город Ростов-на-Дону |
|
12 октября 2021 г. |
дело N А32-16850/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курипко В.А.,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства": представитель Раковский Р.В. по доверенности от 30.06.2021,
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Пашнина С.Г. по доверенности от 12.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 по делу N А32-16850/2021 по иску Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1032311075620 ИНН 2320100329)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399 ИНН 2308077553), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510 ИНН 2309090540)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор", Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, Росреестр) о признании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:20, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:20, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:20 в следующих координатах:
Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:20 | |
Уточненные координаты. М | |
X |
Y |
23:34:0201000:2060 | |
455227.97 |
2328367.63 |
455222.73 |
2328374.29 |
455216.08 |
2328370.43 |
455218.93 |
2328362.73 |
455187.79 |
2328344.79 |
455205.44 |
2328315.76 |
455322.51 |
2328388.06 |
455564.26 |
2328555.19 |
455727.36 |
2328685.45 |
455802.10 |
2328744.93 |
455824.68 |
2328762.91 |
455856.11 |
2328788.31 |
455845.04 |
2328808.65 |
455812.32 |
2328783.57 |
455714.63 |
2328701.77 |
455554.59 |
2328571.91 |
455469.25 |
2328516.78 |
455418.80 |
2328484.19 |
455380.19 |
2328459.24 |
455308.70 |
2328413.05 |
455227.97 |
2328367.63 |
23:34:0501000:338 | |
455099.22 |
2328292.25 |
455006.62 |
2328239.19 |
454967.03 |
2328214.22 |
454919.30 |
2328197.30 |
454853.55 |
2328176.10 |
454780.15 |
2328168.24 |
454702.31 |
2328181.52 |
454315.80 |
2328317.58 |
454242.00 |
2328345.24 |
454066.13 |
2328408.11 |
453962.07 |
2328440.09 |
453949.16 |
2328433.58 |
453773.00 |
2328460.57 |
453710.73 |
2328455.27 |
453001.51 |
2328293.22 |
452911.05 |
2328264.70 |
452829.49 |
2328227.71 |
452767.65 |
2328193.64 |
452734.67 |
2328171.38 |
452726.53 |
2328170.75 |
452719.61 |
2328165.98 |
452685.51 |
2328139.34 |
452585.75 |
2328059.09 |
452258.78 |
2327720.74 |
452179.29 |
2327638.57 |
451539.39 |
2326991.69 |
451115.98 |
2326562.57 |
451055.94 |
2326502.11 |
450984.53 |
2326439.25 |
450915.51 |
2326387.51 |
450823.23 |
2326331.88 |
450695.29 |
2326273.30 |
450606.75 |
2326246.83 |
450512.02 |
2326230.71 |
450421.44 |
2326220.24 |
450370.22 |
2326217.35 |
450271.56 |
2326226.84 |
449994.38 |
2326270.98 |
449433.25 |
2326361.65 |
449320.91 |
2326384.86 |
449098.10 |
2326424.23 |
448817.83 |
2326490.74 |
448597.71 |
2326550.94 |
448291.11 |
2326632.52 |
448147.08 |
2326644.99 |
448054.99 |
2326639.38 |
447963.98 |
2326620.64 |
447840.58 |
2326584.29 |
447802.30 |
2326565.50 |
447691.31 |
2326502.59 |
447636.15 |
2326459.43 |
447379.73 |
2326214.51 |
446996.25 |
2325844.43 |
446237.02 |
2325081.77 |
445980.96 |
2324818.88 |
445848.02 |
2324675.58 |
445081.40 |
2323875.83 |
444879.36 |
2323667.04 |
444860.54 |
2323652.89 |
444516.15 |
2323296.75 |
444462.41 |
2323232.91 |
444425.83 |
2323176.29 |
444396.30 |
2323100.69 |
444380.01 |
2323020.75 |
444373.08 |
2322941.35 |
444379.99 |
2322894.60 |
444380.46 |
2322889.99 |
444405.67 |
2322794.60 |
444416.62 |
2322763.93 |
444453.13 |
2322674.16 |
444565.94 |
2322408.52 |
444621.06 |
2322270.70 |
444636.89 |
2322198.98 |
444636.67 |
2322087.29 |
444656.85 |
2322087.22 |
444657.62 |
2322197.15 |
444637.93 |
2322276.22 |
444580.87 |
2322415.43 |
444469.47 |
2322680.44 |
444433.66 |
2322769.65 |
444424.73 |
2322796.74 |
444398.51 |
2322897.92 |
444397.77 |
2322897.94 |
444394.49 |
2322925.42 |
444398.20 |
2323016.27 |
444397.05 |
2323016.54 |
444414.78 |
2323096.76 |
444443.19 |
2323166.07 |
444478.51 |
2323221.37 |
444529.76 |
2323281.30 |
444881.04 |
2323636.71 |
444893.04 |
2323653.26 |
445000.83 |
2323766.15 |
445094.73 |
2323862.69 |
445741.33 |
2324538.69 |
445860.32 |
2324663.76 |
445973.82 |
2324778.85 |
445999.41 |
2324800.88 |
446249.54 |
2325066.62 |
447006.69 |
2325830.85 |
447396.96 |
2326199.91 |
447482.36 |
2326286.30 |
447649.47 |
2326441.03 |
447703.67 |
2326483.62 |
447810.41 |
2326544.88 |
447848.14 |
2326564.83 |
447966.96 |
2326599.62 |
448055.96 |
2326617.51 |
448147.06 |
2326622.48 |
448283.85 |
2326609.46 |
448401.25 |
2326583.26 |
448430.05 |
2326572.45 |
448591.20 |
2326529.30 |
448812.86 |
2326472.98 |
449090.94 |
2326406.33 |
449338.33 |
2326352.73 |
449400.60 |
2326344.52 |
449431.12 |
2326337.52 |
449999.21 |
2326245.42 |
450267.75 |
2326203.12 |
450368.40 |
2326198.24 |
450423.40 |
2326198.08 |
450423.48 |
2326201.33 |
450515.12 |
2326209.92 |
450610.63 |
2326230.39 |
450702.94 |
2326253.62 |
450834.88 |
2326311.58 |
450931.27 |
2326366.97 |
451001.55 |
2326418.32 |
451074.01 |
2326487.50 |
451297.65 |
2326715.46 |
451555.90 |
2326974.92 |
452021.55 |
2327451.09 |
452193.29 |
2327626.76 |
452278.14 |
2327705.65 |
452538.90 |
2327967.66 |
452559.85 |
2327988.71 |
452702.57 |
2328117.50 |
452779.46 |
2328173.24 |
452780.45 |
2328171.64 |
452840.13 |
2328206.34 |
452920.36 |
2328242.56 |
453002.61 |
2328271.29 |
453713.76 |
2328437.54 |
453763.38 |
2328441.16 |
453775.52 |
2328440.01 |
453956.97 |
2328412.01 |
454057.68 |
2328386.42 |
454235.20 |
2328327.16 |
454305.65 |
2328300.38 |
454693.34 |
2328157.40 |
454701.44 |
2328158.76 |
454780.64 |
2328149.30 |
454855.60 |
2328158.32 |
454928.43 |
2328177.92 |
454974.75 |
2328196.82 |
455018.69 |
2328217.60 |
455045.32 |
2328230.33 |
455050.53 |
2328228.86 |
455056.20 |
2328232.31 |
455056.29 |
2328237.06 |
455125.26 |
2328276.35 |
455111.94 |
2328298.87 |
455099.22 |
2328292.25 |
о признании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:22, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:22, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:22 в следующих координатах:
Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:22 | |
Уточненные координаты. М | |
X |
Y |
23:34:0901000:844 | |
458884.57 |
2322292.93 |
458833.79 |
2322239.70 |
458480.12 |
2321866.36 |
458255.05 |
2321631.79 |
458241.40 |
2321624.91 |
458234.08 |
2321622.93 |
458214.09 |
2321620.48 |
458227.34 |
2321609.05 |
458233.24 |
2321610.18 |
458247.19 |
2321613.91 |
458263.34 |
2321623.18 |
458489.39 |
2321858.20 |
458843.29 |
2322231.18 |
458894.73 |
2322284.82 |
458888.23 |
2322295.25 |
458884.57 |
2322292.93 |
о признании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0401000:352, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:34:0401000:352, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1 и осуществления управлением Росреестра учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0401000:352 в следующих координатах:
Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:34:0401000:352 | |
Уточненные координаты. М | |
X |
Y |
454527.68 |
2342116.76 |
454524.39 |
2342129.68 |
454508.97 |
2342127.66 |
454482.56 |
2342126.29 |
454453.31 |
2342134.57 |
454383.42 |
2342161.73 |
454279.36 |
2342201.71 |
454189.85 |
2342236.57 |
454182.40 |
2342238.18 |
454172.47 |
2342240.88 |
453795.37 |
2342355.50 |
453357.18 |
2342484.20 |
452994.79 |
2342585.99 |
452852.91 |
2342624.48 |
452331.83 |
2342761.25 |
452150.00 |
2342807.32 |
451882.20 |
2342877.09 |
451867.91 |
2342880.86 |
450925.01 |
2343123.91 |
450885.47 |
2343135.13 |
450407.91 |
2343263.88 |
450149.66 |
2343329.48 |
449964.88 |
2343376.42 |
449961.75 |
2343377.55 |
449965.51 |
2343360.35 |
450403.27 |
2343250.85 |
450928.85 |
2343110.39 |
451863.02 |
2342868.01 |
452145.42 |
2342794.61 |
452327.81 |
2342748.32 |
452991.03 |
2342572.96 |
453207.82 |
2342512.61 |
453354.71 |
2342471.31 |
453791.63 |
2342342.13 |
454170.98 |
2342226.59 |
454187.57 |
2342223.01 |
454327.99 |
2342166.56 |
454379.93 |
2342150.14 |
454449.27 |
2342121.88 |
454477.50 |
2342115.41 |
454504.66 |
2342113.68 |
454510.84 |
2342114.51 |
454527.68 |
2342116.76 |
о признании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1034, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1034, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1 и осуществления управлением Росреестра учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1034 в следующих координатах:
Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1034 | |
Уточненные координаты. м | |
X |
Y |
454736.77 |
2335044.45 |
454738.02 |
2335065.77 |
454737.79 |
2335065.77 |
454627.96 |
2335137.20 |
454584.77 |
2335165.16 |
454526.32 |
2335202.63 |
454319.10 |
2335338.11 |
454167.29 |
2335434.80 |
453769.66 |
2335692.88 |
453714.52 |
2335728.96 |
453684.75 |
2335748.49 |
453563.68 |
2335828.97 |
453200.81 |
2336076.12 |
452860.11 |
2336309.79 |
452722.02 |
2336402.30 |
452612.95 |
2336481.10 |
452422.29 |
2336612.21 |
452039.99 |
2336876.06 |
451556.27 |
2337210.45 |
451539.83 |
2337225.38 |
451534.82 |
2337231.92 |
451523.68 |
2337221.49 |
451529.61 |
2337215.41 |
451547.46 |
2337199.63 |
452030.95 |
2336863.93 |
452603.68 |
2336468.19 |
452715.17 |
2336388.66 |
453550.33 |
2335816.68 |
453700.00 |
2335718.64 |
453760.65 |
2335678.99 |
454311.10 |
2335321.95 |
454575.50 |
2335150.60 |
454680.72 |
2335082.41 |
454684.84 |
2335078.78 |
454687.20 |
2335071.99 |
454693.39 |
2335067.80 |
454705.67 |
2335065.53 |
454736.77 |
2335044.45 |
Указать, что решение по настоящему делу является основанием для осуществления управлением Росреестра учета изменений местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034 и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - краснодаравтодор), министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство транспорта), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе департамент просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН в настоящее время, пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0000000:1034 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1 отсутствует. Исполнение решения приведет к уменьшению площади земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0000000:1034, что нарушает права и законные интересы Краснодарского края. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0401000:53, 23:37:0709001:22, 23:37:0709001:1597 и 23:37:0709001:1598 обременены арендой, при этом арендаторы земельных участков не привлечены в качестве лиц, участвующих в деле. Исправление реестровой ошибки не должно изменять основные характеристики земельного участка ответчика (площадь и местоположение границ). Возникшие между сторонами разногласия фактически сводятся к спору о праве на часть земельного участка и потому должны быть квалифицированы как спор о праве. Кроме того, учитывая, что право собственности ответчика на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N10/22), истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Представленные способы исправления реестровой ошибки направлены на формирование нового земельного участка. В данном случае волеизъявление о формировании земельного участка может быть реализовано в рамках административных процедур (в том числе статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации). Исправление реестровой ошибки фактически приведет к уменьшению размеров принадлежащего ответчику земельного участка против его воли, то есть к изъятию части указанного земельного участка. Таким образом, по существу исковые требования направлены на прекращение права собственности ответчика части его земельного участка в существующих границах и площади. Кроме того, даже учитывая позицию истца о наличии в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0000000:1034, объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе инициировать процедуру образования соответствующего земельного участка под указанными объектами с учетом положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, после чего правообладатель объектов недвижимости имеет право обратиться за передачей в установленном порядке образованного земельного участка из собственности Краснодарского края в собственность Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, министерство транспорта также обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе министерство транспорта просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство транспорта указывает на то, что имеется спор о праве в отношении имеющегося съезда, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, в результате удовлетворения иска меняется площадь дороги, принадлежащей Краснодарскому краю.
