г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А56-101248/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Горбачева О.В., Третьякова Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Короткевич В. И.,
при участии:
от заявителя: Винницкий П. Ф., доверенность от 29.10.2020
от ответчика: Истягина Л. В., доверенность от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18688/2021) ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕЛЛЕКТ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ОЦЕНКА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-101248/2020 (судья Селезнева О. А.), принятое
по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕЛЛЕКТ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ОЦЕНКА"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕЛЛЕКТ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ОЦЕНКА" (далее - заявитель, Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - Фонд, Отделение, заинтересованное лицо) с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) о признании недействительными решения от 17.08.2020 N 222 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Решение N 222) в сумме 117 751 руб. 49 коп. за октябрь 2019 года, решения от 17.08.2020 N 3923 (далее - Решение N 3923) об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения в сумме 116 556 руб. 53 коп., об обязании Фонда устранить нарушение прав и законных интересов Общества.
Решением суда от 16.04.2021 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно отказал в требованиях, фонд неправомерно отказал в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения работнику, указав на создание работодателем искусственной ситуации для получения средств фонда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель фонда против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что фондом проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя на основании письменного заявления Общества от 02.07.2020 о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в размере 117 751 руб. 49 коп., из них пособие по беременности и родам в сумме 116 556,53 руб. и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в сумме 655,49 руб., выплаченных Молчановой Кристине Юрьевне.
Согласно утвержденному Приказом от 25.12.2018 N 1/12/18 штатному расписанию на 2019 в штате Общества числится 4 человека, в том числе должность помощника генерального директора по правовым вопросам.
По приказу N 1 от 02.09.2019 на должность помощника генерального директора по правовым вопросам принята Молчанова Кристина Юрьевна с частичной занятостью и окладом 5 000 руб.
В соответствии с п. 2.3 трудового договора от 02.09.2019 N б/н работа в ООО "Интеллект, консультации, оценка" является для Молчановой К.Ю. основным местом работы на 0,25 ставки с неполной занятостью.
Молчановой К.Ю. 31.10.2019 по ее заявлению предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности до 18.03.2020.
Фондом установлено, что на момент наступления страхового случая 31.10.2019 (дата выдачи листка нетрудоспособности N 348571224330) Молчанова К.Ю. проработала в Обществе 1 месяц 30 дней. До приема Молчановой К.Ю. на работу должность помощника генерального директора по правовым вопросам в Обществе оставалась вакантной около 1 года, а после ее ухода в отпуск по беременности и родам на указанную должность никто не принят.
Согласно табелям учета рабочего времени за с 02.09.2019 до 30.10.2019 Молчанова К.Ю. выполняла обязанность ежедневно с неполной занятостью - 2 часа в день.
Фондом сделан вывод об отсутствии производственной необходимости в содержании указанной штатной единицы, на которую был принят работник, ушедший через 1 месяц и 30 дней в отпуск по беременности и родам, при том, что после его ухода другой специалист на указанную должность не принимался.
В ходе проверки составлен акт N 3923 правильности проверки расходов на выплату страхового обеспечения от 08.07.2020.
В результате проведенной камеральной проверки, Фондом приняты оспариваемые решения о непринятии к зачету расходов и решение об отказе в выделении средств в связи с тем, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются.
Не согласившись с вынесенными решениями, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования отклонил.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств фонда.
Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Таким образом, условиями необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; документальное подтверждение наступления страхового случая; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу, исчисление и уплата страховых взносов.
В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), указано, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно части 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона N 165-ФЗ).
На основании пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н.
Согласно перечню необходимых документов представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утвержденной форме; справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособия по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
Часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации - также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размера пособия по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию в связи с материнством.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вывода Фонда о создании страхователем искусственной ситуации в целях незаконного возмещения расходов на выплату пособия по беременности и родам за счет Фонда, о недоказанности Обществом наличия кадрово-экономической целесообразности принятия на работу Молчановой К.Ю. непосредственно перед страховым случаем и факта осуществления указанным лицом трудовой функции перед наступлением страхового случая.
Апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ставка помощника генерального директора по правовым вопросам введена в штат Общества Приказом от 25.12.2018 N 1/12/18.
При этом Молчанова Кристина Юрьевна в соответствии с приказом от 02.09.2020 N 1 принята на работу на должность помощника генерального директора по правовым вопросам 02.09.2019 в связи с заключением с ней трудового договора.
Соответственно, на момент введения в штат спорной должности (01.01.2019) Общество не знало и не могло знать о возможном наступлении у Молчановой К. Ю. страхового случая 31.10.2019 и необходимости предоставления ей отпуска по беременности и родам, что опровергает вывод о создании заявителем фиктивной ситуации для получения средств из фонда.
