город Москва |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А40-265208/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шапкин А.В., доверенность от 09.01.2020;
от заинтересованного лица: Щербаков О.В., доверенность от 11.01.2021;
рассмотрев 02 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни
на решение от 02 марта 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 25 мая 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-265208/20
по заявлению ООО "РН-Аэро"
об обязании возвратить из бюджета излишне взысканные таможенные пошлины и пени
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РН-Аэро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможенный орган, таможня) об обязании возвратить из бюджета излишне взысканную сумму таможенных пошлин и пеней.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены, с таможни в пользу общества взыскана излишне взысканная сумма таможенных пошлин в размере 23.087.252,94 руб. и пеней в размере 2.403.254,98 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральная энергетическая таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, таможенным представителем ООО "СИНТЕХ", действующим от имени и по поручению декларанта - общества на основании договора от 01.02.2017 N 5984017/0029Д на Астраханский энергетический таможенный пост таможни поданы полные таможенные декларации NN 10006110/310517/0008417, 10006110/170817/0012342, 10006110/070617/0008854, 10006110/021017/0014716, 10006110/260917/0014373, 10006110/260717/0011196, 10006110/070817/0011735, 10006110/191217/0021358 (далее - ПВД).
Согласно сведениям, указанным в ПВД, под таможенную процедуру экспорта помещались товары - "легкие дистилляты, топливо бензиновое для реактивных двигателей, 77-98 об. % перегоняются при 210°С (по методу ISO 3405 эквивалентному методу ASTM D 86), топливо для реактивных двигателей марок РТ/ТС-1..." (далее - товары).
Изготовители товаров: АО "АНХК" и ОАО "НК НПЗ".
При таможенном оформлении в графе 33 ПВД указан классификационный код товара 2710 12 700 0 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: - легкие дистилляты и продукты: - для прочих целей: - прочие: топливо бензиновое для реактивных двигателей".
Таможней на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в период с 22.03.2018 по 26.09.2018 проведена камеральная таможенная проверка общества по вопросу достоверности сведений, заявленных в ПВД и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решений в части классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
По результатам проверки таможней установлено, что товары, сведения о которых заявлены в спорных ПВД, соответствуют иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: 2710 12 210 0 - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород_: - легкие дистилляты и продукты: - для прочих целей: - специальный бензин: "уайт-спирит".
По окончании камеральной таможенной проверки таможней составлен акт от 26.09.2018 N 10006000/210/260918/А0014.
23.11.2018 на основании выводов о неверной классификации товаров в подсубпозиции 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), изложенных в акте, таможней в соответствии со статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) приняты решения NN РКТ-10006000-18/000081 - РКТ-10006000-18/000090 по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и решение N 10006000/231118/0000131 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ПВД.
23.11.2019 таможней произведены корректировки ПВД.
Таможенное декларирование товаров по ПВД произведено с условным начислением таможенных пошлин.
Общая сумма условно исчисленных таможенных пошлин, указанных в графе 47 ПВД, по всем ПВД составила 27.799.049,67 руб., исходя из указанного в графе 33 ПВД классификационного кода товара 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей).
По результатам проведенной таможней камеральной проверки установлено несоблюдение обществом условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров по спорным ПВД.
На основании решений таможенного органа в колонку "СП" графы 47 во всех ПВД значение "УН" скорректировано на "ИУ", что означает возникновение у общества обязанности по уплате таможенных пошлин до истечения срока, указанного в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС.
Учитывая, что на момент внесения корректировок в ПВД срок, установленный в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС, истек, таможней начислены пени на сумму несвоевременно уплаченных обществом таможенных пошлин.
С учетом принятых таможней решений и внесения корректировок в графу 33 ПВД в части указания классификационного кода товаров 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("уайт-спирит") общая сумма начисленных таможенных пошлин и пеней в соответствии с уведомлениями таможни от 18.12.2018 N N 10006000/Ув2018/0000152, 10006000/Ув2018/0000154, 10006000/Ув2018/0000156, 10006000/Ув2018/0000158, 10006000/Ув2018/0000160, 10006000/Ув2018/0000162, 10006000/Ув2018/0000164, 10006000/Ув2018/0000166 составила 56.082.161,29 руб., из них таможенная пошлина - 50.794.427.27 руб., пени - 5.287.734,02 руб.
Уведомления направлены обществу письмом от 19.12.2018 N 07-15/10026.
Письмом от 29.12.2018 N 2159/01 "Распоряжение о списании денежных средств" общество направило в таможню распоряжение об использовании денежных средств, внесенных в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в сумме 56.082.161,30 руб. по уведомлениям.
Общество, не согласившись с указанными решениями таможни, посчитав их необоснованными, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций установили излишнюю уплату таможенных платежей в связи с неверной классификацией товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 66 ТК ЕАЭС, излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в сведения об исчисленных таможенных платежах в иных таможенных документах, указанных в данной норме.
При этом срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи декларантом обращения и приложенных к нему документов в таможенный орган с учетом предусмотренных законодательством оснований приостановления течения этого срока (пункт 16 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, уплаченных (взысканных) в бюджет, суд дает оценку достаточности доказательств, представленных декларантом таможенному органу в подтверждение факта переплаты, наличия оснований для проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке декларации на товары, и представленных таможенным органом доказательств, подтверждающих законность отказа во внесении изменений в декларацию на товары или бездействия по внесению этих изменений, в том числе после истечения установленного срока рассмотрения обращения декларанта.
Судами установлено, что таможней на основании статьи 332 ТК ЕАЭС в период с 22.03.2018 по 26.09.2018 проведена камеральная таможенная проверка общества по вопросу достоверности сведений, заявленных в ПВД и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решений в части классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
По результатам проверки таможней установлено, что товары, сведения о которых заявлены в спорных ПВД, соответствуют иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: 2710 12 210 0 - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород.: -- легкие дистилляты и продукты: --- для прочих целей: ----специальный бензин: ----- "уайт-спирит".
По окончании камеральной таможенной проверки таможней составлен акт от 26.09.2018 N 10006000/210/260918/А0014.
Обществом, в соответствии с частью 16 статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ, направлены возражения на акт (письмо общества от 22.10.2018 N 1711/01), в которых указано на неправомерность выводов таможенного органа. Судами установлено, что возражения общества на акт не учтены таможней при принятии решений по камеральной таможенной проверке.
Также суды установили, что на основании выводов о неверной классификации товаров в подсубпозиции 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), изложенных в акте, таможней 23.11.2018 в соответствии со статьей 237 Федерального закона N 289-ФЗ приняты решения NN РКТ-10006000-18/000081 - РКТ-10006000-18/000090 по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и решение N 5 10006000/231118/0000131 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ПВД, 18.12.2018 таможней произведены корректировки ПВД.
Таможенное декларирование товаров по ПВД произведено с условным начислением таможенных пошлин.
Общая сумма условно исчисленных таможенных пошлин, указанных в графе 47 ПВД, по всем ПВД составила 27.799.049,67 руб., исходя из указанного в графе 33 ПВД классификационного кода товара 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей).
По результатам проведенной таможней камеральной проверки установлено несоблюдение обществом условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров по спорным ПВД.
На основании решений таможенного органа в колонку "СП" графы 47 во всех ПВД значение "УН" скорректировано на "ИУ", что означает возникновение у общества обязанности по уплате таможенных пошлин до истечения срока, указанного в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС.
Учитывая, что на момент внесения корректировок в ПВД срок, установленный в пункте 4 статьи 441 ТК ЕАЭС, истек, таможней начислены пени на сумму несвоевременно уплаченных обществом таможенных пошлин.
С учетом принятых таможней решений и внесения корректировок в графу 33 ПВД в части указания классификационного кода товаров 2710 12 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("уайт-спирит") общая сумма начисленных таможенных пошлин и пеней в соответствии с уведомлениями таможни от 18.12.2018 N N 10006000/Ув2018/0000152, 10006000/Ув2018/0000154, 10006000/Ув2018/0000156, 10006000/Ув2018/0000158, 10006000/Ув2018/0000160, 10006000/Ув2018/0000162, 10006000/Ув2018/0000164, 10006000/Ув2018/0000166 составила 56.082.161,29 руб., из них таможенная пошлина - 50.794.427.27 руб., пени - 5.287.734,02 руб.
В целях исключения применения экономических и административных санкций общество исполнило уведомления в полном объеме в установленный срок (платежные поручения от 29.12.2018 N N 79114, 79115, 79116, 79117, 79118, 79119, 79120, 79121).
Однако, принимая во внимание несогласие общества с классификацией товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 ("уайт-спирит"), суды обоснованно заключили, что сумма таможенных пошлин и пеней, подлежащая оплате обществом, по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) должна была составить 30.591.653,34 руб., из них таможенная пошлина - 27.707.174,34 руб., пени - 2.884.479 руб.
Таким образом, суды установили, что излишне взысканная сумма доначисленных таможенных пошлин и пеней в виде разницы между суммой, указанной в уведомлениях, и суммой, указанной в представленном обществом расчете, исходя из указанного в графе 33 ПВД классификационного кода товара 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), составляет 25.490.507,96 руб., из них таможенная пошлина - 23.087.252,94 руб., пени - 2.403.255,02 руб.
На основании статьи 66 ТК ЕАЭС, излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются взысканные в качестве таковых денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Суды обоснованно отметили, что добровольное перечисление обществом сумм таможенных пошлин и пеней в размере 56.082.161,29 руб. на основании вынесенных таможней решений и уведомлений не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Из анализа положений статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ следует, что направление плательщику уведомления является не обычным извещением о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных пошлин и пеней, а требованием плательщику уплатить в установленный этим уведомлением срок указанную сумму таможенных пошлин и пеней под угрозой применения экономических и административных санкций (это следует и из текста самого уведомления).
Суды указали, что уведомления таможни, как следует из части 6 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ, являются обязательным предварительным элементом взыскания таможенных пошлин и пеней. В указанном случае уплата обществом сумм таможенных пошлин и пеней произведена под угрозой применения административных и финансовых санкций. При этом в действиях общества, направленных на погашение задолженности, отсутствует признак добровольности.
Суды отметили, что правомерность данного подхода подтверждается абзацем вторым пункта 35 Постановления N 49.
В соответствии с пунктом 34 Постановления N 49, с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности, при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
Также суды отметили, что аналогичная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 8605/08, определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595, от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344, от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407 и нашла отражение в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Наличие у плательщика публично-правовых платежей права на защиту права собственности посредством предъявления в пределах трехлетнего срока давности имущественных требований также неоднократно подтверждалось Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 24.03.2017 N 9-П, определения от 21.06.2001 N 173-О и от 03.07.2008 N 630-О-П).
Суды правомерно согласились с позицией общества о том, что таможенные пошлины и пени по ним в размере 25.490.507,96 руб. являются излишне внесенными (излишне взысканными), в связи с чем подлежат возврату обществу.
Так, судами установлено, что классификация товаров (топливо для реактивных двигателей) осуществлена таможней в отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение товаров (топливо для реактивных двигателей) к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 ("уайт-спирит").
При подаче обществом ПВД представлены все документы, подтверждающие физико-химические, эксплуатационные показатели и свойства товаров (графа 44 ПВД), позволяющие однозначно классифицировать вывозимые товары в подсубпозиции 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) ТН ВЭД ЕАЭС.
Товары, задекларированные обществом с указанием кода 2710 12 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС (топливо бензиновое для реактивных двигателей), вывезены с территории Российской Федерации в Республику Киргизия во исполнение контрактов.
Согласно пункту 1.1 контрактов общество (продавец) поставляет покупателям товар - топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, высший сорт и/или РТ, высший сорт.
В соответствии с пунктом 1.3 контрактов покупатели, принимая от продавца топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, высший сорт (ГОСТ 10227-86 и/или ГОСТ 10227-86 с изменениями 1-6 и/или ГОСТ 10227-2013) и/или РТ, высший сорт (ГОСТ 10227-86 с изменениями 1-6 и/или ГОСТ 10227-2013) производства российских НПЗ для поставки на территорию Республики Киргизия и предназначенного для использования конечными пользователями, гарантируют, что данные товары будут использоваться для обеспечения эксплуатации гражданской авиационной техники на территории Киргизии.
Одновременно с подачей ПВД обществом помимо стандартного пакета товаросопроводительных документов представлены паспорта качества, выданные производителями АО "АНХК" и ОАО "НК НПЗ" на товар - топливо для реактивных двигателей марок ТС-1/РТ, высший сорт, соответствующее требованиям ГОСТ 10227-86. "Межгосударственный стандарт. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия", введенного постановлением Госстандарта СССР от 21.11.1986 N 3501 (далее - ГОСТ 10227-86), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - ТР ТС 013/2011).
Как отметили суды, паспорт производителя представляет собой паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом, содержит наименование и марку продукции, сведения об изготовителе продукции, включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные регламентом, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа продукции, а также о наличии (наименование и содержание) или отсутствия в продукции присадок.
Таким образом, паспорт производителя - это документ, лежащий в основе характеристик и свойств товара (пункт 4.13 статьи 4 ТР ТС 013/2011).
Суды указали, что код ТН ВЭД ЕАЭС заявлен обществом на основании данных производителя товаров, указанных в данных паспортов, и соответствующих параметрам, которым должно отвечать "топливо бензиновое для реактивных двигателей".
Классификационный код товара 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) ТН ВЭД ЕАЭС принят таможенным органом и товары выпущены по спорным ПВД.
Суды обоснованно отметили, что представленных обществом документов достаточно для классификации товаров по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей), поскольку данные документы содержали все необходимые для классификации сведения (наименование товара, ссылка на ГОСТ, основные физикохимические характеристики и прочее), что также подтверждено таможенным органом при фактическом выпуске товаров.
Кроме того, судами установлено, что решения таможенного органа от 23.11.2018 N N РКТ10006000-18/000081 - РКТ-10006000-18/000090 по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС приняты в нарушение положений таможенного законодательства и технических норм, содержащих описание физико-химических и эксплуатационных показателей топлива.
Согласно пункту 2 ТР ТС 013/2011, "топливо для реактивных двигателей" представляет собой жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях.
По своей природе это продукт перегонки нефти, который представляет собой смесь летучих углеводородов смешанного состава с температурными пределами кипения 150-250°С.
Технические условия для "топлива для реактивных двигателей" установлены ГОСТ 10227-86.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 ГОСТ 10227-86, по физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1 ГОСТ 10227-86. Для топлива марок ТС-1/РТ, высший сорт, установлен код ОКПД2 19.20.25.112, соответствующий керосину.
В свою очередь, технические условия для "уайт-спирит" установлены ГОСТ 3134-78. "Государственный стандарт Союза ССР. Уайт-спирит. Технические условия", утвержденным постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.03.1978 N 856 (далее - ГОСТ 3134-78).
За основу для изготовления "уайт-спирит" берется смесь алифатическо-ароматической углеводородной смеси.
По своей природе "уайт-спирит" представляет собой высококипящую фракцию бензина, применяется в лакокрасочной промышленности, в производстве олиф и других отраслях промышленности.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 ГОСТа 3134-78, по физико-химическим и эксплуатационным показателям "уайт-спирит" должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице ГОСТ 3134-78, ему соответствует код ОКПД2 19.20.23.110, соответствующий бензину. Физико-химические и эксплуатационные свойства "топлива для реактивных двигателей" согласно ГОСТ 10227-86 оцениваются по 28 показателям по сравнению с "уайт-спиритом", для которого согласно ГОСТ 3134-78 качество определяется по 11 показателям.
Суды указали, что сравнительный анализ указанных стандартов свидетельствует о том, что "уайтспирит" - это бензин, а "топливо для реактивных двигателей" - керосин, что имеет решающее значение для классификации товара, поскольку бензин в силу технологии обработки нефти всегда легче, чем керосин.
Поэтому использование "уайт-спирит" в реактивных двигателях вместо "топлива для реактивных двигателей" привело бы к невозможности эксплуатации двигателей на необходимые дистанции и, как следствие, к претензиям покупателя товара.
Однако, как установили суды, никаких претензий относительно качества поставляемых обществом товаров от покупателей не поступало.
Суды также указали, что отнесение товаров - топливо для реактивных двигателей к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 "уайт-спирит" является необоснованным по следующим основаниям: температура при высокотемпературной перегонке товаров (топливо для реактивных двигателей) отличается по сравнению с "уайт-спирит".
По ГОСТ 3134-78 "уайт-спирит" в количестве 98 % должен перегоняться до температуры 200°С, в то время как 98 % товаров перегоняется при температуре от 210°С до 236°С; по данным лабораторий АО "АНХК" и ОАО "НК НПЗ" при температуре 210°С перегоняется от 77 % до 98 % товаров (топливо для реактивных двигателей), соответственно, товары являются более тяжелыми и не могут быть отнесены к бензинам ("уайт-спирит").
Таким образом, суды обоснованно заключили, что товары (топливо для реактивных двигателей) не могут быть отнесены к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 "уайт-спирит", так как являются более тяжелым продуктом переработки нефти.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что для классификации товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 "уайт-спирит" необходим показатель температуры фракционной перегонки 5 об. %. Данный показатель отсутствует в паспортах качества на товары, так как не предусмотрен требованиями ГОСТ 10227-86.
Соответственно, как установили суды, этот показатель получен таможенным органом расчетным путем, что согласно письму АО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" от 29.07.2019 N 2.5.2-2502 является некорректным и не может свидетельствовать о точности полученных данных и, следовательно, быть основанием решений таможенного органа от 23.11.2018 NN РКТ-10006000-18/000081 - РКТ-10006000-18/000090 по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Суды указали, что поскольку "уайт-спирит" по своим характеристикам является бензином-растворителем (смесь жидких углеводородов, выкипающих в пределах 160-200°С, один из нефтяных растворителей) и применяется как растворитель главным образом в лакокрасочной промышленности (при производстве лакокрасочных материалов; изготовления антимикробных субстратов, которые применяются для отделки древесины; изготовления грунтовочных препаратов; чистки специализированного оборудования, машинных деталей; устранения жира с металлического покрытия; изготовления полировочных паст; очищения поверхности перед окраской), то очевидно отсутствие оснований для его определения как аналога топлива для реактивных двигателей, который представляет собой продукт перегонки нефти (смесь летучих углеводородов смешанного состава с температурными пределами кипения 150-250°С) и используется в качестве летного топлива.
Соответственно, как заключили суды, отличия в физико-химических характеристиках не позволяют использовать "топливо для реактивных двигателей" в качестве замены "уайт-спирит", а "уайт-спирит" не может применяться в качестве "топлива для реактивных двигателей".
Суды обоснованно отметили, что данный вывод также подтверждается заключением АО "ВНИИ НП" (письмо от 13.08.2018 N 23/41-2827).
Кроме того, суды указали, что при проведении камеральной таможенной проверки и дальнейшей классификации товаров таможня опиралась исключительно на физико-химические показатели товара, что в данном случае не верно, так как к декларированию представлен товарный продукт, готовый для эксплуатации, наименование которого свидетельствует о его целевом назначении, что является одним из основных критериев при классификации товаров в таможенных целях.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2020 N 305-ЭС20-13850, от 23.11.2020 N 305-ЭС20-17947, от 01.12.2020 N 305-ЭС20-18667 отмечается правильность выводов судов, согласно которым при оценке правомерности классификации экспортированного товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 "топливо бензиновое для реактивных двигателей" необходимо учитывать, что "уайт-спирит" не является веществом, которое применяется в качестве топлива для реактивных двигателей, представляет собой высококипящую фракцию бензина и применяется главным образом как растворитель в лакокрасочной промышленности, для разбавления масляных красок, алкидных эмалей и лаков, мастик на основе битума и каучука, в производстве олиф.
Таким образом, суды обоснованно указали на то, что при классификации товаров наряду с физико-химическими свойствами также должны учитываться назначение и способ применения товара.
Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС означает определение их цифровых классификационных кодов, то есть отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям, подсубпозициям ТН ВЭД ЕАЭС с соответствующими им числовыми кодами, и осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ ТН ВЭД) (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Исходя из положений правила 3 (а) ОПИ ТН ВЭД, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
По Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно примечанию 2 к группе 27 в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС термин "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, включая состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических. Дополнительное примечание (б) к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС определяет, что термин "уайт-спирит" (подсубпозиция 2710 12 210 0) означает специальные бензины, определенные в пункте (а), с температурой вспышки более 21°С по методу EN ISO 13736.
