г. Самара |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А55-27196/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Правелар" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2021 по делу N А55-27196/2020 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Правелар" (ОГРН 1026301984444, ИНН 6323067613), г.Тольятти, Самарская область к Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 12, г.Тольятти, Самарская область, об оспаривании решения,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Правелар" - представителя Сидоренковой П.А. (доверенность от 05.10.2020),
от Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 12 - представителя Полинаровой О.Б. (доверенность от 31.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "ПРАВЕЛАР" (далее - общество, ООО АФ "Правелар") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании решения Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 12 (далее - Фонд) о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов от 21.04.2020 N 18/ПДС.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2021 по делу N А55-27196/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Рассмотрение дела было отложено с 29.04.2021 на 20.05.2021.
Фонд в отзыве и дополнении к нему апелляционную жалобу отклонил.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Фонда в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и дополнении к нему, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов страхователя - ООО АФ "Правелар" за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 ревизором Филиала N 12 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ был составлен акт N 56/ПДС от 20.03.2020, при рассмотрении которого директором Филиала N 12 вынесено решение от 21.04.2020 N 18/ПДС о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов, в связи с недостоверностью предоставленных страхователем сведений для назначения и выплаты пособий в по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованным лицам в период апрель-август 2017 года, согласно Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат" и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294) с учётом норм и требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного страхования" ( далее - Закон N 165-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок и условия, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н).
17.04.2020 для рассмотрения материалов документальной выездной проверки, страхователем - ООО АФ "Правелар" были представлены письменные возражения вх. N 1685 от 17.04.2020 на указанный акт, в соответствии с пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ. По результатам рассмотрения материалов документальной выездной проверки, с учетом представленных возражений страхователем, заинтересованным лицом было принято оспариваемое решение N 18/ПДС от 21.04.2020, согласно которому обществу было предложено возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда в связи с недостоверностью предоставленных страхователем сведений в сумме 37579 руб. 38 коп.
Общество не согласилось с данным решением, что послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
В обоснование своей позиции общество ссылается на тот факт, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, что им и было предоставлено фонду в отношении Сатдаровой Н.Р.(ранее Латеева) и Бурнос О.Г.(ранее Дубова).
Согласно положениям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 101), Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и носят целевой характер.
Одной их основных задач Фонда социального страхования Российской Федерации является обеспечение застрахованных лиц гарантированных государством пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 1 Закона N 165-ФЗ и статьей 1.2 Закон N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, временная нетрудоспособность застрахованного лица, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
На основании статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка являются страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закон N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 указанного закона. Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 9 Закон N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц (работников) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу частей 3 и 4 статьи 7 Закона N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и2016 годов" Фонд реализует пилотный проект, который предусматривает особенности финансирования и выплаты страхового обеспечения в ряде субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено "Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта. Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1484 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294" внесено дополнение в пункт 2 Постановления N 294, где установлено, что с 01.07.2015 Самарская область участвует в реализации пилотного проекта.
При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).
На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней, со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В случае, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период у страхователей - плательщиков страховых взносов превышает 25 человек, в территориальный орган Фонда по месту регистрации для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, такими страхователями представляются сведения в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (пункт 4 Положения).
Порядок предоставления сведений в Фонд социального страхования для оплаты пособия определен Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (далее - Приказ N 223).
При этом, порядок предоставления сведений в том числе в электронном виде не предполагает, последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, поступивших к нему от обратившегося застрахованного лица, состоящего с ним в трудовых отношениях, на основании которых заполнен реестр сведений. В связи с чем, у территориального органа Фонда отсутствует возможность проверить достоверность предоставленных сведений непосредственно при предоставлении страхователем реестра сведений.
