г. Киров |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А31-2431/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А31-2431/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическое бюро Ваше право" (ИНН: 4401037453, ОГРН: 1034408630563)
к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (ИНН: 4401011631, ОГРН: 1024400532683)
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юридическое бюро Ваше право" (далее - заявитель, ООО "ЮБ Ваше право", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (далее - ответчик, Костромастат, административный орган) от 10.03.2020 N 85-2020 и от 10.03.2020 N 86-2020, в соответствии с которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначены административные наказания в виде штрафов в размере 20 000 рублей, а также представлений от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 22.04.2021 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного ООО "ЮБ Ваше право" требования о признании незаконным постановления от 10.03.2020 N 86-2020, а также соответствующего представления от 10.03.2020, отказано.
28.04.2021 по заявлениям сторон судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЮБ Ваше право" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что несмотря на обжалование в рамках настоящего дела двух постановлений от 10.03.2020 N 85-2020 и N 86-2020, каждым из которых назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей, суд первой инстанции рассмотрел лишь требование, касающееся постановления от 10.03.2020 N 86-2020 и соответствующего представления от 10.03.2020.
По существу заявленных требований ООО "ЮБ Ваше право" отмечает, что с 2019 года и по настоящее время заработная плата в Обществе не начисляется, поскольку в штате числится один человек, который находится в отпуске без сохранения заработной платы. Следовательно, обязанности по предоставлению отчетности N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" у Общества не имеется. Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что судом не выяснялись дата и причина возврата отправителю оспариваемых постановлений, также не дана оценка представленному Обществом в материалы дела письму акционерного общества "Почта России" от 08.04.2021 N Ф44-20/267.
Кроме того, по мнению заявителя, дело не подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства, согласия на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства ООО "ЮБ Ваше право" не предоставляло.
В обоснование занятой по делу позиции заявитель приводит судебную практику.
Ответчик представил письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.05.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пунктах 30 и 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12), положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд определением от 02.07.2021 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, поскольку в ходе рассмотрения апелляционной жалобы ООО "ЮБ Ваше право" установил, что несмотря на заявление Обществом требований о признании незаконными и отмене постановлений ответчика от 10.03.2020 N 85-2020 и от 10.03.2020 N 86-2020, а также соответствующих представлений от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд первой инстанции оценку постановлению административного органа от 10.03.2020 N 85-2020 и соответствующему представлению от 10.03.2020 в мотивировочной части решения не дал, какие-либо выводы применительно к требованиям заявителя в этой части не сделал, что не позволило суду апелляционной инстанции прийти к выводу о рассмотрении судом требований Общества в обозначенной части и принятия по ним решения.
В силу пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10), если при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, арбитражный суд осуществил переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ), производство по делу осуществляется по правилам раздела II АПК РФ. Такое дело рассматривается судьей единолично на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 26.07.2021 в 10 часов 00 минут.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
23.07.2003 ООО "ЮБ Ваше право" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1034408630563. В качестве основного вида деятельности Общества в ЕГРЮЛ указана деятельность специализированных судов (код ОКВЭД - 84.23.19).
20.01.2020 должностным лицом Костромастата обнаружено, что Общество в срок до 15.01.2020 не представило первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за IV квартал 2019 года.
В связи с этим административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
03.03.2020 по указанному факту уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ООО "ЮБ Ваше право" составлен протокол N 86-2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, 10.03.2020 заместитель руководителя Костромастата вынес постановление N 86-2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Указание на дату, время и место составления протокола об административном правонарушении, равно как и на дату, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении содержится в извещении от 12.02.2020 N П-46-10/93-др-44.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ административным органом в адрес ООО "ЮБ Ваше право" выдано представление от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
31.01.2020 должностным лицом Костромастата обнаружено, что Общество в срок до 30.01.2020 не представило первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" за январь-декабрь 2019 года.
Придя к выводу о нарушении ООО "ЮБ Ваше право" требований статьи 8 Закона N 282-ФЗ, уполномоченное должностное лицо административного органа 03.03.2020 составило в отношении Общества протокол N 85-2020 об административном правонарушении, которым деяние заявителя квалифицировано по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, 10.03.2020 заместитель руководителя Костромастата вынес постановление N 85-2020, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Указание на дату, время и место составления протокола об административном правонарушении, равно как и на дату, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении содержится в извещении от 12.02.2020 N П-46-10/93-др-43.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ административным органом в адрес ООО "ЮБ Ваше право" выдано представление от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Полагая, что вынесенные административным органом постановления от 10.03.2020 N 85-2020, от 10.03.2020 N 86-2020 и представления Костромастата от 10.03.2020 подлежат признанию незаконными и отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Законом N 282-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 статьи 8 Закона N 282-ФЗ, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение N 620).
В силу пункта 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 Положения N 620, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2018 N 485 утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", срок предоставления которой - ежеквартально не позднее 15 числа после отчетного периода (для юридических лиц (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности, средняя численность работников которых не превышает пятнадцать человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера). Данная форма действовала до введения приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2019 N 404 новой формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" с отчета за январь 2020 года с указаниями по ее заполнению, то есть применялась в период (IV квартал 2019 года), обозначенный в оспариваемом постановлении от 10.03.2020 N 86-20 административным органом.
В соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 юридические лица предоставляют указанную форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в сроки и адреса, указанные на бланке формы (пункт 2).
Если организация в отчетном квартале не начисляла заработную плату и другие выплаты, то сведения по форме предоставляются без заполнения этих данных. По форме в отчетном периоде возможно направление респондентом либо подписанного в установленном порядке отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде (пункт 11).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.07.2018 N 472 (в редакции, действовавшей в период соответствующих правоотношений) утверждена форма федерального статистического наблюдения N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", срок предоставления которой - ежеквартально не позднее 30 числа после отчетного периода (для юридических лиц (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций, а также владельцев лицензии на добычу полезных ископаемых), средняя численность работников которых не превышает пятнадцать человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера). Данная форма действовала до введения приказом Федеральной службы государственной статистики от 22.07.2019 N 419 новой формы федерального статистического наблюдения N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" с отчета за январь-март 2020 года с указаниями по ее заполнению, то есть применялась в период (январь-декабрь 2019 года), отраженный в оспариваемом постановлении от 10.03.2020 N 85-20 административным органом.
На основании указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-5(м) юридические лица предоставляют указанную форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения (пункт 2).
Между тем указанные формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" и N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" в установленный срок Обществом в Костромастат предоставлены не были.
Настаивая на отсутствии обязанности по предоставлению названных форм федерального статистического наблюдения, Общество в суде первой инстанции указало на то, что ООО "ЮБ Ваше право" является субъектом малого предпринимательства (фактически соответствует установленным в законе критериям).
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства приведено в статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ, в редакции, действовавшей в период соответствующих правоотношений). Такими субъектами признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ установлено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5-6.4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Из изложенных выше правовых норм следует, что подтверждение статуса юридического лица как субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного уполномоченным органом. Такой подход обеспечивает объективность в решении вопроса о наличии (отсутствии) у юридических лиц статуса субъектов малого и среднего предпринимательства, исключает возможность злоупотреблений в этой сфере.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства периодами нахождения ООО "ЮБ Ваше право" в данном реестре обозначены: с 01.08.2016 по 10.08.2018; с 10.08.2020, что к временным периодам, за которые должны были быть представлены указанные выше формы федерального статистического наблюдения, отношения не имеет.
Таким образом, Общество в силу статьи 8 Закона N 282-ФЗ обязано было предоставить субъекту официального статистического учета в срок до 15.01.2020 первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N П-4 за IV квартал 2019 года, в срок до 30.01.2020 - первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N П-5(м) за период с октября по декабрь 2019 года (IV квартал 2019 года).
Указание ООО "ЮБ Ваше право" на отсутствие обязанности по предоставлению отчетности N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" по причине того, что с 2019 года и по настоящее время заработная плата в Обществе не начисляется, поскольку в штате числится один человек, который находится в отпуске без сохранения заработной платы, не освобождает заявителя от обязанности по предоставлению данной формы федерального статистического наблюдения в силу нормативно установленной обязанности. Так, согласно пункту 11 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4, если организация в отчетном квартале не начисляла заработную плату и другие выплаты, то сведения по форме предоставляются без заполнения этих данных. По форме в отчетном периоде возможно направление респондентом либо подписанного в установленном порядке отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде. Подобных действий Обществом не совершено, обратного из материалов дела не следует.
Факт нарушения заявителем изложенных выше требований действующего законодательства подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколами об административном правонарушении, датированными 03.03.2020, и свидетельствует о наличии события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемых ему административных правонарушений имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деяниях ООО "ЮБ Ваше право" состава административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Как усматривается из содержания постановления от 10.03.2020 N 85-2020, заявителю вменено в вину непредоставление первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения N П-5(м) за январь-декабрь 2019 года. Между тем, из положений закона следует, что соответствующая форма предоставляется субъекту официального статистического учета на ежеквартальной основе.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Период, за который Общество обязано предоставлять форму федерального статистического наблюдения N П-5(м), исчисляется тремя месяцами (кварталом). Следовательно, после истечения срока, установленного для предоставления формы N П-5(м) за определенный квартал (не позднее 30 числа после отчетного периода), правонарушение считается совершенным. Двухмесячный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, применительно к нарушениям, выразившимся в непредоставлении формы федерального статистического наблюдения N П-5(м) за январь-сентябрь 2019 года (I, II, III кварталы) на момент вынесения оспариваемого постановления от 10.03.2020 N 85-2020 истек, в связи с чем соответствующие эпизоды подлежат исключению из объективной стороны состава вменяемого Обществу правонарушения по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Тем не менее, исключение отдельных эпизодов из объективной стороны состава административного правонарушения, вменяемого ООО "ЮБ Ваше право" постановлением от 10.03.2020 N 85-2020 (непредоставление формы федерального статистического наблюдения N П-5(м) за январь-сентябрь 2019 года - I-III кварталы), при наличии нарушения, выразившегося в непредоставлении формы федерального статистического наблюдения N П-5(м) за октябрь-декабрь 2019 года, то есть периода, который также отражен административным органом в постановлении от 10.03.2020 N 85-2020, не влияет на правомерность квалификации деяния, совершенного заявителем, по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемых административных правонарушений (непредоставление первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за IV квартал 2019 года, непредоставление первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" за период с октября по декабрь 2019 года) на момент вынесения оспариваемых постановлений не истек.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена.
Как отмечает ООО "ЮБ Ваше право", судом первой инстанции не выяснялись дата и причина возврата отправителю оспариваемых постановлений, не дана оценка представленному Обществом в материалы дела письму акционерного общества "Почта России" от 08.04.2021 N Ф44-20/267.
Приводимый Обществом довод о невыяснении даты и причины возврата отправителю почтовых отправлений, содержащих постановления от 10.03.2020 N 85-2020 и от 10.03.2020 N 86-2020 (притом, что из материалов дела усматривается, что возврат отправителю осуществлен 27.03.2020) не имеет правового значения, поскольку в рассматриваемом случае заявление ООО "ЮБ Ваше право" о признании незаконными и отмене постановлений от 10.03.2020 N 85-2020 и от 10.03.2020 N 86-2020, а также представлений от 10.03.2020, было принято судом первой инстанции к производству и рассмотрено по существу, ему дана правовая оценка.
Оценивая содержание письма акционерного общества "Почта России" от 08.04.2021 N Ф44-20/267, суд отмечает, что в нем не содержатся сведения о временном периоде, в течение которого Обществу осуществлялась доставка только извещений формы N 22, не отражено какие конкретные почтовые отправления (с указанием почтовых идентификаторов) в связи с этим не были доставлены ООО "ЮБ Ваше право". К тому же, доставка извещений формы N 22 осуществлялась, в связи с чем Общество имело возможность получать заказную почтовую корреспонденцию.
Юридико-фактические основания для квалификации допущенных ООО "ЮБ Ваше право" административных правонарушений в качестве малозначительных и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Исключительных обстоятельств судом не установлено, соблюдение нормативно установленных требований о предоставлении в установленные сроки субъектам официального статистического учета первичных статистических данных относится к сфере контроля Общества.
Непредоставление респондентом статистической информации приводит к нарушениям технологического процесса обработки информации и создает угрозу нарушения сроков предоставления официальной статистической информации всем категориям пользователей, как территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, так и Федеральной службой государственной статистики при выполнении Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р.
Оснований для замены назначенных оспариваемыми постановлениями административных наказаний в виде штрафов на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
Административные наказания в виде административных штрафов назначены Обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ. По убеждению суда апелляционной инстанции, назначенные административные наказания в данной ситуации согласуются с их предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствуют характеру совершенных правонарушений и соразмерны их тяжести.
Ответчиком в адрес Общества выданы представления от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В названных представлениях перечислены причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений, а также указано на обязанность заявителя принять меры по устранению данных причин и условий, представить в Костромастат в обозначенный в представлении срок информацию о принятых мерах.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (пункт 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Поскольку оснований для признания незаконными постановлений Костромастата от 10.03.2020 N 85-2020 и от 10.03.2020 N 86-2020 не установлено, представления от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также являются законными.
Представление является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленное правонарушение. Установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. Определение способов исполнения спорных представлений находится в компетенции заявителя по делу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что дело не подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства, судом апелляционной инстанции рассмотрены и не принимаются.
В силу статьи 227 АПК РФ, с учетом пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10, если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названных в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии заявления к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ).
При указанных условиях рассмотрение судом дела в порядке упрощенного производства является не правом, а обязанностью суда. Согласия сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке, вопреки утверждению Общества об обратном, не требуется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей. Оспариваемыми постановлениями ООО "ЮБ Ваше право" назначены административные наказания в виде административных штрафов в размере 20 000 рублей каждый. В данном случае размер санкций не превысил установленный законом критерий.
Указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного производства из имеющихся материалов дела не усматриваются.
Все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом установлены, материалами дела подтверждены, об иных доказательствах, которые заявитель не имел возможности представить, последний не заявляет. По убеждению апелляционного суда, рассмотрение дела в порядке упрощенного производства в данной ситуации не препятствовало представлению Обществом всеми доступными способами необходимых доказательств в обоснование своих доводов, не нарушило прав сторон на доступ к правосудию.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования по представленным в дело документам в порядке упрощенного производства.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные иными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, а также доводов и доказательств, представленных сторонами.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные Обществом требования о признании незаконными и отмене постановлений Костромастата от 10.03.2020 N 85-2020 и от 10.03.2020 N 86-2020, представлений от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не подлежат удовлетворению.
В пункте 32 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 разъяснено, что по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьями 170 и 271 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 28.04.2021 (резолютивная часть вынесена 22.04.2021) по делу N А31-2431/2021 вынесено с существенным нарушением норм процессуального права и на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ, абзацев 2, 3 пункта 30 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
В силу положений части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.04.2021 (резолютивная часть вынесена 22.04.2021) по делу N А31-2431/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными и отмене постановлений территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 10.03.2020 N 85-2020 и от 10.03.2020 N 86-2020, а также представлений от 10.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2431/2021
Истец: ООО "ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО ВАШЕ ПРАВО", ООО "Юридическое бюро Ваше право"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (Костромастат)
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области