город Ростов-на-Дону |
|
26 октября 2022 г. |
дело N А53-44337/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А., при участии представителя истца: Шириновой С.А. по доверенности от 01.07.2022, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БК-Алпроф" (ИНН 6142017970, ОГРН 1036142001477)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 по делу N А53-44337/2020
по иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227)
к обществу с ограниченной ответственностью "БК-Алпроф" (ИНН 6142017970, ОГРН 1036142001477)
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БК-Алпроф" (далее - ответчик, общество) о взыскании 91834,39 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм допустимых концентраций по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 14.01.2019 N 852БК за период с 01.12.2019 по 01.04.2020, 7794,67 руб. пеней за период с 03.04.2020 по 25.12.2020, а также пеней на общую сумму задолженности 91834,39 руб., начиная с 26.12.2020 по день фактической оплаты задолженности, из расчета 1/130 действующей на день фактической оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 по делу N А53-44337/2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суд Северо-Кавказского округа от 06.12.2021 решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу N А53-44337/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела судам надлежит установить, может ли ответчик считаться надлежащим образом извещенным о проведении отбора проб 17.12.2019 с учетом фактических обстоятельств проведения такой проверки, выяснить, нарушение каких именно нормативов вменяет истец ответчику, с учетом чего определить применимые нормы материального права и нормативы; в случае отсутствия установленных в спорный период муниципальным органом в надлежащем порядке нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод обсудить возможность применения к спорным правоотношения сторон положений абзаца второго пункта 7 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" в редакции, действующей на момент проведения проверок, об использовании минимального значения предельно допустимых концентраций при отсутствии утвержденных нормативов.
На новом рассмотрении решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 с общества с ограниченной ответственностью "БК-Алпроф" в пользу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" взыскано 67186,97 руб. задолженности, 28119,03 руб. пени, а также пени на общую сумму задолженности 67186,97 руб., из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, по дату фактической оплаты долга.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "БК-Алпроф" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО "БК-АЛПРОФ" не было своевременно оповещено, не знало и не могло знать об отборе проб сточных вод, который состоялся 17.12.2019, а также на некорректность расчета с применением коэффициента 1,08.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца дал дополнительные пояснения по существу спора, просил решение суда оставить без изменения.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.01.2019 между предприятием (ресурсоснабжающая организация) и обществом (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 852 БК (далее - договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную холодную (питьевую) воду и осуществлять прием в канализационную сеть сточных вод, а абонент обязался оплачивать полученную воду и услуги по приему сточных вод.
Условиями названного договора в обязанности истца как ресурсоснабжающей организации включено, в частности, систематическое проведение контроля состава и свойств сточных вод, а в обязанности ответчика как абонента - соблюдение условий и режимов водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимитов водопотребления и водоотведения по качеству сточных вод, установленных правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией ресурсоснабжающей организации; осуществление контроля за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации ресурсоснабжающей организации сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения; исключение сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу правилами, действующим законодательством и иными нормативными актами (пункты 1.1, 2.1.2, 2.3.7, 2.3.18 договора).
В порядке контроля предприятием произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком в систему коммунальной канализации г. Белая Калитва Ростовской области по адресу: 17.12.2019 - г. Белая Калитва, ул. Совхозная, 2, 15.01.2020 - г. Белая Калитва, ул. Заводская, 1, о чем составлены соответствующие акты N 53БК от 17.12.2020, N 66БК от 15.01.2020. Отборы проб произведены из контрольных канализационных колодцев ответчика, определенного на согласованных сторонами схемах.
Пробы в соответствии с актами отбора проб направлены в аккредитованную экоаналитическую лабораторию ООО НИЦ "ПРОМЭКС" (аттестат аккредитации от 11.12.2015 N RA RU 517899).
В результате лабораторного анализа проб установлено превышение максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Истец направил в адрес ответчика уведомление и счета на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимых концентраций на общую сумму 91834,39 руб. (за период с 01.12.2019 по 01.04.2020).
По причине неоплаты выставленного счета обществу направлена досудебная претензия, требования которой оставлены без финансового удовлетворения.
Поскольку ответчик не внес указанную плату, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На новом рассмотрении истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 159021,36 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм допустимых концентраций по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 14.01.2019 N 852 БК за период с 01.12.2019 по 01.04.2020, пени за период с 03.04.2020 по 31.03.2022 в размере 49121,96 руб., пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ Российская Федерация, действующей на день фактической оплаты, от суммы 67186,97 руб. за каждый день просрочки, начиная со следующего дня по окончанию действия моратория, введенного Постановление Правительства Российская Федерация от 28.03.2022 N 497, до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория (т. 2, л.д. 64-69).
При принятии обжалуемого решения, Арбитражный суд Ростовской области руководствовался следующим.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подлежат правовому регулированию общими нормами обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, специальному регулированию главы 30, поскольку возникают из правоотношений в сфере потребления энергоресурса, специальному регулированию положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пп. и) пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно пп. г) п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно, приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Суд кассационной инстанции указал, в случае отсутствия установленных в спорный период муниципальных органом в надлежащем порядке нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод обсудить возможность применения к спорным правоотношениям сторон положений абзаца второго пункта 7 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" в редакции, действующей на момент проведения проверок, об использовании минимального значения предельно допустимых концентраций при отсутствии утвержденных нормативов.
В соответствии с абзацем вторым пункта 7 Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" в редакции, действующей на момент проведения проверок, следует, что нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ (нормативы допустимых сбросов) содержат массу веществ и предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК) в сточных водах, максимально допустимые к отведению после очистки в установленном режиме в единицу времени в водные объекты с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте, устанавливаемые для организации ВКХ или абонента. При этом для веществ, не вошедших в нормативы допустимого сброса организации ВКХ или абонента, осуществляющего сброс сточных вод после очистки в водные объекты, применяются ПДК в водоемах рыбохозяйственного или хозяйственно-питьевого пользования (по минимальному значению ПДК).
В связи с этим применяются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения, установленных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Водный объект, в который ответчик производит сброс очищенных сточных вод, является водоемом рыбохозяйственного пользования.
В соответствии с вышеизложенным истцом произведен скорректированный расчет.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм ДК в соответствии по объектам ответчика:
- за период с 01.12.2019 по 01.03.2020 по адресу: г. Белая Калитва, ул. Совхозная, 2 составляет 21000,25 руб.;
- за период с 01.01.2020 по 01.04.2020 по адресу: г. Белая Калитва, ул. Заводская, 1 составляет 138021,11 руб.
Общая плата за сброс загрязняющих веществ составляет 159021,36 руб.
Пунктом 26 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348, установлено, что при отсутствии у абонентов средств измерений сточных вод расчет платы абонента за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ рассчитывается следующим образом: при сбросе абонентом всего объема сточных вод по одному канализационному выпуску плата абонента за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ определяется исходя из общего объема сброшенных сточных вод; при сбросе абонентом сточных вод по нескольким канализационным выпускам расчет платы абонента за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ производится по результатам анализов отобранных проб, исходя из объемов сточных вод, сброшенных по каждому канализационному выпуску. Распределение общего объема сброшенных сточных вод по отдельным канализационным выпускам производится в соответствии с согласованным с организацией ВКХ водохозяйственным балансом или паспортном водного хозяйства. В случае отсутствия у абонента водохозяйственного баланса или паспорта водного хозяйства расчет платы абонента за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ производится за весь объем сброшенных сточных вод по результатам анализа отобранных проб в одном из канализационных выпусков. При отборе проб в нескольких канализационных выпусках для расчета платы абонентов используются результаты анализов проб, отобранных из канализационного выпуска, в котором обнаружены максимальные концентрации загрязняющих веществ.
