11 октября 2021 г. |
Дело N А55-14633/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 11 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сафаевой Н.Р.,
судей Коршиковой Е.В., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Доброродным Р.В.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Шляхтиной Н.Г., по доверенности N 148 от 11.12.2020,
в отсутствие истца, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021 по делу N А55- 14633/2021 (судья Шлинькова Е.В.), принятое по исковому заявлению
некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
к Министерству имущественных отношений Самарской области
о взыскании 13 529 руб. 33 коп.,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) о взыскании 13 529 руб. 33 коп., в том числе 12 730 руб. 51 коп. - задолженности по взносам на капитальный ремонт, 798 руб. 82 коп. - пеней.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021 по делу N А55- 14633/2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на разрешение судом спора в отношении ненадлежащего ответчика, без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица учреждения, в оперативное управление которого были переданы помещение, находящеееся в собственности Самарской области, и Министерства управления финансами Самарской области, а также на неверное определение судом источника покрытия расходов на капитальный ремонт (по мнению заявителя жалобы, такие взыскания должны производиться за счёт казны публично-правового образования).
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда без изменения, поскольку доказательств регистрации права оперативного управления в ЕГРН за каким-либо лицом в спорный период на указанное помещение ответчиком представлено не было.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте проведения судебного разбирательства, просивший суд о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился; апелляционная жалоба была рассмотрена в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва истца на неё, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, в силу нижеследующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Тушинская, д. 43 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта".
Собственником помещения кадастровый номер 63:01:0117004:664 в многоквартирном доме N 43 по ул. Тушинской в г. Самаре площадью 112.9 кв. м согласно сведениям ЕГРН с 30.07.2018 является Самарская область.
В связи с ненадлежащим исполнением собственником указанного помещения обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме N 43 по ул. Тушинской в г. Самаре за период с 31.07.2018 по 17.03.2020 сформировалась задолженность в сумме 12 730 руб. 51 коп.
Досудебная претензия истца N ФКР/ЮЛ 6397 от 29.07.2020 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, а также выплатить пени, была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 155, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
Коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (НО "ФКР") создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года N 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года N 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно частям 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2, 3 статьи 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена постановлением Правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" от 29.11.2013 (далее - Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (статья 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 9 Закона 60-ГД в редакции закона Самарской области от 07.04.2014 N 32-ГД). Согласно части 1 статьи 9 в редакции закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем; на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2018, 2019, 2020 года производится на основании постановлений Правительства Самарской области N 319 от 17.05.2017, N 794 от 19.12.2018, N 941 от 18.12.2019, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме 2018 год, 2019 год, 2020 год на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц.
Так, на 2018 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6 руб. 27 коп.
С 01 января 2019 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,67 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6 руб. 52 коп.
С 01 января 2020 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 6 руб. 28 коп.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 7 руб. 22 коп.
Истцом была предъявлена ко взысканию с ответчика задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 31.07.2018 по 17.03.2020.
Возражения ответчика против предъявленных требований сводились к тому, что спорное помещение в многоквартирном доме на основании передаточного акта от 24.06.2016 было передано в оперативное управление государственному казенному учреждению Самарской области "Центр Семья Самарского округа" (впоследствии переименовано в ГКУ Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа"), которое и должно нести расходы на капитальный ремонт.
В рамках подготовки к рассмотрению апелляционной жалобы в материалы дела на запрос апелляционного суда исх. N 162675 от 14.09.2021 поступили от регистрирующего органа документы, подтверждающие право оперативного управления, зарегистрированное 18.03.2020 за государственным казенным учреждением Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа" и право собственности Самарской области на указанный объект, возникшее 30.07.2018.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2018 N 310-ЭС18-17933, обязанность по несению расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в отношении нежилого помещения возникает у учреждения, которому оно передано на праве оперативного управления, с момента государственной регистрации права оперативного управления на это имущество.
Аналогичный правовой подход со ссылкой на абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сформирован в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2019 по делу N А55-16614/2018.
В силу норм пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение права оперативного управления, являющегося вещным правом на недвижимое имущество, подлежит государственной регистрации в Едином государствнном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвжимость и сделок с ней.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для лиц, не являющихся сторонами сделки, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки, на основании которой возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ).
Соответственно, само по себе наличие передаточного акта от 24.06.2016, в силу которого право оперативного управления на указанный объект недвижимости перешло к государственному казенному учреждению Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа", в отсутствие совершенной в установленном порядке регистрации в ЕГРН данного права оперативного управления не означает возникновение у данного учреждения обязанности перед истцом нести расходы по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома, в котором располагается названное помещение.
Следовательно, надлежащим ответчиком по задолженности, возникшей в период с 31.07.2018 по 17.03.2020 по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, является собственник помещения с кадастровым номером 63:01:0117004:664, а именно: Самарская область в лице Министерства имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем ответчике по иску подлежат отклонению вследствие ошибочного понимания норм материального права заявителем жалобы.
Довод ответчика о необходимости в случае удовлетворения иска взыскивать расходы за счёт казны Самарской области подлежит отклонению как необоснованный.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), к числу денежных обязательств государственных органов, исполнение которых осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ, относятся в т.ч. их обязанность уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства согласно положениям закона (в т.ч. взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором расположено помещение, находящееся в публичной собственности).
Предусмотренная законом обязанность уплатить денежные средства государственным органом не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счёт казны публично-правового образования, поскольку государственные органы отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе в соответствии с БК РФ.
Исполнение судебных актов за счет казны публично-правового образования производится лишь в случаях, когда предметом взыскания является возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ) (пункт 14 Постановления N 13).
Названный иск правомерно удовлетворён судом первой инстанции с возложением обязанности по выплате присужденной суммы непосредственно на министерство имущественных отношений Самарской области как орган, через который Самарская область в данном случае участвует в судебном процессе, а также осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом Самарской области.
Озвученный в апелляционной инстанции довод ответчика о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица ГКУ Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа" и Министерства управления финансами Самарской области, мотивированный необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, апелляционный суд отклоняет, как основанный на неверном толковании норм статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Привлечение третьего лица, не заяляющего самостоятельных требований на предмет спора, обусловлено возможностью влияния судебного акта по делу на их права и обязанности по отношению к одной из сторон судебного спора, а не необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств по делу, для чего законом предусмотрены иные процессуальные инструменты.
Из материалов дела и принятого по делу судебного акта не усматривается его влияния на права и обязанности не привлеченных к участию в деле ГКУ Самарской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа" и Министерства управления финансами Самарской области.
Довод апелляционной жалобы, сводящийся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела ввиду неотражения в тексте решения суда отзыва ответчика, подлежит отклонению, поскольку доводы, изложенные в данном отзыве, были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, и само по себе неупоминание о поступлении процессуального документа от ответчика в данном случае не ставит под сомненение законность и обоснованность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции не распределяет ввиду освобождения ответчика от уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021 по делу N А55- 14633/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14633/2021
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", НО "ФКР"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области