город Москва |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А40-25491/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,
судей: Дербенева А.А., Каменской О.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Калмыков И.А. д. от 04.05.21
от ответчика (заинтересованного лица): Ищенко А.В. д. от 16.08.21
рассмотрев 18 ноября 2021 года в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 19)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021
по заявлению ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия"
к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 19)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительными решения N 4620 от 17.09.2020 и N 6759 от 14.12.2020 по установлению для ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" с января 2020 размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний равного 1,3 процента по коду ОКВЭД 25.61 "Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы", в результате чего определен 12 класс профессионального риска; обязании Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации установить для ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" с января 2020 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, равный 0,2 процента по коду ОКВЭД 46.12.22 "Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах" и установить 1 класс профессионального риска; обязании Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возвратить ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" излишне взысканные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафа в размере 33 318 руб. 24 коп., списанные со счета ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" инкассовыми поручениями 319, 242, 322 от 16.12.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ГУ МРО ФСС РФ (в лице филиала N 19), в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ГУ МРО ФСС РФ (в лице филиала N 19) поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ имеет основной вид экономической деятельности - "Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах" (код ОКВЭД 46.12.22).
Указанный вид деятельности относится к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2%.
Общество в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 год с необходимыми документами.
В целях отнесения страхователя, не подтвердившего основной вид экономической деятельности в срок не позднее 15 апреля к виду деятельности, имеющей наиболее высокий класс профессионального риска, филиал N 19 Отделения Фонда использовал сведения о видах экономической деятельности в соответствии с информацией о кодах по ОКВЭД, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Страхователю с начала текущего - 2020 года установлен размер страхового тарифа 1,3%.
08.06.2020 страхователем в Фонд направлено заявление на подтверждение основного вида экономической деятельности.
В отношении общества Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в Фонд социального страхования РФ, образовавшаяся за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 и за период с 01.07.2020 по 30.09.2020. Фондом 17.09.2020 приняты решения N 4620 и N 6759 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 ФЗ от 24 июля 1998 N 125-ФЗ, начислен штраф и пени.
Сумма по решению N 4620 от 17.09.2020 была списанные со счета ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" инкассовыми поручениями 319, 242, 322 от 16.12.2020.
Заявитель, не согласившись с вынесенными решениями N 4620 от 17.09.2020, N 6759 от 14.12.2020 и с установленным ему тарифом на обязательное социальное страхование на 2020 года в размере 1,3%, обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), исходил из того, что учреждением неправомерно определен вид деятельности общества по наиболее высокому классу профессионального риска.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии которым одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 713), в пункте 8 которых определено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
На основании пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
Аналогичные положения содержит и п. 13 Правил от 01.12.2005 N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Следовательно, по смыслу п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество направило в Фонд предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 документы с нарушением установленного срока (08.06.2020), между тем, данные документы не были оценены и учтены Учреждением при определении размера страхового тарифа.
Установив, что решение Фонда страхователем исполнено, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания ГУ МРО ФСС РФ в лице Филиала N 19 возвратить ООО "Хардбендинг Солюшнз Евразия" излишне уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в заявленном размере.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А40-25491/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.Л. Матюшенкова |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
Аналогичные положения содержит и п. 13 Правил от 01.12.2005 N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
...
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество направило в Фонд предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 документы с нарушением установленного срока (08.06.2020), между тем, данные документы не были оценены и учтены Учреждением при определении размера страхового тарифа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф05-27836/21 по делу N А40-25491/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27836/2021
30.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25970/2022
25.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27836/2021
13.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46789/2021
11.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-25491/2021