21 апреля 2022 г. |
Дело N А83-21389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Колупаевой Ю.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучиной А.В.,
при участии:
Индивидуального предпринимателя Вознесенская Татьяна Викторовна, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны - Черкезова Мария Александровна, представитель по доверенности от 03.09.2021 N 82/19-н/82-2021-2-543, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года по делу N А83-21389/2019,
по исковому заявлению Администрации города Щёлкино Ленинского района Республики Крым (ОГРН 1149102113181, ИНН 9111006283)
к Индивидуальному предпринимателю Вознесенской Татьяне Викторовне (ОГРНИП 315910200283990, ИНН 911102441430),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН: 1209100011383, ИНН: 9102266863), Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, ИНН 9102012065)
о признании объектов самовольными постройками, обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Щёлкино Ленинского района Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суда Республики Крым с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Вознесенской Татьяне Викторовне (далее - ответчик, ИП Вознесенская Т.В., предприниматель), согласно которому просила суд признать объекты общей площадью 27,5 кв.м., (здание N 1) и 24,0 кв.м. (здание N 2), расположенные по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, самовольными постройками, обязать ответчика освободить самовольно занимаемые земельные участки с кадастровыми номерами (90:07:010101:47, 90:07:010101:48) расположенные по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, путем сноса самовольно возведенных строений, общей площадью 27,5 кв.м. (здание N 1) и 24,0 кв.м. (здание N 2).
Определением от 22.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (295051, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Крейзера д. 6), Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295005, Республика Крым, город Симферополь, проспект Кирова, дом 13).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.09.2021 исковые требования удовлетворены. Суд признал объекты, общей площадью 27,5 кв.м., (здание N 1) и 24,0 кв.м. (здание N 2), расположенные по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, самовольными постройками. Обязал Индивидуального предпринимателя Вознесенскую Татьяну Викторовну освободить самовольно занимаемые земельные участки с кадастровыми номерами (90:07:010101:47, 90:07:010101:48) расположенными по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, путем сноса самовольно возведенных строений, общей площадью 27,5 кв.м. (здание N 1) и 24,0 кв.м. (здание N 2). Взыскана с Индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение иска в суде первой инстанции 24 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ИП Вознесенская Т.В. обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как указывает апеллянт, право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 90:07:010101:47, 90:07:010101:47 за истцом не зарегистрированы. Указанные земельные участки переданы ИП Вознесенской Т.В. по акту приема-передачи на основании договоров аренды N 90, N 91, в связи с чем выводы суда о самовольном занятии земельного участка ответчиком незаконны. Кроме того, спорные объекты угрозу жизни и здоровью граждан не создают. При этом, поскольку объекты расположены вблизи охранной зоны высоковольтных воздушных линий электропередач ВЛ-10 кВ ГУП РК "Крымэнерго", имеется техническая возможность переноса указанных линий электропередач.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании.
Судебное разбирательство откладывалось по различным основаниям, в том числе по ходатайству сторон.
29.11.2021 от апеллянта поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
16.02.2022 по запросу апелляционного суда из Арбитражного суда Республики Крым поступили материалы дела N А83-6202/2018.
24.03.2022 от истца поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Определение от 14.04.2022 произведена замена судьи Евдокимова И.В. на судью Тарасенко А.А.
В судебном заседании 14.04.2022 апеллянт и ее представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе, путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, исполнительным комитетом Щелкинского городского совета 15.11.2012 ИП Вознесенской Т.В. выдано решение N 32/5 "О согласии на разработку паспорта привязки 2-х временных сооружений на участке у входа на аллею N 2 к морю", пунктом 1 которого установлено, что дано согласие ИП Вознесенской Т.В. оформить паспорт привязки двух спаренных временных сооружений - торговых павильонов для осуществления предпринимательской деятельности общей площадью 60 кв.м в прибрежной зоне на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, согласно выданным техническим условиям на подключение совмещенных объектов к инженерным сетям, с учетом необходимых санитарных, градостроительных и архитектурных требований к объектам категории ВС - временные сооружения (выполнение условия применения быстромонтируемых конструкций - БМК, оформление фасадов, выполнение благоустройства прилегающей территории, устройство наружного освещения объекта, и др.). В паспорте привязки спаренного временного сооружения - торгового павильона для осуществления предпринимательской деятельности площадью 60 кв. м в прибрежной зоне на участке слева от входа на аллею N 2 к морю предусмотреть градостроительные требования и ограничения относительно реконструкции ВЛ-10Кв по улице N 1.
