г. Самара |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А55-19895/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Некрасовой Е.Н., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2021 года по делу N А55-19895/2021 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области, г.Тольятти
к Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 12, г.Тольятти
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Осадчей Анны Владимировны, г.Тольятти
о признании незаконным решения от 15.06.2021 N 63122180000196,
с участием в судебном заседании:
от ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области - представителя Кальмагаевой И.А. (доверенность от 06.12.2021), представителя Щученко С.В. (доверенность от 10.03.2022),
от Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - представителя Бобковой Г.Ю. (доверенность от N 52/22 от 30.12.2021),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области (далее - страхователь, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом уточнений, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 12 (далее - Фонд, ГУ СРО ФСС РФ) о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на оплату страхового обеспечения N63122180000196 от 15.05.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Осадчая Анна Владимировна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2021 по делу N А55-19895/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда, ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывают, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение.
Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 03.03.2022 в 10 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с ч.5 ст.158 АПК РФ определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отложено на 24.03.2022 на 09 час. 50 мин.
24.03.2022 состоялось судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2021 по делу N А55-19895/2021.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 в составе председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Некрасовой Е.Н. и Николаевой С.Ю., судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 21.04.2022 на 10 час 00 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 в составе суда произведена замена судьи Николаевой С.Ю. на судью Сорокину О.П., рассмотрение дела начато сначала.
ГУ СРО ФСС РФ в представленном отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, по указанным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Фонда отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
На основании ст.ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области и Фонда в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области проведена выездная документарная проверка по вопросам полноты и достоверности документов (сведений), влияющих на право получения застрахованными лицами и на начисление в 2018-2020 годах соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов учреждения за период с 01.01.2018 - по 31.12.2020, о чем составлен акт от 11.05.2021 N 63122180000194.
В ходе проверки Фондом установлено, что гражданка Осадчая А.В. принята на работу в учреждение по приказу N 49-лс от 13.04.2020 мойщиком посуды структурного подразделения учреждения - оздоровительной базы отдыха Раздолье в соответствии со штатным расписанием. С Осадчей А.В. заключен бессрочный трудовой договор N 4 от 13.04.2020.
В обозначенном периоде территориальным органом ФСС проверялись реестры, содержащие сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, в том числе пособий, выплаченных Осадчей А.В., а именно: пособия по временной нетрудоспособности, ежемесячное пособие по уходу за третьим ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка, в связи с наступлением страхового случая.
Проверкой установлено, что учреждение представило в территориальный орган фонда недостоверные сведения на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет застрахованному лицу Осадчей А.В., в связи с чем излишне было выплачено 142138 руб. 35 коп. Фонд пришел к вводу о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на получение необоснованного обогащения за счет средств ФСС путем злоупотребления правом на возмещение в полном объеме пособий застрахованному лицу Осадчей А.В., в связи с чем ей было излишне выплачено 142138 руб. 35 коп.
Оспариваемым решением от 15.06.2021 N 63122180000196 Фонд предложил ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда социального страхования РФ в сумме 142138 руб. 35 коп. на расчетный счет страховщика.
На основании данного решения учреждению направлено требование от 07.07.2021 N 631221800002201/ПДС о возмещении расходов в сумме 142138 руб. 35 коп.
Не согласившись с решением Фонда, ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области ссылается на то, что на основании ч.1 ст.64 ТК РФ запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора. Согласно ч.3 данной статьи запрещается отказывать женщине в заключении договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. В случае отказа в приеме на работу, по письменному требованию женщины работодатель обязан сообщить ей причину отказа в письменной форме. Законом предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины. Так оснований для отказа в приеме на работу указанной работницы у учреждения отсутствовали. Реальный факт осуществления Осадчей А.В трудовой деятельности подтвержден представленными в ходе проверки материалами дела (табель учета рабочего времени, текущие документы о приеме на работу) и не опровергается территориальным органов ФСС. Претензий к оформлению документов фондом не предъявлено. Должность "мойщик посуды на ОБО "Раздолье" была предусмотрена штатным расписанием, утвержденным приказом ФСИН России от 29.07.2015 N 673, существовала в учреждении с 2015 года и была вакантной на момент трудоустройства Осадчей А.В.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления учреждения.
Согласно положениям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 101), Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и носят целевой характер.
Одной их основных задач Фонда социального страхования Российской Федерации является обеспечение застрахованных лиц гарантированных государством пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и статьей 1.2 Федерального закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка являются страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ). В силу части 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, временная нетрудоспособность застрахованного лица, беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 указанного закона. Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц (работников) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу частей 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Фонд реализует пилотный проект, который предусматривает особенности финансирования и выплаты страхового обеспечения в ряде субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 N 1484 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 N 294" внесено дополнение в пункт 2 Постановления N 294, где установлено, что с 01.07.2015 Самарская область участвует в реализации пилотного проекта.
При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).
На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней, со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В случае, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период у страхователей - плательщиков страховых взносов превышает 25 человек, в территориальный орган Фонда по месту регистрации для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, такими страхователями представляются сведения в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (пункт 4 Положения).
Порядок предоставления сведений в Фонд социального страхования для оплаты пособия определен Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (далее - Приказ N 223).
При этом, порядок предоставления сведений в том числе в электронном виде не предполагает, последующего представления страхователем в территориальный орган Фонда оригиналов документов, поступивших к нему от обратившегося застрахованного лица, состоящего с ним в трудовых отношениях, на основании которых заполнен реестр сведений.
В связи с чем, у территориального органа Фонда отсутствует возможность проверить достоверность предоставленных сведений непосредственно при предоставлении страхователем реестра сведений. Поэтому сотрудники территориального органа Фонда не видя подлинников документов на бумажном носителе, не имеют возможности и оснований проверить оформление документов о назначения пособия страхователем, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Дополнительная проверка сведений, содержащихся в реестре сведений, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме (пункт 7 Положения). В этом случае территориальный орган Фонда направляет страхователю извещение о предоставлении недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 8 и 9 Положения, выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления, документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь, в установленные сроки, представляет в Фонд реестр сведений в электронном виде, необходимых для назначения и выплаты соответствующих видов пособий. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Судом первой инстанции установлено, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 12 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал N 12 отделения Фонда).
Согласно предоставленным в филиал N 12 отделения Фонда страхователем - ФКУ ИК- 16 УФСИН России по Самарской области реестрам сведений на застрахованное лицо - Осадчую Анну Владимировну, необходимые для назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию в электронной форме, филиалом N 12 отделения Фонда были произведены назначения и выплачены пособия в связи с материнством на общую сумму 142138 руб. 35 коп., а именно:
- 28.04.2020 был представлен реестр сведений для назначения и выплаты пособия по беременности и родам по электронному листку нетрудоспособности N 910025710710 за период с 23.04.2020 по 09.09.2020 (140 календарных дней), пособие выплачено из расчета среднего заработка за два предшествующих года работы у предыдущего работодателя ООО "Тольяттинский кирпичный завод" в сумме 100006 руб. 20 коп., а также для выплаты назначения единовременного пособия, выплачиваемого женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности по выписке из постановления ВК N 80 от 23.04.2020 (встала на учет по беременности 05.12.2018 в сроке 10 недель) в размере 675 руб. 15 коп.;
- 11.09.2020 представлен реестр для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка Осадчей Алины (дата рождения 14.07.2020) по справке о рождении N Р-03941 от 21.07.2020 в размере 18004 руб. 12 коп.;
- 14.09.2020 представлен реестр для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за 3-им ребенком Осадчей Алиной (дата рождения 14.07.2020) за период с 10.09.2020 по 31.07.2021, пособие назначено и выплачено из расчета среднего заработка за два предшествующих года работы у предыдущего работодателя ООО "Тольяттинский кирпичный завод" (справка о сумме заработка у другого работодателя формы 182н) в размере 8686 руб., 25 коп. ежемесячно на сумму 23452 руб. 88 коп. (с 10.09.2020 по 30.11.2020).
Указанные суммы пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством выплачены Филиалом N 12 отделения Фонда на лицевой счет застрахованного лица.
В ходе проверки было установлено, что Осадчая А.В. была принята по приказу N 49-лс от 13.04.2020 на штатную единицу мойщика посуды структурного подразделения ФКУ "Исправительная колония N 16" оздоровительной базы отдыха "Раздолье". С ней заключен бессрочный трудовой договор N 4 от 13.04.2020 как с основным работником без условий установления испытательного срока. В соответствии с пунктом 1.2 данного трудового договора дата начала работы 13.04.2020. Согласно табеля учета рабочего времени за апрель 2020 года в этот же день Осадчая А.В. приступила к своим трудовым обязанностям и проработала мойщиком посуды структурного подразделения ФКУ "Исправительная колония N 16" оздоровительной базы отдыха "Раздолье" непродолжительное время, а именно 8 рабочих дней (по 22.04.2020) по 8 часов с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Согласно условиям по трудовому договору по п.4.1.1. Осадчей А.В. установлен полный рабочий день продолжительностью ежедневной работы - 8 часов с 8.00 часов до 17.00 часов (перерыв с 12.00 до 13.00).
Согласно представленным сведениям (карточки Т-2) Осадчая А.В. имеет высшее образование, полученное в Тольяттинском государственном университете по специальности энергетика-энерготехника. До трудоустройства в ФКУ "Исправительная колония N 16" данная сотрудница работала с 03.08.2015 по 09.11.2019 в ООО "Тольяттинский кирпичный завод" в отделе главного энергетика на должности инженера-энергетика. 09.11.2019 трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового Кодекса РФ).
Согласно имеющимся данным в базе Процессинга и управления выплатами пособий Фонда социального страхования Российской Федерации по Самарскому региональному отделению Осадчая А.В. находилась в отпуске по уходу за 2-ым ребенком Осадчим Алексеем (дата рождения 09.05.2018) с 10.07.2018 по 09.11.2019 (дата, когда ребенку исполнилось 1,5 года), являясь сотрудницей ООО "Тольяттинский кирпичный завод".
В комплекте документов для назначения единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в период отпуска до достижения 1,5 лет к проверке в соответствии с законодательством представлены были также справки от второго родителя Осадчего Г.В., который работает в том же ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области в должности главного инженера, о том, что данные пособия ему не назначались.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что ни в период проверки, ни в ходе судебного разбирательства страхователем не представлено обоснования производственной и экономической целесообразности принятия на работу за десять календарных дней до наступления страхового случая беременной работницы в сроке 29 недель, при том что данную работу ранее выполняли осужденные.
В ходе проверки Фондом установлено, что фактически обязанности по мытью посуды выполняются осужденными, отбывающими наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области и колонии-поселении на основании приказов "О привлечении к трудовому использованию осужденных", в должностной инструкции мойщика посуды Осадчей А.В. пунктом 1.4. и 1.5. предусмотрено подчинение осужденных и контроль, и надзор за выполнением работ осужденными.
Все вышеперечисленные обстоятельства, связанные с преднамеренным приемом на работу Осадчей А.В. за десять календарных дней до наступления страхового случая в связи с материнством в сроке беременности 29 недель, в совокупности свидетельствуют о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на получение неосновательного обогащения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации путем злоупотребления правом на возмещение в полном объеме пособия по беременности и родам единовременного пособия, выплачиваемого женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, которые выплачиваются только работающим (застрахованным) женщинам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, которое выплачивается из расчета среднего заработка только работающим (застрахованным) лицам (незастрахованным выплачивается пособие в минимальном размере, установленном законодательно), единовременного пособия при рождении ребенка.
Представленными к проверке документами подтверждается, что учреждение представило в территориальный орган Фонда недостоверные сведения на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет застрахованному лицу Осадчей А.В., в связи с чем ей было излишне выплачено 142138 руб. 35 коп.
