г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А56-104016/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: Басалаев В.О. по доверенности от 24.12.2020
от заинтересованного лица: Леонтьева Л.Ю. по доверенности от 03.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14653/2021) Северо-Западного управления Ростехнадзора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2021 по делу N А56-104016/2020, принятое
по заявлению ФГУП "Завод имени Морозова"
к Северо-Западному управлению Ростехнадзора
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод имени Морозова" (ОГРН: 1034700561895, адрес: 188679, Ленинградская обл., р-н Всеволожский, гп. им. Морозова, ул. Чекалова, 3; далее - заявитель, Предприятие, ФГУП "Завод имени Морозова") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН: 5067847165018, адрес: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 3; далее - Управление, Ростехнадзор, административный орган) об оспаривании постановления от 12.11.2020 N 15-3263-2789/ПС (далее - Постановление) о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 01.04.2021 суд первой инстанции постановление от 12.11.2020 N 15-3263-2789/ПС о назначении административного наказания признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в ходе проверки Предприятия, проведенной 23.10.2020, Управлением выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил:
- в нарушение требований статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и п. 452 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утвержденных приказом Ростехнадзора N 605 от 16.12.2013, Общество допустило эксплуатацию склада взрывчатых материалов без наличия проектной документации;
- в нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Общество допустило применение взрывчатых материалов промышленного назначения (огнепроводный шнур марки ОШП производства АО Новосибирский механический завод "Искра"); имеющееся у Общества разрешение на постоянное применение N РВВ-01157 от 07.10.2015, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, не имеет в составе лицензируемого вида деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, вида работ - применение взрывчатых материалов промышленного назначения.
По данному факту в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ.
12.11.2020 Управлением вынесено постановление N 15-3263-2789/ПС по делу об административном правонарушении, которым, Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Предприятие, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о пропуске Управлением срока привлечения Предприятия к административной ответственности, постановление признал незаконным и отменил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Закон N 116-ФЗ, положения которого распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Статья 1 Закона N 116-ФЗ определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются взрывчатые вещества, которые, при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.
В соответствии с п.452 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утвержденных приказом Ростехнадзора N 605 от 16.12.2013, комплексы зданий, предназначенные для хранения взрывчатых материалов и сооружений вспомогательного назначения, расположенные на общей территории (далее - склады ВМ), камеры и ячейки для хранения взрывчатых материалов и вспомогательные камеры с подводящими к складу горными выработками (далее - подземные склады ВМ), другие места хранения взрывчатых материалов должны оборудоваться по проектам, утвержденным в установленном порядке, и эксплуатироваться в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Из оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяется отсутствие проектной документации при эксплуатации опасного производственного объекта "Склад взрывчатых материалов" (рег.N А20-02146-0003).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции Предприятием представлена копия проектной документации на "Склад взрывчатых материалов" на CD-диске (л.д.104).
Довод представителя о том, что к указанной проектной документации не приложена пояснительная записка, изложенный суду апелляционной инстанции в судебном заседании, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку из текста оспариваемого постановления следует, что Предприятию в качестве нарушения требований промышленной безопасности вменяется эксплуатация склада взрывчатых веществ при отсутствии проектной документации, а не какой-либо его составляющей части.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя в указанной части отсутствует событие вмененного административного правонарушения.
В оспариваемом постановлении Управление указывает на применение заявителем в своей деятельности взрывчатого материала промышленного назначения в отсутствие лицензии на применение такого взрывчатого материала.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что согласно ГОСТа 3470-80 "Шнур огнепроводный. Технические условия" шнур используется для инициирования зарядов дымного пороха. Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 028/2012 "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 57 (далее - ТР ТС 028/2012), средства инициирования - изделия, содержащие взрывчатое вещество и предназначенные для возбуждения или передачи и возбуждения детонации.
Согласно части 1 статьи 6 ТР ТС 028/2012 на новые взрывчатые вещества и изделия на их основе, указанные в подпункте "а" пункта I статьи 1 настоящего технического регламента (взрывчатые вещества и изделия на их основе, разрабатываемые (проектируемые) и изготавливаемые для использования энергии взрыва в промышленных целях), должно быть оформлено Разрешение на постоянное применение, выданное одним из уполномоченных органов в области промышленной безопасности государства - члена Таможенного союза.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Завод имени Морозова" выдано разрешение на применение взрывчатых веществ и изделий на их основе от 07.10.2015 N РВВ-0157 на шнур огнепроводный марок ОША и ОШП. Как указывает Управление, на огнепроводный шнур имеется сертификат соответствия N ТС RU C-RU.ЦЦ04.В.00251, серия RU N 0172724, который соответствует требованиям ТР ТС 028/2012.
Учитывая изложенное, по мнению Управления, наличие указанного разрешения подтверждает, что огнепроводный шнур является изделием на основе взрывчатых веществ, используемым Предприятием для энергии взрыва в промышленных целях. При этом такой вид работ подлежит лицензированию.
В обоснование своей позиции по делу Предприятие указывает на то, что не осуществляет "применение" огнепроводного шнура марки ОШП в смысле Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2015 N 1102.
При этом указанное Положение не раскрывает, что является "применением" и что такое "взрывчатые материалы промышленного назначения", соответственно, создавая неопределенность для правоприменителя.
При этом, на территории Российской Федерации действует (и распространяется на ОШП) ТР ТС 028/2012, содержащий определение термина "применение": применение взрывчатых веществ и изделий на их основе - выполнение работ или действий, предусмотренных прямым назначением указанных веществ или изделий, а также подготовка к их выполнению.
Следовательно, для определения того, подлежит конкретная деятельность лицензированию или нет, необходимо понять, соответствует она прямому назначению, или нет. Определить прямое назначение ОШП возможно лишь по ГОСТ 3470-80, содержащему перечень способов применения ОШП.
Вместе с тем, доказательств того, что заявитель использует ОШП по указанным в ГОСТ 3470-80 назначениям, Управлением в материалы дела не представлено.
По утверждению Предприятия, ОШП используется для уничтожения отходов производства, которые невозможно утилизировать иным способом.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявитель не применяет ОШП в своей деятельности в том смысле, на который указывает СЗУ Ростехнадзора.
Как указывает заявитель, использование ОШП осуществляется в конце технологической цепочки по производству продукции оборонного назначения (последняя технологическая операция в цепочке, направлена на сжигание отходов производства). Поскольку это часть операции по производству, то на нее распространяется имеющаяся у заявителя лицензия N 002119 БП-ОП от 28.04.2015 (на производство вооружения), а также лицензия N ВХ-20-005065 от 19.01.2016 (на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности). С физической точки зрения в процессе операции не осуществляется возбуждение или передача и возбуждение детонации. При этом такая операция является не детонацией, а сжиганием.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя в указанной части также отсутствует событие вмененного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы документы, пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении Предприятием вмененных административных правонарушений, административным органом не доказаны и не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для привлечения Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ у административного органа не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При этом апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске срока привлечения Предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вмененные Предприятию нарушения выявлены Управлением в ходе осуществления внеплановой проверки ФГУП "Завод имени Морозова", проведенной на основании распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора от 28.09.2020 N 10-15-11-18-09-13-07-20-3263/Рк, и зафиксированы в Акте проверки от 23.10.2020 N 10-15-11-18-09-13-07-20-3263-3228/А-дсп.
Таким образом, административное правонарушение выявлено административным органом 23.10.2020, следовательно, заявитель привлечен к административной ответственности в рамках срока, установленного статьей 4.5. КоАП РФ.
Вместе с тем, ошибочные выводы суда первой инстанции о пропуске Управлением срока привлечения Предприятия к административной ответственности не привели к принятию неправильного решения, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 апреля 2021 года по делу N А56-104016/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104016/2020
Истец: ФГУП "ЗАВОД ИМЕНИ МОРОЗОВА"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору