11 июня 2021 г. |
Дело N А83-12077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Лазарева С.Г., |
судей |
Яковлева А.С., Кравченко В.Е. |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.
с участием представителей: Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Мамедова А.Р. по доверенности от 11.01.2021 N 4, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом; Гридина Л.В. по доверенности от 11.01.2021 N 6, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом,
в отсутствии представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного), Чушкина Андрея Александровича, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 марта 2021 года по делу N А83-12077/2020 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного) к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Чушкин Андрей Александрович, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) (далее - заявитель, ГУ УПФ РФ г.Феодосии) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по РК" Министерства труда и социальной защиты РФ) о взыскании суммы излишне выплаченной пенсии и ежемесячной денежной выплаты в сумме 259 492,74 рублей.
Спор рассмотрен с участием Чушкина А.А., Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГУ УПФ РФ г.Феодосии обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что предоставление ФКУ "ГБ МСЭ по РК" Министерства труда и социальной защиты РФ недостоверных сведений относительно срока установления инвалидности гражданину Чушкина А.А. повлекло незаконную выплату пенсии по инвалидности и ежемесячную денежную выплату за период с 01.12.2017 по 31.05.2020 в общей сумме 259 492,74 рублей.
Представители ФКУ "ГБ МСЭ по РК" Министерства труда и социальной защиты РФ возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения, в том числе, тем, что заявителем не представлено надлежащих доказательств принятия каких-либо мер, направленных на проверку и оценку достоверности документов, представленных в целях получения пенсионного обеспечения Чушкина А.А.
При этом указывает, что неправомерные действия ГУ УПФ РФ г.Феодосии при принятии безосновательного решения о направлении надлежаще оформленной, действующей выписки из акта освидетельствования гражданина Чушкина А.А. обратно в ФКУ "ГБ МСЭ по РК" Министерства труда и социальной защиты РФ и последующее установление пенсии на основании сведений, отраженных в исправленной выписке из акта освидетельствования, привели к переплате страховой пенсии.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021, принятым в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для участия в рассмотрении указанной апелляционной жалобы, произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Яковлева А.С.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
ГУ УПФ РФ г.Феодосии явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Чушкин А.А., 09.02.1962 года рождения, являлся получателем пенсии по инвалидности в ГУ УПФ РФ г.Феодосии, поскольку ему была установлена третья группа инвалидности, общее заболевание, сроком на 1 год - с 30.11.2016 до 01.12.2017, дата очередного освидетельствования - 30.11.2017, о чем бюро N 14 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России выдана Выписка серии МСЭ -2013 N 1861810 от 30.11.2016.
Однако 07.12.2016 указанная выписка из акта освидетельствования Чушкина А.А. письмом за исх. N 10142/14-29 была возвращена ГУ УПФ РФ г.Феодосии в бюро N 14 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России для указания срока, на который установлена инвалидность (л.д. 55-58).
20.12.2016 ГУ УПФ РФ г.Феодосии повторно получило выписку из акта освидетельствования Чушкина А.А. серии МСЭ-2013 N 1861810 с рукописными исправлениями срока установления инвалидности на "бессрочно", на основании которой Чушкину А.А. за период с 01.12.20217 по 31.05.2020 выплачивалась страховая пенсия по инвалидности в размере 228 780,00 рублей и ежемесячная денежная выплата в сумме 30 712,74 рублей (л.д. 56, т.1).
В последствии, в результате проведенной сверки сведений о гражданах, не явившихся на очередное переосвидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы Республики Крым, проведенной ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ и ГУ -Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Крым, установлено, что гражданину Чушкину А.А., 09.02.1962 года рождения, установлена третья группа инвалидности, общее заболевание, с 30.11.2016 до 01.12.2017, т.е. сроком на 1 год.
На основании приказа и.о. руководителя-главного эксперта по медико-социальной экспертизе С.П. Семенова от 17.03.2020 N 59, принятого в соответствии с пункта 137 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, дело медико-социальной экспертизы в отношении Чушкина А.А. повторно проверено экспертным составом N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России в порядке контроля.
В акте проверки деятельности бюро N 14 от 01.04.2020 экспертным составом N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России установлено, что решение об установлении Чушкину А.А., 09.02.1962 года рождения, третьей группы инвалидности на 1 год вынесено верно, оснований для определения группы инвалидности "бессрочно" нет (л.д.121-127, т.1).
Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым проинформировал ГУ УПФ РФ г.Феодосии о результатах проведенной сверки сведений о гражданах, из чего следует, что в Федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕВИАИИАС) отражены сведения относительно установления инвалидности Чушкина А.А. на срок с 30.11.2016 до 01.12.2017, а в выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 N 1861810 от 30.11.2016 указан срок установления инвалидности - "бессрочно" (л.д. 5-7, т.1).
26.05.2020 ГУ УПФ РФ г.Феодосии принято решение о прекращении выплаты Чушкину А.А. пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (л.д. 19, т.1).
Таким образом, как указывает ГУ УПФ РФ г.Феодосии, за период 01.12.2017 по 31.05.2020 образовалась переплата Чушкину А.А. страховой пенсии по инвалидности в размере 228 780,00 рублей и ежемесячной денежной выплате в сумме 30 712,74 рублей.
С целью возмещения в добровольном порядке суммы выплаченной пенсии, ГУ УПФ РФ г.Феодосии в адрес ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ направлялось претензионное письмо от 10.06.2020 N 11685/09-20 с просьбой в добровольном порядке возместить вышеуказанную сумму переплаты (л.д. 11-14, т.1).