Поэтому сотрудники территориального органа Фонда не видя подлинников документов на бумажном носителе, не имеют возможности и оснований проверить оформление документов о назначения пособия страхователем, в соответствии с действующим законодательством РФ. Дополнительная проверка сведений, содержащихся в реестре сведений, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме (пункт 7 Положения). В этом случае территориальный орган Фонда направляет страхователю извещение о предоставлении недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 8 и 9 Положения, выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления, документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь, в установленные сроки, представляет в Фонд реестр сведений в электронном виде, необходимых для назначения и выплаты соответствующих видов пособий. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Общество с 11.10.2002 (ранее наименование организации ООО АФ "Аудит-Альянс" до 10.03.2019) и по настоящее время, состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в Фонде, рег.N 6312004958. Согласно предоставленным в Фонд страхователем - ООО АФ "Правелар" реестрам сведений от 05.08.2016 и от 08.04.2016 на застрахованных лиц, необходимые для назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию в электронной форме, Фонд произвел назначение и выплатил ежемесячное пособи по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а именно:
- Бурнос Оксане Геннадьевне (далее - Бурнос О.Г.)(СНИЛС 10380638733), в связи с отпуском по уходу за 1-ым ребенком - Бурнос Елизавета, 19.05.2016 года рождения, согласно свидетельства о рождении серия Ш-ЕР N 631782, выданного 04.06.2016, на период отпуска с 22.07.2016 по 19.11.2017 и исходя из представленного страхователем данных для расчета: средний заработок 155722 руб. 88 коп. (за 2014 г.-2015 г.); ставка - "1,0"; страховой стаж 3 года и 9 месяцев, среднедневной заработок составляет - 221 руб. 51 коп, в расчете за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, соответственно при расчете применяется среднедневной 246 руб. 58 коп. (7500 руб. х 24 / 730 дн., где 7500,00 руб. - МРОТ, установленный Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
Размер пособия, рассчитанный из МРОТ, не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, с учетом его индексации. Сумма начисленного пособия по уходу за 1-ым ребенком, с учетом его индексации с 01.02.2017 в размер 1,054 (Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году") составила - 3065 руб. 69 коп. за полный календарный месяц (2908,62 руб. * 1,054), соответственно сумма начисленного и выплаченного пособия составила - 12262 руб. 76 коп. (3065,69 руб. х 4 мес.) за период с 01.04.2017 по 31.07.2017.
- Сатдаровой Надежде Рафиковне ( далее - Сатдарова Н.Р.)(СНИЛС" 14652159968), в связи с отпуском по уходу за 2-ым ребенком - Сатдаров Амир, 04.02.2016 года рождения, согласно свидетельства о рождении серия Ш-ЕР N 635140, выданного 11.02.2016, на период отпуска с 08.04.2016 по 04.08.2017 и исходя из представленного страхователем данных для расчета: средний заработок - 0,00 руб. (за 2014 г.-2015 г.); ставка - "1,0"; страховой стаж 8 лет и 5 месяцев, среднедневной заработок составляет - 0,00 руб., в расчете за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, соответственно при расчете применяется среднедневной заработок за 2016 год - 203,97 руб.(6204.00 руб. х 24 / 730 дн., где 6204,00 руб. - МРОТ, установленный Федеральным законом от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Размер пособия, рассчитанный из МРОТ, не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, с учетом его индексации. Сумма начисленного пособия по уходу за 2-ым ребенком, с учетом его индексации с 01.02.2017 в размер 1,054 (Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году") составила - 6131,37 руб. за полный календарный месяц, (2908,62 руб. *1,054*2), соответственно сумма начисленного и выплаченного пособия составила - 25316,62 руб. за период с 01.04.2017 по 04.08.2017 (6131,37 руб. х 4 мес. (апрель-июль 2017года) = 24525,48) + (6131,37 руб. / 31 календ, дней в августе 2017 года х 4 календ. Дней = 791,14). Указанные суммы пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством выплачены Фондом на лицевой счет застрахованных лиц платежными поручениям.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 8 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ, пункт 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ).
Одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем, при наступлении которого предоставляется страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия, являются уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ и часть 2 статьи 1.3 Закон N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ, абзац третий части 1 статьи 15 Закона N 81-ФЗ и подпункта "а" пункта 39 Порядок и условия, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, которое выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом.
