г. Санкт-Петербург |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А42-859/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20875/2021) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК СФ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2021 по делу N А42-859/2021, принятое
по заявлению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК СФ
к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (адрес: 183034, г. Мурманск, проезд Михаила Иванченко, д. 8; далее - заявитель, Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 24а; далее - ответчик, Управление) о невозможности продления срока исполнения предписания N 7268/003/2020 от 28.02.2020, изложенного в письме от 25.01.2021 N 02/574, обязании Управления рассмотреть ходатайство от 11.01.2021 N 370/У/13/3-юр о продлении срока исполнения предписания N 7268/003/2020 от 28.02.2020 по существу.
Решением от 11.05.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Учреждение указывает на то, что в марте 2021 года заявителем получен ответ Департамента, согласно которому на 2020-2022 гг. заданиями государственного оборонного заказа финансирование работ по строительству очистных сооружений в военном городке N 4 войсковой части 08275, расположенной по адресу: Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт Печенга, не предусмотрено. По мнению заявителя, при указанных обстоятельствах отказ в продлении срока исполнения предписания является незаконным.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управлением на основании распоряжения от 18.02.2020 N 29-р в отношении Учреждения в период с 25.02.2020 по 28.02.2020 проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания N 5401/024/2019 от 13.09.2019.
Результаты данного контрольного мероприятия оформлены актом проверки от 28.02.2020 N 7268/02/004.
В ходе поверки выявлено, что проверяемое предписание Учреждением не исполнено, право пользования водным объектом (река Печенга) не оформлено.
По результатам проверки, в целях устранения нарушений требований Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Управлением выдано предписание от 28.02.2020 N 7268/003/2020, которым Учреждению в срок до 02.03.2021 предписано оформить право пользования рекой Печенга с целью сброса сточных вод.
Заявитель 11.01.2021 обратился в Управление с ходатайством о продлении срока исполнения предписания от 28.02.2020 N 7268/003/2020 на один год.
В обоснование ходатайства Учреждение указало, что исполнение предписания к указанному в нем сроку невозможно. Для исполнения предписания необходимо построить очистные сооружения. В настоящее время разработано тактико-техническое задание на строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Печенга, в/г N 4, которое подписано командующим Северным флотом и направлено в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации для утверждения. Информация о принятом решении строительства данного объекта в адрес Учреждения не поступала.
Письмом от 25.01.2021 N 02/574 Управление уведомило Учреждение о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено продление срока выполнения выданного предписания. Со ссылкой на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) указало, что в случае невыполнения ранее выданного предписания результатом внеплановой проверки будет выдано новое предписание с новым сроком устранения выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В период с 15.03.2021 по 25.03.2021 на основании распоряжения Управления от 11.03.2021 N 94-рп в отношении Учреждения проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания от 28.02.2020 N7268/003/2020.
В ходе поверки выявлено, что проверяемое предписание не исполнено. Учреждение, осуществляя деятельность по эксплуатации систем водоотведения военного городка N 4 в посёлке 19 км Печенгского района Мурманской области, производит сброс сточных вод через выпуск N 1 в реку Печенга без права пользования этим водным объектом и без очистки самих сточных вод.
По результатам проверки, в целях устранения нарушений требований ВК РФ, Управлением выдано предписание от 25.03.2021 N 7301/016/2021, которым Учреждению предписано в срок до 01.03.2022 оформить право пользования рекой Печенга для указанных целей.
Считая изложенное в письме Управления от 25.01.2021 N 02/574 решение об отказе в продлении срока исполнения предписания от 28.02.2020 N 7268/003/2020 незаконным, Учреждение обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа Управления в продлении срока исполнения предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 3 Положения "О федеральном государственном экологическом надзоре", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426, Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 13 названного Положения сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее - Административный регламент N 191), действовавший до 05.04.2021.
Согласно пункту 7 Административного регламента N 191 предметом федерального государственного экологического надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Пунктом 8 Административного регламента N 191 установлено, что под федеральным государственным экологическим надзором понимается, в том числе, осуществление Росприроднадзором государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы Росприроднадзора федеральный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 Положения о Балтийско-Арктическом межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 487, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Мурманской области, Республики Карелия, а также на территории иных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 57 Административного регламента N 191 установлено, что должностное лицо (лица) Росприроднадзора или его территориального органа на основании акта проверки в случае выявления в ходе мероприятий по контролю нарушений выдает уполномоченному представителю юридического или физического лица предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта.
При этом в предписании должны быть указаны, в том числе содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено проверяемым юридическим или физическим лицом) и срок исполнения (пункт 70 Административного регламента).
В случае выявления факта невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица Росприроднадзора одновременно с актом проверки выдается новое предписание (пункт 74 Административного регламента N 191)
Согласно пункту 6 Административного регламента N 191 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с предписанием от 28.02.2020 N 7268/003/2020 Учреждению предписано в срок до 02.03.2021 оформить право пользования рекой Печенга для целей сброса сточных вод (л.д.71).
Как следует из предписания, сброс сточных вод в реку Печенга осуществляется без какой-либо очистки по причине отсутствия очистных сооружений, что является недопустимым в силу приведённых норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательств.
Из материалов дела следует, что после истечения срока, установленного предписанием N 7268/003/2020 от 28.02.2020, Управлением проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой в соответствии с пунктом 74 Административного регламента N 191 и статьей 17 Закона N 294-ФЗ 25.03.2021 выдано новое предписание со сроком исполнения до 01.03.2022 (л.д.54-55).
Доводы апелляционной жалобы Учреждения со ссылкой на установление срока исполнения предписания без учета реального времени, необходимого для получения всех согласований и строительства очистных сооружений, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку пользование водным объектом без оформления соответствующего права осуществляется Учреждением с 2017 года.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на то, что в марте 2021 года заявителем получен ответ Департамента, согласно которому на 2020-2022 гг. заданиями государственного оборонного заказа финансирование работ по строительству очистных сооружений в военном городке N 4 войсковой части 08275, расположенных по адресу: Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт Печенга, не предусмотрено. По мнению заявителя, при указанных обстоятельствах отказ в продлении срока исполнения предписания является незаконным.
Вместе с тем, ни Административный регламент N 191, действовавший на момент отказа в продлении предписания, ни Закон N 294-ФЗ не содержат положений о переносе срока проведения проверки и продлении срока выполнения выданного предписания.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о законности отказа Управления в продлении срока исполнения предписания; доказательств нарушения названным отказом прав и законных интересов заявителя не представлено.
Однако апелляционный суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее - Административный регламент N 783), в пункте 144 которого установлено, что продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер, в том числе мероприятий по восстановлению природной среды. Ходатайство может быть представлено не менее чем за 10 рабочих дней до наступления срока устранения нарушений.
Таким образом, новый Административный регламент N 783 предусматривает возможность продления срока предписания в случае объективных причин и с учетом принятых заявителем к выполнению предписания мер. При этом началом действия Административного регламента N 783 является - 06.04.2021.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут служить основанием для отмены решения Управления о невозможности продления срока исполнения предписания N 7268/003/2020 от 28.02.2020, изложенного в письме от 25.01.2021 N 02/574, а также обязания Управления рассмотреть ходатайство от 11.01.2021 N 370/У/13/3-юр о продлении срока исполнения предписания от 28.02.2020.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 мая 2021 года по делу N А42-859/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-859/2021
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК СФ
Ответчик: БАЛТИЙСКО-АРКТИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