Поскольку в добровольном порядке требования ГУ УПФ РФ г.Феодосии удовлетворены не были, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, для возникновения ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность таких условий, как факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценивая наличие признаков противоправности в действиях ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В соответствии со статьей 8 Закона N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 N 310-н, зарегистрирован в Минюсте 21.12.2012 N 26297 (далее - Порядок N 310) к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
Пунктом 4 Порядка N 310 предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием ЕАВИИАС.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Порядка N 310 главное бюро медико-социальной экспертизы проводит в рамках осуществления контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.
Таким образом, действия ФКУ "ГБ МСЭ по Республики Крым" Минтруда России по проведению проверки в порядке контроля решений бюро в отношении Чушкина А.А. по документам совершены в рамках предоставленных полномочий.
Частью 1 статьи 9 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане, из числа застрахованных лиц, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно пункту 35 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Как предусмотрено подпунктом "а" пункта 8 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, для назначения, страховой пенсии по инвалидности заинтересованному лицу необходимо приложить документ об установлении инвалидности.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 181-ФЗ, правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 (далее - Правила).
Пунктом 24 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Кроме того, заявление может быть также подано в бюро гражданином самостоятельно, если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали ему в направлении на медико-социальную экспертизу, о чем выдается соответствующая справка (пункт 19 Правил).
Представленными материалами дела подтверждается надлежащее включение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ в ЕАВИИАС сведений в отношении Чушкина А.А. в части установленного срока, на который установлена инвалидность, а именно: с 30.11.2016 до 01.12.2017.
Вывод суда первой инстанции о том, что на момент проведения освидетельствования Чушкина А.А. в 2016 году и установления оснований для признания его инвалидом с определением третьей группа инвалидности, общее заболевание, сроком на 1 год с 30.11.2016 до 01.12.2017, является правомерным.
Согласно действующему Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н) Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы в целях установления, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной выплаты осуществляют межведомственное информационное взаимодействие и несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления сведений, необходимых для осуществления ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8).
Таким образом, учитывая изложенное правовое регулирование, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, ГУ УПФ РФ г.Феодосии, наделено полномочиями по проверке правильности оформления и достоверности содержащихся в документах сведений.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.02.2018 N 10-П изложена правовая позиция, в соответствии с которой нельзя не учитывать и то, что в соответствии, как с прежним, так и действующим правовым регулированием порядка рассмотрения заявлений о назначении трудовой (страховой) пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в целях пенсионного обеспечения документов на всех этапах пенсионного процесса (пункт 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб; пункт 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н.
Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также форма выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" (вместе с "Порядком составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы") (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2011 N 19539).
В соответствии с пунктами 4, 5 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2010 N 1031н в строке справки и выписки "Инвалидность установлена на срок до" указывается срок, до которого установлена инвалидность: первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное освидетельствование, и год, до которого установлена инвалидность. В строке справки и выписки "Дата очередного освидетельствования" указывается дата очередного освидетельствования, которая определяется с учетом графика работы федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по календарю соответствующего года.
При установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования в указанную строку вносится запись "бессрочно".
Следует отметить, что пунктом 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2010 N 1031н установлено, что бланк справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и бланк выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные настоящим Приказом, относятся к защищенной полиграфической продукции уровня "В".
Положениями пункта 8 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2010 N 1031н, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина, признанного инвалидом, по его заявлению (заявлению его законного представителя) федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по месту жительства, на основании акта освидетельствования, в соответствии с которым ему была установлена инвалидность, выдается новая справка. При этом оформляется новый акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы без дополнительного освидетельствования инвалида, в котором делается запись о выдаче новой справки (новой выписки), взамен выданной ранее справки (выписки), и оформляется протокол. Ранее выданная справка погашается путем перечеркивания и внесения надписи "погашена" и подшивается в акт освидетельствования гражданина.
В случае утраты (порчи) выданной справки (выписки) федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида выдают дубликат справки по заявлению инвалида (его законного представителя). Дубликат справки (дубликат выписки) выдается на основании акта освидетельствования, в соответствии с которым была выдана утраченная (испорченная) справка (выписка). При этом оформляется новый акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы без дополнительного освидетельствования инвалида, в котором делается запись о выдаче дубликата справки (дубликата выписки), взамен утерянной (испорченной) справки (выписки), и оформляется протокол. Испорченная справка (выписка) погашается путем перечеркивания и внесения надписи "погашена" и подшивается в акт освидетельствования гражданина (пункт 9 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2010 N 1031н).
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, суд приходит к выводу о том, что внесение рукописных исправлений в бланк справки, подтверждающей факт установления инвалидности, а также в бланк выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Следовательно, получив выписку из акта освидетельствования Чушкина А.А. серии МСЭ-2013 N 1861810 с рукописными исправлениями срока установления инвалидности на "бессрочно", ГУ УПФ РФ г.Феодосии вправе принять меры по факту представления такого документа, запросив подтверждающие сведения, в частности, из ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ, из ЕАВИИАС.
Однако надлежащих доказательств принятия ГУ УПФ РФ г.Феодосии каких-либо мер по установлению достоверности выписки из акта освидетельствования Чушкина А.А., а также правильности оформления указанной выписки, материалы дела не содержат.
Таким образом, противоправность действий (бездействия) ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ по представлению недостоверных документов относительно установления инвалидности гражданину Чушкину А.А., из материалов настоящего дела не следует.
Учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ и причиненным вредом в виде излишне выплаченных ГУ УПФ РФ г.Феодосии сумм пенсии и ежемесячной денежной выплаты.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных ГУ УПФ РФ г.Феодосии требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ г.Феодосии, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 марта 2021 года по делу N А83-12077/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
С.Г. Лазарев |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12077/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Чушкин Андрей Александрович