г. Тула |
|
7 октября 2021 г. |
Дело N А23-8436/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Сентюриной И.Г. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации (исполнительно-распорядительного органа) городского округа "Город Обнинск" на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.07.2021 по делу N А23-8436/2020 (судья Харчиков Д.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промконнект" (Калужская обл., г. Обнинск, ИНН 4025022613, ОГРН 1024000953085) (до 14.01.2021 - общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Стром-Юкос") к Администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Обнинск" (Калужская обл., г. Обнинск, ИНН 4025001211, ОГРН 1024000937927), о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Промконнект" (ранее ООО ПКФ "Стром-юкос" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Администрации (исполнительно-распорядительному органу) городского округа "Город Обнинск" (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным отказа от 29.10.2020 N 01-19/4956-20 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 40:27:020202:24 (далее также - участок :24), общей площадью 2461 кв.м., расположенного по адресу: Калужская область, г.Обнинск, ул.Цветкова, район ГПП-3, кадастровой стоимостью 3 675 823, 43 руб., а также об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 29.07.2021 заявление удовлетворено. Отказ Администрации города Обнинска в предоставлении ООО "Промконнект" в собственность земельного участка с кадастровым номером 40:27:020202:24, выраженный в письме от 29.10.2020 N 01- 19/4956-20 признан недействительным. На Администрацию (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Обнинск" возложена обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Промконнект" (ОГРН 1024000953085) путём повторного рассмотрения по существу его заявления от 01.10.2020 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 40:27:020202:24.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене. В обоснование своей позиции указывает, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 40:27:020202:195, 40:27:020202:200, 40:27:020202:201. Введен в эксплуатацию и зарегистрирован в установленном законом порядке лишь объект с кадастровым номером 40:27:020202:131. Под указанными объектами земельные участки предоставлены заявителю в бессрочное пользование.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом области и не оспаривается сторонами, постановлением Администрации города Обнинска от 07.08.2001 N 663-п ООО ПСФ "Стром-Юкос" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым N 40:27:020202:14, общей площадью 4 573 кв.м., для проектирования и строительства базы строительной организации.
В 2003 году ООО ПСФ "Стром-Юкос" обратилось с заявлением в Администрацию города Обнинска о признании права бессрочного пользования земельным участком площадью 0,5010 га по адресу: г.Обнинск Калужской области, район ГПП-2.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 06.02.2003 по делу N А23-4169/02А-15-290 требования заявителя удовлетворены частично, за ООО ПСФ "Стром-Юкос" признано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 0,0426 га в районе ГПП-3 г.Обнинск Калужской области, занятый строительно-производственной базой, в остальной части требований (0,4584 га) заявителю отказано.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права ООО ПСФ "Стром-Юкос" является собственником четырех объектов недвижимости, расположенных по адресу: Калужская область, г.Обнинск, ул.Цветкова, район ГПП3:
административно-бытового здания;
незавершённого строительством помещения склада инвентаря и малой механизации;
незавершённого строительством гаражного бокса для грузового автомобиля;
незавершённого строительством гаражного бокса для легкового автомобиля.
На основании решения Арбитражного суда Калужской области от 06.02.2003 по делу N А23-4169/02А-15-290 для эксплуатации вышеуказанных объектов недвижимого имущества ООО ПСФ "Стром-Юкос" постановлением Администрации города Обнинска от 03.08.2006 N 725-п в постоянное бессрочное пользование предоставлены следующие земельные участки:
- с кадастровым N 40:27:020202:25, расположенный по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, общей площадью равной 241 кв.м. (под административно-бытовым зданием - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 03.07.2006 серии 40АА025194);
- с кадастровым N 40:27:020202:26, расположенный по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, общей площадью равной 92 кв.м. (под объектом незавершенного строительства (помещение склада инвентаря и малой механизации) свидетельство о государственной регистрации права собственности от 22.09.2000 серии 40ЕО750834);
- с кадастровым N 40:27:020202:27, расположенный по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, общей площадью равной 75 кв.м. (под объектом незавершенного строительства (гаражный бокс для грузового автомобиля) - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.07.2006 серии 40 АЛ025257);
- с кадастровым N 40:27:020202:28, расположенный по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, общей площадью равной 43 кв.м. (под объектом незавершенного строительства (гаражный бокс для легкового автомобиля) - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.07.2006 серии 40АА025256).
Право аренды земельного участка площадью 4 573 кв.м. прекращено в соответствии с решением Арбитражного суда Калужской области от 06.02.2003 по делу N А23-4169/02А-15-290.
Постановлением Администрации города Обнинска от 03.08.2006 N 724-п, действующим в редакции постановления от 12.09.2006 N 855-п, ООО ПСФ "СтромЮкос" в аренду сроком на три года из земель поселений был предоставлен земельный участок общей площадью 3 923 кв.м. с кадастровым N 40:27:020202:0024, расположенный по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, для организации стройплощадки по завершению строительства объектов незавершенного строительства и строительства комплекса зданий и сооружений производственно-строительной базы ООО ПСФ "Стром-Юкос".