В представленном в материалы дела отзыве краснодаравтодор просит апелляционную жалобу министерства транспорта удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения; истребовать у министерства транспорта технические планы и технические паспорта (при их наличии) в отношении сооружений с кадастровыми номерами 23:34:0000000:270, 23:34:0000000:275, 23:34:0000000:286, 23:34:0000000:268.
Росреестром направлено ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя.
Представители Росреестра, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Представитель департамента, участвовавший в онлайн-заседании, поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Судом апелляционной инстанции на основании статей 66, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства истца об истребовании доказательств отказано.
В силу части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Вместе с тем, в нарушение названной нормы, не указано, какие меры принимались истцом по получению указанных документов и не представлены доказательства отказа в получении копий документов.
При этом, исходя из принципа состязательности (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также из положений части 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не обязан истребовать у участвующих в деле лиц дополнительные доказательства в обоснование позиций этих лиц.
С учетом положений части 1 статьи 65, частей 1, 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оказывает содействие участвующим в деле лицам в реализации их прав, со своей стороны ограничиваясь правом предложения представить дополнительные доказательства.
С учетом изложенного и конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ходатайство истца об истребовании документов подлежит отклонению.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:1 (о чем в Едином государственном реестре недвижимости 04.02.2016 сделана запись N 23-23/003-23/001/833/2016-4107/1), занятый автомобильной дорогой Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400.
В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1, между учреждением и ООО "ГЕО Инвест-Информ" 02.09.2019 заключен государственный контракт N 824.
В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1 установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельными участками с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.05.2021 N 99/2021/395516637 земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:20 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ КК "Краснодаравтодор".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.05.2021 года N 99/2021/393810813 земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:22 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ КК "Краснодаравтодор".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.05.2021 N 99/2021/393824266 земельный участок с кадастровым номером 23:34:0401000:352 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ КК "Краснодаравтодор".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.05.2021 N 99/2021/393832070 земельный участок с кадастровым номером 23:34:0201000:1034 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ КК "Краснодаравтодор".
В границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034 расположены сооружения, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034 являются собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
В связи с тем, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034 внесены в Единый государственный реестр недвижимости с достаточной точностью, (что подтверждается сведениями ЕГРН), руководствуясь пунктами 82, 83, 84, 85 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке", письмом от 29.01.2020 учреждение, в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:1, 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034, в адрес департамента.
Указанное письмо вручено нарочно департаменту 29.01.2020.
В связи с тем, что департамент отказался согласовать местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:1, 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034 (письмо от 25.02.2020 N 52-7378/20-37-05), учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В абзаце третьем пункта 2 постановления N 10/22 разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Аналогичное разъяснение содержит абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
С 01.01.2017 вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ).
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Применительно к аналогичным нормам, содержавшимся в Законе N 221-ФЗ, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулировал правовой подход, согласно которому при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В постановлении от 22.03.2011 N 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей. Истцом по делу об исправлении кадастровой ошибки является правообладатель земельного участка, а ответчиками - орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
В обоснование иска учреждение представило экспертное заключение от 02.10.2020, выполненное ООО "ГЕО Инвест-Информ", и межевой план от 14.05.2020, подготовленный кадастровым инженером Головневым А.С.
Согласно экспертному заключению от 02.10.2020 в границах земельных участка с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0201000:1034, 23:34:0401000:352, 23:34:0000000:22, выявлены дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой км 0+000 - км 209+400, а именно: съезд, 2 дорожных знака, сигнальные столбики, откос, проезжая часть. Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения идентификационный номер 00 ОП ФЗ Р-217 от 01.01.2016 конструктивный элемент "дорожный знак", (дорожные инженерные устройства и обстановка дорог), конструктивный элемент "сигнальные столбики", (ведомость направляющих устройств), конструктивный элемент "откос", (ведомость укрепления обочин), конструктивный элемент "съезд", (ведомость съездов), конструктивный элемент "проезжая часть", (ведомость размеров полосы отвода).
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой.
Согласно справке кадастрового инженера от 06.10.2020 N 01/061020, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:1 по части границ н29-н30, н33-н34 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:34:0000000:20. Часть границы н29-н30, н33-н34 является общей только для двух участков - 23:34:0000000:1 и 23:34:0000000:20, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
Согласно справке кадастрового инженера от 06.10.2020 N 10/061020, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:1 по части границ н68-н69, граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:34:0000000:22. Часть границы н68-н69 является общей только для двух участков - 23:34:0000000:1 и 23:34:0000000:22, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
Согласно справке кадастрового инженера от 06.10.2020 N 03/061020, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:1 по части границ н234-н235 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:34:0401000:352. Часть границы н234-н235 является общей только для двух участков - 23:34:0000000:1 и 23:34:0401000:352, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
Согласно справке кадастрового инженера от 06.10.2020 N 02/061020, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:34:0000000:1 по части границ н212-н213 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:34:0201000:1034. Часть границы н212-н213 является общей только для двух участков - 23:34:0000000:1 и 23:34:0201000:1034, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
Следовательно, права иных землепользователей настоящим решением не затрагиваются.
В экспертном заключении от 02.10.2020, выполненном обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ", экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0201000:1034, 23:34:0401000:352, 23:34:0000000:22, выявленных при производстве работ. Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0201000:1034, 23:34:0401000:352, 23:34:0000000:22 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером 23:37:0000000:120 согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ. Также экспертом определен каталог координат границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0000000:20, 23:34:0000000:22, 23:34:0401000:352, 23:34:0201000:1034, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1, в соответствии с которым надлежит установить смежные границы указанных земельных участков.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0000000:1 отсутствует спор о праве либо о фактических границах, требования истца направлены исключительно на обеспечение устранения в ЕГРН недостоверных сведений в отношении указанного земельного участка. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности.
Доводы департамента и министерства транспорта о наличии между сторонами спора о праве не находят своего подтверждения и опровергаются материалами дела. Заявляя о том, что между сторонами имеется спор о праве, департамент не подтверждает никакими доказательствами свои права на объект недвижимости, располагающийся на спорной части земельного участка.
Заявляя о правопритязаниях, департамент не освобождается от доказывания легитимных оснований обладания имуществом. Само по себе формальное соблюдение требований к сделке по оформлению права собственности на объект гражданского оборота (постановка на государственный кадастровый учет) не свидетельствуют о правомерности требований (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по делу N А32-25333/2017).
Факт оформления земельного участка под недвижимым имуществом, ответчику не принадлежавшем, не порождает возникновение у него прав и обязанностей в отношении такого имущества.
На основании пункта 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.
Согласно сведениям ЕГРН год завершения строительства автомобильной дороги - 1979.
Поскольку Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не содержал специальных норм о моменте возникновения прав на вновь созданную недвижимость, право собственности на вновь созданные до введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации объекты возникало с момента их создания, независимо от какой-либо регистрации.
Для устранения реестровой ошибки в орган регистрации одновременно с заявлением предоставляется документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки. Так, к указанным документам относятся: межевой план, технический план, акт обследования и иные документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета с описанием в чем именно заключается реестровая ошибка.
Факт постановки земельного участка ответчика на кадастровый учет и государственной регистрации на него права не подтверждает наличие/отсутствие реестровых ошибок в сведениях о местоположении его границах.
Наличие в ЕГРН сведений об установленных смежных границах не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 того же федерального закона государственный кадастровый учет осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким образом, государственный кадастровый учет объектов недвижимости является исключительной компетенцией уполномоченного органа государственной власти. Данная деятельность носит публичный характер.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта ошибок при определении границ.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.
Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об установленных смежных границах не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Указанная категория исков призвана обеспечить разрешение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно отмечено, что настоящее исковое заявление направлено на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 и статьи 8 Закона N 218-ФЗ и нарушающим права истца.
С учетом выводов заключений экспертной организации ООО "ГЕО Инвест-Информ", нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета и нарушает права и интересы истца.
При таких обстоятельствах, исковые требования законно и обоснованно удовлетворены судом.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2021 по делу N А32-53642/2020.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Несогласие заявителей жалоб с произведенной судом первой инстанции оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 по делу N А32-16850/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16850/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агенства", ФКУ Упрдор "Черноморье"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Управление Росреестра Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор", Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Министерство транспорта и дорожного хозяйства КК, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК и р. Адыгея, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю