город Ростов-на-Дону |
|
31 марта 2022 г. |
дело N А32-20337/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Кривоносова Александра Сергеевича: представитель Нерадов Ю.А. по доверенности от 15.03.2021, паспорт;
иные лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 по делу N А32-20337/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Кривоносова Александра Сергеевича (ИНН 230403222811, ОГРНИП 316230400052160) к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю
(ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) при участии третьих лиц: Попова В.А., Министерства природных ресурсов Краснодарского края, о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права аренды,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кривоносов Александр Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, департамент) с требованиями:
- признать незаконным и отменить приостановление государственной регистрации права договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 20-02а-012 от 08.09.2020 на лесной участок площадью 0,4 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское лесничество, квартал 188А, часть выдела 1, кадастровый номер 23:40:0903000:296, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-05-04-06-02092, категория защитных лесов: горно-санитарные леса (леса, расположенные в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах), вид разрешенного использования: отдых (рекреация) от 03.02.2021 КУВД-001/2021-1681292/1;
- признать незаконным и отменить отказ в государственной регистрации права договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 20-02а-012 от 08.09.2020 на лесной участок площадью 0,4 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское лесничество, квартал 188А, часть выдела 1, кадастровый номер 23:40:0903000:296, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-05-04-06-02092, категория защитных лесов: горно-санитарные леса (леса, расположенные в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах), вид разрешенного использования: отдых (рекреация) от 04.05.2021 КУВД-001/2021-1681292/2;
- обязать осуществить государственную регистрацию права договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 20-02а-012 от 08.09.2020 на лесной участок площадью 0,4 Га, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское лесничество, квартал 188А, часть выдела 1, кадастровый номер 23:40:0903000:296, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-05-04-06-02092, категория защитных лесов: горно-санитарные леса (леса, расположенные в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах), вид разрешенного использования: отдых (рекреация) (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 по делу N А32-20337/2021 признано решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела, выразившиеся в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 03.02.2021 N КУВД-001/2021-1681292/1 и в отказе от 04.05.2021 N КУВД-001/2021-1681292/2 государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 20-02а-012 от 08.09.2020 с кадастровым номером 23:40:0903000:296, заключенного между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем Кривоносовым А.С., незаконными, не соответствующими Лесному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Геленджикского отдела обязано произвести государственную регистрацию договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 20-02а-012 от 08.09.2020 с кадастровым номером 23:40:0903000:296.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540) в пользу индивидуального предпринимателя Кривоносова А.С. (ИНН 230403222811) 300 рублей возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости зарегистрировано ограничение (обременение) права - аренда за Поповым В.А. 11.02.2015 запись о регистрации N 23-23/012-23/12/2502/2015-967/2 на основании: договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 16.01.2015 N 14-05а-045.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности приведет к возникновению противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.
В судебное заседание Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Попов В.А., Министерство природных ресурсов Краснодарского края надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель индивидуального предпринимателя Кривоносова Александра Сергеевича возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.01.2015 между министерством природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) и Поповым В.А. был заключен договор аренды лесного участка N 14-05а-045 (далее - договор).
Предметом договора является лесной участок с кадастровым номером 23:40:0903000:296 площадью 0,40 га., местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 188А, часть выдела 1.
Согласно приложению N 3 к договору аренды вид использования - для ведения сельского хозяйства (пчеловодство).
В соответствии с п. 7 договора срок аренды с 16.01.2015 по 16.01.2064 (49 лет).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 11.02.2015.
Министерством совместно с Поповым В.А., в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ на лесном участке с кадастровым номером 23:40:0903000:296 определен второй вид использования - отдых (рекреация).
20.08.2020 министерством был проведен аукцион в электронной форме по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности из состава земель лесного фонда в целях осуществления рекреационной деятельности - отдых (рекреация), со сроком разрешенного использования 49 лет.
По результатам аукциона победителем был признан заявитель.
08.09.2020 между министерством и предпринимателем заключен договор аренды лесного участка N 20-02а-012 для осуществления рекреационной деятельности.
Заявитель обратился в Росреестр с заявлением от 20.01.2021 для проведения регистрации договора аренды, по результатам рассмотрения которого решением от 03.02.2021 КУВД-001/2021-1681292/1 Росреестр приостановил государственную регистрацию права аренды по договору аренды от 08.09.2020 N 20-02а-012, сославшись на то, что на спорный участок зарегистрировано право аренды, а регистрация договора аренды от 08.09.2020 N 20-02а-012 приведет к возникновению противоречий между заявленными и зарегистрированными правами.
Впоследствии решением от 04.05.2021 N КУВД-001/2021-1681292/2 Росреестр отказал в государственной регистрации права аренды в отношении спорного участка.
Считая решения Росреестра незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Пунктом 4 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с пунктом 2 ст. 25 ЛК РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 70.1 ЛК РФ целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.
В силу положений части 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, деятельность в сфере охотничьего хозяйства (ведение сельского хозяйства и осуществление рекреационной деятельности).
Как указано выше, министерством совместно с Поповым В.А., в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ на лесном участке с кадастровым номером 23:40:0903000:296 определен второй вид использования - отдых (рекреация), сведения о виде разрешенного использования лесного участка были внесены в государственный реестр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.11.2020 N 99/2020/357356618.
Статьей 74 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
20.08.2020 министерством был проведен аукцион в электронной форме по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности из состава земель лесного фонда в целях осуществления рекреационной деятельности - отдых (рекреация), со сроком разрешенного использования 49 лет, победителем которого был признан заявитель.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10, системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
В рассматриваемом случае Попов В.А. использует лесной участок для ведения сельского хозяйства (пчеловодство), а заявитель планирует его использовать на основании договора аренды от 08.09.2020 N 20-02а-012 для осуществления рекреационной деятельности.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств невозможности совместного использования спорного лесного участка как третьим лицом для ведения сельского хозяйства (пчеловодство), так и предпринимателем для осуществления рекреационной деятельности.
Доказательств невозможности использования спорного лесного участка для целей пчеловодства в связи с предоставлением того же участка для целей рекреации не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возможности одновременного использования спорного лесного участка двумя арендаторами с разным назначением использования.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи об ограничении прав на лесной участок в данном случае не может служить препятствием для регистрации договора аренды этого же участка, предоставленного заявителю для иного вида лесопользования.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемые решения Росреестра от 03.02.2021 КУВД-001/2021-1681292/1 и от 04.05.2021 КУВД-001/2021-1681292/2 противоречат закону и нарушают права заявителя, в связи с чем, требования предпринимателя о признании незаконным приостановления и отказа Росреестра в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 08.09.2020 N 20-02а-012 подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ от 27.07.2010 N 2111/10 по делу N А05-7607/2009, постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16.08.2011 по делу N А51-13870/2010, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2021 по делу N А26-400/2021 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2020 N 309-ЭС20-5278.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Соответственно, положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в части обязания соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, применяются в случаях указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) соответствующего органа - незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о необходимости обязать Росреестр произвести государственную регистрацию договора аренды от 08.09. N 20-02а-012 является обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 по делу N А32-20337/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20337/2021
Истец: Кривоносов А С, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК
Ответчик: Геленджикский отдел Управления Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Попов В.А.
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14234/2022
25.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17990/2022
07.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4847/2022
31.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3784/2022
03.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20337/2021