город Ростов-на-Дону |
|
25 октября 2022 г. |
дело N А32-4825/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "Титановые инвестиции" посредством веб-конференции: Коваленко О.П. по доверенности от 01.07.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.08.2022 по делу N А32-4825/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Титановые Инвестиции" (ИНН 7709956455, ОГРН 1147746689265)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
при участии третьего лица: временного управляющего ООО "Титановые инвестиции" Лаптева Алексея Евгеньевича
о признании незаконным и отмене требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Титановые Инвестиции" (далее - заявитель, общество, ООО "Титановые Инвестиции") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене требования от 19.12.2019 N 128/19122019-1/06 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в части доначисления в размере 479 086 701,16 руб., а также о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "Титановые Инвестиции" Лаптев Алексей Евгеньевич.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2021, заявленные требования удовлетворены, требование управления от 19.12.2019 N 128/19122019-1/06 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в части доначисления в размере 479 086 701,16 руб., признано недействительным как не соответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 225 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", судом распределены судебные расходы.
Постановлением от 03.12.2021 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал, что неполную оценку суда получили доводы управления о наличии у общества 37 631 054 рубля 60 копеек задолженности, начисленной им самим к уплате по декларации. Не получил надлежащей оценки и довод о том, что после получения лимитов на размещение отходов общество разместило ряд отходов в 3 и 4 кварталах, но плату за это не внесло. При установленных судом обстоятельствах остались невыясненными основания признания недействительным требования управления в части предложения уплатить 37 603 064 рубля 08 копеек. Суд признал начисленным в отсутствие законных оснований 27 980 рублей 52 копеек (разность между начисленными и уплаченными платежами и начисленными в отсутствие законных оснований платежами составляет 37 603 064 рубля 08 копеек). Причины признания недействительным требования управления в этой части суд не указал. Суд также неполно указал мотивы отклонения довода управления об отсутствии у общества права применения коэффициента 0,3 в связи с нарушением им условий, установленных частью 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Поскольку выводы суда о величине незаконно начисленной управлением платы за отходы основаны на неполной проверке всех оснований включения в требование управления сумм платежей, а у кассационной инстанции отсутствуют полномочия по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств и выявлению причин образовавшейся разности в размере платежей за отходы, обжалуемые судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2022 заявленные требования удовлетворены, требование управления от 19.12.2019 N 128/19122019-1/06 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в части доначисления в размере 479 086 701,16 руб., признано недействительным как не соответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 225 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", судом распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом в нарушение требований постановления N 255 расчет платы за размещение отходов производства и потребления с 01.01.2018 по 05.07.2018 произведен без учета коэффициента к ставке платы 5 за отходы, размещенные сверх лимита, и с использованием стимулирующего коэффициента 0,3 в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Общество не предпринимало попыток утверждения нормативов на отдельные виды отходов в соответствии с Порядком N 50. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение получены обществом только 06.07.2018.
Общество в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, учреждением в 2019 году была представлена декларация за 2018 год о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Сумма платы по декларации составила 51 350 761,29 руб., в том числе плата за размещение отходов производства и потребления в сумме 51 112 788,05 руб. и плата за выбросы в пределах ПДВ 237 973,24 руб.
Обществом самостоятельно произведена оплата п/п N 5384 от 30.07.2019 в сумме 4 219 706,69 руб. (с учетом изменения назначения платежа платеж НВОС за 2018 г. за размещение отходов производства), п/п N 6390 от 13.08.2019 на сумму 237 973,24 руб. (за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками), п/п N 6389 от 13.08.2019 на сумму 9 262 0126,76 руб. (платеж за НВОС за 2018 год за размещение отходов производства).
Управлением была проведена проверка представленной декларации за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 и составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 7 от 16.12.2019.
В указанном акте административный орган сделал вывод, что при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления (КБК 04811201041016000120) в сумме 51 112 788,05 руб. за период с 01.01.2018 по 05.07.2018 обществом неправомерно произведен расчет без учета коэффициента к ставке платы 5 за отходы, размещенные сверх лимита и с использованием стимулирующего коэффициента 0,3. Основанием доначисления платы стало то, что обществом нормативы образования отходов и лимитов на их размещение получены 06.07.2018. Данный факт подтвержден письмом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 06.07.2018 N 1231.
Вышеуказанное нарушение привело к занижению начисленной суммы платы на 479 086 701,16 руб. С учетом уплаченной обществом суммы платежей за размещение отходов производства, сумма недовнесенного платежа составила 516 717 755,76 руб.
В адрес общества управлением направлено требование от 19.12.2019 N 128/19122019-1/06 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 516 717 755,76 рублей.
Не согласившись с выставленным требованием об уплате доначисленной суммы платы за размещение отходов производства и потребления (КБК 04811201041016000120) в сумме 516 717 755,76 руб., общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании 4 ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии со статьей 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России N 3 от 09.01.2017 (далее - Порядок N 3) настоящий Порядок устанавливает правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
Пунктом 2 Порядка N 3 предусмотрено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Согласно пояснению к Порядку N 3 и действовавшему в рассматриваемый период: в столбце 25 (Раздела 3) по каждому наименованию вида отхода в столбце 2, указывается сумма платы (в рублях), исчисленная за фактическое размещение отходов в размерах значений показателя, данного в строке столбца 14, превышающего установленный лимит на размещение отходов в соответствии с КЭР либо превышающего количества, указанные в декларации НВОС, отчетности об отходах.
Пунктом 37 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правил N 255) установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно требований пункта 20 Правил N 255 плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами (Псл), рассчитывается по определенной формуле:
где: Мслj - платежная база за размещение отходов j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между массой или объемом размещенных отходов и массой или объемом установленных лимитов на их размещение, тонна (куб. м);
Ксл - коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также с превышением объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 5.
Пунктом 8 Правил N 255 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил N 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы); в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" настоящего пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции изучил структуру оспариваемого требования, а также дополнительно представленные сторонами расчеты, и установил следующее.
Из материалов дела видно, что оспариваемое требование состоит из следующих граф:
Графа "Код бюджетной классификации": специальный реквизит из 20-ти чисел, необходимый для перечисления денег в бюджет. КБК 048 112 01 04 101 6000 120 - "Плата за размещение отходов производства (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ). Основание: Приложение N 1 к Федеральному закону от 16.10.2019 N 332-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2018 год".
Графа "Наименование кода бюджетной классификации": расшифровка предыдущей графы.
Графа "ОКТМО": Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК 033-2013 входит в состав национальной системы стандартизации РФ. ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории РФ муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение. Основание: введение к "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 3. Южный федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст): ОКТМО 35706000001 (г. Армянск). Номер ОКТМО указанному муниципальному образованию присвоен в подразделе "Населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований Республики Крым" раздела N 2 "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 3. Южный федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст).
Графа "Сумма задолженности, рублей": расчет производился на основании п. 20 Правил N 255.
Требование управления от 19.12.2019 N 128/19122019-1/06 содержит требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 516 717 755,76 руб. Начисление требования производилось согласно Приложению N 1 к Акту проведения контроля за исчислением платы за НВОС N 7 от 16.12.2019 и структурно-математически выглядит следующим образом: 504 626 913,51 руб. (за 1-2 квартал, без лимитов и с коэф. "5") + 25 572 575,69 руб. (в пределах лимита и сверх лимита) = 530 199 489,20 руб.
Из материалов дела следует, что ООО "Титановые инвестиции" подало декларацию за 2018, рассчитав и задекларировав плату за НВОС в размере 51 112 788,045 руб. Далее, ООО "Титановые инвестиции" из суммы, указанной в декларации (51 112 788,045 руб.), добровольно оплатило лишь часть, а именно 13 719 706,69 руб. (9 262 026,76 + 4 219 706,69 + 237 973,24), согласно платежным поручениям, имеющимся в материалах дела. При этом платеж в сумме 237 973,24 руб. вносился за атмосферный воздух, претензий по которому у управления не имелось, ввиду чего в сумму требования он не засчитывался.
С учетом указанной суммы декларации в размере 51 112 788,045 руб. и добровольной оплаты в сумме 13 719 706,69 руб. управление произвело следующую математическую операцию: 530 199 489,209 руб. - 13 719 706,69 руб. + 237 973,24 руб. (атмосферный воздух) = 516 717 755,76 руб. (размер требования).
Общество из суммы, указанной в декларации (51 112 788,045 руб.), добровольно оплатило лишь часть, а именно 13 719 706,69 руб.
ООО "Титановые инвестиции" признают недоплату в размере 37 631 054,60 руб. (51 112 788,045 руб. - 13 481 733,45 руб. = 37 631 054,60 руб.).
Следовательно, требование обжалуется не в полном размере, а лишь в части, превышающей 37 631 054,60 руб.: заявитель из общей суммы требования 516 717 755,76 руб. вычитает неоплаченную и признаваемую часть 37 631 054,60 руб. = 479 086 701,16 руб. (обжалуемая часть требования).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что предметом оспаривания по настоящему делу является требование управления от 19.12.2019 N 128/19122019-1/06 в части доначисления и довнесения в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 479 086 701,16 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
По результатам изучения расчета заявителя, положенного в основу декларации, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
ООО "Титановые инвестиции" декларирует сумму в размере 51 112 788,045 руб. Все переменные, из которых общество высчитывает указанную сумму, поименованы в столбцах раздела 3 декларации:
1.Размещение основного отхода.
Размещение основного отхода в Кислотонакопитель (ОКТМО 35706000): Стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси (промышленные стоки предприятия (жидкие отходы)): 233 138 342 тонн*663,2 руб. *0,3 = 46 385 204,52 руб. (233 138,342 тонн - стр. 113 Декларации; строчка страницы 26; столбец 12; раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления; 663,2 руб. - ставка установлена пп. 4 п. III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах").
Размещение основного отхода в Кислотонакопитель (ОКТМО 35706000): Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (хозбытовые стоки предприятия (жидкие отходы)): 5 014,458 тонн*663,2 руб. *0,3 = 997 676,56 руб. (5 014,458 тонн - стр. 113 Декларации; строчка страницы 27; столбец 12; раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления; 663,2 руб. - ставка установлена пп. 4 п. III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
2. Размещение остальных отходов.
Отходы 4 класса опасности: 13 118,703 тонн*663,2 руб. *0,3 = 2 610 097,15 руб. (Сумма без повышающего коэффициента) (307,797 тонн* 663,2 руб. *5 = 1 020 654,85 руб.) (Сумма с применением повышающего коэффициента "5"). Всего по 4 классу опасности: 13 426,5 тонн = (Сумма без повышающего коэффициента + Сумма с применением повышающего коэффициента "5") 3 630 751,99 руб. (13 426,5 тонн - масса отходов 4 класса опасности: 8 765,4 + 907,8 + 414 + 65,6 + 8,7 + 3,9 + 2,7 + 35,6 + 35,3 + 2 + 8 + 2 829,4 + 295,8 + 52,3 (тонн) - стр. 111 по 113 Декларации; строчки страниц с 10 по 25; столбец 12; раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления; 663,2 руб. - ставка установлена пп. 4 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах").
Отходы 5 класса опасности: 720,919 тонн*17,3 руб. *0,3 = 3 741,57 руб. (Сумма без повышающего коэффициента), 935,681 тонн*17,3 руб. *5 = 80 936,41 руб. (Сумма с применением повышающего коэффициента "5"). Всего по 5 классу опасности: 1 656,6 тонн = (Сумма без повышающего коэффициента + Сумма с применением повышающего коэффициента "5") 84 677,98 руб.
(1 656,6 тонн - масса отходов 5 класса опасности: 30,4 + 10,5 + 43,7+ 87,1+ 2,4 + 35,1 + 90,2 + 94,7 + 1,4 + 33,1 + 0,7 + 0,1 + 653,1 +1 + 4,1 + 3,2 + 0,1 + 553,5 + 12,2 (тонн) - стр. 113 по 115 Декларации; строчки страниц с 28 по 48; столбец 12; раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления; 17,3 руб. - ставка установлена пп. 5 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах").
Отходы 3 класса опасности: 27,635 тонн (Сумма без повышающего коэффициента по 3 классу опасности) = 11 001,5 руб. (27,635 тонн: 4,945 + 1,364 +19,070 + 1,880 + 0,084 + 0,260 + 0,032 - стр. 111 Декларации; строчки страниц с 3 по 9; столбец 12; раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления; 1 327 руб. - ставка установлена пп. 3 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах").
Отходы 2 класса опасности: 5,821 тонн (Сумма без повышающего коэффициента по 2 классу опасности) = 3 475,49 руб. (5,821 тонн - стр. 111 Декларации; строчка страницы 2; столбец 12; раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления; 1 990,2 руб. - ставка установлена пп. 2 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах").
Размещение остальных отходов всего: 3 630 751,99 + 84 677,98 + 11 001,5 + 3 475,49 = 3 729 906,96 руб.
Итого: 46 385 204,52 руб. + 997 676,56 руб. + 3 630 751,99 руб. + 84 677,98 руб. + 11 001,5 руб. + 3 475,49 руб. = 51 112 788,045 руб.
Управление с указанным расчетом согласно, возражений не представило.
По результатам изучения расчета управления, положенного в основу требования, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно приложению N 1 к акту проведения контроля за исчислением платы за НВОС N 7 от 16.12.2019:
1.Размещение основного отхода всего:
1.1 Размещение основного отхода в Кислотонакопитель (ОКТМО 35706000): Стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси (промышленные стоки предприятия (жидкие отходы)) 141 309,510 тонн*663,2 руб. *5 = 468 582 335,160 руб. (первое полугодие без лимита), 118 950,300 тонн*663,2 руб. *0,3 = 23 666 351,69 руб. (второе полугодие в пределах лимита) (141 309,510 тонн - строчка 23; столбец 8 Приложения N 1 к Акту; 118 950,300 тонн - строчка 23; столбец 16 Приложения N 1 к Акту; 663,2 руб. - ставка установлена пп. 4 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"). Всего размещено основного отхода: Стоки производства диоксида титана и железоокисных пигментов в смеси (промышленные стоки предприятия (жидкие отходы) 260 259,81 тонн (Сумма с применением повышающего коэффициента "5" = 468 582 335,160 руб. + Сумма без повышающего коэффициента = 23 666 351,69 руб.) = 492 248 686,85 руб.
1.2 Размещение основного отхода в Кислотонакопитель (ОКТМО 35706000): Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (хозбытовые стоки предприятия (жидкие отходы)) 3 100,990 тонн*663,2 руб. *5 = 10 282 882,84 руб. (первое полугодие без лимита), 2 496,810 тонн*663,2 руб. *0,3 = 496 765,32 руб. (второе полугодие в пределах лимита) (3 100,990 тонн - строчка 24; столбец 8 Приложения N 1 к Акту; 2 496,810 тонн - строчка 24; столбец 16 Приложения N 1 к Акту; 663,2 руб. - ставка установлена пп. 4 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"). Всего размещено основного отхода: Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (хозбытовые стоки предприятия (жидкие отходы) 5 597,8 тонн (Сумма с применением повышающего коэффициента "5" = 10 282 882,84 руб. + Сумма без повышающего коэффициента = 496 765,32 руб.) = 10 779 648,16 руб.
2. Остальные отходы.
2.1 Отходы 2 класса опасности: 3,112 тонн*1 990,2 руб. *5 = 30 967,51 руб. (первое полугодие без лимита), 2,709 тонн*1 990,2 руб. *0,3 = 1 617,44 руб. (второе полугодие в пределах лимита) (3,112 тонн - строчка 1; столбец 8 Приложения N 1 к Акту; 2,709 тонн - строчка 1; столбец 16 Приложения N 1 к Акту; 1 990,2 руб. - ставка установлена пп. 2 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"). Всего размещено отхода 2 класса опасности: 5,821 тонн (Сумма с применением повышающего коэффициента "5" = 30 967,51 руб. + Сумма без повышающего коэффициента = 1 617,44 руб.) = 32 584,95 руб.
2.2 Отходы 3 класса опасности: 0,082 тонн*1 327 руб.*5 = 544,07 руб. (первое полугодие без лимита), 27,543 тонн*1 327 руб. *0,3 = 10 964,87 руб. (второе полугодие в пределах лимита) (0,082 тонн - строчка с 2 по 8; столбец 8 Приложения N 1 к Акту; 27,543 тонн - строчка с 2 по 8; столбец 16 Приложения N 1 к Акту; 1 327 руб. - ставка установлена пп. 2 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"). Всего размещено отхода 3 класса опасности: 27,625 тонн (Сумма с применением повышающего коэффициента "5" = 544,07 руб. + Сумма без повышающего коэффициента = 10 964,87 руб.) = 11 508,94 руб.
2.3 Отходы 4 класса опасности: 7 749,797 тонн*663,2 руб.*5 = 25 698 326,85 руб. (сумма с применением повышающего коэффициента "5" без лимитов), 5 611,154 тонн*663,2 руб. *0,3 = 1 116 395,20 руб. (сумма без повышающего коэффициента в пределах лимита), 65,933 тонн*663,2 руб. *5 = 218 633,83 руб. (сумма с применением повышающего коэффициента "5" сверхлимита) (7 749,797 тонн - строчка с 9 по 22; столбец 8 Приложения N 1 к Акту; 5 611,154 тонн - строчка с 9 по 22; столбец 16 Приложения N 1 к Акту; 65,933 тонн - строчка с 9 по 22; столбец 18 Приложения N 1 к Акту; 663,2 руб. - ставка установлена пп. 4 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"). Всего размещено отхода 4 класса опасности: 13 426,884 тонн (сумма с применением повышающего коэффициента "5" без лимитов = 25 698 326,85 руб. + сумма без повышающего коэффициента в пределах лимита = 1 116 395,20 руб. + сумма с применением повышающего коэффициента "5" сверхлимита = 218 633,83 руб.) = 27 033 355,88 руб.
2.4 Отходы 5 класса опасности: 368,29 тонн*17,3 руб. *5 = 31 857,08 руб. (сумма с применением повышающего коэффициента "5" без лимитов), 705,755 тонн*17,3 руб. *0,3 = 3 662,88 руб. (сумма без повышающего коэффициента в пределах лимита), 672,653 тонн*17,3 руб. *5 = 58 184,48 руб. (сумма с применением повышающего коэффициента "5" сверхлимита) (368,29 тонн - строчка с 25 по 43; столбец 8 Приложения N 1 к Акту; 705,755 тонн - строчка с 25 по 43; столбец 16 Приложения N 1 к Акту; 672,653 тонн - строчка с 25 по 43; столбец 18 Приложения N 1 к Акту; 17,3 руб. - ставка установлена пп. 5 п.III "Ставки платы при размещении отходов" в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"). Всего размещено отхода 5 класса опасности: 1 746,698 тонн (сумма с применением повышающего коэффициента "5" без лимитов = 31 857,088 руб. + сумма без повышающего коэффициента в пределах лимита = 3 662,88 руб. + сумма с применением повышающего коэффициента "5" сверхлимита = 58 184,48 руб.) = 93 704,44 руб.
Остальные отходы всего: 32 584,95 + 11 508,94 + 27.033.355,88 + 93 704,44 = 27.171.154,21 руб. Итого с основными отходами: 492 248 686,85 руб. + 10 779 648,16 руб. + 32 584,95 руб. + 11 508,94 руб. + 27 033 355,88 руб. + 93 704,44 руб. = 530.199.489,209 руб.
Таким образом, с учетом добровольной оплаты заявителем расчет заинтересованного лица, положенный в основу оспариваемого требования, выглядит следующим образом: 530 199 489,209 руб. - 13 481 733,45 руб. (добровольно оплачено) = 516 717 755,76 руб.
Из акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду следует, что обществу вменяется не применение повышающего коэффициента 5 в связи с отсутствием утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Данный порядок определен Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 50 (в редакции, действовавшей в спорный период) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением документов, указанных в пункте 7 Порядка.
В пункте 11 Порядка N 50 указаны основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, включая: наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка; отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком N 792; превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов, и лимитов на их, размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. При этом, действующее законодательство не устанавливает какого-либо специального переходного периода для разработки и установления нормативов и лимитов для предприятий, действующих на территории Республики Крым в связи с истечением срока действия ранее утвержденных уполномоченными органами Украины нормативов и лимитов.
Согласно статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ до 1 января 2020 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона (запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов), не распространяется на объекты размещения отходов, созданные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также допускается эксплуатация указанных объектов в границах населенных пунктов на территории Республики Крым и в границах города федерального значения Севастополя.
В соответствии с названным Порядком N 50, Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, субъект предпринимательской деятельности вправе разработать самостоятельные отдельные проекты на каждый конкретный вид отходов либо класс опасности отходов.
Как следует из материалов дела, срок действия ранее установленных Министерством экологии и природных ресурсов Украины лимитов, согласно разрешению от 06.06.2013 N 57, истек 31.12.2014.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество неоднократно обращалось в Минприроды для утверждения ПНООЛР и получало отказы (письма от 04.08.2015, от 23.03.2016), в том числе, по причине отсутствия указанных объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов. Оценивая причины отказа в их утверждении, суд установил, что нормативы и лимиты не были своевременно утверждены по независящим от общества причинам, в том числе, в силу длительности административных процедур.
Отклоняя доводы управления о необходимости применения повышающего коэффициента, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанная мера предполагает недобросовестное поведение субъекта, направленное на уклонение от установления нормативов и лимитов и, в любом случае, представляет собой меру ответственности за подобное недобросовестное поведение.
Также суд первой инстанции указал, что из акта проведения контроля N 7 не следует, что исходные данные для вычисления суммы платы за размещение отходов производства и потребления в декларации проверены или оспорены управлением, тогда как в соответствии с п. 38 Правил N 255 предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы. При проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 255, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Вместе с тем, из акта проведения контроля N 7 следует лишь, что сумма платы за размещение отходов производства и потребления в декларации произведена без учета коэффициента к ставке платы 5 за отходы, размещенные сверх лимита и с использованием стимулирующего коэффициента 0,3. Никаких иных выводов и арифметического расчета акт не содержит. По существу управлением взяты за основу данные общества без их проверки и анализа и к рассчитанной сумме применен коэффициент 5.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем правомерно задекларирована сумма платы за размещение отходов производства и потребления с учетом коэффициента 0,3 в размере 51 112 788,05 рублей.
Поскольку на момент проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и вынесения оспариваемого требования заявителем оплачена сумма в размере 13 481 733,45 рублей, управление должно было выставить требование только на неуплаченную заявителем сумму в размере 37 631 054,60 руб.
Кроме того, при анализе данных учета общества в области обращения с отходами за 1-4 кварталы 2018 и за 2018 год суд первой инстанции установил, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в представленном в материалы дела расчете произведен расчет платежа НВОС за отходы, образованные в 3 и 4 кварталах 2018 года, которые не образовывались и не направлялись на размещение в ОРО (отходы от зачистки емкостей склада мокрого хранения сульфата железа, отходы асбеста в кусковой форме), следовательно у общества не могло возникнуть обязанности по расчету платы, за исключением количества отходов, находящегося на накоплении.
Также судом установлено, что управлением ошибочно проведен расчет, которым определена масса образовавшихся за 2 квартал (1 и 2 квартал 2018 года) отходов с учетом утилизированных/обезвреженных/ использованных по отходу: опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, код по ФККО 30529111205, V класс опасности (строка 25); отходы полиэтиленовой тары незагрязненные, код по ФККО 43411004515, V класс опасности, (строка 33).
Исходя из изложенного, управлением при расчете платы по указанным выше отходам завышены суммы требования на 27 980,52 руб. (7427,35 + 20 482,93 + 69,2 + 1,038), что заинтересованным лицом в ходе рассмотрения дела документально не опровергнуто.
В нарушение ч. 1 статьи 65, ч. 5 статьи 200 АПК заинтересованное лицо не доказало обоснованность и законность оспариваемого требования в части начисления задолженности в сумме 479 086 701,16 руб. (516 717 755,76 руб. - 37 631 054,60 руб.). Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в указанной части оспариваемое требование является недействительным, поскольку нарушает права заявителя и не соответствует действующему законодательству.
Требования общества подлежат удовлетворению в оспоренной части в размере доначисления задолженности в сумме 479 086 701,16 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт несвоевременного утверждения нормативов и лимитов отходов по независящим от общества причинам, в том числе, в силу длительности административных процедур, помимо прочего, установлен судами по делу N А83-3255/2018 (2016 год) и N А83-5376/2019 (2017 год).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2022 по делу N А32-4825/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4825/2020
Истец: ООО "Титановые Инвестиции" в лице Армянского филиала "Титановые Инвестиции"
Ответчик: Южное межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор), Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: ООО Временный управляющий "Титановые инвестиции" Лаптев Алексей Евгеньевич, ООО " Титановые Инвестиции"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17504/2022
17.08.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4825/20
03.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11971/2021
23.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14058/2021
10.06.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4825/20