г. Самара |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А65-3432/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Бугульминский Лесокомбинат"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2021 года по делу N А65-3432/2021 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бугульминский Лесокомбинат", г. Бугульма (ОГРН 1081689002647, ИНН 1645024206)
к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН 1071690010644, ИНН 1660098481)
о признании решения N 15-175 от 14.01.2021 об отказе в приеме лесной декларации от 28.12.2020 незаконным, об обязании принять лесную декларацию от 29.12.2020 N 6,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бугульминский Лесокомбинат" (далее - заявитель; общество) обратилось в Арбитражный суд РТ с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - ответчик; Министерство) о признании решения N 15-175 от 14.01.2021 об отказе в приеме лесной декларации от 29.12.2020 незаконным, об обязании принять лесную декларацию от 29.12.2020 N 6.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2021 года по делу N А65-3432/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, незаконность оспариваемого решения ответчика.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и обществом с ограниченной ответственностью "Бугульминский Лесокомбинат" заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 292 от 18.08.2011, согласно которому обществу во временное пользование предоставлен лесной участок площадью 11 974,4717 га, расположенный в Заинском участковом лесничестве, ГКУ "Заинское лесничество", Заинский муниципальный район, Республика Татарстан, части кварталов N 1, 2, 4, 8 - 32, 34 - 38, 40 - 45, 47 - 57, 59, 61 - 71, 73 - 76, 78, 79 - 93, 95 - 112, 115 - 117, 120 - 130 кадастровый номер (номер учетной записи в государственной лесном реестре) 26635 - 2011 - 09.
Согласно пункту 4 договора аренды лесного участка арендатору передается лесной (-ые) участок (-ки) для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 для заготовки древесины.
Пунктом 19 договора аренды лесного участка установлен срок действия договора с 18.08.2011 по 17.08.2060.
Заявитель 30.12.2020 представил в Министерство лесного хозяйства лесную декларацию с целью заготовки в 2021 году древесины за счет неиспользованного, недополученного объема в 2017 году.
По результатам рассмотрения лесной декларации, Министерство лесного хозяйства письмом исх. N 15-175 от 14.01.2021 отказало обществу в ее приеме.
Не согласившись с отказом в приеме лесной декларации, изложенным в письме N 15-175 от 14.01.2021, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом установлено, что министерство, отказывая в приеме лесной декларации, указало следующее:
- дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года;
- расчетная лесосека лесничества устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества и вводится в действие в начала календарного года, в связи с чем рубка объемов недоиспользованной древесины за 2017 год невозможна (л.д. 9 - 12).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу частей 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
В силу части 3 статьи 26 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, лесная декларация представляет собой заявление о предполагаемом объеме использования лесов, представляемое лесопользователем в уполномоченный орган, с указанием вида использования лесов, конкретного места такого использования, формы использования, а также площади и объемов, который не может превышать объемы, определенные договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов.
Обществом лесная декларация N 6 от 29.12.2020 подана на бумажном носителе 30.12.2020.
Доводы заявителя о том, что согласно поданной лесной декларации N 6 от 29.12.2020 текущим годом, в котором заявлено об использовании недоиспользованного в 2017 году объема древесины, является 2020 год, судом правильно отклонены по следующим основаниям.
Пунктом 9 договора аренды лесного участка установлено, что арендатор обязан:
- использовать лесной участков по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, договором, проектом освоения лесов, согласно утвержденным условиям, объемов и сроков (подпункт "б");
- ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт "д").
При этом, ни договор аренды, ни проект освоения лесов, ни действующее лесное законодательство не устанавливают каких-либо ограничений по срокам подачи лесных деклараций на текущий объем заготовки.
Между тем, согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" в редакции, действовавшей на момент подачи лесной декларации до 31.12.2020 (далее по тексту - Порядок N 17), лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
В данном случае с учетом исчисления указанного десятидневного срока в рабочих днях лесная декларация подана менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 17 срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Предполагаемый срок использования лесов в самой лесной декларации указан: с 09.01.2021 по 01.05.2021.
Следовательно, лесная декларация от 29.12.2020, поданная обществом в Министерство 30.12.2020 с указанием предполагаемого срока использования с января по май 2021 года, подлежит использованию не ранее 2021 года, который в целях применения декларации и является текущим.
На момент подачи лесной декларации N 6 от 29.12.2020 действовал Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Правила заготовки древесины), и подлежащий применению к данным правоотношениям.
Согласно пункту 9 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
То есть право использования дополнительного объема древесины существует не всегда, а возникает именно в определенное время (период), каковым является текущий год, при одновременном соблюдении нескольких основных условий.
Аналогичное положение изложено и в новых Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 N 993, вступивших в силу с 01.01.2021, согласно пункту 9 которого лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Поскольку поданная обществом декларация подлежит использованию в 2021 году, то текущим годом применительно к данной ситуации является 2021 год.
Из поданной декларации следует, что общество заявило об использовании дополнительного объема древесины в текущем 2021 году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за 2017 год.
Между тем, Правилами заготовки древесины установлено, что лица, использующие леса для заготовки древесины, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года.
Поскольку недоиспользованный установленный объем изъятия древесины по лесному участку может быть использован только за предыдущие три года, суд пришел к верному выводу, что недоиспользованный установленный объем изъятия древесины по лесному участку за 2017 год мог быть использован только в 2020 г., поскольку 2017 год относительно 2021 года уже не охватывается предыдущими тремя годами, а приходится уже четвертым.
Довод заявителя об отсутствии подобного основания для отказа в приеме лесной декларации, судом обоснованно отклонен.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.11.1 Административного регламента предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1 Регламента).
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.
Между тем, как верно отмечено судом, указанные основания для отказа в приеме лесной декларации в целях применения пункта 9 Правил заготовки древесины подлежат применению только при наличии у декларанта права использования в текущем году дополнительного объема древесины, то есть в том случае, когда лесопользователем одновременно соблюдены иные основные условия использования дополнительного объема древесины, а именно:
1) Наличие факта недоиспользования установленного объема изъятия древесины за предыдущие три года;
2) Полное использование установленного на текущий год объема изъятия древесины, что должно быть подтверждено отчетом об использовании лесов;
3) Наличие права использования дополнительного объема древесины не далее чем за предыдущие три года.
В данном случае, соблюдение заявителем двух первых условий Министерством не оспаривается. По своей сути оспариваемый отказ Министерства в приеме лесной декларации основан на том, что рубка в 2021 году объемов недоиспользованной древесины за 2017 год невозможна, поскольку 2017 год относительно 2021 года не охватывается предыдущими тремя годами, а является четвертым.
Следовательно, указанные в лесной декларации N 6 от 29.12.2020 сведения о намерениях изъятия дополнительного объема древесины в 2021 году являются недостоверными (нелегитимными), что в силу подпункта 2 пункта 2.11.1 Административного регламента является основанием для отказа в приеме лесной декларации, в связи с чем довод заявителя об отсутствии подобного основания для отказа в приеме лесной декларации правомерно отклонен.
Еще одним основанием для отказа в приеме Министерством лесной декларации явилось намерение обществом изъятия дополнительного объема древесины путем осуществления только одного вида рубок, тогда как проектом освоения лесов предусмотрены все три вида (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами).
Так, пунктом 17 Правил заготовки древесины установлено, что в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
В пункте 3 Порядка N 17 определено, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Лесная декларация носит заявительный характер, поскольку ее содержание представляет собой заявление лесопользователя о конкретных лесных участках, на которых он намерен вести заготовку древесины, и объемах заготовки в определенный период. Вместе с тем лесная декларация должна соответствовать разработанному проекту освоения лесов соответствующего лесного участка. Поскольку лесная декларация носит заявительный характер, ее подача является правом, а не обязанностью лесопользователя. Вместе с тем, без лесной декларации ведение заготовки не допускается.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191, расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.
Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191).
Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам.
Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов (пункт 4 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191).
Согласно пункту 3 Порядка N 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Согласно пункту 9 Правил заготовки древесины недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.
Пунктом 4.1 договора аренды лесного участка в редакции дополнительного соглашения N 1 от 17.09.2018 установлен ежегодный объем заготовки древесины в размере 36,8 тысяч куб.м. различных видов, типов, в том числе рубка спелых и перестойных насаждений до 30,8 тысяч куб. м. различных типов, видов, выборочные рубки включая уход за лесами до 6,0 тысяч куб. м. различных типов, видов; создание лесных культур до 15,0 га различных типов, видов; работы по содействию естественному возобновлению, в частности естественному возобновлению, в частности естественного заращивания до 124,0 га различных типов, видов.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан N 540-осн от 31.05.2019 утверждено заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО "Бугульминский лесокомбинат" по договору аренды лесного участка от 18.08.2011 N 292, в целях использования лесов для заготовки древесины, площадью 11 974, 4717 га, в кварталах N 1, 2, 4, 8, 9, 10 - 32, 34 - 38, 40 - 45, 47 - 57, 59, 61 - 71, 73 - 76, 78 - 93, 95 - 112, 115 - 117, 120 - 130 Заинского участкового лесничества.
Согласно разработанному проекту освоения лесов, действовавшего в 2017 году, расчетная лесосека ООО Бугульминский лесокомбинат
составила 22 740 м
, в том числе:
1. Расчетная лесосека по рубкам спелых и перестойных насаждений в 2017 году составляла 18 900 м, объем вырубленной древесины составил 4 385 м
, недоиспользованный объем составил 14 515 м
. Вместе тем, в лесной декларации заявлена рубка спелых и перестойных насаждений в объеме 16 168 м
, что превышает предусмотренный проектом освоения лесов объем на 1 653 м
.
2. Расчетная лесосека по рубкам ухода за лесами в 2017 году составляла 3 840 м, объем вырубленной древесины составил 287 м
, недоиспользованный объем составил 3 553 м
, однако, в лесной декларации рубки ухода не заявлены вовсе.
Таким образом, судом верно отмечено, что сведения, указанные обществом в лесной декларации, не соответствуют проекту освоения лесов, что в силу подпункта 4 пункта 2.11.1 Административного регламента является основанием для отказа в приеме лесной декларации.
При этом, довод заявителя о том, что только новыми Правилами заготовки древесины, действующими с января 2021 года, предусмотрено, что дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года, правомерно отклонен судом.
Действительно, пункт 9 Правил заготовки древесины в редакции приказа Министерства природных ресурсов РФ N 474 от 13.09.2020, подлежащий применению к данным правоотношениям, не содержит требование о предоставлении дополнительного объема древесины только по тем видам рубок, по которым он был недоиспользован за предыдущие три года. Вместе с тем, проект освоения лесов заявителя, несоответствие которому лесной декларации в силу подпункта 4 пункта 2.11.1 Административного регламента является основанием для отказа в приеме лесной декларации, содержит такое требование.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что лесной фонд, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П; определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Указанная правовая позиция отражена в определении Конституционного суда Российской Федерации, от 15.01.2015 N 5-О.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем основания для удовлетворении заявленных требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Между тем, доводы заявителя подробно рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Основания и условия для признания оспариваемого отказа ответчика незаконным, материалами настоящего дела не подтверждены.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2021 года по делу N А65-3432/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Бугульминский Лесокомбинат" (ОГРН 1081689002647, ИНН 1645024206) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 121 от 25 августа 2021 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3432/2021
Истец: ООО "Бугульминский Лесокомбинат", г. Бугульма
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд