г.Москва |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А40-178666/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Золотая Антилопа"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2021 по делу N А40-178666/20 (92- 1264)
по заявлению АО "Золотая Антилопа"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Иванов Д.М. по дов. от 24.09.2020; |
от ответчика: |
Панин А.А. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Золотая Антилопа" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 08.07.2020 N 77/003/259/2019-1073 об отказе в государственной регистрации права собственности.
Решением суда от 24.03.2021, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч.1 ст.198 АПК РФ.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь не законность и необоснованность оспариваемого уведомления регистрирующего органа.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, АО "Золотая Антилопа" является собственником комплекса нежилых зданий, созданных в период 1960-1990 годов, на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0007007:19, который предоставлен для строительства указанных зданий, по адресу: г.Москва, ул.Кетчерская, д.7.
Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации прав собственности на здание (далее также - объект недвижимости, объект), общей площадью 2 324,1 кв.м, кадастровый номер 77:03:0007007:1035, включая пристройку к объекту недвижимости площадью 1 378 кв.м (согласно акту ввода в эксплуатацию 1993 года), которая возводилась вместе с объектом и является его неотъемлемой частью.
Уведомлением Управления от 13.01.2020 N 77/003/259/2019-1073 государственная регистрация прав на объект недвижимости приостановлена со ссылкой на п.5.1 Временных методических указаний, утвержденных Указом Президента РФ N 66 от 29.01.1992, согласно которым, по мнению регистрирующего органа, состав имущества на момент его учреждения отражается в плане Приватизации и акте оценки имущества, в котором указывается инвентарный номер, объекта, наименование объекта, его местонахождение, год ввода в эксплуатации, балансовая стоимость, фактический износ и остаточная стоимость.
Поскольку в представленных документах отсутствуют сведения о нежилом здании обшей площадью 2 324,10 кв.м, расположенном по адресу: г.Москва, р-н Вешняки, ул.Кетчерская, д.7, Управление, ссылаясь на ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указало на выявленные противоречия между заявленными и зарегистрированными и правами и приостановило регистрацию.
Обществом в адрес Управления направлено письмо N 54 от 20.03.2020, содержащее дополнение к заявлению с приложением недостающих документов, в том числе пояснений, из которых следует, что пристройка к зданию не зарегистрирована в установленном порядке, поскольку ее введение в эксплуатацию произошло позже введения в эксплуатацию зарегистрированной части объекта недвижимости, что и послужило причиной противоречий между заявленными и зарегистрированными и правами, которые заявитель намерен исправить.
Кроме того, заявителем уточнены адресные ориентиры здания: г.Москва, ул.Кетчерская, д.7, что подтверждается справкой Первого территориального управления ГБУ МГБТИ N 365246 от 24.01.2020.
Общество полагает, что поскольку фактический выкуп всего имущественного комплекса, включая объект недвижимости, осуществлялся правопредшественниками заявителя - КТТМР и ООО "Народная фирма "ТМС" в 1990 году, указанные действия не могут являться нарушением требований п.5.1 Временных методических указаний, утверждённых Указом Президента РФ N 66 от 29.01.1992, что подтверждается документами и сведениями, предоставленными в первоначально поданном заявлении, а ссылка регистрационного органа на Временные методические указания неправомерна.
Уведомлением от 08.07.2020 N 77/003/259/2019-10731 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости на основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ ввиду истечения срока приостановления осуществления действий по государственной регистрации и неустранения причин, препятствующих их проведению.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В качестве основания для проведения государственной регистрации ранее возникшего права собственности Обществом в регистрирующий орган представлены: договор на аренду от 03.08.1989, Перечень основных средств от 01.10.1990, акт выверки взаиморасчетов от 13.12.1990, договор купли-продажи имущества N 52 от 16.12.1992.
Также заявителем представлено свидетельство на право собственности от 09.06.1997 серия АП N 00-01017/09.06.1997, выданное в отношении нежилого здания расположенного по адресу г.Москва, ул.Кетчерская, д.7, стр.1 (936,6 кв.м).
В соответствии со ст.15 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" предусмотрены следующие виды приватизации: купля-продажа на конкурсе, продажа долей в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сдаваемого в аренду. В частности, приватизация путем продажи долей в капитале предприятия осуществляется после преобразования государственного предприятия в акционерное общество.
Законодательством, действовавшим в период оформления правоустанавливающих документов по приватизации, установлены требования к составу, форме и содержанию таких документов.
Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, в соответствии с п.5.1 которых состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в Плане приватизации и акте оценки имущества, в котором указывается инвентарный номер объекта, наименование объекта, его местонахождение, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость, фактический износ и остаточная стоимость.
Вместе с тем в представленных документах отсутствуют сведения о нежилом здании общей площадью 2 324,10 кв.м, расположенном по адресу: г.Москва, р-н Вешняки, ул.Кетчерская, д.7.
По сведениям ЕГРН право собственности ЗАО "Акционерная компания "Золотая антилопа" на нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0007006:15226 по адресу: г.Москва, ул.Кетчерская, д.7, стр.1 зарегистрировано 27.11.2001 на основании свидетельства о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы от 17.07.1997 серии Б N 001093, выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Восточного административного округа Москвы N 38 от 31.05.2001, распоряжения префекта Восточного административного округа N 457-В-РП 27.06.2001.
Вместе с тем Управлением выявлены противоречия между заявленными и зарегистрированными правами виду того, что вышеуказанное нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0007006:15226 вошло в состав заявленного нежилого здания общей площадью 2 324,10 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, р-н Вешняки, ул.Кетчерская, д.7 с кадастровым номером 77:03:0007007:1035, поэтому проведение государственной регистрации права собственности на здание, в состав которого вошло помещение с ранее зарегистрированными правами не представляется возможным.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве от 08.07.2020 N 77/003/259/2019-1073 об отказе государственной регистрации прав соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Изложенные заявителем в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции доводы исследованы и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2021 по делу N А40-178666/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178666/2020
Истец: АО "АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЗОЛОТАЯ АНТИЛОПА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