В силу части 1 статьи 255 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 2 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Страховым случаем, при наступлении которого предоставляется страховое обеспечение в виде пособия по беременности и родам, являются беременность и роды (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ и часть 2 статьи 1.3 Федерального закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статье 10 Федерального закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86. при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
При рождении ребенка один из родителей (или лицо, его заменяющее) имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка. Данное пособие является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и выплачивается застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам (ч.1 ст.11 Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. п. 25, 27 Порядка и условий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н).
Согласно ч.1 ст.11.2 Федерального закона N 255-ФЗ и абзаца третьего части 1 статьи 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. которое выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом.
Согласно статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему государственных правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. То есть является восстановительной мерой, направленной на компенсацию утраченного заработка, поэтому создание искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в выплате, а в случае выплаты - основанием для возврата незаконно полученных пособий.
Выплата территориального органа Фонда сумм соответствующих видов пособий за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда, в том числе, не может утрачивать функцию компенсации действительного утраченного заработка в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а так же не должна приобретать характер дополнительного материального стимулирования работника, поскольку противоположное свидетельствует о злоупотреблении правом страхователем и застрахованным лицом.
В силу пунктов 1. 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц. осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункта 1 и 2 части 2 статьи 4.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ застрахованные лица обязаны представлять страхователю, достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение, а также уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения.
В силу абзаца 1 пункта 16 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик, обязанный обеспечивать контроль за расходами на обязательное социальное страхование, имеет право проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.
Контроль за правильностью расходования средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2, статьей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 установлено, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке. Осуществление территориальным органом Фонда контроля за полнотой и достоверностью предоставленных страхователем сведений (документов) возможно только в рамках проведения проверки посредством истребования документов (сведений), предоставленных страхователем, застрахованным лицом, и послуживших основанием для формирования данных и направления реестра сведений в территориальный орган Фонда с целью назначения и выплаты застрахованному лицу страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Выявленное в результате проверки территориальным органом Фонда соблюдение страхователем формальных требований действующего законодательства (заключение трудового договора, оформление приказа и др.), а также факты наступления страхового случая и выплаты пособий застрахованному лицу, не дает право требовать возмещения денежных средств из бюджета Фонда. Страхователь вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере, вместе с тем спор, в данном деле, возник о возмещении незаконно полученных средств на выплату пособий в связи с материнством, поэтому разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений и обязанностей в рамках трудовых отношений.
На основании статьи 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является эквивалентность страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования и ответственность за их целевое использование.
Согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик обязан, в том числе, обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая то обстоятельство, что излишняя выплата суммы пособий по обязательному социальному страхованию в связи с материнством произошла в связи с недостоверно представленными сведениями, влияющими на право получения застрахованным лицом пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а именно вследствие отсутствия у страхователя - ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области правовых оснований для направления электронных Реестров сведений, являющихся основанием для назначения и выплаты указанных видов пособий Осадчей А.В. суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение о возмещении излишне понесенных страховщиком расходов, является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции верно отметил, что заявителем и третьим лицом не доказана производственная и управленческая целесообразность и необходимость устройства Осадчей А.В., имеющей согласно её пояснениям и материалам проверки высшее образование по специальности энергетика-энерготехника, на работу посудомойщицы незадолго до страхового случая в то же учреждение, где работает её муж главным инженером, при том, что согласно материалам проверки установлено, что фактически обязанности по мытью посуды выполняются осужденными, отбывающими наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области и колониии-поселении.
На основании пояснений заявителя установлено, что указанная должность мойщика посуды является вакантной. Сведения о приеме на работу другого работника на указанную вакантную должность (временно, по совместительству и т.п.) отсутствуют. Доказательств того, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области производился подбор работника на открытую вакансию мойщика посуды из числа гражданского персонала после ухода Осадчей А.В. в декрет и в отпуск по уходу за ребёнком не представлено.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность представленных в материалы дела доказательств, свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2021 года по делу N А55-19895/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19895/2021
Истец: ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области
Ответчик: Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N12
Третье лицо: ГУ Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Самарской области, Осадчая Анна Владимировна