26.10.2006 между Администрацией (арендодателем) и ООО ПСФ "СтромЮкос" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N А-108-2006, по условиям которого арендатору в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок общей площадью 3 923,0 кв.м. из земель поселений с кадастровым N 40:27:020202:0024, расположенный по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, для организации стройплощадки по завершению строительства объектов незавершенного строительства и строительства комплекса зданий и сооружений производственно-строительной базы ООО ПСФ "СтромЮкос", в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору.
Согласно пункта 1.2 договора на предоставленном в аренду земельном участке объектов недвижимости нет.
18.04.2008 постановлением Администрации города Обнинска N 521-п на основании заявки генерального директора ООО ПСФ "Стром-Юкос" от 06.08.2007 N 34 был утвержден градостроительный план земельного участка ООО ПСФ "Стром-Юкос" для реконструкции существующих зданий и строительства гаражных боксов на земельном участке с кадастровым N 40:27:020202:24, расположенном в районе ГПП-3, которым предусмотрена надстройка второго этажа АБК, реконструкция гаражного бокса на одну автомашину, реконструкция хозяйственного склада и склада инвентаря и малой механизации, а также строительство 20 двухэтажных гаражных боксов (4х6 м).
02.07.2009 ООО ПСФ "Стром-Юкос" было выдано разрешение на строительство N 7 (реконструкцию существующих зданий и строительство гаражных боксов), со сроком действия до 02.07.2012.
На основании заявления директора ООО ПСФ "Стром-Юкос" Космынина Ю.Ф. о продлении договора аренды земельного участка от 26.10.2006 N А-108-2006 на три года, дополнительным соглашением от 22.01.2014 N А-3-2014 стороны продлили срок договора аренды до 31.12.2014.
Срок действия выданного администрацией обществу разрешения на строительство объекта капитального строительства "реконструкция существующих зданий и строительство гаражных боксов" от 02.07.2009 N 7, неоднократно продленный, истек также 31.12.2014.
Уведомлением от 04.04.2016 N 215-ЭК Администрация города Обнинска уведомила ООО ПСФ "Стром-Юкос" о прекращении договора аренды земельного участка от 26.10.2006 N А-108-2006 по истечении трех месяцев с даты получения данного уведомления и об отказе в продлении (перезаключении) договора аренды земельного участка на новый срок. Со ссылкой на пункт 6.3 договора аренды администрация указала на обязанность арендатора вернуть земельный участок в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и приложила для подписания данный акт.
Таким образом, данный договор расторгнут с 28.07.2016.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 17.07.2017 по делу N A23-6396/2016 отказ администрации от договора аренды признан законным.
Постановлением администрации от 15.12.2016 N 2022-п утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 40:27:020202, образуемых при разделе земельного участка с кадастровым N 40:27:020202:0024 на два самостоятельных земельных участка площадью 1 462 кв.м. и 2 460 кв.м.
Постановлением N 233-п постановляющая часть вышеуказанного постановления от 15.12.2016 2022-п изложена в следующей редакции: "утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 40:27:020202, общей площадью 1 462 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, в территориальной зоне многофункциональной производственнокоммунальной застройки (ПК-1), с видом разрешенного использования "Гаражи индивидуального легкового автотранспорта", образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым N 40:27:020202:0024 с сохранением его в измененных границах".
Таким образом, после реализации права на отказ от договора аренды от 26.10.2006 N А-108-2006 администрацией произведены мероприятия по межеванию земельного участка с кадастровым N 40:27:020202:0024, в результате которого из него выделен земельный участок площадью 1 462 кв.м.
Выделенному земельному участку присвоен кадастровый N 40:27:020202:220 с разрешенным использованием: "Гаражи индивидуального легкового автотранспорта", поскольку на его территории размещены объекты незавершенного строительства (гаражные боксы), принадлежащие физическим лицам на праве собственности.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 40:27:020202:24 был приведен в соответствие с градостроительным регламентом в части разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Правил землепользования и застройки МО "Город Обнинск". Разрешенное использование земельного участка определено таблицей 5 статьи 22 "Градостроительные регламенты в части разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Правил землепользования и застройки МО "Город Обнинск" производственные предприятия, производственные базы строительных, коммунальных, транспортных и других предприятий.
26.06.2017 между Администрацией города Обнинска и собственниками объектов незавершенного строительства подписан договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N А-32-2017 для завершения строительства сроком на 3 года в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В отношении земельного участка с кадастровым N 40:27:020202:0024, сохраненного после раздела в изменённых границах, площадью 2 461 кв.м. администрацией был подготовлен и подписан в качестве арендодателя договор аренды от 29.06.2017 N А-33-2017 для завершения строительства находящихся на земельном участке объектов недвижимости ООО ПСФ "Стром-Юкос" сроком на 3 года в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Указанный договор был направлен администрацией для подписания обществу, со стороны арендатора - ООО ПСФ "Стром-Юкос" договор аренды не был подписан.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2020 по делу N А23-148/2020, вынесенным с участием тех же сторон, в связи с чем повторному доказыванию и ревизии не подлежат.
Общество, ссылаясь на нахождение на земельном участке с кадастровым N 40:27:020202:0024 принадлежащих ему 4-х объектов недвижимости, обратилось в администрацию с заявлением о приобретении данного участка на праве частной собственности за плату.
Администрация письмом от 29.10.2020 N 01-19/4956-20 отказала обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие документа, подтверждающего право на земельный участок, и документа, удостоверяющего права на здание, сооружение или помещение, если право на такое здание, сооружение или помещение не зарегистрировано в ЕГРН.
Считая указанный отказ незаконным и необоснованным, заявитель обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Конституция Российской Федерации (статья 36 часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
С 01.03.2015 особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 Земельного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К ним относится предоставление в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Помимо этого согласно подпункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В данном случае, материалами дела подтверждается, что заявитель является собственником объектов незавершенного строительства.
ООО "Промконнект" обратилось с заявлением 01.10.2020 о приобретении в собственность земельного участка как собственник объектов недвижимости, расположенных на нем. Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что 3 объекта являются объектами незавершенного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Один объект введен в эксплуатацию и на него зарегистрировано право собственности за заявителем.
Однако буквальное содержание пунктов 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ указывает на то, что исключительное право приобретения земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом.
При этом ни ранее действующие правила, ни новые нормы земельного законодательства (ст. 39.3 и 39.20 ЗК РФ) не содержали указания на объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов. Вместе с тем применение порядка выкупа земельных участков под такими объектами допускается в случаях, указанных в законе.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 и от 01.03.2011 N 14880/10, применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), а также переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Вводного закона.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2008 N 8985/2008, а также содержится в Определении Верховного Суда РФ от 29.04.2016 N 305-КГ15-19738.
В данном случае заявитель не ссылался на наличие каких-либо иных оснований приобретения земельного участка в собственность, кроме как нахождения на нем объектов, в том числе незавершенного строительства. Наличие на спорном участке принадлежащих административному истцу на праве собственности, зарегистрированном в установленном порядке, указанных объектов незавершенного строительства в соответствии с положениями ЗК РФ не предполагает его право на приобретение в собственность данного участка без проведения торгов. Из материалов дела следует, что указанные объекты возведены самим истцом на земельном участке, выделенном ему на праве аренды для строительства и в дальнейшем неоднократно продленным для его завершения.
Как неоднократно указывалось Конституционным судом Российской Федерации в определениях от 28.03.2017 N 622-О, от 27.09.2018 N 2346-О, от 18.07.2017 N 1640-О, пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ, направленный на обеспечение реализации основного принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, равно как и пункт 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", основанный на балансе публичных и частных интересов, призванный обеспечить целевое использование земли и направленный на защиту прав собственника объекта незавершенного строительства, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права собственников объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Относительно объекта недвижимости с кадастровым номером 40:27:020202:131 судебная коллегия отмечает следующее.
Из системного толкования приведенных выше норм о порядке и условиях предоставления земельных участков собственникам зданий, сооружений следует, собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 310-КГ16-20935 по делу N А09-1305/2016.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 N 1152/14, сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Нахождение на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, само по себе не может являться основанием для возникновения у общества права на предоставление земельного участка в заявленной площади в целях создания более выгодных и оптимальных условий для осуществления предпринимательской деятельности на нем.
К заявлению о выкупе земельного участка соответствующие документы, обосновывающие площадь, не приложены, о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы не заявлено.
Недоказанность необходимости всей площади земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером 40:27:020202:131, принадлежащего заявителю, является самостоятельным основанием для отказа в реализации преимущественного права на выкуп в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Помимо этого судебная коллегия указывает, что на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 06.02.2003 по делу N А23-4169/02А-15-290 для эксплуатации вышеуказанных объектов недвижимого имущества ООО ПСФ "Стром-Юкос" постановлением Администрации города Обнинска от 03.08.2006 N 725-п в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым N 40:27:020202:25, расположенный по адресу: Калужская область, г.Обнинск, район ГПП-3, общей площадью равной 241 кв.м. (под административно-бытовым зданием - свидетельство о государственной регистрации права собственности от 03.07.2006 серии 40АА025194), т.е. под объект недвижимости с кадастровым номером 40:27:020202:131. Доказательств того, что для его эксплуатации необходим иной земельный участок и иной площадью материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах отказ Администрации, изложенный в письме от 01.10.2020 со ссылкой на статьи 39.16 и 39.17 ЗК РФ в выкупе названного земельного участка, обоснованный тем, что заявитель Общество является собственником не завершенных строительством объектов недвижимости, в силу чего не обладает исключительным правом на предоставление земельного участка в собственность, является правомерным и не нарушает прав общества, а также не противоречит принципу земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Ссылка суда области на правовую позицию, изложенную в Определении ВС РФ от 17.07.2018 N 307-ЭС18-9860, ошибочна, поскольку указанная правовая позиция не применима к спорной ситуации в связи с различностью предмета правового регулирования.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене в порядке п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.07.2021 по делу N А23-8436/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Промконнект" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-8436/2020
Истец: ООО "ПРОМКОННЕКТ", ООО Производственно-Строительная фирма Стром-Юкос
Ответчик: Администрация исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Обнинск", Администрация исполнительно-распорядительный орган городского округа города Обнинска