Решениями 38 сессии 6 созыва Щелкинского городского совета от 21.02.2013 N 39.2.1 и N 39.2.2. истцу разрешено заключить с городским советом договор об установлении личного срочного платного земельного сервитута под комплексом временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности - павильона площадью 0,0030 га в составе единого архитектурного комплекса, расположенного на участке слева от входа на 2 аллею к морю в городе Щелкино, сроком на 10 лет.
15.03.2013 между ИП Вознесенской Т.В. (сервитуарий) и Щелкинским городским советом (владельцем земельного участка) заключено два договора об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 90 и N 91.
В силу пункта 1.1 указанных договоров, личный срочный земельный сервитут устанавливается относительно земельного участка площадью 0,0030 га, целевое назначение 1.11.3 - коммерческая деятельность и розничная торговля, правовой режим - платный сервитут под временным сооружением, общей площадью 0,0030 га в составе единого архитектурного комплекса, который расположен по адресу: г. Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на 2 аллею к морю устанавливает земельный сервитут в интересах сервитуария на право иного, а именно личного срочного платного сервитута (вид земельного сервитута в соответствии с пунктом "з" статьи 99 Земельного кодекса Украины, руководствуясь "Порядком размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности в городе Щелкино", утвержденным решением двадцать первой сессии шестого созыва Щелкинского городского совета от 16.02.2012 N 27 для установки временного сооружения общей площадью 0,0030 га согласно плану границ земельного сервитута (дополнение к договору, который является его неотъемлемой частью).
Личный срочный земельный сервитут устанавливается сроком на 10 лет (пункт 2.1 договора).
По акту приема-передачи от 15.03.2013 земельный участок передан во временное срочное платное пользование на условиях земельного сервитута.
Как следует из материалов дела N А83-6202/2018, решениями 49 сессии 6 созыва Щелкинского городского совета N 19.136 и N19.137 от 24.12.2013 внесены изменения и дополнения в указанные договоры, в соответствии с пунктами 2, ИП Вознесенской Т.В. предписано заключить с Щелкинским городским советом дополнительные соглашения к договорам и зарегистрировать их в установленном порядке.
В рамках дела N А83-6202/2018 установлено, согласно техническим заключениям эксперта N 34/147-17-А и N 35/147-17-А от 06.09.2017 ИП Вознесенской Т.В. были возведены одноэтажные нежилые строения N 1 площадью 27,5 кв. м, со стенами из бетонного блока на земельном участке с кадастровым номером 90:07:010101:47 и N 2 площадью 24,0 кв. м, со стенами из бетонного блока на земельном участке с кадастровым номером 90:07:010101:48. Строения находятся в пределах земельного участка, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование-комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности. На участке слева от входа на вторую аллею к морю имеют отдельные входы и выходы на территорию общего пользования, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам не создают.
Одноэтажное нежилое строение N 2, площадью 24,0 кв. м, со стенами из бетонного блока на земельном участке с кадастровым номером 90:07:010101:48 возведено в пределах земельного участка, категория земельного участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на вторую аллею к морю - имеет отдельный вход и выход на территорию общего пользования, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам не создает, не противоречит требованиям Федерального закона N 384 от 30.12.2009 "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений", СП 14.13330.2014 Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*".
22.12.2017 и 25.12.2017 решениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N 90/01/2017-184201 и N 90/01/2017-185159 отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Полагая, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации временных торговых павильонов, Администрацией не выдавалось каких-либо разрешений на строительство капитальных объектов на спорных земельных участках, а объекты, общей площадью 27,5 кв.м., (здание N 1) и 24,0 кв.м. (здание N 2), расположенные по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю на земельных участках, принадлежащих на праве собственности истцу, возведены ответчиком самовольно, Администрация города Щелкино Ленинского района Республики Крым обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Изучив материалы дела по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, рассмотрев требования истца, коллегия судей полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав.
