г. Самара |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А55-13903/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квартал" - представителя Башкирцевой О.В. (доверенность от 28.04.2020),
от Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 12 - представителя Полинаровой О.Б. (доверенность от 31.12.2020 N 56/21),
Кармановой Ксении Сергеевны - (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квартал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2021 года по делу N А55-13903/2020 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квартал", Самарская область, г. Тольятти
к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 12, Самарская область, г. Тольятти,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Кармановой Ксении Сергеевны, Самарская область, г. Тольятти
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квартал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 12 (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов от 15.04.2020 года N 14/ПДС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, была привлечена Карманова Ксения Сергеевна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2021 года по делу N А55-13903/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела поступили отзывы административного органа и третьего лица на апелляционную жалобу, в которых ГУ - Самарское региональное отделение ФСС РФ в лице филиала N 12 и Карманова Ксения Сергеевна просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2021 года по делу N А55-13903/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель административного органа и Карманова К.С. в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов страхователя - ООО УК "Квартал" за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. ревизором Филиала N 12 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ был составлен акт N 52/ПДС от 16.03.2020, при рассмотрении которого директором Филиала N 12 от 15.04.2020 г. вынесено решение N 14/ПДС о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов, в связи с недостоверностью предоставленных страхователем сведений для назначения и выплата пособий в период 2018-2019 годах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованным лицам, согласно Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат" и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294) с учётом норм и требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федерального закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ), Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ), Федерального закона от 19.05.1995 N. 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее -Порядок и условия, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н) (т. 1 л.д. 14-26).
Согласно положениям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 101), Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и носят целевой характер.
Одной их основных задач Фонда социального страхования Российской Федерации является обеспечение застрахованных лиц гарантированных государством пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и статьей 1.2 Федерального закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка являются страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, временная нетрудоспособность застрахованного лица, беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 указанного закона. Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц (работников) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу частей 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Фонд реализует пилотный проект, который предусматривает особенности финансирования и выплаты страхового обеспечения в ряде субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 04. 2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта. Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1484 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294" внесено дополнение в пункт 2 Постановления N 294, где установлено, что с 01.07.2015 года Самарская область участвует в реализации пилотного проекта.
При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).
На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней, со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В случае, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период у страхователей - плательщиков страховых взносов превышает 25 человек, в территориальный орган Фонда по месту регистрации для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, такими страхователями представляются сведения в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (пункт 4 Положения).
Порядок предоставления сведений в Фонд социального страхования для оплаты пособия в спорный период определялся Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.06.2012 г. N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (действовал до 28.01.2018) и Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 г. N 579 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения".
При этом, порядок предоставления сведений в том числе в электронном виде не предполагает, последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, поступивших к нему от обратившегося застрахованного лица, состоящего с ним в трудовых отношениях, на основании которых заполнен реестр сведений. В связи с чем, у территориального органа Фонда отсутствует возможность проверить достоверность предоставленных сведений непосредственно при предоставлении страхователем реестра сведений.
Поэтому сотрудники территориального органа Фонда не видя подлинников документов на бумажном носителе, не имеют возможности и оснований проверить оформление документов о назначения пособия страхователем, в соответствии с действующим законодательством РФ. Дополнительная проверка сведений, содержащихся в реестре сведений, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме (пункт 7 Положения). В этом случае территориальный орган Фонда направляет страхователю извещение о предоставлении недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 8 и 9 Положения, выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления, документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь, в установленные сроки, представляет в Фонд реестр сведений в электронном виде, необходимых для назначения и выплаты соответствующих видов пособий. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
ООО УК "Квартал" с 10.09.2013 г. и по настоящее время, состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 12 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- филиал N 12 отделения Фонда.