Данный работник имеет высшее юридическое образование, а согласно сведениям, отраженным в трудовой книжке, длительное время до принятия на работу в Общество работала по своей специальности.
С предыдущего места работы Молчанова К. Ю. была уволена 23.05.2018.
Как пояснил представитель Общества, перерыв в трудовом стаже работника до его принятия на работу к заявителю связан также с нахождением ранее работника в декретном отпуске. Только к сентябрю 2019 года работнику было предоставлено место первому ребенку в дошкольном образовательном учреждении, что, в свою очередь, позволило ему возобновить осуществление трудовой деятельности.
Само по себе принятие работника на неполный рабочий день - с частичной занятостью и окладом 5 000 руб., на 0,25 ставки, длительностью рабочего времени 2 часа в день не опровергает реальность осуществления трудовой функции Молчановой К. Ю.
Как видно из штатного расписания N 25/12 от 25.12.2018 неполная ставка была предусмотрена не только по должности помощника генерального директора по правовым вопросам, а также и по иным должностям.
До предоставления отпуска по беременности и родам работнику выплачивалась заработная плата, что подтверждается расчетно-кассовыми ордерами.
Как поясняло Общество в ходе проверки и при рассмотрении дела в суде, необходимость в принятии на работу указанного сотрудника была обусловлена возникшей у Заявителя потребности в проведении внутреннего правового, юридического, кадрового аудита, консультирования сотрудников.
Само по себе выполнение работы по трудовому договору, тем более в юридической сфере не указывает на необходимость воплощения труда работника в каком-либо овеществленном результате.
В материалы дела Общество представляло копии проектов договоров, подготовленных Работником и завизированные им же, отмечалось, что работником на постоянной основе осуществлялись устные консультации сотрудников заявителя.
Фондом установлено, что на момент наступления страхового случая 31.10.2019 (дата выдачи листка нетрудоспособности N 348571224330) Молчанова К.Ю. проработала в Обществе 1 месяц 30 дней.
Указанный срок сам по себе не является доказательством правомерности вывода фонда о создании обществом искусственной ситуации для получения средств из фонда, принятие Обществом как страхователем работника незадолго до наступления страхового случая, само по себе, не является безусловным основанием для отказа в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам, поскольку трудоустройство женщины даже за один день до наступления страхового случая, не является нарушением законодательства Российской Федерации и как следствие основанием для отказа в зачете расходов по выплате пособия.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей и необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности влечет ответственность, предусмотренную статьей 145 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Подобный вывод сделан в постановлении Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 01.02.2021 по делу N А56-47817/2020.
Каких-либо доказательств наличия между работником и сотрудниками, учредителями общества родственных отношений, способствовавших созданию указанной выше искусственной ситуации, в материалы дела не представлено.
Фонд в обоснование своей позиции ссылается, что после ухода Молчановой К. Ю. в декретный отпуск на ее должность Общество не приняло работника.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку, как пояснило Общество, поиск им сотрудника для временного замещения должности работника на период его отсутствия был существенно затруднен по причине действия на протяжении почти всего 2020 года, а также 2021 года ограничительных (карантинных) мер, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Однако на настоящее время в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет работник приступила к выполнению своих трудовых обязанностей в соответствии с условиями трудового договора, заключенного между ней и обществом.
С учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд полагает, что факт осуществления Молчановой К. Ю. трудовой деятельности в должности помощника генерального директора по правовым вопросам подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнут Фондом надлежащим образом.
Факт наступления страхового случая документально подтвержден, при этом претензий к порядку начисления пособия, его размеру и документам, представленным в обоснование наступления страхового случая, у Фонда не имеется.
Оценив доводы Фонда, явившиеся основанием для отказа в принятии к зачету расходов Общества, суд апелляционной инстанции полагает, что они носят предположительный характер, при этом сам факт наступления страхового случая не оспаривается, факт осуществления реальной трудовой деятельности является подтвержденным, поэтому оснований для выводов о создании искусственной ситуации для необоснованного получения выплат за счет Фонда не усматривается.
Довод Фонда об отсутствии экономической целесообразности и производственной необходимости в приеме на работу Молчановой К. Ю. несостоятелен, так как данные суждения выходят за пределы полномочий и компетенции Фонда.
При таких обстоятельствах, у Фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету расходов Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 117 751 руб. 49 коп. и об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя в сумме 116 556 руб. 53 коп.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-101248/2020 отменить.
Признать недействительными решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.08.2020 N 222 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, N 3923 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения.
Обязать Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Интеллект, консультации, оценка".
Взыскать с Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Интеллект, консультации, оценка" 6 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины за подачу заявления и 1500 руб. расходов на оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Интеллект, консультации, оценка" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по п/п от 28.04.2021 N 87.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-101248/2020
Истец: ООО "ИНТЕЛЛЕКТ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ОЦЕНКА"
Ответчик: ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации