город Ростов-на-Дону |
|
23 марта 2020 г. |
дело N А32-25333/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани: представитель Раковский Р.В. по доверенности от 17.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А32-25333/2017
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, обществу с ограниченной ответственностью "Небуг"
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Туапсинский район, департамента имущественных отношений Краснодарского края, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района, администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района,
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - ответчик, управление) о признании права собственности на следующее имущество:
- здание трансформаторной подстанции Н-88, общей площадью 45,9 кв.м, кадастровый номер 23:33:0105001:1064, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт Новомихайловский, б/о "Геолог";
- здание трансформаторной подстанции Н-207, общей площадью 52,4 кв.м, кадастровый номер 23:33:0105001:1065, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, п/л "Красный Аксай";
- здание трансформаторной подстанции Н-61, общей площадью 46,0 кв.м, кадастровый номер 23:33:0109001:1002, расположенное по Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг";
- здание трансформаторной подстанции Н-71, общей площадью 41,3 кв.м, кадастровый номер 23:33:0804028:1668, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт Новомихайловский, мкр N 2, д. 6;
- здание трансформаторной подстанции Н-66, общей площадью 49,9 кв.м, кадастровый номер 23:33:0904001:1174, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Тюменский, Очистные сооружения;
- здание трансформаторной подстанции Н-65, общей площадью 35,4 кв.м, кадастровый номер 23:33:0904001:1176, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Тюменский, Очистные сооружения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация муниципального образования), департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), администрация Небугского сельского поселения Туапсинского района (администрация сельского поселения), администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (далее - администрация городского поселения).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2017 требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, лицо, не участвующее в деле, общество с ограниченной ответственностью "Небуг" (далее - общество) подало апелляционную жалобу в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе апеллянт просит решение от 10.10.2017 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы лицо, не участвующее в деле, указывает на то, что 27.05.2005 на общем собрании участников общества (ИНН 2308084769) было принято решение об учреждении иного юридического лица с идентичным наименованием - ООО "Небуг" (ИНН 6163074296). Доля общества в уставном капитале вновь образованного ООО "Небуг" составила 50%. На основании договора купли-продажи от 25.11.2010, заключенного между ООО "Небуг" (ИНН 2308084769, продавец) и ООО "Небуг" (ИНН 6163074296, покупатель) покупателю перешло в собственность недвижимое имущество, в том числе и трансформаторная подстанция, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0109001:168 (ныне 23:33:0109001:210). ООО "Небуг" (ИНН 6163074296) на сегодняшний день является правообладателем ряда объектов недвижимого имущества, в том числе и здания трансформаторной подстанции с кадастровым номером 23:33:0000000:1399, зарегистрированной в Едином государственном реестре недвижимости в 2011 году и составляющих единый имущественный комплекс, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0109001:210, по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, п/о Небуг. Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, объектом недвижимого имущества с кадастровым номером 23:33:0000000:1399 является нежилое здание - трансформаторная подстанция, общей площадью 49,8 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, тер п\о "Небуг"; объектом недвижимого имущества с кадастровым номером 23:33:0109001:1002 является нежилое здание - трансформаторная подстанция Н-61, общей площадью 46 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, д\о "Небуг". Таким образом, по мнению заявителя жалобы, здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером 23:33:0000000:1399 по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, село Небуг, территория п/о "Небуг" Литер "Ю" и здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером 23:33:0109001:1002 являются одним и тем же объектом недвижимости, которому ошибочно присвоено два кадастровых номера. Следовательно, требования ПАО "Кубаньэнерго" в части признания права собственности на здание трансформаторной подстанции Н-61, общей площадью 46,0 кв.м, кадастровый номер 23:33:0109001:1002 не могут быть удовлетворены, так как правообладателем трансформаторной подстанции является ООО "Небуг", зарегистрировавшее свои права на спорный объект в 2011 году.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 апелляционная жалоба возвращена заявителю.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2019 определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А32-25333/2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Отменяя определение апелляционного суда, кассационный суд указал на то, что апелляционный суд фактически не рассмотрел доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, и не дал им оценки, не исследовал приложенное к жалобе заключение кадастрового инженера от 24.09.2018.
Определением от 26.07.2019 судом апелляционной инстанции по делу назначена экспертиза, производство по делу приостановлено.
Определением от 17.12.2019 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А32-25333/2017 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в части требований компании о признании права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м, с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг", приняты к рассмотрению самостоятельные требования общества о признании права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м., с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг"; о признании отсутствующим зарегистрированного права на трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46,0 кв.м, кадастровый номер 23:33:0109001:1002, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0109001:210 по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, д/о Небуг и аннулировании записи о праве собственности в Едином государственном реестре недвижимости от 29.11.2017 N 23:33:0109001:1002-22/013/2017-1.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.02.2020 общество привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением апелляционного суда от 16.03.2020 в составе суда произведена замена судьи Ковалевой Н.В. на судью Новик В.Л. в связи с нахождением судьи Ковалевой Н.В. в отпуске.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Представители ответчиков и третьих лиц явку в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебное заседание проведено в их отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в части признания права собственности на спорную подстанцию.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что требования компании в части признания права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м, с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг", подлежат удовлетворению, а требования общества - отклонению.
Как следует из материалов дела, компании принадлежит на праве собственности 6 объектов недвижимости (здания трансформаторных подстанций), расположенных на территории Туапсинского района: здание трансформаторной подстанции Н-88, общей площадью 45,9 кв.м., кадастровый номер 23:33:0105001:1064, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт Новомихайловский, б/о "Геолог"; здание трансформаторной подстанции Н-207, общей площадью 52,4 кв.м., кадастровый номер 23:33:0105001:1065, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, п/л "Красный Аксай"; здание трансформаторной подстанции Н-61, общей площадью 46,0 кв.м., кадастровый номер 23:33:0109001:1002, расположенное по Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг"; здание трансформаторной подстанции Н-71, общей площадью 41,3 кв.м., кадастровый номер 23:33:0804028:1668, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт Новомихайловский, мкр N 2, д. 6; здание трансформаторной подстанции Н-66, общей площадью 49,9 кв.м., кадастровый номер 23:33:0904001:1174, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Тюменский, Очистные сооружения; здание трансформаторной подстанции Н-65, общей площадью 35,4 кв.м., кадастровый номер 23:33:0904001:1176, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Тюменский, Очистные сооружения;
Согласно правовой позиции, истца он приобрел право собственности на спорные объекты, что подтверждается планом приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", зарегистрированным 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенным Фондом государственного имущества Краснодарского края.
На основании пункта 4 плана на момент приватизации производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" относилось к федеральному уровню собственности, в связи с чем исковое заявление предъявлено к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея.
План приватизации Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит сведения о включении объектов имущества ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
В соответствии с Уставом компании, утвержденным решением общего собрания акционеров (протокол N 4 от 26.04.1996), открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Кубани" образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным Законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", учрежденного в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно- энергетического комплекса в акционерные общества"; от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации", от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" и зарегистрированного Постановлением администрации Октябрьского района г. Краснодара 01.02.1993 N 127, являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-55513/2009 установлен факт, что компания является правопреемником производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", которое в период приватизации относилось к федеральному уровню собственности.
13.04.2017 компания обратилась к управлению с письмом о внесении изменений в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 путем его дополнения сведениями о площади, кадастровых номерах и актуальных адресных ориентирах в отношении 6 (шести) объектов недвижимости - спорных зданий трансформаторных подстанций согласно пункту 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР".
В ответе от 27.04.2017 управление указало, что оно не правомочно вносить изменения или дополнения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 и рекомендовало обратиться за разрешением вопроса в судебном порядке.
Ссылаясь на то, что собственником объектов электросетевого хозяйства является сетевая организация, компания обратилась в суд с настоящим иском.
Полагая, что фактическим владельцем спорного имущества (в части одной из подстанций) является общество, оно обратилось с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции Закона от 05.06.1992) активы предприятий относятся к объектам приватизации. Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического, комплекса в акционерные общества" преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.
Такой особый порядок приватизации предприятий топливно- энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334 в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарское производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", входившее в состав предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности, на выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Пунктом 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" учреждено в качестве дочернего акционерного общества Российского акционерного общества энергетики и электрификации. Распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 25.12.1992 N 1233-р утвержден типовой план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации, а также Типовой устав акционерного общества открытого типа, учреждаемого путем преобразования производственного объединения энергетики и электрификации. Орган Российской Федерации по управлению имуществом - орган, уполномоченный на распоряжения объектами инженерной инфраструктуры, в том числе в отношении спорного здания закрытой трансформаторной подстанции, состоящей на балансе производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности. Данный перечень не содержит спорного объекта.
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, N А32-55523/2009 и N А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Право собственности правопредшественника истца возникло в результате приватизации, подстанция была построена в период до введения в действие ГК РФ и входила в производственный комплекс правопредшественника истца. Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности, но не порождает это право вновь (как в случае с признанием права собственности на объект самовольного строительства), права собственника земельного участка, на котором расположено здание подстанции, таким признанием права собственности не затрагиваются и не ущемляются.
Из представленных компанией документов усматривается, что сообщениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 22.07.2016 N 23/013/601/2016-567, от 22.07.2016 N 23/013/801/2016-966, от 22.07.2016 N 23/013/801/2016-928, от 22.07.2016 N 23/013/601/2016-569, от 22.07.2017 N 23/013/601/2016-571, от 22.07.2016 N 23/013/801/2016-941 компании отказано в государственной регистрации ввиду того, что у государственного регистратора возникли сомнения в передаче спорного имущества по плану приватизации в 1993 году. Кроме того, государственный регистратор указал, что спорные здания расположены на земельных участках, принадлежащих иным лицам.
Согласно заключению кадастрового инженера от 11.08.2016 N 04/11082016 здание спорной трансформаторной подстанции Н-61 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0109001:210, обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бутовый ленточный фундамент, здание спорной трансформаторной подстанции Н-71 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0804028:533, обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бутовый ленточный фундамент, здание спорной трансформаторной подстанции Н-66 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:85, обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бутовый ленточный фундамент, здание спорной трансформаторной подстанции Н-65 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:70, 23:33:0904001:81, обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бутовый ленточный фундамент, Н-88 находится на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0105001:61 обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бутовый ленточный фундамент, здание спорной трансформаторной подстанции Н-207 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:28, обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бутовый ленточный фундамент.
Из выписок из ЕГРН от 31.05.2017 следует, что сведения о правообладателе зданий трансформаторных подстанций Н-88 с кадастровым номером 23:33:0105001:1064, Н-207 с кадастровым номером 23:33:0105001:1065, Н-61 с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, Н-71 с кадастровым номером 23:33:0804028:1668, Н-66 с кадастровым номером 23:33:0904001:1174, Р-65 с кадастровым номером 23:33:0904001:1176, отсутствуют.
Также в соответствии с выписками из ЕГРН от 31.05.2017 правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0105001:28, 23:33:0109001:168 является Краснодарский край, с кадастровым номером 23:33:0105001:61 - Российская Федерация, с кадастровым номером 23:33:0804028:533 - муниципальное образование Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:81 - муниципальное образование Небугское сельское поселение Туапсинского района сведения о правообладателе земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0904001:70, 23:33:0904001:85 отсутствуют.
Вместе с тем, нахождение спорных зданией трансформаторной подстанции на территории земельных участков, который принадлежит на праве собственности иным лицам, в данном случае само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований компании, поскольку право собственности правопредшественника общества на спорный объект возникло в результате приватизации, подстанция была построена в период до введения в действие ГК РФ и входила в производственный комплекс правопредшественника истца.
В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости. Поэтому вопросы законности титулов на землю применительно к настоящему делу являются следствием разрешения спора о праве на строения, но не наоборот (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 по делу N А32-37208/2016, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2018).
Из письма Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.07.2016 N 52-14539/16-21.19 следует, что сведения о спорных трансформаторных подстанциях в установленном порядке в Реестр не предоставлялись.
В соответствии с письмами Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Туапсинский район от 20.05.2016 N 841/031, МКУ "Управление имущественных отношений Новомихайловского городского поселения" от 26.05.2016 N 01/0232, Администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района от 27.05.2016 N 1517 сведения относительно спорных трансформаторных подстанциях в реестрах муниципальной собственности отсутствуют.
Истцом в материалы дела представлены справки от 10.08.2015, согласно которым на балансе филиала компании "Сочинские электрические сети" числятся спорные трансформаторные подстанции Н-88, Н-207, Н-61, Н-71, Н-66.
Согласно кадастровым паспортам, представленным истцом в материалы дела, здания трансформаторных подстанций были построены в 1963-1989 годах, то есть в период до введения в действие ГК РФ, закрепившего в статье 222 ГК РФ понятие самовольного строительства.
В соответствии с заключением кадастрового инженера от 11.08.2016 N 04/11082016 здание спорной трансформаторной подстанции Н-61 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0109001:210, обладает признаками капитальности, представляет собой кирпичное здание, имеющее в основе бутовый ленточный фундамент.
На основании выписки из ЕГРН (на момент вынесения решения суда) от 31.05.2017 N 99/2017/18856509 сведения о правообладателе здания трансформаторной подстанции Н-61 с кадастровым номером 23:33:0109001:1002 отсутствуют.
Период строительства здания подстанций ответчиком, обществом не оспаривается.
Передача в собственность правопредшественника истца при приватизации госпредприятия оборудования энергетических сетей, в том числе трансформаторных подстанций, предполагает также и передачу соответствующих зданий, в которых такие подстанции фактически расположены и которые были построены специально для размещения трансформаторных устройств и средств передачи электроэнергии, поскольку безопасная и стабильная эксплуатация стационарных трансформаторов невозможна без капитального сооружения, в котором эти трансформаторы смонтированы.
Управлением, обществом не доказано, что спорные здания подстанций не подлежали приватизации или были включены в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорные трансформаторные подстанции состоят из трансформатора, распределительных устройств, устройств управления, которые не могут использоваться без защиты от воздействий внешней среды, и зданий. Объект недвижимого имущества (здания) и оборудование образуют в данном случае единое целое, изначально, с момента создания объекта - закрытой трансформаторной подстанции, предназначенное для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи.
Трансформаторы и те капитальные строения, в которых они размещены, представляют собой единое технологическое целое, поскольку раздельная эксплуатация здания трансформаторной подстанции и самого трансформатора как оборудования недопустимы (будет нарушен режим безопасной эксплуатации трансформатора), а потому недопустим и разрыв их юридической судьбы (принадлежности). По сути, капитальные строения представляют собой внешнюю конструктивную оболочку самих трансформаторов, защищающую их от действия сил природы и возможного вмешательства посторонних лиц. В противном случае будет нарушен технологический процесс бесперебойной и безопасной передачи электроэнергии, обеспечение которого отвечает не только коммерческим интересам общества, но и интересам неопределенного круга лиц - потребителей электроэнергии. Включение в уставный капитал госпредприятия при его приватизации энергетического оборудования - трансформаторов предполагало передачу их в том виде, в каком они фактически функционировали на момент приватизации, то есть вместе с капитальными строениями, специально возведенными для размещения и эксплуатации трансформаторов.
Аналогичная правовая позиция о правомерности исковых требований компании признании права собственности на здания трансформаторных подстанций получила подтверждение при рассмотрении арбитражными судами дел N N А32-42817/2015, А32-46511/2015, А32-47459/2015, А32-29778/2016, А32-45119/2015.
Из вышеуказанного следует, что у истца право собственности на спорный объект недвижимости возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 ГК РФ, то есть в порядке приватизации государственного имущества.
Нахождение трансформаторной подстанции на территории земельных участков, которые не принадлежат компании на праве собственности, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых компании в отношении такого объекта, поскольку право собственности правопредшественника возникло в результате приватизации, подстанция была построены в период до введения в действие ГК РФ и входила в производственный комплекс правопредшественника истца.
Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности, но не порождает это право вновь (как в случае с признанием права собственности на объект самовольного строительства), права собственников и арендаторов земельных участков, на которых расположены здания подстанций, таким признанием права собственности не затрагиваются и не ущемляются.
В противном случае компания будет фактически лишена права собственности на объекты, перешедшие к ней в результате приватизации государственного предприятия энергоснабжения.
Указанная правовая позиция корреспондирует сложившейся судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.06.2017 N Ф08-3030/2017 по делу N А32-45047/2015).
В части требований общества о признании за ним права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м., с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг"; о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности компании на трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46,0 кв.м, кадастровый номер 23:33:0109001:1002, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0109001:210 по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, д/о Небуг и аннулировании записи о праве собственности в Едином государственном реестре недвижимости от 29.11.2017 N 23:33:0109001:1002-22/013/2017-1 суд апелляционной инстанции полагает, что данные требования являются необоснованными.
Общество, полагая себя законным владельцем объекта электросетевого хозяйства, обязано доказать, что оно открыто и добросовестно владело данным имуществом как своим собственным, несло бремя содержания недвижимого объекта.
Судом апелляционной инстанции предложено компании и обществу представить такие доказательства в материалы дела.
Компанией предоставлены достаточные доказательства тому, что оно несло расходы по содержанию спорного имущества, осуществляло обслуживание и ремонт спорного объекта.
Однако обществом соответствующие доказательства не представлены. Представленные же доказательства не обладают признаками объективности и не могут подтверждать, что общество являлось фактическим владельцем спорного имущества.
В то же время правопритязания общества не устраняют его обязанность доказать, что оно на законных основаниях обладало имуществом, выполняло предусмотренные законом обязанности в отношении него, несло бремя содержания. Само по себе формальное соблюдение требований к сделке по переходу права собственности на объект гражданского оборота не свидетельствуют о правомерности требований общества. Злоупотребления со стороны компании не установлено.
Кроме того, обществом не оспорены факты включения объектов электросетевого хозяйства в план приватизации, строительство объектов правопредшественником истца.
Материалы разграничения прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов, материалы передачи имущества обществом не представлены, в то же время согласно доводам апелляционной жалобы общества его право на спорную подстанцию возникло в результате совершения череды сделок с имуществом, а у первого собственника - на основании сделки приватизации.
Однако, на основании пункта 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.
В силу пункта 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Абзацем 4 пункта 1 Приложения 3 к Постановлению установлено, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Пункт 3 раздела IV приложения 1 к Постановлению признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 N 15-П указано, что данный пункт не соответствует частям второй и третьей статьи 11-1, пункту "г" части первой статьи 84-11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21.04.1992 и Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31.03.1992.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно правовой позиции общества оно является фактическим владельцем спорного объекта, между тем, требований виндикационного характера к компании им не предъявлялось.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07, вопрос о праве собственности на имущество истца, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 223 и 302 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2016 N Ф06-12210/2016 по делу N А57-21326/2015).
Само по себе наличие свидетельства на трансформаторную подстанцию, отличающуюся по характеристикам от ТП Н-61 (в части площади - 49,8 кв.м (Небуг) против 46,0 кв.м (Кубаньэнерго), в части материалов стен - из прочих материалов (Небуг), против кирпичной, оштукатуренной (Кубаньэнерго)) не может является свидетельством тождественности данных зданий.
Следовательно, обществом не подтверждена его правовая позиция о том, что именно оно является законным владельцем спорной подстанции, владеет имуществом, полагая себя единственным законным собственником объекта.
Кроме того, согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 15.07.2002 между Туапсинским РРЭС ОАО "Кубаньэнерго" (ныне - компания) и обществом граница балансовой принадлежности определяется на контактах присоединения отходящих КЛ-0,4 кВ в РУ 0,4 кВ т а н - 6 1.
Преобразование электроэнергии (целевое назначение здания) происходит на оборудовании, принадлежащем компании, о чем обществу не могло быть не известно на момент подписания акта.
Таким образом, обществом не представлено достаточных доказательств, что оно является фактическим владельцем объекта инфраструктуры, как и не оспорены вещные права компании, возникновение у нее права собственности на объект в порядке приватизации.
Ввиду изложенного, исковые требования компании подлежат удовлетворению в части признания права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м., с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг". В удовлетворении требований общества надлежит отказать.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Решение обжаловано обществом в части требований компании о признании права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м, с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг", в данной части суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции.
В остальной части решение не обжаловано, в связи с чем итоговый судебный акт не подлежат пересмотру в апелляционном порядке.
Следовательно, решение суда первой инстанции в части требований компании о признании права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м, с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг", подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований компании.
Соответственно, требования общества о признании права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м., с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг"; о признании отсутствующим зарегистрированного права на трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46,0 кв.м, кадастровый номер 23:33:0109001:1002, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0109001:210 по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, д/о Небуг и аннулировании записи о праве собственности в Едином государственном реестре недвижимости от 29.11.2017 N 23:33:0109001:1002-22/013/2017-1, не подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в размере 6 000 рублей подлежат возмещению истцу обществом как проигравшей стороной в споре по правилам статьи 110 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии относятся на общество ввиду отклонения его исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2017 по делу N А32-25333/2017 в части удовлетворения исковых требований публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани о признании права собственности на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м, с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг" отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать право собственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ОГРН 1022301427268 ИНН 2309001660) на нежилое здание - трансформаторную подстанцию Н-61, общей площадью 46 кв.м, с кадастровым номером 23:33:0109001:1002, расположенную по адресу Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Небуг, д/о "Небуг".
В удовлетворении исковых требований ООО "Небуг" (ИНН 6163074296) отказать.
Взыскать с ООО "Небуг" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ОГРН 1022301427268 ИНН 2309001660) 6 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25333/2017
Истец: Минимущество Ростовской области., Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, ПАО "Кубаньэнерго"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН, АДМИНИСТРАЦИЯ НЕБУГСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА, АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОМИХАЙЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5107/20
23.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4406/19
28.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-920/19
24.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2434/19
05.02.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1142/19
10.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11950/18
17.12.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18070/18
29.11.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25333/17
25.09.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15784/18
10.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-25333/17