При этом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
При рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, следует применять градостроительные и строительные нормы и правила, а также земельное законодательство в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.
Таким образом, поскольку спорные правоотношения возникли до 18.03.2014, к ним подлежат применению нормы материального права украинского законодательства, регулирующие спорные правоотношения и действовавшие на момент их возникновения.
Вместе с тем, нормы материального права законодательства Украины применяются в части, не противоречащей нормам материального права Российской Федерации.
Часть 1 статьи 376 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Аналогичные нормы содержатся в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Исходя из изложенных положений законодательства и разъяснений высших судебных инстанций, в предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входит установление следующих фактов:
1) наличие у спорного объекта признаков самовольной постройки;
2) наличие у истца вещного права или законного владения земельным участком, на котором возведена постройка, либо нарушение прав и законных интересов истца сохранением самовольной постройки;
3) наличие права на строительство объекта на земельном участке, либо регистрация права собственности на объект, либо наличие необходимой разрешительной документации на возведение постройки в установленном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции, исполнительным комитетом Щелкинского городского совета 15.11.2012 ИП Вознесенской Т.В. выдано решение N 32/5 "О согласии на разработку паспорта привязки 2-х временных сооружений на участке у входа на аллею N 2 к морю", пунктом 1 которого установлено, что ИП Вознесенской Т.В. дано согласие оформить паспорт привязки двух спаренных временных сооружений - торговых павильонов для осуществления предпринимательской деятельности общей площадью 60 кв.м в прибрежной зоне на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, согласно выданным техническим условиям на подключение совмещенных объектов к инженерным сетям, с учетом необходимых санитарных, градостроительных и архитектурных требований к объектам категории ВС - временные сооружения (выполнение условия применения быстромонтируемых конструкций - БМК, оформление фасадов, выполнение благоустройства прилегающей территории, устройство наружного освещения объекта, и др.).
В соответствии с "Типовыми правилами строительства или размещения временных объектов торговли, обслуживания, автосервиса и рекламы, содержания зданий и сооружений на территории Автономной Республики Крым" утвержденными Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 14.04.1998 N 119 временными объектами торговли и обслуживания являются отдельно стоящие, встроенные и пристроенные киоски, ларьки, палатки и павильоны с ограниченным сроком эксплуатации, предполагающие возможность демонтажа (пункт 2.5 ТП). Как правило, срок эксплуатации данных объектов на конкретном участке определен договором аренды земельного участка или части здания, сооружения.
Основанием для размещения временного объекта торговли или обслуживания является решение соответствующего местного совета о предоставлении земельного участка во временное пользование и заключение договора на временное пользование землей (в т.ч. на условиях аренды) (пункт 3.5.4 Типовых правил).
В соответствии с "Региональными правилами застройки и использования территорий в Автономной Республике Крым", утвержденными постановлением Верховной Рады АРК от 18.09.2002 N 241- 3/02 (далее - Региональные правила) временное сооружение - сооружение с юридически установленным сроком эксплуатации, включая и сооружения, выполненные из долговечных материалов, способных длительно (более 100 лет) сохранять свои свойства. Основанием для размещения временного объекта торговли или обслуживания является договор аренды земельного участка или государственный акт, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, оформленный в соответствии с требованиями земельного законодательства Украины (пункт 2.5 Региональных правил); основанием для размещения временного объекта торговли или обслуживания, при установке которого требуется выполнение строительных работ, является разрешение на выполнение строительных работ (пункт 2.6 Региональных правил). Приемка в эксплуатацию временных объектов торговли, обслуживания, автосервиса и рекламы осуществляется комиссией, назначенной органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 15.03.2013 между ИП Вознесенской Т.В. (сервитуарий) и Щелкинским городским советом (владельцем земельного участка) были заключены два договора об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 90 и N 91, согласно которым, личный срочный земельный сервитут устанавливается относительно земельного участка площадью 0,0030 га, целевое назначение 1.11.3 - коммерческая деятельность и розничная торговля, правовой режим - платный сервитут под временным сооружением, общей площадью 0,0030 га в составе единого архитектурного комплекса, который расположен по адресу: г. Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на 2 аллею к морю, устанавливает земельный сервитут в интересах сервитуария на право иного, а именно личного срочного платного сервитута (вид земельного сервитута в соответствии с пунктом "з" статьи 99 Земельного кодекса Украины, руководствуясь "Порядком размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности в городе Щелкино", утвержденным решением двадцать первой сессии шестого созыва Щелкинского городского совета от 16.02.2012 N 27 для установки временного сооружения общей площадью 0,0030 га согласно плану границ земельного сервитута (дополнение к договору, который является его неотъемлемой частью).
Право земельного сервитута в соответствии с частью 3 статьи 100 ЗК Украины возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок. Сервитут как абсолютное право должно доводиться до всеобщего сведения путем его регистрации.
Договор об установлении земельного сервитута подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Право земельного сервитута также возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок (статья 402 ГК Украины).
Аналогичные нормы содержатся в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьях 131, 216 ГК РФ, пункте 11 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судом апелляционной инстанции установлено, что договоры об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 91 и N 90 не содержат сведений о проведении государственной регистрации.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, а также не оспаривается ответчиком, возведенные на спорных земельных участках объекты недвижимости являются объектами капитального строительства и не являются временными объектами.
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Республики Крым по делу N А83-6202/2018 и подтверждается экспертным заключением N ИЭ09-12/18 от 31.01.2019, согласно которому спорные объекты на момент проведения экспертизы обладают признаками объектов капитального строительства и прочно связаны с землей. (т. 3, л.д. 32, дело N А83-6202/2018) Указанные материалы дела были затребованы судебной коллегией и были предметом исследования в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем, как следует из решений исполнительного комитета Щелкинского городского совета, а также заключенного договора личного платного земельного сервитута, воля органа местного самоуправления была направлена на предоставление земельного участка не для строительства капитального объекта, а для возведения временного объекта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.01.2020 по делу N А83-6202/2018, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26.10.2020, в удовлетворении искового заявления Индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны к Администрации города Щёлкино Ленинского района Республики Крым о признании права собственности на одноэтажное нежилое здание N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:47; одноэтажное нежилое здание N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:48, отказано.
Указанное решение вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в определении от 06.11.2014 N 2528-О "По запросу администрации Краснодарского края о проверке конституционности части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Преюдициальные факты не могут быть опровергнуты, если судебный акт, которым они установлены, не отменен в предусмотренном законом порядке.
Таким образом, обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А83-6202/2018, в соответствии с положениями ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
Кроме того, указанным решением суда установлено, что при сохранении и эксплуатации возведенных объектов, а именно: одноэтажное нежилое строение N 1, общей площадью 27,5 кв. м, расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N 90:07010101:47; одноэтажное нежилое строение N 2, общей площадью 24,0 кв. м, расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N 90:07010101:48, вблизи охранной зоны высоковольтных воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ГУП РК "Крымэнерго", создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы ответчика о том, что суд первой инстанции не принял во внимание обстоятельства возможного технического переноса высоковольтных воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ГУП РК "Крымэнерго" при разработке соответствующего проекта и утверждения его в ГУП РК "Крымэнерго", коллегия судей отклоняет.
Так, согласно письму ГУП РК "Крымэнерго" от 19.04.2018 N 511/7572 ответчику было выдано Техническое условие на вынос ВЛ-10кВ Л-15 ПС "Казантип" из зоны застройки торговых павильонов, для выноса сетей 10 кВ и зоны застройки заказчику необходимо выполнить проект реконструкции ЛЭП-10 кВ, за счет собственных средств, в котором необходимо предусмотреть проектной документацией (т.3, л.д.88-90).
Условия переноса сетей со стороны Вознесенской Т.В. по настоящее время не выполнены.
Таким образом, обстоятельства наличия угрозы жизни и здоровью граждан при сохранение и эксплуатация возведенных объектов вблизи охранной зоны высоковольтных воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ГУП РК "Крымэнерго", существуют в том числе и на момент рассмотрения судом данного спора.
