г. Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А53-6040/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии: от истца - представитель не явился, извещен, от ответчика посредством веб-конференции - представитель Сурма Н.А. по доверенности от 30.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2023 по делу N А53-6040/2023
по иску ООО "Туапсинский балкерный терминал"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" (далее - истец, ООО "Туапсинский балкерный терминал", ООО "ТБТ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании штрафа в размере 188 913 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2023 отклонено ходатайство ОАО "РЖД" о применении положений ст. 333 гражданского кодекса Российской Федерации. С ОАО "РЖД" в пользу ООО "Туапсинский балкерный терминал" взысканы штраф в сумме 182 440 руб. и госпошлина в сумме 6 473 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик указывает, что судом первой инстанции дана неверная оценка доводу, что расчет времени задержки уборки произведен без учета времени на передачу уведомления о завершении грузовой операции. Судом первой инстанции неправомерно приняты в качестве доказательств акты общей формы, поскольку они составлены на будущее время, то есть в них отражены обстоятельства, которые на момент составления актов еще не наступили. Истцом нарушен пункт 9 договора, что указывает на неправомерность требований по взысканию штрафа. Истцом не учтены условия пункта 11 договора, в связи с чем, отсутствуют основания для начисления штрафа. ООО "Туапсинский балкерный терминал" является ненадлежащим истцом. Штрафа не подлежит начислению период действия моратория на банкротство, введенного постановлением Правительства от 28.03.2022 N 497.
Посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" от истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2023 по делу N А53-6040/2023 без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" без удовлетворения.
Также посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" от ответчика поступило ходатайство о проведении судебного заседания путем использования системы веб-конференции, которое было рассмотрено и удовлетворено судом.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 153.2 АПК РФ.
Суд вынес протокольное определение об участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителя ответчика.
В судебное заседание не явился истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, совещаясь на месте, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил: рассматривать дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 28.03.2019 между ООО "ТБТ" (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключен договор N 8б/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Туапсинский балкерный терминал" при станции Туапсе-Сортировочная СКжд.
При заключении указанного договора стороны, с учетом положений Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, а также с учетом требований, установленных УЖТ РФ и иных норм действующего на момент заключения договора законодательства РФ, Стороны установили следующие положения договора:
Согласно пункту 1 договора N 86/7т обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивами Владельца.
В соответствии с пунктом 9 Договора N 86/7т возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны додтавляются локомотивом Владельца по согласованию с перевозчиком на один из свободных железнодорожных путей NN 14,15,16 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
Пунктом 9 Договора N 86/7т предусмотрено, что, о передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику груза и багажа станции Туапсе-Сортировочная.
По окончанию грузовых операций уполномоченным представителем ООО "ТБТ" приемосдатчикам станции подавались "Уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке" (уведомление), которые принимались перевозчиком, о чем имеются соответствующие подписи ответчика в экземплярах уведомлений.
Вагоны снимаются с ответственности владельца после окончания приемосдаточных операций и сдачи их перевозчику на выставочных путях па основании памятки приемосдатчика (пункт 10 договора).
Осмотр и передача вагонов при подаче/уборке в техническом и коммерческом отношении производятся на железнодорожных выставочных путях.
В соответствии с пунктом II договора N 86/7т от 28.03.2019 года, готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком с выставочных путей в течение 4 часов после получения уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.
В феврале 2022 года со стороны перевозчика - ОАО "РЖД" имели случаи неоднократного нарушения пункта 11 договора N 86/7т от 28.03.2019 года, выразившиеся в нарушении сроков уборки локомотивом перевозчика выгруженных вагонов с железнодорожных выставочных путей. Перевозчик не принял действий, направленных на приём вагонов на выставочных путях от владельца, на путях необщего пользования ООО "ТБТ" в ожидании приема вагонов простаивали готовые к передаче порожние вагоны.
В связи с нахождением порожних вагонов на путях необщего пользования в ожидании приема истцом были составлены акты общей формы, отражающие данные обстоятельства.
Время передачи уведомлений и уборки вагонов на выставочные пути отражены в графах 7,8 памяток приемосдатчика на уборку вагонов.
В связи с задержкой уборки порожних вагонов ООО "ТБТ" в адрес перевозчика, в порядке досудебного урегулирования, была направлена претензия N 01-4/178 от 14.03.2022 с требованиями в добровольном порядке уплатить истцу штрафы за задержку уборки вагонов с железнодорожных выставочных путей на сумму 182 440 руб.
Письмом ОАО "РЖД" от 20.04.2022 N ИСХ-10792/СКТЦФТО претензия ООО "ТБТ" оставлена ответчиком без удовлетворения, данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "ТБТ" в Арбитражный суд Краснодарского края с иском.
Суд первой инстанции в решении исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
На основании статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 100 Устава железнодорожного транспорта РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
На основании пункта 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, как и факт задержки по вине грузоотправителя, грузополучателя владельца железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяется актом общей формы.
Из материалов дела следует, что произошла задержка уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, истцом обоснованно по факту задержки уборки вагонов на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта РФ ОАО "РЖД" начислен штраф, рассчитанный исходя из периода, прошедшего с момента принятия перевозчиком уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов, за вычетом нормативного времени уборки.
Согласно пункту 5 договора уведомление передается: приемосдатчик груза и багажа станции Туапсе - Сортировочная - кладовщику - приемосдатчику ООО "ТБТ" по телефону - факсу 3-68-02 начальнику смены по телефону 3-97-21 с записью в книге уведомлении. Временем уведомления считается время, зафиксированное в книге ГУ-2ВЦ. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. При подаче Перевозчиком вагонов на железнодорожный путь необщего пользования без уведомления, вагоны зачисляются на ответственность Владельца по истечении 2-х часов после фактической подачи вагонов. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, но не более двух часов, вагоны зачисляются на ответственность Владельца с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, но не более двух часов, вагоны зачисляются на ответственность Владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа. Перевозчик обязан вновь уведомить Владельца о предстоящей подаче.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на железнодорожные выставочные пути N N 14, 15, 16 Владельца (пункт 7 договора).
В соответствии с пунктом 10 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление Перевозчику: кладовщик-приемосдатчик Владельца приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная по телефону 71-6-94 с последующей передачей в письменном виде с указанием количества и номеров вагонов. Вагоны снимаются с ответственности Владельца после окончания приемосдаточных операций и сдачи их Перевозчику на выставочных путях на основании памятки приемосдатчика.
Готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком с выставочных путей в течение 4 часов после получения уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке. Перевозчик не несет ответственности за задержку уборки группы вагонов с выставочных путей в случае наличия в ней вагонов, на которые не оформлены перевозочные документы, неочищенных от остатков перевозимых грузов, технически и коммерчески неисправных, а также вагонов, отправление которых невозможно по причинам, не зависящим от Перевозчика (пункт 11 договора).
Довод ответчика о том, что ООО "ТБТ" является ненадлежащим истцом по требованию о взыскании штрафа по статье 100 УЖТ РФ, так как ООО "ТБТ" не является грузоотправителем, не является стороной перевозочного процесса, судом первой инстанции правомерно отклонен ввиду следующего.
Как установлено пунктом 12 статьи 44 УЖТ РФ после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути тощего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 69 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 предусмотрено, что порожний вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования в соответствии со статьей 44 УЖТ РФ без оформленных в установленном порядке перевозочных документов в случае подачи порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования припортовых железнодорожных станций (в том числе для перемещения), определенных в соответствии с Порядком формирования и утверждения Перечня припортовых железнодорожных станции, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемещать порожние грузовые вагоны, внесения в него изменений, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.04.2016 N 100 (зарегистрирован Минюстом России 28.04.2016 регистрационный N 41966).
В соответствии с приказом Минтранса России от 13.04.2016 N 100 "Об утверждении порядка формирования и утверждения перечня припортовых железнодорожных станции, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемешать порожние грузовые вагоны, внесение в него изменений" Федеральным агентством железнодорожного транспорта издан приказ от 31.05.2016 N 273, согласно которому станция "Туапсе-Сортировочная" отнесена к припортовой железнодорожной станции.
Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных актов грузополучатель (грузоотправитель) после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подает на железнодорожные пути общего пользования без оформления перевозочных документов, а в случае обслуживания грузополучателя (грузоотправителя) владельцем путей необщего пользования, возврат вагонов осуществляется последним.
Аналогичная обязанность по возврату порожних вагонов закреплена в пункте 9 договора, согласно которому возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования (с фронтов выгрузки), вагоны доставляются локомотивом Владельца по согласованию с Перевозчиком на один из свободных железнодорожных путей N N 14, 15, 16, являющихся выставочными.
Таким обратом, возврат вагонов осуществляется локомотивом истца как владельца пути необщего пользования, что свидетельствует о его статусе как грузополучателя, так как ООО "ТБТ" заинтересовано в своевременном осуществлении перевозчиком соответствующей обязанности по согласованию возможности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная и необоснованная занятость путей необщего пользования исключает возможность бесперебойного осуществления и планирования деятельности предприятия, использования указанных путей для приема новой партии груженых вагонов и возврата иных партий порожних вагонов.
В соответствии со статьей 1 УЖТ РФ регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отравителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общею пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливаем их права, обязанное) и ответственность.
УЖТ РФ определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие УЖТ РФ распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Вопросы подачи и уборки вагонов с пути необщего пользования урегулированы договором между сторонами.
Аналогичная правовая позиция соответствует изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 по делу N А32-20994/2019, от 26.05.2020 по делу N A32-11395/2019, от 20.11.2020 по делу NN 53-35523/2019, от 03.12.2020 по делу NА53-42603/2019, от 05.02.2021 по делу NА53-6288/2020, от 08.02.2022 по делу N А53-14420/2021, от 15.06.2022 по делу NА53-31264/2021.
Ответчик в суде первой инстанции, ссылаясь на нормы п. 4.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, правила очистки вагонов, а также пункты 9, 19.4 Договора N 86/7т, указывал, что причиной не уборки порожних вагонов в спорный период, явились действия/бездействия истца, и именно это повлияло на срок приема вагонов.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что ответчик не представил относимых и допустимых доказательств указанного, а представленные им акты общей формы подписаны представителем Терминала с разногласиями по причине несоответствия фактических обстоятельств данным отраженным в представленных документах.
По условиям договора N 86/7т от 28.03.2019 года перевозчик обязался за плату оказать услуги по подаче/уборке вагонов на/с выставочных путей необщего пользования ООО "ТБТ", а Владелец (ООО "ТБТ") оплачивает к перевозчику оказанные услуги.
Условиями договора N 86/7т от 28.03.2019 определено следующее: осмотр и передача вагонов при подаче/уборке в техническом и коммерческом отношении производятся на железнодорожных выставочных путях. Готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком (РЖД) с выставочных путей N 14, N 15, N 16 после получения уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке в течение 4 часов (пункт 11 договора).
Вагоны снимаются с ответственности Владельца после окончания приемосдаточных операций и сдачи их Перевозчику на выставочных путях на основании памятки приемосдатчика (пункт 10 договора).
Судом первой инстанции, верно установлено, что доказательств отсутствия вины ОАО "РЖД" в длительном несогласовании возможности вывода партии вагонов на станционные пути с пути необщего пользования, отсутствия технической возможности, занятости путей и пр., по причинам, не зависящим от перевозчика, в материалы дела не представлены.
Акты обшей формы, представленные ответчиком в материалы дела, составлены "по факту отсутствия опломбировочных устройств", однако документы, подтверждающие устранение Терминалом выявленных недостатков перевозчиком не представлены, по причине их отсутствия, вместе с тем вагоны убраны с выставочных путей терминала.
Как следует из фактических обстоятельств и представленных в материалы дела документов, вагоны принимались перевозчиком, были убраны с путей необщего пользования с задержкой, в случае наличия обстоятельств, указанных ответчиком, вагоны простаивали бы на путях необщего пользования Терминала до момента устранения указанных ответчиком "нарушений", так как после выгрузки вагонов и последующей их подачи на выставочные пути необщего пользования, какие-либо операции с вагонами Терминал не осуществлял, а вагоны приняты перевозчиком, в соответствии с требованиями пункта 12 договора к перевозке путем проведения осмотра
Суд первой инстанции верно указал, что факт задержки приема вагонов, по причинам, зависящим от ответчика, подтвержден представленными в материалы дела актами общей формы, а также памятками приемосдатчика на уборку вагонов, уведомлениями о подаче вагонов подписанными представителями перевозчика. Время передачи уведомлений и уборки вагонов на выставочные пути отражены в графах 7, 8 памяток приемосдатчика на уборку вагонов. Факт задержки приема вагонов подтвержден актами общей формы, памятками приемосдатчика на уборку вагонов, уведомлениями о подаче вагонов.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статей 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней) - определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно части 2 статьи 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0, 2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Судом первой инстанции установлено, что по каждому случаю нарушения сроков приема вагонов составлены акты общей формы. Кроме того, нарушение сроков приема подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов, уведомлениями о подаче вагонов, которые оценены судом с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о вине ОАО "РЖД" в задержке подачи вагонов, в связи с чем посчитал обоснованными требования истца на сумму 182 440 руб.
Суд первой инстанции отклонил ходатайство ответчика о снижении суммы штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с тем, что доказательств, свидетельствующих о несоразмерности штрафа последствиям ненадлежащего исполнения обязательств в материалы дела не представлено.
Иные доводы ответчика суд первой инстанции признал несостоятельными ввиду неверного толкования норм права.
На основании изложенного, суд первой инстанции удовлетворил требования истца на сумму 182 440 руб.
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), с 01.04.2022 на 6 месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Как следует из Постановления N 497, мораторий на банкротство не применяется только в отношении застройщиков домов-долгостроев, которые уже включены в реестр проблемных объектов. Иных ограничений по субъектам данным актом Правительства РФ не установлено.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127.-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44) в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства РФ о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
В соответствии с п. 3 ст. 9.1 закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Согласно п. 4 Постановления предусмотренные мораторием мероприятия предоставляются лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли).
Как разъяснено в п. 7 Постановления N 44, в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. десятый п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Таким образом, по общему правилу, не могут быть начислены и взысканы финансовые (штрафные) санкции с должников, на которых распространяется действие моратория, введенного Постановлением N 497 (фактически со всех должников, за исключением застройщиков домов-долгостроев), за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Согласно п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, даны следующие разъяснения:
Для привлечения к ответственности суд должен установить все необходимые признаки состава правонарушения, в том числе противоправность поведения должника.
Недопустимым является привлечение кого-либо к ответственности, которая не установлена законом или в допустимых законом пределах договором. В связи с этим в силу требований процессуального закона (ч. 3 ст. 9. ч. 1 ст. 133, ч. 1 ст. 135, ч. 2 ст. 136 АПК РФ) арбитражный суд по меньшей мере должен поставить на обсуждение сторон спора вопрос о наличии в содеянном должником всех признаков правонарушения, позволяющих привлечь его к ответственности. Исследование этих обстоятельств гарантирует соблюдение прав как ответчика, так и истца, указывавшего на недобросовестность ответчика и отсутствие для него негативных последствий от причин введения моратория (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2022 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Тем самым достигаются задачи правосудия, определенные процессуальным законом (пп. 1, 3, 4 ст. 2 АПК РФ).
Пунктом 7 постановления N 44 разъясняется распространение действия моратория на лиц, подпадающих под определенные Правительством Российской Федерации критерии и в том случае, если они не находятся в процедурах банкротства.
Изложенное свидетельствует о необходимости именно суду ставить вопрос о возможности освобождения от ответственности.
Таким образом, в связи с тем, что штрафные санкции размере 188 913 руб. начислены ответчику за февраль 2022 года, то есть до введения моратория, они подлежат списанию на основании постановления N 497.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Так как апелляционная жалоба признана апелляционным судом обоснованной, расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца, как на проигравшую сторону в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2023 по делу N А53-6040/2023 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" (ИНН 2322027681 ОГРН 1032313060427) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6040/2023
Истец: ООО "ТУАПСИНСКИЙ БАЛКЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ", ООО "Туапсинский балкерный терминал"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской региональной дирекции ж/д вокзалов структурного подразделения Дирекции ж/д вокзалов-филиала "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"