Согласно представленных на проверку обществом документов установлено, что 10.01.2017 Приказом N б/н утверждено штатное расписание N б/н от 10.01.2017 общества, в котором утверждены единицы должности "Главный бухгалтер" - 1 ед. с окладом в размере - 12000 руб. и "Бухгалтер" - 1 ед. с окладом в размере 7500 руб. Застрахованные лица на момент наступления страхового случая (отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет) работают по основному месту работы в ООО АФ "Правелар" в должности "Главный бухгалтер" - Сатдарова Надежда Рафиковна (с 01.04.2017 согласно приказа N 1 от 01.04.2017 по штатному расписанию оклад снижен до 11500 руб.) и "Бухгалтер" - Бурное О.Г. (с 01.04.2017 переведена на должность "Ведущий бухгалтер", с окладом в размере 11500 руб.).
Приказом общества от 08.04.2016 за N 1 застрахованному лицу Сатдаровой Надежде Рафиковне предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на основании заявления от 08.04.2016, с назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет на период с 08.04.2016 по 04.08.2017. Приказом общества от 22.07.2016 за N 2 застрахованному лицу Бурнос О.Г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на основании заявления от 22.07.2016, с назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет на период с 22.07.2016 по 19.11.2017 (далее по 29.10.2017), который был прерван, в связи с наступлением отпуска по беременности и родам за 2-ым ребенка (Бурное Дмитрий, 11.01.2018 года рождения) с 30.10.2017..
Согласно части 3 статьи 256 ТК РФ по заявлению работника во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком он может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 81-ФЗ, п. 43 Порядок и условия, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает ухаживать за ребенком.
При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжают осуществлять уход за ребенком. Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
На основании части 3 статьи 256 ТК РФ с 03.04.2017 г. согласно заявлений указанных застрахованных лиц с просьбой считать приступившими к работе на условиях неполного рабочего времени во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет приказами Общества по кадровым вопросам N б/н от 03.04.2017 г., Бурнос О.Г.и Сатдаровой Н.Р. установлен следующий режим рабочего времени: пятидневная рабочая неделя - рабочие дни с понедельника по пятницу; выходные -суббота, воскресенье; продолжительность ежедневной работы с понедельника по пятницу часов с 9.00 часов до 17.30 часов; перерыв для отдыха и питания 30 минут с 12.30 до 13.00 часов.
В соответствии со статьей 108 ТК РФ в течение рабочего дня работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, а так же со статьей 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже, чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.
Следуя прямому прочтению заявлений и приказов рабочий день приступивших к работе на условиях неполного рабочего времени с 9.00 часов до 17.30 часов составляет 8.00 часов, а начисление заработной платы производилось пропорционально рабочему времени, в соответствии с табелем учета рабочего времени и данных из расчетных листов, выплата заработной платы - 7,00 час в день, при норме продолжительности ежедневной работы - 8,00 часов, в соответствии установленным правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Таким образом, исходя из условий приказов по кадровой работе общества, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Бурнос О.Г. и Сатдаровой Н.Р. работали на условиях неполного рабочего времени с 03.04.2017 по 31.08.2017, а именно рабочее время им сокращено на 1 час в день.
Согласно возражений страхователя на акт проверки и заявления об оспаривании решения, при появлении новых клиентов у ООО АФ "Правелар", возникла необходимость в дополнительных работниках-бухгалтерах. Так как поиск новых работников на временные вакансии бухгалтеров (на место работников, находящихся в: декретном отпуске), их введение в работу, обучение - довольно затруднительно. Работодатель обратился к Бурное О.Г. и Сатдаровой Н.Р. с просьбой приступить к работе на условиях неполного рабочего времени (7 часов в день), на удаленной системе выполнения работы на период с 01.04.2017 по 31.08.2017. При этом специфика их работы не требует обязательного присутствия по месту нахождения работодателя, фактически работа Бурное О.Г. и Сатдаровой Н.Р. выполнялись на дому (удаленно), и они никак не были ограничены по времени для кормления и уходу за детьми.
Однако, документальных подтверждений кадрового оформления, согласно действующего трудового законодательства и выполнение работы Бурнос О.Г. и Сатдаровой Н.Р. на дому (удаленно) страхователем не представлено ни в ходе проведения проверки, ни в процессе рассмотрения материалов проверки страхователя.
Дополнительные соглашения к трудовым договорам о работе на неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет от 01.04.2017 ( далее - дополнительные соглашения к трудовым договорам от 01.04.2017) на Бурнос О.Г. и Сатдарову Н.Р., которые оформляются на основании заявлений работников не были представлены. Заявления и приказы от 03.04.2017 о выходе на неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет на Бурнос О.Г. и Сатдаровой Н.Р. оформлены более поздней датой чем дополнительные соглашения к трудовым договорам от 01.04.2017 (не рабочий, выходной день) и в них не содержатся условие выполнение работы на дому (дистанционно) Бурнос О.Г. и Сатдарову Н.Р., которое должно дублироваться из условий дополнительного соглашения.
Согласно условий п. 4 и 6 дополнительных соглашений к трудовым договорам от 01.04.2017, "Работник обязуется ежедневно в рабочие дни до 10.00 часов утра, отправлять указанные настоящим пунктом отчет и план на электронную почту руководителя "e.mironova@mail.ru" и "обмен документов между Работником и Работодателем осуществляется посредством электронной почты", страхователем так же не представлены письменные подтверждения направления указанных отчетов и планов, обмена документов по электронной почте с работодателем за период с 03.04.2017 по 31.08.2017.
В соответствии с частью 4 статьи 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Согласно п. 5 Дополнительного соглашения к трудовому договору с Сатдаровой Н.Р. от 01.04.2017, ей по тексту поименована неверная штатная единица "бухгалтер" с окладом по штатному расписанию от 01.04.2017 в размере 10000 руб., а расчет заработной платы велся из ставки "Главного бухгалтера" в размере 11500 руб.
Согласно части 1 статьи 63 АПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции установил, что копии дополнительных соглашений к трудовым договорам от 01.04.2017 с подписями застрахованных лиц Бурнос О.Г. и Сатдаровой Н.Р., нетождественны подписям в представленных заявлениях и приказах от 03.04.2017 о выходе на неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, полученные в копиях от страхователя ревизором при проведении выездной проверки, что не свидетельствует о безусловном признании достоверности таких доказательств.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Частью 6 статьи 71 АПК РФ устанавливает правило, согласно которому суд считает недостаточно доказанным факт, который подтверждается только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что обществом не предоставлены доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что работницы Бурнос О.Г. и Сатдарову Н.Р. находящиеся на неполном рабочем дне в период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, фактически совершали действия в интересах общества на дому (дистанционно).
Следовательно, в рамках действующего законодательства право застрахованного лица на получение данного ежемесячного пособия, работающего на условиях неполного рабочего времени и продолжающего осуществлять фактический уход за ребенком, связано с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, что согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного из-за неполного рабочего времени, сокращение которого обусловлено необходимостью в оставшееся рабочее время осуществлять ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе, (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 179-О-П, от 07.06.2011 N 742-0-0 и от 13.05.2014 N 983-0).
В соответствии с Законом N 81-ФЗ лица (матери, отцы, другие родственники), фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на получение по месту работы ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 40% среднего заработка.
Исходя из данной нормы закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работающим гражданам в целях частичной компенсации утраченного заработка в связи с прерыванием трудовой деятельности по уходу за ребенком, так как обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (ст. 65 Семейного кодекса РФ).
В данном случае имело место незначительное сокращение рабочего времени лица, претендующего на получение пособия по уходу за ребенком (на 1 час в день), такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая незначительную утрату заработка. Средняя сумма утраченного заработка за период нахождения застрахованных лиц Сатдаровой Н.Р. и Бурнос О.Г. в отпуске по уходу за ребенком и работе на условиях неполного рабочего времени 7 часов в день, составила 1396,43 руб. в месяц или 12,14 %, а продолжительность рабочей недели составляет 35,00 часов.
Следовательно, назначение и выплата пособия по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени, при незначительном сокращении рабочего времени (на 1 час в день), указанным застрахованным лицам не правомерны, так как не соблюдено условие, что пособие компенсирует утраченный заработок, равнозначный размеру пособия (40%).
Таким образом, представленными к проверке документами подтверждается, что общество предоставило в территориальный орган Фонда недостоверные сведения либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами соответствующего вида пособия, а именно получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет находящихся на неполном рабочем дне, застрахованными лицами Бурнос О.Г. за период с 01.04.2017 по 31.07.2017 в сумме 3065,69 руб. и Сатдаровой Н.Р. за период с 01.04.2017 по 04.08.2017 в сумме 25316,62 руб., в связи с чем, было излишне выплачено всего в размере 37579 руб. 38 коп.
Излишне понесенные расходы подлежат возмещению страховщиком в добровольном порядке в пользу Фонда, согласно требованиям от 31.07.2020 N 18/ПДС, которое до настоящего времени обществом не исполнено.
Согласно статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему государственных правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. То есть является восстановительной мерой, направленной на компенсацию утраченного заработка, поэтому создание искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в выплате, а в случае выплаты - основанием для возврата незаконно полученных пособий.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что финансирование выплат пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Выплата территориального органа Фонда сумм соответствующих видов пособий за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда, в том числе, не может утрачивать функцию компенсации действительного утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а так же не должна приобретать характер дополнительного материального стимулирования работника, поскольку противоположное свидетельствует о злоупотреблении правом страхователем и застрахованным лицом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункта 1 и 2 части 2 статьи 4.3 Закона N 255-ФЗ застрахованные лица обязаны представлять страхователю, достоверные документы(сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение, а также уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения.
В силу абзаца 1 пункта 16 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 11 Закон N 165-ФЗ страховщик, обязанный обеспечивать контроль за расходами на обязательное социальное страхование, имеет право проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.
Контроль за правильностью расходования средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2, статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ.
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 установлено, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке. Осуществление территориальным органом Фонда контроль за полнотой и достоверностью предоставленных страхователем сведений (документов) возможно только в рамках проведения проверки посредством истребования документов (сведений), предоставленных страхователем, застрахованным лицом, и послуживших основанием для формирования данных и направления реестра сведений в территориальный орган Фонда с целью назначения и выплаты застрахованному лицу страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Выявленное в результате проверки территориальным органом Фонда соблюдение страхователем формальных требований действующего законодательства (заключение трудового договора, оформление приказа и др.), а так же факты наступления страхового случая и выплаты пособий застрахованному лицу, не дает право требовать возмещения денежных средств из бюджета Фонда. Страхователь вправе принимать на работу любое лицо и оформить ему выход на неполный рабочий день в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, вместе с тем спор, в данном деле, возник о возмещении незаконно полученных средств на выплату пособий в связи с материнством, поэтому разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
На основании статьи 4 Закон N 165-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является эквивалентность страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования и ответственность за их целевое использование.
Согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик обязан, в том числе, обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах -обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что излишняя выплата суммы пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством произошла в связи с недостоверно представленными сведениями, влияющими на право получения застрахованными лицами ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а именно вследствие отсутствия у страхователя - ООО АФ "Правелар" правовых оснований для направления электронных Реестров сведений, являющихся основанием для назначения и выплаты указанных видов пособий застрахованных лиц Бурнос О.Г. и Сатдаровой Н.Р.
С учетом изложенного, проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого решения Фонда.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие общества с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
При подаче апелляционной жалобы общество по платежному поручению от 04.03.2021 N 3 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2021 года по делу N А55-27196/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Правелар" (ОГРН 1026301984444, ИНН 6323067613) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27196/2020
Истец: ООО "ПРАВЕЛАР", ООО АФ "Правелар"
Ответчик: ГУ Самарское региональное отделение ФСС РФ филиал N 12, Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N12