г. Чита |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А78-8741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 мая 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания Щелкановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 года по N А78-8741/2021 делу по исковому заявлению акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) к Комитету по имуществу администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501166483, ИНН 7536009390), Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067), Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.12.2007 по 30.11.2019 по адресу: г. Чита, ул. Войсковая, 12 кв.1, в размере 27775,21 руб., неустойки за период с 01.10.2015 по 30.04.2021 в размере 23938,20 руб., с последующим начислением по день фактической оплаты долга, начиная с 01.05.2021, задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.10.2018 по 19.02.2019 по адресу: г. Чита, мкр. Осетровка, 29 кв. 2, в размере 2745,26 руб., неустойки за период с 01.12.2018 по 30.04.2021 в размере 668,22 руб., с последующим начислением по день фактической оплаты долга, начиная с 01.05.2021, расходов по уплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании представителя АО "Читаэнергосбыт" (истца) Алексеевой О.В. по доверенности от 30.12.2021, представителя Комитета по управлению имуществом администрации городского округа город Чита (ответчика) Подушкиной Т.В. по доверенности от 09.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - истец, АО "Читаэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее - ответчик-1, Комитет по управлению имуществом), к Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита" (далее - ответчик-2, Комитет по финансам), Администрации городского округа "Город Чита" (далее - ответчик-3, Админстрация) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 30520,47 руб., пени в размере 24606,42 руб. с последующим начислением по день фактической оплаты суммы основного долга, начиная с 01.05.2021, расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены частично, с Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" в пользу акционерного общества "Читаэнергосбыт" взысканы: задолженность по оплате потребленной в помещении, расположенном по адресу: г. Чита, мкр. Осетровка, д.29, кв. 2, электрической энергии за период с 01.10.2018 по 19.02.2019 в размере 2745,26 руб., неустойка за период с 11.12.2018 по 30.04.2021 (исключая период с 06.04.2020 по 31.12.2020) в размере 668,22 руб., задолженность по оплате потребленной в помещении, расположенном по адресу: г. Чита, ул. Войсковая, д.12, кв. 1, электрической энергии за период с 01.08.2018 по 25.11.2019 в размере 4545,12 руб., неустойку за период с 11.10.2018 по 30.04.2021 (исключая период с 06.04.2020 по 31.12.2020) в размере 1049,37 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 360 руб., всего - 9367,97 руб. С 01.05.2021 взыскание неустойки с Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" в пользу акционерного общества "Читаэнергосбыт" решено производить в следующем порядке: с 01.05.2021 по 18.02.2022 производить взыскание неустойки, исчисленной на сумму неоплаченного долга (7290,38 руб.), в размере 1/130 ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России, действующей на день вынесения решения (9,5%), за каждый день просрочки; с 19.02.2022 по день фактического исполнения обязательства производить взыскание неустойки, исчисленной на сумму неоплаченного долга, в размере 1/130 ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России, действующей на дату исполнения решения, за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В иске к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", Администрации городского округа "Город Чита" отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что Комитет по финансам только осуществляет организационный процесс и контроль за надлежащим исполнением судебного акта. Полномочие финансовых органов по исполнению судебных актов не означает, что финансовые органы "производят оплату" всех исполнительных документов, предъявленных к исполнению.
Указывает, что администрация городского округа "Город Чита" является отдельным юридическим лицом, которая как казенное учреждение несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и именно она обладает властными полномочиями (в порядке п. 16 Постановления Пленума ВС РФ N 25 от 23.06.2015), а не комитет по финансам, являющийся структурным подразделением администрации и также носящий статус юридического лица в виде казенного учреждения.
Полагает, что истец должен был принять все меры для установления обязанного лица по оплате за потребленную услугу и имел возможность запросить у ответчиков сведения о нанимателях. Материалы дела не содержат обращений истца к ответчикам за получением таких сведений, и доказательств того, что ответчики препятствовали получению информации об отсутствии нанимателей или скрыли ее от истца.
Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что истец в течение всего спорного периода выставлял ответчикам платежные документы для внесения платы за коммунальные услуги. Таким образом, в связи с неисполнением истцом своей обязанности по выставлению платежных документов, основания для начисления неустойки отсутствуют. Поскольку, факт ненадлежащего исполнения потребителем (нанимателем) денежного обязательства не установлен до 18.02.2022 (может быть установлен только после 18.02.2022, дата установления судом надлежащего ответчика), ответчику необоснованно начислены пени, следовательно, в данном случае имеет место взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой услуги.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей ответчик-2 и ответчик-3 в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 09.10.2020 помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Войсковая, дом 12, квартира 1, принадлежат на праве собственности Городскому округу "Город Чита".
Истец в период с 01.12.2007 по 30.11.2019 осуществлял поставку электрической энергии по указанному адресу.
Как следует из выписки по лицевому счету 1039504805 задолженность за потребленную электроэнергию за период с 01.12.2007 по 25.11.2019 составляет 27775,21 руб.
За просрочку оплаты задолженности истцом начислена неустойка с 01.10.2015 по 30.04.2021 в размере 23938,20 руб. в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 09.10.2020 помещение, расположенные по адресу: Забайкальский край, мкр. Осетровка, дом 29, квартира 2 принадлежит на праве собственности Городскому округу "Город Чита".
Истец в период с 01.10.2018 по 19.02.2019 осуществлял поставку электрической энергии по указанному адресу.
Как следует из выписки по лицевому счету 1055613368 задолженность за потребленную электроэнергию за период с 01.10.2018 по 19.02.2019 составляет 2745,26 руб.
За просрочку оплаты задолженности истцом начислена неустойка с 01.12.2018 по 30.04.2021 в размере 668,22 руб. в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что объектами энергоснабжения являются многоквартирные жилые дома, в которых жилые помещения (квартиры) (далее - спорные помещения) в соответствующие периоды были не заселены (пустующий фонд). Истец полагая, что обязанности по оплате за услугу энергоснабжения по пустующему муниципальному жилому фонду, возложены на Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" направил ответчику претензию на оплату коммунального ресурса, поставленного в многоквартирные дома.
Ответчик оплату поставленного ресурса не произвел, на претензию истца не ответил, в связи с чем, истец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 8, 162, 195, 196, 199, 202, 207, 210, 309, 314, 401, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30, пункта 5 части 3 статьи 67, 153, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6, 158, пунктами 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, учел правовую позицию, сформулированную в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29 сентября 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 14344/10, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.11.2012 N 9021/12, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.07.2017 N 20-П.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации и третьему абзацу статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С момента заселения жилых помещений в муниципальном жилищном фонде обязанность по несению таких расходов возлагается на нанимателя либо арендатора жилого помещения (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что квартиры, расположенные по адресу г. Чита, ул. Войсковая, 12-1, мкр. Осетровка, 29-2 принадлежат на праве собственности муниципальному образованию городской округ "Город Чита".
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных размеров пеней не допускается.
Установив факт поставки истцом электрической энергии ответчику по спорным объектам с применением срока исковой давности суд установил, что задолженность составляет по ул. Войсковая, 12-1 - 4545,12 руб., по мкр. Осетровка, 29 - 22745,26 руб., в отсутствие в материалах дела доказательств своевременной оплаты принятой электрической энергии, суд первой инстанции законно и обосновано взыскал с ответчика сумму пени за просрочку платежа за период с 11.10.2018 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 30.04.2021 в размере 1049,37 руб. по ул. 9 Войсковая, 12-1, за период 11.12.2018 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 30.04.2021 в размере 668,22 руб. по мкр. Осетровка, 29-2.
Таким образом, требование о взыскании задолженности с Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" по уплате задолженности по оплате, потребленной в помещении, расположенном по адресу: г. Чита, мкр. Осетровка, д.29, кв. 2, электрической энергии за период с 01.10.2018 по 19.02.2019 в размере 2745,26 руб., неустойки за период с 11.12.2018 по 30.04.2021 (исключая период с 06.04.2020 по 31.12.2020) в размере 668,22 руб. и по уплате задолженность по оплате, потребленной в помещении, расположенном по адресу: г. Чита, ул. Войсковая, д.12, кв. 1, электрической энергии за период с 01.08.2018 по 25.11.2019 в размере 4545,12 руб., неустойки за период с 11.10.2018 по 30.04.2021 (исключая период с 06.04.2020 по 31.12.2020) в размере 1049,37 руб., являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в данной части.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Комитет по финансам не является надлежащим ответчиком по делу, судом апелляционной инстанции рассмотрен, однако признан необоснованным.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
В силу статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Чита", созданный в целях обеспечения на территории городского округа "Город Чита" проведения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществлением функций по составлению проекта и казначейскому исполнению бюджета городского округа, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по управлению финансами (пункты 1, 2 Положения о комитете по финансам администрации городского округа "Город Чита" (с изменениями на 30 сентября 2021 года).
Пунктом 13.7 Положения о комитете по финансам администрации городского округа "Город Чита" предусмотрено, что задачами Комитета по финансам является осуществление исполнения судебных актов, решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа, средства бюджетных, автономных учреждений, открытие и ведение лицевых счетов которых осуществляет комитет по финансам.
В соответствии с разделом III Положения о комитете по финансам администрации городского округа "Город Чита" комитет по финансам организует исполнение бюджета городского округа "Город Чита" в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу пункта 15.9 Положения о комитете по финансам администрации городского округа "Город Чита" комитет по финансам выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах от имени городского округа, администрации городского округа и комитета по финансам в качестве истца или ответчика в защиту интересов городского округа по вопросам, относящимся к компетенции комитета по финансам.
Суд первой инстанции верно указал, что на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования городской округ "Город Чита".
Таким образом, долг правильно взыскан судом с муниципального образования городской округ "Город Чита" в лице комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" за счет средств соответствующего бюджета, в удовлетворении требований к Комитету по имуществу администрации городского округа "Город Чита" и Администрации городского округа "Город Чита" отказано верно.
Доводы ответчика о необоснованном удовлетворении требований о взыскании неустойки, с учетом того, что счета на оплату истцом в адрес комитета по финансам в спорный период не направлялись, судом рассмотрены, оценены критически, поскольку обязанность по оплате возникает не в силу направления платежных документов, а в силу факта потребления ответчиком ресурса.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принимает доводы комитета по финансам о недоказанности истцом объема поставленного ресурса в связи с округлением объемов электрической энергии до целого числа, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, объем потребления электроэнергии соответствует произведению объема на тариф, при этом тариф за потребленную электроэнергию установлен за 1 кВт.ч.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 года по делу N А78-8741/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8741/2021
Истец: АО ЧИТАЭНЕРГОСБЫТ, КОМИТЕТ ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЧИТА
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЧИТА