г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А41-62160/21 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Самарской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 ноября 2021 года по делу N А41-62160/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрэш энд Грин Компани"
к Самарской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фрэш энд Грин Компани" (далее - ООО "Фрэш энд Грин Компани", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Самарской таможне (далее - заинтересованное лицо, административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2021 N 10412000-1089/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2021 года по делу N А41-62160/21 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Самарская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Самарская таможня в ходе проведения анализа информации, представленной оперативно-аналитическим отделением N 2 службы по Оренбургской области докладной запиской от 29.04.2021 N 08-12-05/145, установлено следующее.
Заявитель с 2017 года осуществляет коммерческую деятельность по ввозу с территории Республики Узбекистан и оптовой реализации па территории Российской Федерации свежей плодоовощной продукции - салата различных видов: Айсберг, Ромэн, Фризе, Лолло Росса и др.
В настоящее время действует контракт от 10.01.2019 N 01/19 (далее - Контракт), заключенный ООО "Фрэш энд Грин Компани" с производителем данной продукции - Агрофирмой ООО "Green Agro Food", который является резидентом Республики Узбекистан.
02 ноября 2020 года на Приволжский электронный пост (ЦЭД) Приволжской электронной таможни подана декларация на товары N 10418010/021120/0316821, в которой задекларирован товар: салат кочанный - салат "Айсберг", свежий, урожай 2020 года, общим весом 13614 кг, упакован в 1188 пластмассовых ящиках; производитель/отправитель Агрофирма OOО "Green Agro Food" (Узбекистан, Ташкентская обл., Бекабадский район, Маданият К.Ф.Й., Пастки Керайт М.Ф.Й.), получатель/декларант товара ООО "Фрэш энд Грин Компани".
В качестве документов, подтверждающих соблюдение соответствия указанных товаров сведения технических регламентов, декларантом представлена декларация о соответствии от 05.04.2019 N ЕАЭС N RU ДUZ.АЮ97.В.02344/19, выданная на основании испытания проб и образцов товаров урожая 2019 года.
Согласно декларации от 05.04.2019 N ЕАЭС NRU ДUZ.АЮ97.В.02344/19, товар айсберг свежий, Лолло Россо свежий, Фризе свежий, Ромэн свежий, Радиччио свежий, Изготовитель Агрофирма OOО "Green Aero Food" код ТН ВЭД ЕАЭС 0705190000, 0705110000, схема декларирования соответствия 3д, срок действия по 04.04.2024 включительно.
Сведения о дате производства плодоовощной продукции урожая 2020 года, заявленные ООО "ФРЭШ ЭНД ГРИН КРМПАНИ" в 31 графе ДТ N 10418010/021120/0316821, подтверждены Актом таможенного досмотра с приложением фото-таблицы, сделанными в ходе таможенного досмотра должностными лицами таможенного поста Самарской таможни.
Полагая, что декларация от 05.04.2019 N ЕАЭС N RU ДUZ.АЮ97.В.02344/19 о соответствии на свежую плодоовощную продукцию, выданная на основании испытания проб и образцов урожая 2019 года, не подтверждает соответствие плодоовощной продукции урожая 2020 года обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза, что Заявитель не является лицом, уполномоченным производителем товара (ООО Агрофирма "Green Agro Food") на проведение производственного контроля товара, ввозимого по декларации па товары N 10418010/300420/0116495, а также что Заявитель при выпуске Декларации о соответствии неправомерно использовал схему декларирования 3 д, таможенный орган пришел к выводу о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.3 с. 16.2 КоАП РФ, в виде заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
По факту установления в действиях ООО "Фрэш энд Грин Компани" достаточных данных, указывающие на наличие события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом таможенного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
30 июля 2021 года по результатам рассмотрения административных материалов, таможней в отношении общества вынесено постановление N 10412000-1089/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб. (т. 1 л. д. 11-15).
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах. Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с договором о Союзе и (или) законодательством государств - членов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС предусмотрено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под процедуру в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.
