г. Москва |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А41-77209/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.02.2021 по делу N А41-77209/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области к ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ" (далее - Заинтересованное лицо, Общество, ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ") о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ с типом "Исходная" и с типом "Дополняющая" за 2019 год, а также по форме СЗВ-М за апрель 2019 года с типом "Дополняющая" в общей сумме 108 500 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.02.2021 заявление Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области удовлетворено частично: с ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ" (ИНН 7705771750 ОГРН 1067761637492) в доход бюджета Пенсионного фонда штраф в сумме 10 750 руб., в остальной части во взыскании штрафа отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ" сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об учете) за отчетный период - апрель 2019 года и 2019 год.
По факту представления Обществом 03 марта 2020 года Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области отчета по исходной форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-СТАЖ) за 2019 год, составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.04.2020 N 060S18200016767, в котором зафиксировано несвоевременное представление сведений в отношении 215 застрахованных лиц.
По результатам рассмотрения материалов проверки 13.05.2020 г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области принято решение N 060S19200019134 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 107 500 руб.
Пенсионный фонд выставил в отношении Заинтересованного лица требование от 02.06.2020 г. N 060S01200024100 об уплате штрафа в сумме 107 500 рублей в срок до 23.06.2020 г.
В ходе последующей проверки установлено, что в дополнение к исходной форме сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, Общество 16.03.2020 г. представило дополняющую форму на 1-ого застрахованного.
По факту представления Обществом 16 марта 2020 года Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области отчета по дополняющей форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-СТАЖ) за 2019 год, составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.04.2020 N 060S18200016770, в котором зафиксировано несвоевременное представление отчетности в отношении 1-ого застрахованного лица.
По результатам рассмотрения материалов проверки 13.05.2020 г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области принято решение N 060S19200019137 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб.
Пенсионный фонд выставил в отношении Заинтересованного лица требование от 02.06.2020 г. N 060S01200024102 об уплате штрафа в сумме 500 рублей в срок до 23.06.2020 г.
Также по факту представления ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ" 16 марта 2020 года Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области отчета по дополняющей форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М) за апрель 2019 года составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.04.2020 N 060S18200016768, в котором зафиксировано несвоевременное представление отчетности в отношении 1-ого застрахованного лица.
По результатам рассмотрения материалов проверки 13.05.2020 г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области принято решение N 060S19200019135 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым Заинтересованное лицо привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб.
Пенсионный фонд выставил в отношении Заинтересованного лица требование от 02.06.2020 г. N 060S01200024101 об уплате штрафа в сумме 500 рублей в срок до 23.06.2020 г.
02 ноября 2020 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г. Москве и Московской области прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником учреждения стало Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области.
Таким образом, неисполнение требований Заинтересованным лицом в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании), Общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона о страховании законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Закона об учете.
В соответствии с преамбулой Закона об учете, данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона об учете), объем и сроки (статья 11 Закона об учете) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона об учете под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона об учете также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон), страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) - 7) утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона об учете представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11.01.2017 N 3п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (форма СЗВ-СТАЖ).
Также в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона об учете (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона об учете представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона об учете).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует и установлено судом, что основанием для привлечения ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ" к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона об учете, с последующим обращением в суд за взысканием штрафных санкций, послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об учете за отчетный период - апрель 2019 г. и 2019 г.
Однако согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 11.03.1998 N 8-П, санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая внесение изменений в ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", отсутствие умысла, а также исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суд первой инстанции обоснованно счел указанные обстоятельства смягчающими ответственность за совершение правонарушения и снизил размер подлежащего взысканию до 10 750 руб.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что ранее Общество к ответственности по ст. 17 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" не привлекалось. Доказательства обратного Пенсионным фондом не представлены.
При снижении размера санкций Арбитражным судом Московской области принимается во внимание незначительный пропуск срока предоставления отчетности в Пенсионный фонд (1 день). Кроме того, срок был пропущен из-за технических причин, связанных с проведением работ в рамках обновления программного продукта "1С: Зарплата и Управление персоналом". Данное обстоятельство подтверждается представленным письмом провайдера "Первый бит" о невозможности выполнять работы в программе 1С 02.03.2020 г. сотрудниками ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ" от 16.03.2020 г. N 16/03/20/7.
Снижение размера штрафа до 10 750 руб. является разумным, санкция в вышеуказанном размере отвечает требованиям справедливости и соразмерности с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания и будет способствовать цели наказания - недопущению нарушений в будущем.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за период - апрель 2019 года и 2019 год, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к Учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция также выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что привлечение Общества к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" за 2019 год по требованию от 02.06.2020 г. N 060S01200024102 и по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2019 года по требованию от 02.06.2020 г. N 060S01200024101 является неправомерным.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области подлежит частичному удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.02.2021 по делу N А41-77209/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77209/2020
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 1 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ"
Третье лицо: ООО "НЬЮ РИГА РЕЗОРТ"