город Омск |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А75-18027/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление Администрации городского поселения Приобье (ИНН 8614006680, ОГРН 1058600232965, 628126, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, пгт. Приобье, ул. Югорская, 5) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8617011328, ОГРН 1048603861360, 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Республики, 73, 1) о признании недействительным решения о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Агротранзит",
при участии в судебном заседании представителей:
от Смертина Александра Викторовича - Черкашин Иван Васильевич, представитель по доверенности от 19.05.2021 N 72АА 1931955 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Приобье (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Агротранзит" (далее - общество, ООО "Агротранзит").
Решением от 29.12.2021 по делу N А75-18027/2020 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявление Администрации удовлетворил, решение Инспекции о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Агротранзит" признал недействительным.
Не согласившись с указанным судебным актом, с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд обратился единственный учредитель ООО "Агротранзит" и ликвидатор Смертин Александр Викторович (далее - Смертин А.В.), в которой податель жалобы указывает, что к участию в деле он привлечен не был, однако решение суда затрагивает его права и интересы как учредителя общества.
Инспекция представила отзыв на жалобу.
Определением от 02.07.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А75-18027/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Дело назначено к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 13.07.2021. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Смертин А.В. Лицам, участвующим в деле, предложено представить отзывы по существу заявленных требований.
08.07.2021 от Смертина А.В. поступил отзыв на заявление Администрации, согласно которому у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации записи о ликвидации ООО "Агротранзит", налоговый орган не наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, представленных для государственной регистрации. Смертин А.В. возражает против удовлетворения требования заявителя.
Представители Администрации, Инспекции, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Смертина А.В. возражал против удовлетворения заявления Администрации, пояснил, что обстоятельства наличия задолженности перед заявителем отрицает.
Рассмотрев материалы дела, заявление, отзыв, заслушав представителя Смертина А.В., суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и ООО "Агротранзит" (арендатор) 28.01.2016 был заключен договор аренды земельного участка N 1, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 4 200,0 кв.м., кадастровый номер 86:07:0102004:9257, расположенный по адресу: пгт. Приобье, мкрн. Юбилейный, д.6, сроком на 3 года, разрешенное использование: зона постройки многоквартирными и жилыми домами (л. д. 15-17).
Согласно пункту 2.1 ежеквартальный размер арендной платы составляет 55 000 руб. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а за 4 квартал - до числа последнего месяца календарного года.
На основании постановления Администрации от 22.01.2019 N 16 указанный договор расторгнут (л. д. 18).
По утверждению Администрации, за период с 28.01.2016 по 11.08.2018 ООО "Агротранзит" не оплатило арендную плату в сумме 397 657 руб. 53 коп., в результате чего были начислены пени в сумме 15 246 руб. 72 коп.
Из представленного в дело расчета следует, сумма задолженности общества составила 397 657 руб. 53 коп., общая сумма пени 15 246 руб. 72 коп.
Администрацией 08.02.2019 за исх. N АК-546 была направлена претензия с требованием о необходимости погашения задолженности, которая была оставлена без ответа. 09.07.2020 в адрес должника направлена повторная претензия исх. N АК-2729 (л. д. 13), конверт с почтовым отправлением с трек-номером 62812642594317 возвратился отправителю (л. д. 14).
15.01.2020 Обществом принято решение о ликвидации.
Сообщение о принятом решении о ликвидации опубликовано в Вестнике государственной регистрации от 22.04.2020, часть 1 N 16 (783).
25.08.2020 Обществом предоставлен в Инспекцию заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложением ликвидационного баланса от 07.08.2020 и решения от 07.08.2020.
01.09.2020 налоговым органом принято решение о внесение в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Получив выписку из ЕГРЮЛ и узнав о ликвидации Общества, Администрация обратилась в суд с заявлением, указав, что на момент утверждения промежуточного баланса Общество не исполнило свои обязательства перед ним.
Восьмой арбитражный апелляционный суд полагает, что требования Администрации подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 - 64 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Сроки и порядок ликвидации юридического лица установлены статьей 63 ГК РФ, в соответствии с которой ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Из совокупного толкования пунктов 2, 6 статьи 63 ГК РФ следует, что после истечения срока предъявления требований кредиторов, независимо от того заявлялись такие требования или нет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
При добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 ГК РФ принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.
В том случае, если при ликвидации юридического лица нарушены права кредиторов, в частности, они не уведомлены о ликвидации и их требования к должнику не учтены, такая ликвидация является незаконной.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также ведение ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Так, согласно статье 11 Федерального закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как следует из пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Из фактических обстоятельств настоящего дела следует, что при ликвидации ООО "Агротранзит" в Инспекцию представлен ликвидационный баланс, не отражавший наличия задолженности перед Администрацией.
В суде апелляционной инстанции представитель ликвидатора ООО "Агротранзит" Смертина А.В. пояснил, что обстоятельства наличия задолженности перед заявителем отрицает.
Между тем, из материалов дела следует, что Администрацией (арендодатель) и ООО "Агротранзит" (арендатор) 28.01.2016 был заключен договор аренды земельного участка N 1, по условиям ООО "Агротранзит" арендовало земельный участок общей площадью 4 200,0 кв.м., кадастровый номер 86:07:0102004:9257, расположенный по адресу: пгт. Приобье, мкрн. Юбилейный, д.6.
Согласно пункту 2.1 ежеквартальный размер арендной платы составляет 55 000 руб. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а за 4 квартал - до числа последнего месяца календарного года.
Срок действия договора определен с 28.01.2016 по 27.01.2019 (пункт 6.1 договора). На основании постановления Администрации от 22.01.2019 N 16 указанный договор расторгнут.
По утверждению Администрации, за период с 28.01.2016 по 11.08.2018 ООО "Агротранзит" не оплатило арендную плату в сумме 397 657 руб. 53 коп., в результате чего были начислены пени в сумме 15 246 руб. 72 коп.
Согласно представленному Администрацией расчету задолженность сформировалась следующим образом:
- за период с 28.01.2016 по 31.03.2016 - 55 000 руб., сумма пени составила 14 руб. 30 коп.;
- за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 - 55 000 руб. (сумма основного долга с нарастающим итогом 110 000 руб.), сумма пени составила 600 руб. 60 коп.;
- за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 - 55 000 руб. (сумма основного долга с нарастающим итогом 165 000 руб.), сумма пени составила 1 113 руб. 20 коп.;
- за период с 01.10.2016 по 31.12.2016 - 55 000 руб. (сумма основного долга с нарастающим итогом 220 000 руб.), сумма пени составила 1 619 руб. 20 коп.;
- за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 - 55 000 руб. (сумма основного долга с нарастающим итогом 275 000 руб.), сумма пени составила 2 079 руб. 00 коп.;
- за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 - 55 000 руб. (сумма основного долга с нарастающим итогом 330 000 руб.), сумма пени составила 2 602 руб. 60 коп.;
- за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 - 55 000 руб. (сумма основного долга с нарастающим итогом 385 000 руб.), сумма пени составила 3 137 руб. 20 коп.;
- за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 - 55 000 руб. (сумма основного долга с нарастающим итогом 440 000 руб.), сумма пени составила 3 643 руб. 20 коп.;
- за период с 01.01.2018 по 11.01.2018 - 1 657 руб. 53 коп. (сумма основного долга с нарастающим итогом 441 657 руб. 53 коп.), сумма пени составила 437 руб. 42 коп.
Таким образом, из расчета следует, что в период с 28.01.2016 по 31.03.2016 ООО "Агротранзит" внесло платеж в размере 44 000 руб., с учетом чего сумма задолженности составила 397 657 руб. 53 коп., общая сумма пени 15 246 руб. 72 коп.
На вопрос судебной коллегии представитель Смертина А.В. пояснил, что не может представить каких-либо доказательств оплата арендных платежей за спорный период, обстоятельств заключения договора аренды и пользования арендованным имуществом не отрицал.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Смертина А.В. об отсутствии задолженности ООО "Агротранзит" перед Администрацией как документально не подтвержденные.
Доводы Инспекции о том, что процедура ликвидации юридического лица носит заявительный характер, налоговый орган не наделен полномочиями по проведению проверки достоверности поданных сведений, обязанность по обеспечению достоверности сведений возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в регистрирующий орган, признаются судом соответствующими нормам действующего законодательства.
Действительно, пунктом 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган в силу положений пункта 4.1 Закона о государственной регистрации не наделен полномочиями по проверке достоверности содержащиеся в представленных документах сведений.
В соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации достоверность предоставляемых налоговому органу сведений подтверждается заявителями. В силу пункта 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации именно заявители несут ответственность за представление недостоверных сведений.
Таким образом, нарушений при регистрации сведений не допущено, действия Инспекции соответствовали закону.
Между тем, судебная коллегия полагает, что требования Администрации подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 21.1 и пункту 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, принимая решение о предстоящем исключении, регистрирующий орган устанавливает порядок и сроки направления мотивированных заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" обращено внимание на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, установив, что прекращение правоспособности ООО "Агротранзит" приводит к необоснованному ограничению прав кредитора - Администрации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что государственная регистрация записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности (ликвидации) ООО "Агротранзит" нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2020 по делу N А75-18027/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Как указано в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
Поскольку в конкретной ситуации Инспекция не могла самостоятельно узнать о наличии обстоятельств, препятствующих исключению лица из ЕГРЮЛ, оснований для возложения на нее судебных издержек не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2020 по делу N А75-18027/2020 отменить.
Принять новый судебный акт. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Агротранзит".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18027/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПРИОБЬЕ
Ответчик: ИФНС по Сургутскому району
Третье лицо: Смертин А В, Смертин Александр Викторович