Согласно предоставленным в филиал N 12 отделения Фонда страхователем - ООО УК "Квартал" реестрам сведений на застрахованное лицо - Карманову Ксению Сергеевну (СНИЛС 142-770-124-42), необходимые для назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию в электронной форме, филиалом N 12 отделения Фонда были произведены назначения и выплачены пособия в связи с материнством на общую сумму 359 708,53 руб., а именно:
- пособие по беременности и родам, согласно листа нетрудоспособности N 277924359184, выданного от 05.01.2018 г. на период с 05.01.2018 г. по 24.05.2018 г. (140 кал. дней) в сумме 145 489,40 руб.;
- единовременное пособие при рождении ребенка Кармановой Виктории, 12.03.2018 г. рождения (свидетельства о рождении ребенка серия III-EP N 736844 от 27.03.2018 г. и справка о рождении N 387 от 27.032018г.) в сумме 16 759,09 руб. ;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за период с 25.05.2018 г. по 12.09.2019 г. на общую сумму 197 460,04 руб. из расчета суммы начисленного пособия в размере - 12 636,79 руб. ежемесячно за полный календарный месяц.
Указанные суммы пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством выплачены Филиалом N 12 отделения Фонда на лицевой счет застрахованного лица платежными поручениями (т. 1 л.д. 136-154).
Согласно представленных на проверку Обществом документов установлено, что 01 декабря 2017 г. Приказом N 8-ШР утверждено штатное расписание N 8 от 01.12.2017 г. Общества, в котором введена еще одна единица должности структурного подразделения "Административно-управленческий персонал" - "экономист" с размером заработной платы- 12 000,00 руб. (т. 2 л.д. 1).
При этом, вторая единица (ранее по штатному расписанию по приказу N 6 от 31.12.2016 г. на 2017 г. - была 1 единица должности "экономиста") была введена в штатное расписание Общества за 12 календарных дней до принятия на работу будущей декретницы.
На основании заявления по приказу N 13-П от 12.12.2017 г. на вновь введенную единицу должности "экономиста" принята Карманова К.С., с которой Обществом заключен бессрочный трудовой договор N 13/17 от 12.12.2017 г. и в трудовую книжку (серия TK-I N 2031072 от 15.11.2006 г.) внесена запись о приеме на работу с 12 декабря 2017 г. (т. 2 л.д. 7-20).
В этот же день Карманова К.С. приступила к своим трудовым обязанностям и проработала в должности "экономиста" Общества непродолжительное время (14 рабочих дней), согласно табеля учета рабочего времени за декабрь 2017 г. (т. 2 л.д. 22).
Согласно представленным Обществом документов об образовании застрахованное лицо - Карманова (Гилева) К.С. имеет высшее экономическое образование по специальности "Финансы и кредит" (диплом ГОУ ВПО "ПВГУС" ВСА 0253860 от 30.06.2008 г.). Стаж работы по специальности более 10 лет, работала исключительно в финансово-кредитных учреждениях (банки) в должности специалиста по оказанию финансовых услуг физическим и юридическим лицам.
Между тем, особенности работы на предприятии по обслуживанию жилищно-коммунальной сферы специфичны. Для выполнения должностных обязанностей экономиста предприятия ЖКХ необходимо иметь профессиональные навыки в сфере тарифообразования и ценообразования, нормирования труда и численности персонала, расчета норм расходования материалов, определения норм потребления энергоресурсов, составления отчетности. "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (ЕКС), введенный в действие Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 описывает общеотраслевые характеристики должности "Экономист". Функции экономиста ЖКХ являются обобщенными по направлениям: планирование, организация труда, финансовая работа, материально-техническое снабжение, анализ хозяйственной деятельности компании. Специалисты экономической службы (общеотраслевые обязанности): организуют оперативный финансовый учет, выявляют экономические, технические и технологические потребности предприятия корректируют затраты, ведут их учет, проверяют обоснованность, готовят расчёты с калькуляцией для обоснования тарифов на услуги по обслуживанию многоквартирных домов (МКД), производят расчет и защиту тарифов в сфере энергоснабжения, составляют отчеты по каждому МКД, участвуют в проверке сметной документации, осуществляют контроль над дебиторской задолженностью, контролируют затраты, анализируют причины убытков, предлагают меры, исключающие перерасход, разрабатывают формы управленческой отчетности и ведут ее. Часть должностных обязанностей специалиста по планированию финансов в ЖКХ отражены в профстандарте 16.060 - "Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве".
До приема на работу в ООО УК "Квартал" Карманова К.С. не имела постоянного места работы со 02.09.2017 г., до этого она находилась в отпуске по беременности и родам за первым ребенком Кармановым Максимом, 29.08.2014 г. рождения (свидетельство о рождении III- EP N 534322 от 11.09.2014 г., выданного отделом ЗАГС Центрального района г.о. Тольятти, с последующим отпуском по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет за период с 16.06.2014 г. по 29.08.2017 г.
В качестве документального подтверждения фактического выполнения Кармановой К.С. трудовых функций в должности экономиста, Обществом предоставлен отчет о проделанной работе за период с 12.12.2017 г. по 29.12.2017 г.
Судом установлено, что указанный отчет о проделанной работе не подтверждает объективную возможность и способность (отсутствие профильного образования, по данной специальности ранее не трудоустраивалась,отсутствие стажа работы в сфере ЖКХ, в течение последних 3-х лет нигде не работала, находясь в отпуске в связи с материнством) выполнения Кармановой К.С. трудовых обязанностей в Обществе в должности "экономиста".
Представленные Обществом на проверку документы не свидетельствуют о наличии производственной и управленческой необходимости приема на работу Кармановой К.С., которая в течение последних 3-ех лет до этого нигде не работала, незадолго (за 14 рабочих дней) до наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам с 05.01.2018 г.).
Обществом не предоставлены доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что работницей фактически совершались какие-либо действия в интересах Общества, в том объеме и с той степенью сложности, которые соответствовали уровню установленной ей должности, а также наличия у сотрудницы соответствующего профессионального опыта работы, знаний и навыков для выполнения вмененных ей трудовых обязанностей.
В силу части 1 статьи 255 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 2 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ).
Страховым случаем, при наступлении которого предоставляется страховое обеспечение в виде пособия по беременности и родам, являются беременность и роды (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ и часть 2 статьи 1.3 Федерального закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статье 10 Федерального закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Согласно приказу N 1-Д от 09.01.2018 г. Кармановой К.С. предоставлен отпуск по беременности и родам (на 140 календарных дней) на период с 05.01.2018 г. по 24.05.2018 г. на основании листка нетрудоспособности N277924359184, выданного 05.01.2018 г. (т. 2 л.д. 37-38).
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
По заявлению Кармановой К.С. от 10.01.2018 г. о замене годов в расчетном периоде 2016-2017г.г (за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая в 2018 г.) исчисление пособия произведено из заработка за 2012-2013 года (замена 2016 г. на 2012 г. и 2017 г. на 2013 г.), в связи с тем что в 2016-2017 годах Карманова К.С. находилась в отпуске по беременности и родам и далее в отпуске по уходу за ребенком до 3-ех лет. Для этого Кармановой К.С. представлены Обществу справки с предыдущих мест работы по форме N 182н, выданные страхователями Филиал "Саратов" ( ИНН 6402556990) и Филиал "Нижний Новгород" АКБ "НРБ" (ОАО) (ИНН 7703211512), Филиал "Самарский" АКНБ "Образование" (АО) (ИНН7736000224).
С учетом представленных справок база для исчисления пособий в связи с материнством составила 756 548,14 руб., соответственно средний заработок составляет -1039,21 руб. (756 548,14 руб./728 дн). Сумма пособия по беременности и родам исчислена и выплачена Кармановой К.С. в сумме 145 489,40 руб. (1039,21 руб. * 140 дней).
При рождении ребенка один из родителей (или лицо, его заменяющее) имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка. Данное пособие является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и выплачивается застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам (ч. 1 ст. 11 Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ,, п. 4 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. п. 25, 27 Порядка и условий, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н ).
Единовременное пособие при рождении ребенка установлен законом в твердой денежной сумме, которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год (ч. 1 ст. 4.2, ст. 12 Федерального закона N 81-ФЗ).
С 1 февраля 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2018 N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году") данное пособие проиндексировано на коэффициент 1,025 и составляет 16 759,09 руб.
На основании заявления от 11.04.2018 г. и согласно представленных документов (свидетельства о рождении ребенка серия III-EP N 736844 от 27.03.2018 г., справка N 387 от 27.032018г. о рождении ребенка формы N 24, выданная органами ЗАГСа г. Тольятти Самарской области, справка с места работы ООО "ХИМАЛЬЯНС" N 2 от 09.04.2018 г., выданная отцу ребенка о том, что ему не назначалось и не выплачивалось единовременное пособие при рождении ребенка) Кармановой К.С. назначено и выплачено через территориальный орган Фонда единовременное пособие при рождении ребенка Кармановой Виктории, 12.03.2018 года рождения в сумме 16 759,09 руб.
Условия, размер и порядок обеспечения работников ежемесячным пособием по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет установлен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ и абзац третий ч.1 статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, которое выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом.
По окончании отпуска по беременности и родам, на основании заявления Кармановой К.С. от 23.05.2018 г. по приказу Общества N 2 от 23.05.2018 г. и справки с места работы "ООО ХИМАЛЬЯНС" N 6 от 22.05.2018 г., выданная отцу ребенка о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и ежемесячное пособие ему не назначалось и не выплачивалось ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, с назначением и выплатой через территориальный орган Фонда ежемесячного пособи по уходу за ребенком за период с 25.05.2018 г. по 12.09.2019 г. на общую сумму 197 460,04 руб. из расчета суммы начисленного пособия в размере - 12 636,79 руб. ежемесячно за полный календарный месяц.
На основании представленных письменных пояснений Обществом исх. N 183 от 17.02.20120г., установлено, что после ухода Кармановой К.С. в отпуск по беременности и родам, с последующим отпуском по уходу за ребенком до 3-х лет, указанная должность экономиста вакантна с января 2018 г. Сведения о приеме на работу другого работника на указанную вакантную должность (временно, по-совместительству и т.п.) по состоянию на 17.02.2020 г. отсутствуют. Обществом производиться подбор специалиста на открытую вакансию экономиста, о чем размещены объявления на платных Интернет сервисах только с 20.01.2020 г.
Кроме того, в период проверки Обществом не представлено обоснования производственной и управленческой целесообразности введение еще одной единицы экономиста в штатное расписание в конце года, не доказана экономическая обоснованность принятие на работу незадолго до наступления страхового случая беременной работницы и отсутствия у сотрудницы соответствующего профессионального опыта работы, знаний и навыков для выполнения вмененных ей трудовых обязанностей в должности экономиста. Отсутствие необходимости во втором экономисте, подтверждает тот факт, что после ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам ее должность осталась вакантной.
Все вышеперечисленные обстоятельства, связанные с преднамеренным приемом на работу Кармановой К.С. незадолго до наступления страхового случая (отпуск в связи с материнством), в совокупности свидетельствуют о создании обществом искусственной ситуации, направленной на получение неосновательного обогащения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации путем злоупотребления права на возмещение в полном объеме пособия по беременности и родам, единовременного пособие при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Представленными к проверке документами подтверждается, что Общество предоставило в территориальный орган Фонда недостоверные сведения на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособие при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет застрахованному лицу Кармановой К.С., в связи с чем ей было излишне выплачено 359 708,53 руб.
Согласно статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему государственных правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. То есть является восстановительной мерой, направленной на компенсацию утраченного заработка, поэтому создание искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в выплате, а в случае выплаты - основанием для возврата незаконно полученных пособий.
Выплата территориального органа Фонда сумм соответствующих видов пособий за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда, в том числе, не может утрачивать функцию компенсации действительного утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а так же не должна приобретать характер дополнительного материального стимулирования работника, поскольку противоположное свидетельствует о злоупотреблении правом страхователем и застрахованным лицом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункта 1 и 2 части 2 статьи 4.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ застрахованные лица обязаны представлять страхователю, достоверные документы(сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение, а также уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения.
В силу абзаца 1 пункта 16 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик, обязанный обеспечивать контроль за расходами на обязательное социальное страхование, имеет право проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.
