г. Москва |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А40-25491/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 19)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 по делу N А40-25491/21(108-621)
по заявлению ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия"
к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 19)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Намруев Д.А. по дов. от 30.08.2021; |
от ответчика: |
Манцева Н.В. по дов. от 15.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительными решения N4620 от 17.09.2020 и N6759 от 14.12.2020 по установлению для ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" с января 2020 размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний равного 1,3 процента по коду ОКВЭД 25.61 "Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы", в результате чего определён 12 класс профессионального риска; обязании Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации установить для ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" с января 2020 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, равный 0,2 процента по коду ОКВЭД 46.12.22 "Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах" и установить 1 класс профессионального риска; обязании Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возвратить ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" излишне взысканные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафа в размере 33 318 руб. 24 коп., списанные со счёта ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" инкассовыми поручениями 319, 242, 322 от 16.12.2020.
Решением от 11.06.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения по изложенным в жалобе основаниям.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что общество в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 год с необходимыми документами.
Заявление на подтверждение основного вида экономической деятельности было представлено обществом 08.06.2020.
В целях отнесения страхователя, не подтвердившего основной вид экономической деятельности в срок не позднее 15 апреля к виду деятельности, имеющей наиболее высокий класс профессионального риска, филиал N 19 Отделения Фонда использовал сведения о видах экономической деятельности в соответствии с информацией о кодах по ОКВЭД, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, страхователю с начала текущего - 2020 установлен размер страхового тарифа 1,3%.
По результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в Фонд социального страхования РФ в сумме 36 581 руб. 06 коп., образовавшаяся за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 и 10 558,98 руб. за период с 01.07.2020 по 30.09.2020.
Вместе с тем, Филиалом N 19 Отделения Фонда было принято решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 ФЗ от 24 июля 1998 N 125-ФЗ N 4620 от 17.09.2020 и начислен штраф в размере 7 316 руб. 21 коп., пени в размере 214 руб. 33 коп.
Фактически, в результате данного решения у ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" появилась обязанность по выплате в пользу Фонда социального страхования РФ денежных средств в размере 44 111 руб. 60 коп., из них: - 36 581 руб. 06 коп. - недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 г. - 7 316 руб. 21 коп. - штраф; - 214 руб. 33 коп. - пени.
Также Фондом было вынесено решение N 6759 от 14.12.2020, согласно которому обществу был начислен штраф в размере 4 223,59 руб., пени в размере 44,66 руб.
Сумма в размере 33 318,24 руб. по решению N 4620 от 17.09.2020 была списанные со счёта ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" инкассовыми поручениями 319, 242, 322 от 16.12.2020.
Заявитель, не согласившись с вынесенными решениями N 4620 от 17.09.2020, N 6759 от 14.12.2020 и с установленным ему тарифом на обязательное социальное страхование на 2020 года в размере 1,3%, обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, исходя из следующего.
На основании подп.2 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (ст.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
На основании статьи 22 указанного Федерального закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п.1). Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее также - Правила).
На основании пунктов 8 и 9 означенных Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил установлено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п.2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее также - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п.9 Правил.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с п.5 Порядка в действующей с 26.02.2017 редакции в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и п.13 Правил, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом необходимо отметить, что предусмотренное п.5 Порядка право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения п.13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в п.5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
Правомерность такого подхода соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 по делу N 302-КГ18-9260.
Таким образом, по смыслу п.5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п.3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение) для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых Фонд обязан принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом данных документов и их оценки.
Согласно материалам дела общество на протяжении длительного периода времени осуществляет основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 46.12.22 "деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах".
Данный вид деятельности относится к 1 классу профессионального риска, что, с учетом положений ст.1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В настоящем случае 08.06.2020 ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" в адрес филиала N 19 Фонда было направлено заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме, установленной Приложением N 1 к Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55 (далее по тексту - Порядок).
В указанном заявлении ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" указало, что основным видом его экономической деятельности по коду ОКВЭД является 46.12.22 "Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах".
Вместе с тем, Фонд оставил без внимания заявление, направленное ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" и подтверждавшее основной вид экономической деятельности за 2019 г. и осуществил начисление по страховому тарифу 1,3% по коду ОКВЭД 25.61 ("Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы"), относящемуся к 12 классу профессионального риска.
Более того, с расчётного счёта ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" на основании решения 4620 было осуществлено списание денежных средств в совокупном размере 33 318 руб. 24 коп. (Инкассовые поручения 319, 242, 322 от 16 декабря 2020 г.).
При этом, за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 г., за который Фонд осуществил начисление страхового взноса по тарифу 1,3%, ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" уплатило денежные средства согласно тарифу 0,2% по основному виду экономической деятельности на сумму 3 334 руб. 85 коп., что подтверждается платёжными поручениями N 25 от 14.05.2020, N 30 от 05.06.2020, N 35 от 06.07.2020.
Основанием для начисления страховых взносов является решение о присвоении класса профессионального риска, которое сообщается страхователю в уведомлении о размере страховых взносов.
При этом необходимо отметить, что согласно ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Согласно п.4 ч.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
Подтверждающие документы, даже представленные с нарушением установленного срока, необходимо учитывать при утверждении тарифа.
Тариф взносов, установленный без учета реальной деятельности организации, нельзя считать экономически обоснованным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и от 11.09.2018 N 309-ГК18-7926).
Законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Кроме того, согласно п.7 ст.26.20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе вынести решение об истребовании необходимых документов в соответствии со статьей 26.18 настоящего Федерального закона.
Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документом, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишено права запросить необходимые документы у страхователя (постановление Президиума ВАС РФ 05.07.2011 N 14943/10).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения Фонда не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, а также нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на заявителя обязанность по начислению и перечислению страховых взносов, исходя из неправомерно установленного Фондом страхового тарифа.
При таких данных вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований правомерен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 по делу N А40-25491/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25491/2021
Истец: ООО "ХАРДБЕНДИНГ СОЛЮШНЗ ЕВРАЗИЯ"
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ в лице филиала N 19, ГУ МРО ФСС РФ филиал N 19, ГУУ МРО ФСС РФ ФИЛИАЛ N19
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27836/2021
30.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25970/2022
25.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27836/2021
13.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46789/2021
11.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-25491/2021