г. Санкт-Петербург |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А21-14350/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от Управления: Шилова А.И. по доверенности от 19.10.2020; Лысенкова У.А. по доверенности от 16.10.2020;
от 3-его лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11018/2018) ООО "Компания Телебалт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2019 по делу N А21-14350/2018, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Телебалт" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования)
3-е лицо: ООО "Золотой ресурс"
о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Телебалт" (далее- ООО "Компания Телебалт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) (далее - Управление, Росприроднадзор) с заявлением о признании незаконным Требования N 16э/2018 от 22.10.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Золотой ресурс".
Решением суда от 07.03.2019 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 07.03.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о невыполнении заявителем норматива утилизации противоречит действующему законодательству, поскольку именно акт утилизации отходов является документом, подтверждающим выполнение норматива утилизации. Кроме того, Общество полагает ошибочным вывод суда о том, что представленный в материалы дела акт утилизации отходов не связан с договором N 01/01-17 от 11.01.2017 и не может свидетельствовать об утилизации отходов произведенных Обществом.
Определением от 22.08.2019 производство по делу N А21-14350/2018 приостановлено до принятия Арбитражным судом Северо-Западного округа судебного акта по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области по делу N А21-14348/2018.
Определением от 08.06.2021 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представители Управления выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Заявитель и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
В данный перечень входят, в том числе: Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 26.40.20.110; Группа N 26 "Техника бытовая электронная").
В соответствии с представленной Управлению Декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров и упаковки за 2017 год (далее - Декларация), в результате производственной деятельности ООО "Компания Телебалт" в 2017 году произведены готовые товары, включая упаковку, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.
В частности, к таковым относятся Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения в количестве 267 611 кг.
В целях выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров между ООО "Компания Телебалт" и обществом с ограниченной ответственностью "Золотой Ресурс" (далее - ООО "Золотой Ресурс") был заключен договор от 11.01.2017 N 01/01-17, в соответствии с которым Заявитель обеспечивает утилизацию отходов от использования товаров путем передачи их ООО "Золотой Ресурс", которое осуществляет в течение календарного года сбор готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с последующей передачей на утилизацию.
По результату оказания услуг по выполнению нормативов утилизации ООО "Золотой Ресурс" был подготовлен АКТ утилизации отходов N 786 от 29.12.2017. Из представленного АКТА утилизации отходов следует, что ООО "Золотой Ресурс" на основании лицензии N (39)-1297 от 25.08.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Калининградской области и в соответствии со ст. 24.2. Закона N89-ФЗ, обеспечил выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров (приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения) путем утилизации товаров в количестве 13 390 кг.
Письмом от 22.03.2018 N 9 Общество представило в адрес Управления декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 по формам, установленным Положением N 1417 и Правилами N 1342.
Указанные документы приняты Управлением 22.03.2018 за вход. N 2134.
Из представленных документов следовало, что норматив утилизации для приемников телевизионных (телевизоров) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения (0,05 от общего количества) составил 13380,53 кг, а передано на утилизацию и утилизировано 13390 кг, то есть сверх норматива утилизации было передано 9,47 кг.
Поскольку в ходе рассмотрения вышеуказанной отчетности Управлением выявлены неточности в части указания веса товара в тоннах, а не килограммах, Обществу предложено внести корректировки в указанные документы и направить исправленные документы в адрес уполномоченного органа (письмо от 30.05.2018 N 2721-п).
Кроме того, у заявителя были затребованы копии договоров на утилизацию отходов, копии акта утилизации, а также первичные учетные документы, послужившие основанием для составления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров и упаковки. Копии всех запрашиваемых документов были направлены в адрес Управления, что подтверждается письмом от 16.07.2018 N 36, принятого 16.07.2018 за вход. N 4802.
Управление, рассмотрев представленные Обществом документы о выполнении нормативов утилизации, выявило задолженность по уплате экологического сбора за 2017 года в размере 354 169 руб. 43 коп., о чем выставило соответствующее требование N 16э/2018 о необходимости его оплаты (получено Обществом 26.10.2018).
Не согласившись с указанным требованием, ООО "Компания Телебалт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал, при этом правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 24.2 Закон N 89-ФЗ (в редакции, действующей в спорном периоде) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально - экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2).
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (пункт 4).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 7).
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9).
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17).
В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 этого Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров (пункт 7 статьи 24.5 Закона).
Экологический сбор, в соответствии с пунктом 1 той же статьи, относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 24.2 этого Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (пункт 2). Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6).
Правила взимания экологического сбора установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора", пунктом 25 которых установлено, что в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности. В соответствии с пунктами 13, 14 указанных Правил, контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к этим Правилам, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности. При осуществлении контроля, предусмотренного пунктом 13 этих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров: копии договоров - в случаях, установленных пунктом 2 этих Правил; копии акта (актов) утилизации отходов.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на период с 2015 по 2017 годы утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р утвержден Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
В указанный перечень включены, в том числе ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона, бутыли, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс изделия упаковочные пластмассовые прочие.
Судом первой инстанции установлено, что Общество представило в адрес Управления Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2017 год, и Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2017 год.
В целях выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров, между ООО "Компания Телебалт" и ООО "Золотой Ресурс" заключен договор от 11.01.2017 N 01-01-17, в соответствии с которым заявитель обеспечивает утилизацию отходов от использования товаров путем передачи их ООО "Золотой Ресурс", которое осуществляет в течение календарного года сбор готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств с последующей передачей на утилизацию.
По результату оказания услуг по выполнению нормативов утилизации ООО "Золотой Ресурс" подготовило акт утилизации отходов от 29.12.2017 N 786 в котором зафиксировано, что в процессе утилизации товаров (продукции) товарная продукция не произведена, а также то, что при утилизации товаров (продукции) применена технология - сортировка, прессование, разборка, шредирование.
Поскольку в силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), то зафиксированную в акте (сортировку, прессование, разборку, шредирование), суд правомерно отнес к предварительной подготовке отходов к дальнейшей утилизации.
Целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.
Исходя из названных целей, утилизация подразумевает под собой такое видоизменение отходов, которое, в том числе, позволит в дальнейшем использовать их для производства товаров (продукции), в том числе восстановление отходов до уровня вторичного сырья или материала, способного к дальнейшему использованию в производственных целях.
При изложенных обстоятельствах, вопреки ошибочным доводам Общества, судом сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае (исходя из фиксации совершенных исполнителем действий), акт не подтверждает сам факт утилизации товаров (продукции).
При этом судом учтено, что по акту утилизации продукции от 29.12.2017 N 786 исполнителем является ООО "Золотой ресурс". Однако при предоставлении ООО "Золотой ресурс" в Управление отчетности за 2017 год в отчете Форма N 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Росстата от 10.08.2017 N 529, наименование отхода по ФККО "Приемники телевизионные, совмещенные или не совмещённые с широковещательными радиоприемниками или аппаратурой для записи или воспроизведения звука или утратившие потребительские свойства" (согласно акту утилизации товаров (продукции) N 786 от 29.12.2017) отсутствует, а в отчете "Об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" в разделе "Сведения о движении отходов" сведения о полученных отходов от других юридических и физических лиц не представлены.
Более того, согласно копии лицензии ООО "Золотой ресурс" от 25.08.2016 N (39) - 1297-СТОУ, деятельность по утилизации данного вида отходов указанной лицензией не предусмотрена. Как следствие, ООО "Золотой ресурс" не имело право принимать на утилизацию приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения, равно как и выдавать акт об их утилизации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 марта 2019 года по делу N А21-14350/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Телебалт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14350/2018
Истец: ООО "Компания Телебалт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по К/О