Кроме того, коллегия судей полагает необходимым указать, что спорные постройки были возведены ответчиком в период нахождения Республики Крым в составе Украины.
В силу ст. 24 Закона Украины от 20.04.2000 N 1699-1II "О планировании и застройке территорий", действовавшего на момент начала строительства, физические и юридические лица, которые намереваются осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности либо пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов разрешение на строительство объекта градостроительства, разрешение на строительство объекта градостроения не предоставляет право на начало выполнения строительных работ без получения соответствующего разрешения Государственной архитектурно - строительной инспекции Украины или ее территориальных органов.
Согласно ст. 29 указанного Закона разрешение на выполнение строительных работ - это документ, удостоверяющий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям й сооружениям, выдачу ордеров на проведение земляных работ. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля, ведущими реестр предоставленных разрешений.
Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на основании: проектной документации, согласованной и утвержденной в порядке, определенном законодательством; документа, который удостоверяет право собственности или пользования земельным участком, а в случае, если заказчик (застройщик) не является владельцем или пользователем земельного участка, также подается нотариально засвидетельствованное согласие владельца земельного участка на застройку этого участка, а если участок находится в пользовании, - нотариально засвидетельствованные согласия владельца и пользователя земельного участка на ее застройку; решение исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроения; документа о назначении ответственных исполнителей работ и сведений об осуществлении авторского и технического присмотра.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" проектирование и строительство объектов осуществляется владельцами или пользователями земельных участков в следующем порядке:
1) получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;
2) разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных статьей 31 Закона, ее экспертизы;
3) утверждение проектной документации;
4) выполнение подготовительных и строительных работ;
5) принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;
6) регистрация права собственности на объект градостроительства.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
В соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Доказательств получения ответчиком разрешения на строительство объекта капитального строительства не предоставлено, доказательства заключения соглашения либо иных документов о даче ответчику разрешения на возведение на предоставленном ему по договору об установлении платного сервитута земельном участке объектов капитального строительства отсутствуют, из чего следует, что спорные объекты недвижимости возведены на земельном участке в отсутствие разрешения собственника, поскольку земельный участок для целей строительства капитальных объектов недвижимости ответчику не предоставлялся.
При этом, представленные ответчиком в материалы дела N А83-6202/2018 документы (технический план здания, технический паспорт на спорные объекты, технические условия и т.д.) суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанные документы имеют место в отношении временных объектов, при этом предпринимателем на спорных земельных участках возведены объекты капитального строительства.
Из содержания представленных в материалы дела доказательств следует, что земельный участок предоставлялся для размещения временных сооружений - торговых павильонов, однако ни один из представленных ответчиком документов не содержит сведений о предоставлении предпринимателю согласия на возведение на спорном земельном участке объектов недвижимости.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014 следует, что при разрешении данной категории споров, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Таким образом, коллегия судей полагает, что объекты недвижимости построены на земельном участке, в отсутствие на то соответствующего согласия правообладателя, что свидетельствует о самовольном характере возведения объектов капитального строительства.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением пункта 3 статьи 76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Принимая во внимание установленные факты и требования вышеуказанных правовых норм, учитывая то, что спорные объекты в качестве капитальных строений возведены на земельном участке, не предоставленном для таких целей, в отсутствие разрешений на строительство и проектной документации, без соблюдения охранных зон, продолжает использовать земельный участок без правоустанавливающих документов, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца о сносе спорных объектов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правовых оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции, по результатам повторного рассмотрения материалов дела и проверки доводов заявителя жалобы, не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судебной коллегией также принимается во внимание правовая позиция, содержащаяся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 N 16549/12, согласно которой, в силу принципа правовой определенности, решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае, предусмотренных пунктом 4 статьи 270 АПК РФ не установлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции дал правильную оценку спорным правоотношениям и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года по делу N А83-21389/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21389/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЩЁЛКИНО ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ИП Вознесенская Татьяна Викторовна
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, ГОСКОМРЕГИСТР, Черкезова Мария Александровна
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3694/2021
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3302/2022
21.04.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3694/2021
13.09.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-21389/19