех ПВД значение "УН" скорректировано на "ИУ", что означает возникновение у Общества обязанности по уплате таможенных пошлин до истечения - срока, указанного в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС.
Учитывая, что на момент внесения корректировок в ПВД срок, установленный в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС истек, ЦЭТ начислены пени на сумму несвоевременно уплаченных Обществом таможенных пошлин.
С учетом принятых ЦЭТ Решений и внесения корректировок в графу 33 ПВД в части указания классификационного кода Товаров 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС (уайтспирит) общая сумма начисленнных таможенных пошлин и пеней в соответствии с уведомлениями ЦЭТ от 18.12.2018 N N 10006000/Ув2018/0000152, 10006000/Ув2018/0000154, 10006000/Ув2018/0000156, 10006000/Ув2018/0000158, 10006000/Ув2018/0000160, 10006000/Ув2018/0000162, 10006000/Ув2018/0000164, 10006000/Ув2018/0000166 (далее - Уведомления) составила 56 082 161,29 руб., из них таможенная пошлина - 50 794 427,27 руб., пени - 5 287 734,02 руб.
В целях исключения применения экономических и административных санкций Общество исполнило Уведомления в полном объеме в установленный срок (платежные поручения от 29.12.2018 N N 79114, 79115, 79116, 79117, 79118, 79119, 79120, 79121).
Однако, принимая во внимание несогласие Общества с классификацией Товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 (уайт-спирит) сумма таможенных пошлин и пеней, подлежащая оплате Обществом, по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) должна была составить 30 591 653,34 руб. из них таможенная пошлина - 27 707 174,34 руб., пени - 2 884 479,00 руб.
Таким образом, излишне взысканная сумма доначисленных таможенных пошлин и пеней в виде разницы между суммой, указанной в Уведомлениях, и суммой, указанной в представленном заявителем расчете исходя из указанного в графе 33 ПВД классификационного кода товара 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), составляет 25 490 507,96 руб., из них таможенная пошлина - 23 087 252,94 руб., пени - 2 403 255,02 руб.
На основании статьи 66 ТК ЕАЭС излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются взысканные в качестве таковых денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Добровольное перечисление Обществом сумм таможенных пошлин и пеней в размере 56 082 161,29 руб. на основании вынесенных ЦЭТ Решений и Уведомлений не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Из анализа положений статьи 73 Закона N 289-ФЗ следует, что направление плательщику уведомления является не обычным извещением о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных пошлин и пеней, а требованием плательщику уплатить в установленный этим уведомлением срок указанную сумму таможенных пошлин и пеней под угрозой применения экономических и административных санкций (это следует и из текста самого Уведомления).
Уведомления ЦЭТ, как следует из части 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ, являются обязательным предварительным элементом взыскания таможенных пошлин и пеней.
В указанном случае уплата Обществом сумм таможенных пошлин и пеней произведена под угрозой применения административных и финансовых санкций. При этом в действиях Общества, направленных на погашение задолженности, отсутствует признак добровольности.
Правомерность данного подхода подтверждается абзацем вторым пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49).
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума ВС РФ N 49 с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
Аналогичная позиция также выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.02.2009 N 8605/08, определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595, от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344, от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407 и нашла отражение в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018.
Наличие у плательщика публично-правовых платежей права на защиту права собственности посредством предъявления в пределах трехлетнего срока давности имущественных требований также неоднократно подтверждалось Конституционным Судом РФ (постановление от 24.03.2017 N 9-П, определения от 21.06.2001 N 173-О и от 03.07.2008 N 630-О-П).
Суд соглашается с позицией заявителя о том, что таможенные пошлины и пени по ним в размере 25 490 507,96 руб. являются излишне внесенными (излишне взысканными), в связи с чем подлежат ему возврату.
Так, судом установлено, что классификация товаров (топливо для реактивных двигателей) осуществлена ЦЭТ в отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение товаров (топливо для реактивных двигателей) к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 (уайт-спирит).
При подаче Обществом ПВД были представлены все документы, подтверждающие физико-химические, эксплуатационные показатели и свойства товаров (графа 44 ПВД), позволяющие однозначно классифицировать вывозимые товары в подсубпозиции 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) ТН ВЭД ЕАЭС.
Товары, задекларированные Обществом с указанием кода 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), были вывезены с территории Российской Федерации в Республику Киргизия во исполнение Контрактов.
Согласно пункту 1.1. Контрактов Общество (Продавец) поставляет Покупателям товар - топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, высший сорт и/или РТ, высший сорт.
В соответствии с пунктом 1.3. Контрактов Покупатели, принимая от Продавца топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, высший сорт (ГОСТ 10227-86 и/или ГОСТ 10227-86 с изменениями 1-6 и/или ГОСТ 10227-2013) и/или РТ, высший сорт (ГОСТ 10227-86 с изменениями 1-6 и/или ГОСТ 10227-2013) производства российских НПЗ для поставки на территорию Республики Киргизия и предназначенного для использования конечными пользователями, гарантируют, что данные Товары будут использоваться для обеспечения эксплуатации гражданской авиационной техники на территории Киргизии.
Одновременно с подачей ПВД Обществом помимо стандартного пакета товаросопроводительных документов были представлены Паспорта качества, выданные производителями АО "АНХК" и ОАО "НК НПЗ" на товар - топливо для реактивных двигателей марок ТС-1/РТ, высший сорт, соответствующее требованиям ГОСТ 10227- 86. "Межгосударственный стандарт. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия" для летательных аппаратов с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета (далее - ГОСТ 10227-86); Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, далее - Технический регламент ТР ТС 013/2011).
Паспорт производителя представляет собой паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом, содержит наименование и марку продукции, сведения об изготовителе продукции, включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные регламентом, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа продукции, а также о наличии (наименование и содержание) или отсутствия в продукции присадок.
Таким образом, паспорт производителя - это документ, лежащий в основе характеристик и свойств товара (пункт 4.13 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 013/2011). Код ТН ВЭД ЕАЭС был заявлен Обществом на основании данных производителя товаров, указанных в данных паспортах, и соответствующих параметрам, которым должно отвечать "топливо бензиновое для реактивных двигателей".
Классификационный код товара 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) ТН ВЭД ЕАЭС был принят таможенным органом и Товары были выпущены по спорным ПВД.
Как верно установлено судом первой инстанции, в представленных Обществом документов было достаточно для классификации Товаров по коду ТН ВЭД 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей), поскольку данные документы содержали все необходимые для классификации сведения (наименование товара, ссылка на ГОСТ, основные физикохимические характеристики и пр.), что было также подтверждено таможенным органом при фактическом выпуске Товаров.
Кроме того, судом установлено, что решения ЦЭТ от 23.11.2018 N N РКТ10006000-18/000081 - РКТ-10006000-18/000090 по классификации Товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС приняты в нарушение положений таможенного 8 законодательства и технических норм, содержащих описание физико-химических и эксплуатационных показателей топлива.
Согласно пункту 2 Технического регламента ТР ТС 013/2011, "топливо для реактивных двигателей" представляет собой жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях.
По своей природе этот продукт перегонки нефти, который представляет собой смесь летучих углеводородов смешанного состава с температурными пределами кипения 150-250°С.
Технические условия для "топлива для реактивных двигателей" установлены ГОСТ 10227-86.
В соответствии с пунктом 1.2. Раздела 1 ГОСТ 10227-86 по физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1 приведенного ГОСТ 10227-86. Для топлива марок ТС-1/РТ, высший сорт установлен код ОКПД2 19.20.25.112, соответствующий керосину.
В свою очередь, технические условия для "уайт-спирит" установлены ГОСТ 3134-78. "Государственный стандарт Союза ССР. Уайт-спирит. Технические условия" (далее - ГОСТ 3134-78).
За основу для изготовления "уайт-спирит" берется смесь алифатическо-ароматической углеводородной смеси.
По своей природе "уайт-спирит" представляет собой высококипящую фракцию бензина, применяется в лакокрасочной промышленности, в производстве олиф и других отраслях промышленности.
В соответствии с пунктом 1.2. Раздела 1 ГОСТ 3134-78 по физико-химическим и эксплуатационным показателям "уайт-спирит" должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице приведенного ГОСТ 3134-78, ему соответствует код ОКПД2 19.20.23.110, соответствующий бензину. Физико-химические и эксплуатационные свойства "топлива для реактивных двигателей" согласно ГОСТ 10227-86 оцениваются по 28 показателям по сравнению с "уайт-спиритом", для которого согласно ГОСТ 3134-78 качество определяется по 11 показателям.
Сравнительный анализ указанных стандартов свидетельствует о том, что "уайтспирит" - это бензин, а "топливо для реактивных двигателей" - керосин, что имеет решающее значение для классификации товара, поскольку бензин в силу технологии обработки нефти всегда легче, чем керосин.
Поэтому использование "уайт-спирит" в реактивных двигателях вместо "топлива для реактивных двигателей" привело бы к невозможности эксплуатации двигателей на необходимые дистанции и, как следствие, к претензиям покупателя товара.
Однако никаких претензий относительно качества поставляемых Обществом Товаров от покупателей не поступало.
Судом верно установлено, что отнесение товаров - топливо для реактивных двигателей к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 "уайт-спирит" является необоснованным по следующим основаниям: - температура при высокотемпературной перегонке товаров (топливо для реактивных двигателей) отличается по сравнению с "уайт-спирит".
По ГОСТ 3134-78 "уайт-спирит" в количестве 98% должен перегоняться до температуры 200°С, в то время как 98% Товаров перегоняется при температуре от 210°С до 236°С; - по данным лабораторий АО "АНХК" и ОАО "НК НПЗ" при температуре 210°С перегоняется от 77 до 98% Товаров (топливо для реактивных двигателей), следовательно Товары являются более тяжелыми и не могут быть отнесены к бензинам (уайт-спирит).
Таким образом, Товары (топливо для реактивных двигателей) не могут быть отнесены к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 "уайт-спирит", так как являются более тяжелым продуктом переработки нефти.
Для классификации товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 "уайт-спирит" необходим показатель температуры фракционной перегонки 5 об.%.
Данный показатель отсутствует в Паспортах качества на Товары, так как не предусмотрен требованиями ГОСТ 10227-86.
Соответственно этот показатель был получен таможенным органом расчётным путем, что согласно письму АО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" от 29.07.2019 N 2.5.2-2502 является некорректным и не может свидетельствовать о точности полученных данных и, следовательно, быть основанием решений ЦЭТ от 23.11.2018 NN РКТ-10006000- 18/000081 - РКТ-10006000-18/000090 по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Поскольку "уайт-спирит" по своим характеристикам является бензиномрастворителем (смесь жидких углеводородов, выкипающих в пределах 160-200°С, один из нефтяных растворителей) и применяется как растворитель главным образом в лакокрасочной промышленности (при производстве лакокрасочных материалов; изготовления антимикробных субстратов, которые применяются для отделки древесины; изготовления грунтовочных препаратов; чистки специализированного оборудования, машинных деталей; устранения жира с металлического покрытия; изготовления полировочных паст; очищения поверхности перед окраской), то очевидно отсутствие оснований для его определения как аналога топливу для реактивных двигателей, который представляет собой продукт перегонки нефти (смесь летучих углеводородов смешанного состава с температурными пределами кипения 150-250°С) и используется в качестве лётного топлива.
Соответственно отличия в физико-химических характеристиках не позволяет использовать "топливо для реактивных двигателей" в качестве замены "уайт-спириту", а "уайт-спирит" не может применяться в качестве "топлива для реактивных двигателей".
Данный вывод также подтверждается заключением АО "ВНИИ НП" (письмо от 13.08.2018 N 23/41-2827).
Кроме того, при проведении камеральной таможенной проверки и дальнейшей классификации товаров ЦЭТ опиралась исключительно на физико-химические показатели товара, что в данном случае не верно, так как к декларированию был представлен товарный продукт, готовый для эксплуатации, наименование которого свидетельствует о его целевом назначении, что является одним из основных критериев при классификации товаров в таможенных целях.
В Определениях Верховного Суда РФ от 06.10.2020 N 305-ЭС20-13850 по делу А40-63262/2019, от 23.11.2020 N 305-ЭС20-17947 по делу N А40-104035/2019, от 01.12.2020 N 305-ЭС20-18667 по делу N А40-73615/2019 отмечается правильность выводов судов, согласно которым при оценке правомерности классификации экспортированного товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 "топливо бензиновое для реактивных двигателей" необходимо учитывать, что "уайт-спирит" не является веществом, которое применяется в качестве топлива для реактивных двигателей, представляет собой высококипящую фракцию бензина и применяется главным образом как растворитель в лакокрасочной промышленности, для разбавления масляных красок, алкидных эмалей и лаков, мастик на основе битума и каучука, в производстве олиф.
Таким образом, при классификации Товаров наряду с физико-химическими свойствами также должны учитываться назначение и способ применения товара.
Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС означает определение их цифровых классификационных кодов, то есть отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям, подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС с соответствующими им числовыми кодами, и осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД) (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Исходя из положений правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
По Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно Примечанию 2 к группе 27 в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС термин "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, включая состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических. Дополнительное примечание (б) к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС определяет, что термин "уайт-спирит" (подсубпозиция 2710 12 210 0) означает специальные бензины, определенные в пункте (а), с температурой вспышки более 21°С по методу EN ISO 13736.
Пункт (а) определяет, что термин "специальные бензины" (подсубпозиции 2710 12 210 0 и 2710 12 250) означает легкие дистилляты и продукты, определенные в Примечании 4 к субпозиция, без каких-либо антидетонационных присадок и с разницей температур, при которых перегоняется 5 об.% и 90 об.% (включая потери), не превышающей 60°С.
В соответствии с Примечанием 4 к субпозициям в субпозиции 2710 12 термин "легкие дистилляты и продукты" означает нефтепродукты, 90 об.% или более которых (включая потери) перегоняется до температуры 210°С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86).
В терминологии ТН ВЭД ЕАЭС "топливо бензиновое для реактивных двигателей", код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0, представляет легкие дистилляты, 90 об.% и более которых перегоняется до 230°С.
Суд пришел к обоснованному выводу, что из сведений о товаре, подтвержденных Паспортами качества, следует, что заявленный Обществом код 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) ТН ВЭД ЕАЭС содержит более конкретное описание товара, чем код 2710 12 210 0 (уайт-спирит) ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, ЦЭТ незаконно приняты Решения о классификации товаров и о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ПВД, произведены на этом основании корректировки ПВД и направлены Уведомления.
Судом верно установлено, что ЦЭТ при классификации товаров - топливо для реактивных двигателей кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 (уайт-спирит) нарушены права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
ТН ВЭД ЕАЭС может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право 11 ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС (часть 1 статьи 19 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании.
Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, регламентирован статьей 3.1. Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).
В соответствии с Законом о таможенном тарифе товары, выработанные из нефти, подразделяются на группы, для которых установлены различные ставки вывозных таможенных пошлин. При классификации товаров - топливо для реактивных двигателей кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 (уайт-спирит), осуществленной ЦЭТ, ставка вывозной таможенной пошлины определена как для группы "прямогонные бензины".
Таким образом, товарный нефтепродукт - топливо для реактивных двигателей, отвечающий требованиям ГОСТ 10227-86, для целей взимания вывозной таможенной пошлины рассматривается ЦЭТ как сырой нефтепродукт, требующий дальнейшей переработки, и ставка вывозной таможенной пошлины у которого больше в 1,8 раз, чем у группы "легкие и средние дистилляты", к которой и должны относиться спорные товары при классификации кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей).
Отнесение классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 - "уайтспирит" для целей взимания вывозной таможенной пошлины к группе "прямогонные бензины", а кода ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 - "топливо бензиновое для реактивных двигателей" к группе "легкие и средние дистилляты" является подтверждением того, что Обществом правильно произведена классификация товаров в соответствии с ОПИ ТН ВЭД и ТН ВЭД ЕАЭС при его декларировании.
Судом первой инстанции верно отмечено, что предлагаемый таможенным органом подход к классификации по существу сводится к тому, что отдельные продукты нефтепереработки, вывозимые на экспорт и выступающие топливом для реактивных двигателей, будут подлежать существенно большему обложению в сравнении с бензиновым топливом, имеющим такое предназначение, только в связи с отдельными особенностями физико-химических свойств топлива, то есть приведет к произвольному взиманию таможенных платежей, не отвечающему принципу равенства (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и к нарушению публичного интереса, состоящего в экономической поддержке нефтеперерабатывающей отрасли.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02 марта 2021 г. по делу N А40-265208/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265208/2020
Истец: ООО "РН-АЭРО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