Контроль за правильностью расходования средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2, статьей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 установлено, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке. Осуществление территориальным органом Фонда контроль за полнотой и достоверностью предоставленных страхователем сведений (документов) возможно только в рамках проведения проверки посредством истребования документов(сведений), предоставленных страхователем, застрахованным лицом, и послуживших основанием для формирования данных и направления реестра сведений в территориальный орган Фонда с целью назначения и выплаты застрахованному лицу страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Выявленное в результате проверки территориальным органом Фонда соблюдение страхователем формальных требований действующего законодательства (заключение трудового договора, оформление приказа и др.), а так же факты наступления страхового случая и выплаты пособий застрахованному лицу, не дает право требовать возмещения денежных средств из бюджета Фонда. Страхователь вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере, вместе с тем спор, в данном деле, возник о возмещении незаконно полученных средств на выплату пособий в связи с материнством, поэтому разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
На основании статьи 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является эквивалентность страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования и ответственность за их целевое использование.
Согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик обязан, в том числе, обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая то обстоятельство, что излишняя выплата суммы пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством произошла в связи с недостоверно представленными сведениями, влияющими на право получения застрахованным лицом пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а именно вследствие отсутствия у страхователя - ООО УК "Квартал" правовых оснований для направления электронных Реестров сведений, являющихся основанием для назначения и выплаты указанных видов пособий застрахованному лицу Кармановой К.С., суд пришел к верному выводу, что оспариваемое решение о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов, является законным и обоснованным.
Представленные суду пояснения истца о наличии производственной необходимости введения дополнительной штатной единицы экономиста, не подтверждают обоснования производственной и управленческой целесообразности введение еще одной единицы экономиста в штатное расписание с 01.12.2017 г.
Суд верно отметил, что заявителем не доказана экономическая обоснованность принятие на работу незадолго до наступления страхового случая беременной работницы и отсутствия у сотрудницы соответствующего профессионального опыта работы, знаний и навыков для выполнения вмененных ей трудовых обязанностей в должности экономиста. Отсутствие необходимости во втором экономисте, подтверждает тот факт, что после ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам ее должность осталась вакантной до настоящего момента. Обществом производиться подбор специалиста на открытую вакансию экономиста, о чем размещены объявления на платных Интернет сервисах только с 20.01.2020 г.
Активная общественная позиция Кармановой Ксении Сергеевны, в том числе как Председателя многоквартирного дома, исключительно в отношении отдельного жилого помещения (квартиры N 212), находящегося в личной собственности, в многоквартирном жилом доме по адресу г. Тольятти ул. Баныкина, д.21, не является доказательством возможности осуществления профессиональных функций в должности экономиста управляющей компании со значительным количеством домов (19 домов) многоквартирного жилого фонда.
Согласно представленных сведений истцом, обстоятельства указывающее на увеличение объемов обслуживания домов управляющей компанией с 2018 года, в связи с чем возникла производственная необходимость введения еще одной единицы экономиста в штатное расписание с 01.12.2017 г. и прием на работу в качестве экономиста Кармановой Ксении Сергеевны с 12.12.2017 г., Управляющей компанией, не подтверждены, так как договора управления домами жилого фонда заключались в 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., во втором полугодие 2017 года с последующей пролонгацией, то есть задолго до введения еще одной штатной единицы "экономиста" и приема на работу сотрудника Карманову К.С. в декабре 2017 года. Сведения о заключении Обществом договоров управления с новыми домами многоквартирного жилого фонда г. Тольятти с 2018 г. не предоставлены.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не содержится. Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Доводы заявителя подробно рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Основания для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, не подтверждены.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2021 года по делу N А55-13903/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Квартал" (ОГРН 1136324008028, ИНН 6324041706) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 178 от 15 февраля 2021 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13903/2020
Истец: ООО УК "Квартал", ООО Управляющая компания "Квартал"
Ответчик: ГУ Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ, ГУ Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N12, ГУ Самарское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 12
Третье лицо: ГУ Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Карманова Ксения Сергеевна