Под запретами и ограничениями понимаются, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно - санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с договором о Союзе и (или) законодательством государств- членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС),
Согласно пункту 2 части 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно части 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В силу части 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Исходя из вышеуказанных норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза, должны быть представлены одновременно с таможенной декларацией, в которой данный товар был заявлен к таможенному оформлению.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (статья 108 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением. Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая в том числе, включена в Единый продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.20.1.1 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении: которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза" (далее-Перечень), и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования; согласно Перечня к указанной категории продукции (товаров) отнесена пищевая продукция.
Как следует из материалов дела, товары, задекларированные по вышеуказанной ДТ, попадают под действие технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880 и "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880.
Таким образом, ввезенные обществом товары подлежат оценке соответствия требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, при перемещении товаров через таможенную границу Союза, в том числе товаров для личного пользования, и (или) помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов в соответствии с настоящим Договором либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Согласно пунктам 3, 4 названного положения, таможенным органам представляются документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, в том числе при помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления. К таким документам относится декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В данном случае в графе 44 декларации на товары N 10418010/021120/0316821 в подтверждение соблюдения запретов и ограничений указана и представлена Декларация о соответствии товара от 05.04.2019 N ЕАЭС N RU Д-UZ.АЮ97.В.02344/19 срок действия с 05.04.2019 по 04.04.2024 требованиям технического регламента ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
Кроме того, вопреки доводам Самарской таможни заявитель при выпуске декларации о соответствии правомерно использовал схему декларирования 3 д, поскольку применение указанной схемы, прежде всего, связано с продолжительным сроком работы заявителя и агрофирмы ООО "Green Agro Food" со свежей салатной продукцией.
В соответствии с положениями решения Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза" и от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" схема декларирования соответствия 3д применяется для пищевой продукции, выпускаемой серийно, и применяется с привлечением третьей стороны - аккредитованной испытательной лаборатории.
Для проведения испытаний используется типовой образец продукции, который был получен для проведения процедуры подтверждения соответствия согласно схеме получения образцов.
В соответствии с решением Совета Евразийской Экономической комиссии от 18 апреля 2018 года N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" к продукции серийного производства относится продукция, изготавливаемая по ОДНОЙ и той же технической документации с использованием единого технологического процесса и выпускаемая в обращение на таможенной территории Союза в виде последовательного ряда единиц продукции или периодически повторяющихся партий продукции.
При этом ни Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011, ни иные нормативные правовые акты Таможенного союза и Российской Федерации не содержат запрета на использование декларантами схемы декларирования 3д для свежей плодоовощной продукции (салата), а также не содержат требований по ограничению декларации соответствия одним календарным годом и/или урожаем одного года (в данном случае 2019 года).
В соответствии с пунктом 3 Схема декларирования статьи 23 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" схема 3д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов пищевой продукции;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза.
Следует отметить, что продукция заявителя (салат), ввозимая им на территорию Российской Федерации, соответствует всем вышеуказанным условиям для применения Заявителем схемы декларирования 3д.
Так, продукция заявителя является продукцией серийного производства, для которой применима схема декларирования 3 д, поскольку она производится одним и тем же производителем по одной и той же технической документации с использованием единого технологического процесса и выпускается (поставляется Заявителем) на территории Таможенного союза в виде периодически повторяющихся партий продукции весной и осенью каждого календарного года на протяжении более 4 лет.
С целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза заявитель ежегодно, в том числе в 2020 году, проводит испытания образцов пищевой продукции в аккредитованной испытательной лаборатории - Ассоциации испытателей продукции "МИНЭКС-ТЕСТ", что подтверждается протоколами испытаний продукции от 25 октября 2020 года N 432-070, протоколом испытаний от 25 октября 2020 года N 432-071, протоколом испытаний от 25 октября 2020 года N 432-072, от 25 октября 2020 года N 432-073, от 25 октября 2020 года N 432-074.
Дополнительно следует отметить, что схема декларирования 3д подразумевает постоянный и срочный контроль качества продукции, в том числе, путем осуществления производственного контроля, декларирование соответствия продукции возможно на определенный период времени, соответствующий сроку действия декларации, при этом действующее законодательство Таможенного союза и Российской Федерации не содержит требований по систематическому исследованию образцов декларируемой продукции.
Учитывая тот факт, что в период с 2019 года по настоящее время новые или дополнительные требования к свежим салатам отсутствуют, необходимости в получении новой декларации о соответствии у заявителя нет.
Таким образом, декларация о соответствии от 05.04.2019 N ЕАЭС N RU Д-UZ.АЮ97.В.02344/19, оформленная по схеме декларирования 3д, в рассматриваемом случае является достаточным документом при поставках товара данной категории заявителя; выпуска отдельной декларации на каждую поставку товара в данном случае не требуется.
Между производителем (изготовителем) товара ООО Агрофирма "Green Agro Food" и заявителем заключен договор от 31 марта 2017 года N 31/03/17 на выполнение функций иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов.
Согласно положениям указанного договора ООО Агрофирма "Green Agro Food" поручает заявителю выполнять от его имени на территории Российской Федерации функции производителя товара в части обеспечения соответствия произведенной продукции, требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов.
Согласно пункту 3.1 договора заявитель вправе выбирать форму и схему подтверждения, предусмотренные для определения видов продукции соответствующим техническим регламентам, национальным стандартам.
При этом действующее таможенное законодательство не содержит требования о том, что полномочия на передачу функций изготовителя товара должны быть закреплены непосредственно в контракте (договоре) на поставку товара. Стороны вправе предусмотреть данное право в отдельном договоре, письме, доверенности.
Таким образом, заявитель, являясь лицом, уполномоченным изготовителем продукции на осуществление производственного контроля, правомерно применяет схему декларирования 3д на ввозимую им на территорию Российской Федерации из Узбекистана свежую салатную продукцию.
Кроме того, копия договора от 31 марта 2017 года N 31/03/17 на выполнение функций иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов, имелась в распоряжении таможенного органа, т.к. представлена заявителем вместе с ответом на уведомление о явке, представлении объяснений и истребовании сведений от 16 июня 2021 года N 08-10-04/15561, однако не получил должной оценки таможней.
Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза предусмотрен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентом Евразийского экономического союза" (далее также - "Решение N41").
В соответствии с пунктом 5 решения N 41 к декларации о соответствии прилагаются следующие документы и сведения:
а) заявление о регистрации декларации о соответствии, оформленное в порядке, установленном законодательством государства-члена подписанное заявителем и содержащее установленные сведения (полное наименование изготовителя и т.д.);
б) сведения, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица;
в) копия договора с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем) предусматривающего обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям техническою регламента (технических регламентов) и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица), заверенная печатью (если иное не установлено законодательством государства-члена) и подписью заявителя;
г) копии доказательственных материалов, представление которых ятя регистрации декларации о соответствии предусмотрено техническим регламентом (техническими регламентами), в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений продукции, подтверждающие соблюдении требований техническою регламента (технических регламентов), действие которого на нее распространяется, заверенные печатью (если иное не установлено законодательством государства члена) и подписью заявителя.
В соответствии с пунктом 7 решения N 41 уполномоченный орган (орган по сертификации) рассматриваем представленные заявителем документы и сведения на предмет:
а) соблюдения требований к оформлению декларации о соответствии, установленных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293;
б) представления всех документов и сведений, предусмотренных п. 5 настоящего Порядка;
в) наличия в техническом регламенте требования, устанавливающего, что соответствие определенного вида продукции требованиям технического регламента подтверждается в форме принятия декларации о соответствии;
г) соответствия заявителя, принявшего декларацию о соответствии, требованиям технического регламента, устанавливающим круг заявителей для определенного объекта декларирования соответствия (серийный выпуск, партия или единичное изделие).
Согласно пункту 12 решения N 41 основаниями для отказа в регистрации декларации о соответствии являются:
а) несоблюдение заявителем требований к оформлению декларации о соответствии, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293;
б) представление документов и сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего порядка, не в полном объеме;
в) отсутствие в техническом регламенте требования, устанавливающего, что соответствие определенного вида продукции требованиям технического регламента подтверждается в форме принятия декларации о соответствии;
г) несоответствие заявителя, принявшего декларацию о соответствии, требованиям технического регламента, устанавливающим круг заявителей для определенного объекта декларирования соответствия (серийный выпуск, партия или единичное изделие);
д) отсутствие в декларации о соответствии и в заявлении о регистрации декларации о соответствии, представленных заявителем в виде электронных документов, электронной цифровой подписи.
Таким образом, перед принятием решения о регистрации декларации о соответствии орган по сертификации оценивает в совокупности все представленные документы и информацию, в том числе проверяет юридическую чистоту документов, их соответствие действующему законодательству, полномочия заявителя и т.д.
В сложившейся ситуации факт успешной регистрации декларации о соответствии в Федеральной службе по аккредитации свидетельствует о том, что заявитель предоставил все документы и совершил необходимые для этого действия.
Приведенные обстоятельства опровергают доводы Самарской таможни о недействительности декларации о соответствии от 05.04.2019 N ЕАЭС N RU Д-UZ.АЮ97.В.02344/19, представленной при таможенном декларировании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрена процедура для признания декларации о соответствии недействительной.
Так, согласно положениям указанною закона, действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, включающий в себя, в том числе национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза.
На момент предоставления заявителем декларации о соответствии в таможенный орган и по настоящее время сведений о признании недействительной в указанный реестр не внесено, следовательно, данный документ является действующим.
Таким образом, факт отмены и/или признания данной декларации о соответствии недействительной, документально таможенным органом не подтвержден.
Также таможенный орган не доказал, что представленная декларации о соответствии относится к иному товару, а также и тот факт, что на фактически заявленный в декларации товар действие указанной декларации не распространяется, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что представленная декларация о соответствии является недействительной
Таким образом, общество указало в таможенной декларации на товар достоверные сведения о товаре и сведения о документе, подтверждающем соблюдение ограничений при ввозе.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из буквального прочтения текста оспариваемого постановления таможни не следует, что общество привлечено к административной ответственности именно за предоставление при декларировании товаров именно недействительной декларации о соответствии.
Из изложенного следует, что таможенным органом в данном случае не доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В рамках таможенного контроля таможенным органом фактически проведены мероприятия, направленные на оценку соответствия ввезенных товаров требованиям технического регламента, и недействительность декларация соответствия от 05.04.2019 N ЕАЭС N RU Д-Ш.АЮ97.В.02344/19.
Вместе с тем, подобные полномочия таможенным органам не предоставлены.
Кроме того, действия, выразившиеся в неисполнении требований технических регламентов, квалифицируются специальными нормами КоАП РФ, а именно статьей 14.43 КоАП РФ.
Статей 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что таможенный орган, осуществив в рамках таможенного контроля мероприятия по оценке соответствия ввезенной продукции требованиям технического регламента, вышел за пределы своих полномочий и неверно квалифицировал действия лица по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления в полном объеме.
Кроме того, в письме Федеральной таможенной службы от 15 августа 2018 года N 01-11/50898 "О возбуждении дел об административных правонарушениях в связи с несоблюдением мер технического регулирования" указывается: абзац 4 "Соблюдение мер технического регулирования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о ЕАЭС, путем представления соответствующих документов и сведений.
Также, в указанном письме обращается внимание таможенных органов и на то, что в основу возбуждения дел об административных правонарушениях по статьям главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) могут быть положены только такие обстоятельства, которые свидетельствуют о нарушениях, допущенных при выдаче (регистрации, принятии) документов о соответствии, таких как:
1) отсутствие надлежащей аккредитации у органов по сертификации и испытательных лабораторий;
2) не подтверждение факта ввоза образцов продукции для проведения испытаний;
3) несоответствие формы документа утвержденному образцу и прочие.
Причем факт таких нарушений должен быть подтвержден
соответствующим решением уполномоченных государственных органов и/или организаций, отменяющих, прекращающих действие, признающих недействительными представленные документы о соответствии.
В последнем абзаце особо обращено внимание подчиненных таможенных органов на то, что при обнаружении нарушений требований технических регламентов, недостоверного декларирования соответствия продукции, административная ответственность за которые установлена другими статьями КоАП РФ и иных нарушений в области технического регулирования, не отнесенных к компетенции таможенных органов, документы и сведения, подтверждающие такие нарушения, необходимо направлять в соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов для привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств возложено на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Таким образом, административным органом в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ надлежащим образом не доказано событие административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах в действиях общества отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2021 года по делу N А41-62160/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62160/2021
Истец: ООО "Фрэш энд Грин Компани"
Третье лицо: САМАРСКАЯ ТАМОЖНЯ