город Омск |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А46-12378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-486/2022) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-12378/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Миленина Евгения Эдуардовича (ИНН 550504506948, ОГРНИП 317554300036981) к департаменту о признании незаконным распоряжения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручининой Ксении Юрьевны (по доверенности от 28.03.2022 N Исх-ДИО 4064 сроком действия 1 год),
от индивидуального предпринимателя Миленина Евгения Эдуардовича - Кожевниковой Виктории Валериевны (по доверенности от 16.07.2021 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Миленина Евгения Эдуардовича (ИНН 550504506948, ОГРНИП 317554300036981; далее - ИП Миленин Е.Э., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании распоряжения от 08.04.2020 N 574 об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в Октябрьском административном округе города Омска (далее - оспариваемое распоряжение).
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-12378/2020 (далее - обжалуемое решение) требования ИП Миленина Е.Э. (ИНН 550504506948, ОГРНИП 317554300036981) удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 08.04.2020 N 574 об отказе в предоставлении ИП Миленину Е.Э. в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в Октябрьском административном округе города Омска. Суд обязал департамент имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предоставлении ИП Миленину Е.Э. (ИНН 550504506948, ОГРНИП 317554300036981) в аренду без торгов земельный участок с кадастровым номером 55:36:150701:730 на основании его заявления от 20.12.2018 и обязал департамент осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания ИП Миленину Е.Э. Взыскана с департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) в пользу ИП Миленина Е.Э. (ИНН 550504506948, ОГРНИП 317554300036981) государственная пошлина в размере 300 руб., расходы на судебную экспертизу в размере 15 000 руб. Перечислены ООО "Региональный центр землеустройства и технической инвентаризации" (ИНН 5528209440, ОГРН 1125543038719) с депозитного счёта Арбитражного суда Омской области за проведение экспертизы по делу N А46-12378/2020 15 000 руб., перечисленные на основании чека-ордера от 11.02.2021.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилась администрация, просила обжалуемое решение отменить, отказать в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что:
- процент застройки испрашиваемого земельного участка относительно площади расположенных на нём объектов недвижимости ниже нормативного показателя процента застройки. В ходе обследования наличие на земельном здания тёплой стоянки автомашин, цеха по выпуску керамзитобетонных блоков участке с кадастровым номером 55:36:120308:3408 не обнаружено.
В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7339/2019 суд, отклоняя возражения департамента, исходил из того, что указанный объект представляет собой практически полностью разрушенное здание, в связи с чем департаментом при обследовании данный объект не обнаружен. Вместе с тем права на данный объект зарегистрированы за заявителем, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Однако в соответствии со статьёй 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Таким образом, расчёт площади, представленный департаментом, правомерен. В соответствии с решением N 519 размер земельного участка для мазутохранилища площадью 140,8 кв.м. равен 317,9 кв.м. При этом площадь испрашиваемого земельного участка более чем в 65 раз превышает площадь объекта недвижимости. С учётом изложенного площадь земельного участка под объектом недвижимости площадью 140,8 кв.м. должна составлять не более 317,9 кв.м. Доказательств необходимости использования иной площади не представлено;
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является безусловным основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду;
- распоряжение департамента от 08.04.2020 вынесено до внесения изменений решением Омского городского Совета от 12.11.2020 N 268 в пункты 3.1, 3.2 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области";
- экспертное заключение не является достаточным доказательством соразмерности испрашиваемой площади, так как: эксперт руководствуется решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (ред. от 16.06.2021) "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", при этом в действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения редакции нормативной площади участков еще установлено не было; экспертом в расчёт площади включаются площади, которые на основании указанного решения не подлежат учёту при определении минимального процента застройки в соответствии с решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
В заключении указано, что к расчёту взята площадь 1 500 кв.м - площадь вспомогательных строений - бытовки, КПП, насосная, сюда же включена площадь мазутохранилища - 140,8 кв.м. Данные вспомогательные строения не могут быть приняты во внимание в качестве обоснования необходимости получения испрашиваемых площадей земельных участков, так как само по себе их расположение на земельном участке или его части не образует нового объекта недвижимости, а лишь несёт вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка; экспертом не перечислено количество объектов, включённых в площадь 1500 кв.м.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению на 03.03.2022.
От предпринимателя 02.03.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 31.03.2022; предпринимателю предложено представить в суд фотоматериалы объекта недвижимости - тёплой стоянки автомашин.
От предпринимателя 30.03.2022 поступили дополнительные пояснения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.0.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 28.04.2022; лицам, участвующим в деле, предложено представить письменные пояснения: 1) касающиеся необходимости предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в истребуемом объеме по отношению к нормам пожарной безопасности; 2) обосновывающие необходимость предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в спорной площади применительно к положениям Решения Омского городского совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
От департамента 21.04.2022 поступили дополнения к апелляционной жалобе, согласно которым в рамках дела N А46-5969/2019 в постановлении суда кассационной инстанции от 19.04.2022 указано, что предприниматель в обоснование жалобы ссылался на то, что земельный участок с кадастровым номером 730 (последние цифры) сформирован для предоставления предпринимателю в аренду для эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, однако это не доказывает того факта, что предприниматель использует всю площадь земельного участка; суды неверно установили площадь земельного участка, которой пользуется неосновательно предприниматель.
От предпринимателя 27.04.2022 поступили возражения на дополнения департамента.
В судебном заседании 28.04.2022 представитель департамента просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель предпринимателя просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель является собственником недвижимого имущества:
- сооружения - мазутобаза, мазутохранилище, с кадастровым номером 55:36:120308:3268, находящегося по адресу г. Омск, ул. Барабинская, дом 42;
- нежилого здания - теплая автостоянка для легковых автомашин, цех по выпуску керамзитобетонных блоков с кадастровым номером 55:36:120308:3408, расположенного по адресу: ул. Барабинская, 44.
Данные объекты располагаются в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.07.2018 N 55/001/003/2018-17760 (в строке "кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости" указаны кадастровые номера 55:36:120308:3268, 55:36:120308:3408).
На основании распоряжения департамента от 29.12.2016 N 3812 "О предварительном согласовании предоставления Миленину Е.Э. земельного участка" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 20 746 кв.м, образованного из квартала с номером 55:36:150701, расположенного в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3). Местоположение земельного участка установлено относительно мазутохранилища с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Барабинская, дом 42 (пункт 1 распоряжения).
На основании указанного распоряжения предпринимателю предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 20 746 кв.м, образованного из квартала с номером 55:36:150701, расположенного в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3). Местоположение земельного участка установлено относительно мазутохранилища с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Барабинская, дом 42, в соответствии с прилагаемой схемой (пункт 2 распоряжения).
В соответствии с пунктом 4 распоряжения N 3812 условием предоставления земельного участка является обеспечение предпринимателем выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 6 распоряжения определен срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка - 2 года.
В преамбуле данного распоряжения указано, что оно принято, в том числе с учетом экспертного исследования N 5-2016 ООО "Независимая Инспекция Комплексной Безопасности".
На основании указанного распоряжения ИП Миленин Е.Э. обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка согласно утвержденной распоряжением схеме.
Предпринимателем получена выписка из ЕГРН от 30.07.2018 N 55/001/003/2018-17760, согласно которой поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с присвоенным кадастровым номером 55:36:150701:730 с расположенными в его пределах объектами недвижимости с кадастровыми номерами 55:36:120308:3268, 55:36:120308:3408.
20.12.2018 (в период срока действия распоряжения о предварительном согласовании в аренду земельного участка от 29.12.2016 N 3812) предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов на основании распоряжения о предварительном согласовании в аренду земельного участка от 29.12.2016 N 3812 и с его приложением.
Письмом от 21.01.2019 N Исх-ДИО/375 департамент возвратил предпринимателю заявление от 20.12.2018 с приложенными документами, указав, что в ходе осмотра сотрудниками департамента выявлено, что на земельном участке расположены железнодорожные пути, хозяйственные постройки и иные объекты. В ЕГРН права на железнодорожные пути, хозяйственные постройки не зарегистрированы, а также правоустанавливающие документы на выявленные объекты недвижимости не представлены. Здание тёплой стоянки автомашин, цеха по выпуску керамзитобетонных блоков в границах осматриваемого земельного участка не обнаружено.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.08.2019 по делу N А46-7339/2019 были удовлетворены требования ИП Миленина Е.Э. к департаменту, признано незаконным решение о возврате ИП Миленину Е.Э. заявления от 20.12.2018 о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730, изложенное в письме департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 21.01.2019 N ИсхДИО/375; суд обязал департамент принять решение о предоставлении ИП Миленину Е.Э. в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 на основании его заявления от 20.12.2018.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А46-7339/2019 указанное решение изменено; суд постановил: "решение Арбитражного суда Омской области от 01.08.2019 по делу N А46-7339/2019 изменить в части способа восстановления нарушенного права, изложив в следующей редакции:
"Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска рассмотреть заявление ИП Миленина Е.Э. о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 от 20.12.2018 в десятидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего постановления".
30.07.2019 предприниматель обратился в департамент с заявлением о рассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 от 20.12.2018 по существу в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-7339/2019.
Данное заявление было рассмотрено в апреле 2020 года.
Письмом от 13.04.2020 департаментом было направлено распоряжение от 08.04.2020 N 574 об отказе в предоставлении ИП Миленину Е.Э. в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в Октябрьском административном округе города Омска.
В обоснование отказа департамент указал следующее:
- в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, на земельном участке отсутствует объект с кадастровым номером 55:36:120308:3408;
- площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормативный размер земельного участка, установленный для размещения сооружения мазутохранилища.
Предприниматель, полагая, что отказ департамента является незаконным, обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя принято решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-12378/2020, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения с учётом следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; 5) осуществление государственного кадастрового учета; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В качестве основания для отказа в предоставлении в аренду предпринимателю на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 в Октябрьском административном округе города Омска департаментом указано, что:
- в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, на земельном участке отсутствует объект с кадастровым номером 55:36:120308:3408;
- площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормативный размер земельного участка, установленный для размещения сооружения мазутохранилища.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2016 N 305-КГ16-11133.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Департамент в оспариваемом отказе указывает, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект с кадастровым номером 55:36:120308:3408.
Вместе с тем изложенному доводу дана правовая оценка в рамках дела N А46-7339/2019.
Так, в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А46-7339/2019 установлено, что:
- департаментом не оспаривается факт расположения объекта с кадастровым номером 55:36:120308:3268 на испрашиваемом земельном участке;
- согласно акту обследования от 04.07.2019 на земельном участке с кадастровым номером 55:36:150701:730 помимо объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:150701:3268, принадлежащего предпринимателю, расположены временные сооружения, а также железнодорожные пути, сведения о правообладателе которого у департамента отсутствуют, доказательства регистрации на них права собственности не представлены, на основании чего заинтересованным лицом заявление возвращено предпринимателю;
- суд первой инстанции правомерно исходил из того, что объект с кадастровым номером 55:36:120308:3408 представляет собой практически полностью разрушенное здание, в связи с чем департаментом при обследовании данный объект не обнаружен. Вместе с тем права на данный объект зарегистрированы за предпринимателем, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В части установления перечисленных выше обстоятельств постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А46-7339/2019 имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
В апелляционной жалобе применительно к изложенным обстоятельствам департамент ссылается положения статьи 235 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Действительно, установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что объект с кадастровым номером 55:36:120308:3408 представляет собой практически полностью разрушенное здание.
Вместе с тем в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", изложена правовая позиция о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Доказательств того, что зарегистрированное право на объект с кадастровым номером 55:36:120308:3408 кем-либо оспорено, утрачено предпринимателем, не представлено (например, с заявлением о признании отсутствующим права собственности предпринимателя на объект никто не обращался), в связи с чем отсутствуют основания для констатации отсутствующим права собственности предпринимателя на объект недвижимости.
Таким образом, оспариваемое распоряжение со ссылкой на то, что в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, на земельном участке отсутствует объект с кадастровым номером 55:36:120308:3408, является незаконным.
Кроме того, департамент во взаимосвязи с доводом об отсутствии объекта с кадастровым номером 55:36:120308:3408 указывает, что площадь испрашиваемого в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730 превышает нормативный размер земельного участка, установленный для размещения сооружения мазутохранилища с кадастровым номером 55:36:120308:3268.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения департамента от 29.12.2016 N 3812 "О предварительном согласовании предоставления ИП Миленину Е.Э. земельного участка" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 20 746 кв.м, образованного из квартала с номером 55:36:150701, расположенного в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3), Местоположение земельного участка установлено относительно мазутохранилища с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Барабинская, дом 42 (пункт 1 распоряжения).
Также на основании указанного распоряжения предпринимателю предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 20 746 кв.м, образованного из квартала с номером 55:36:150701, расположенного в границах территориальной зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3), Местоположение земельного участка установлено относительно мазутохранилища с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Барабинская, дом 42, в соответствии с прилагаемой схемой (пункт 2 распоряжения).
В соответствии с пунктом 4 распоряжения N 3812 условием предоставления земельного участка является обеспечение ИП Милениным Е.Э. выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 6 распоряжения определен срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка - 2 года.
В соответствии с правовым подходом, изложенным в пункте 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.
В связи с этим заявитель должен обосновать, что весь земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации и обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; 5) осуществление государственного кадастрового учета; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи.
Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка и подача заинтересованным лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка являются первыми этапами предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с документами, одним из которых является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Следовательно, земельным законодательством предусмотрено образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности путем утверждения схемы образования, которая должна быть подготовлена с учетом всех указанных условий, в том числе учитывать местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и содержать сведения о площади образуемого земельного участка.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, указываемая в схеме проектная площадь может отличаться от площади, полученной при проведении кадастровых работ (указано максимальное превышение по отношению к проектной площади - не более чем на 10%).
Согласно части 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается, в том числе площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (часть 14 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ препятствиями к утверждению схемы являются ее несоответствие форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Их совокупного толкования указанных норм следует, что уже на стадии утверждения схемы выявляются препятствия к ее утверждению, если при ее подготовке не учтены требования, которые влияют на площадь образуемого земельного участка.
При этом, как отмечено ранее, из материалов дела следует, что на основании распоряжения департамента от 29.12.2016 N 3812 "О предварительном согласовании предоставления ИП Миленину Е.Э. земельного участка" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 20 746 кв.м.
Кроме этого, в рамках дела N А46-5969/2021 судами сделаны выводы о том, что в целях эксплуатации двух объектов недвижимости ИП Миленину Е.Э. необходим земельный участок с кадастровым номером 55:36:150701:730 в той площади, в которой он сформирован, а именно 20 714 кв. м.; и о наличии оснований для взыскания стоимости неосновательного обогащения, исходя из площади земельного участка 20 714 кв. м.
Также в рамках рассмотрения настоящего дела определением Арбитражного суда Омской области от 23.03.2021 по делу назначена судебная экспертиза, производство экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и технической инвентаризации" Бондареву Вадиму Алексеевичу. На разрешение судебной экспертизы поставлен следующий вопрос: какова площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости: сооружение - мазутобаза, мазутохранилище, с кадастровым номером 55:36:120308:3268, по адресу г. Омск, ул. Барабинсая, д. 42; нежилое здание - теплая автостоянка для легковых автомашин, цех по выпуску керамзитобетонных блоков, с кадастровым номером 55:36:120308:3408, по адресу: ул. Барабинская, 44, с учетом их функционального назначения?
Экспертом заключено, что размер земельного участка с кадастровым номером 55:36:150701:730, площадью 20714 кв.м, является необходимым и достаточным для эксплуатации объектов недвижимости: сооружения - мазутобаза, мазутохранилище, с кадастровым номером 55:36:120308:3268, по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, д. 42; нежилого здания - теплая автостоянка для легковых автомашин, цех по выпуску керамзитобетонных блоков, с кадастровым номером 55:36:120308:3408, по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, д. 44, с учетом их функционального назначения и норм безопасной пожарной эксплуатации таких объектов.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, содержащие критику представленного в материалы дела экспертного заключения, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ). При этом в силу части 5 указанной статьи никакие доказательства, в том числе заключение эксперта, не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Экспертом описана методика проведенного исследования, указаны используемые нормативные и научно-технические документы, обосновано их применение. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, учитывая фактические обстоятельства дела, в материалы дела не представлено.
Таким образом, экспертное заключение по настоящему признается судом апелляционной инстанции допустимым и достоверным доказательством по делу.
Департамент о проведении повторной судебной экспертизы не заявлял, никаких доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представил.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
Способ восстановления прав предпринимателя заявителем жалобы не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-12378/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12378/2020
Истец: ИП Милинин Евгений Эдуардович
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: ООО "Региональный центр землеустройства и технической инвентаризации"