Пункт (а) определяет, что термин "специальные бензины" (подсубпозиции 2710 12 210 0 и 2710 12 250) означает легкие дистилляты и продукты, определенные в примечании 4 к субпозиции, без каких-либо антидетонационных присадок и с разницей температур, при которых перегоняется 5 об. % и 90 об. % (включая потери), не превышающей 60°С.
В соответствии с примечанием 4 к субпозициям в субпозиции 2710 12, термин "легкие дистилляты и продукты" означает нефтепродукты, 90 об. % или более которых (включая потери) перегоняется до температуры 210°С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86).
В терминологии ТН ВЭД ЕАЭС "топливо бензиновое для реактивных двигателей", код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 представляет легкие дистилляты, 90 об. % и более которых перегоняется до 230°С.
Суды обоснованно заключили, что из сведений о товаре, подтвержденных паспортами качества, следует, что заявленный обществом код 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей) ТН ВЭД ЕАЭС содержит более конкретное описание товара, чем код 2710 12 210 0 ("уайт-спирит") ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что таможней незаконно приняты решения о классификации товаров и о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ПВД, произведены на этом основании корректировки ПВД и направлены уведомления.
Судами правомерно отмечено, что таможней при классификации товаров - топливо для реактивных двигателей кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 ("уайт-спирит") нарушены права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
ТН ВЭД ЕАЭС может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право 11 ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС (часть 1 статьи 19 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании.
Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, регламентирован статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).
В соответствии с Законом о таможенном тарифе, товары, выработанные из нефти, подразделяются на группы, для которых установлены различные ставки вывозных таможенных пошлин. При классификации товаров - топливо для реактивных двигателей кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 ("уайт-спирит"), осуществленной таможней, ставка вывозной таможенной пошлины определена как для группы "прямогонные бензины".
Таким образом, как указали суды, товарный нефтепродукт - топливо для реактивных двигателей, отвечающий требованиям ГОСТа 10227-86, для целей взимания вывозной таможенной пошлины рассматривается таможней как сырой нефтепродукт, требующий дальнейшей переработки, и ставка вывозной таможенной пошлины у которого больше в 1,8 раз, чем у группы "легкие и средние дистилляты", к которой и должны относиться спорные товары при классификации кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 (топливо бензиновое для реактивных двигателей).
Кроме того, суды обоснованно отметили, что отнесение классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 210 0 - "уайт-спирит" для целей взимания вывозной таможенной пошлины к группе "прямогонные бензины", а кода ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 - "топливо бензиновое для реактивных двигателей" к группе "легкие и средние дистилляты" является подтверждением того, что обществом правильно произведена классификация товаров в соответствии с ОПИ ТН ВЭД и ТН ВЭД ЕАЭС при его декларировании.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что предлагаемый таможенным органом подход к классификации по существу сводится к тому, что отдельные продукты нефтепереработки, вывозимые на экспорт и выступающие топливом для реактивных двигателей, будут подлежать существенно большему обложению в сравнении с бензиновым топливом, имеющим такое предназначение, только в связи с отдельными особенностями физико-химических свойств топлива, то есть приведет к произвольному взиманию таможенных платежей, не отвечающему принципу равенства (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и к нарушению публичного интереса, состоящего в экономической поддержке нефтеперерабатывающей отрасли.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что имеются основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 года по делу N А40-265208/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ТН ВЭД ЕАЭС может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право 11 ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС (часть 1 статьи 19 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании.
...
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что предлагаемый таможенным органом подход к классификации по существу сводится к тому, что отдельные продукты нефтепереработки, вывозимые на экспорт и выступающие топливом для реактивных двигателей, будут подлежать существенно большему обложению в сравнении с бензиновым топливом, имеющим такое предназначение, только в связи с отдельными особенностями физико-химических свойств топлива, то есть приведет к произвольному взиманию таможенных платежей, не отвечающему принципу равенства (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и к нарушению публичного интереса, состоящего в экономической поддержке нефтеперерабатывающей отрасли."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2021 г. N Ф05-21112/21 по делу N А40-265208/2020