Установлено, что в распоряжении истца с даты возникновения договорных отношений по настоящее время водохозяйственный баланс или паспорт водного хозяйства на объекты ответчика отсутствует. Ответчик не направлял в адрес истца разработанный баланс или паспорт водного хозяйства для согласования, утверждения и применения при исполнении договора водоснабжения и водоотведения.
Доводы апеллянта о том, что он не был информирован иным способом, помимо получения уведомления, о прибытии и ожидании проверяющих лиц, отклонен судом первой инстанции, так как не соответствует действительности.
В соответствии с пунктом 2.3.8 действующего на момент возникновения спорных правоотношений договора холодного водоснабжения и водоотведения N 852БК от 14.01.2019, абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства к местам отбора проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 9.1.4 договора, абонент принимает участие в проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим договором.
Как указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.12.2021 приведенные нормы права действительно не исключают возможности начала отбора проб и более чем через 15 минут после указанного в уведомлении времени проверки, однако в рассматриваемом споре правовое значение имеет выяснение того, мог ли ответчик предполагать, что проверяющие лица ожидают его явки по истечении более чем часа с указанного в уведомлении времени, получив уведомление уже после наступления назначенного в нем времени проверки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии со схемой разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и водоотведения по объекту, расположенному по адресу: г. Белая Калитва, ул. Совхозная, 2, видно, что колодцы для отбора проб расположены на территории объекты и в непосредственной близости к территории объекта.
В соответствии с подпунктом "б", "и" пункта 36 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
На территории ответчика имеются все необходимые инструменты, которые бы позволили определить, что представитель истца прибыл для отбора проб и не покидал территорию ответчика и ожидал прибытие представителя истца для присутствия при процедуре отбора проб, в том числе камеры видеонаблюдения и пропускной режим на территорию объекта, где находятся, в том числе производство и материальные ценности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" установлен порядок проведения отбора, в том числе порядок уведомления абонента о проведении отбора сточных вод.
В соответствии с договором холодного водоснабжения и водоотведения N 852 БК от 14.01.2019 стороны определили, что руководствуются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими действующими нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 8.2. договора отбор сточных вод осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525) абонент обязан обеспечить возможность проведения отбора сточных вод в любое время суток, обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод, обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод.
Согласно п. 21 Правил N 525 организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
О подтверждении получения уведомления истец был уведомлен 17.12.2019 в 12:11, что подтверждается материалами дела и не отрицается ответчиком.
Отбор проб начался в 12:43, т.е. не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления, что также подтверждено соответствующими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Не только истец, но и ответчик обязан руководствоваться действующим законодательством, а также условиями договора, в том числе и при проведении контрольных мероприятий.
Доказательств того, что ответчик, получивший уведомление о проведении отбора проб сточных вод, предпринял меры к выяснению того, что проверяющие лица прибыли к месту отбора проб и ожидают его явки, не представлено.
Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, следует, что проверяющие лица предприятия находились на пропускном пункте и представители общества имели возможность в этом убедиться и обеспечить явку своего представителя для отбора проб.
Истцом произведен отбор сточных вод и составлен акт отбора N 535-К от 17.12.2019 в соответствии с требованием Правил N 525.
Ответчик в данном случае должен действовать в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Невыполнение ответчиком требований законодательства влекут для него соответствующие правовые последствия.
При новом рассмотрении, истец, руководствуясь правовой позицией кассационной инстанции о возможности, при отсутствии утвержденных нормативов, применения к спорным правоотношениям сторон абзаца второго пункта 7 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" в редакции, действующей на момент проведения проверок, уточнил исковые требования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" (в ред. от 12.05.2017, 23.11.2017) (далее - Порядок).
Настоящий Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области (п. 3 Порядка).
Порядок регулирует механизм взимания платы организациями ВКХ за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области (п. 4 Порядка).
Нормативами водоотведения по составу являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов, устанавливаемые исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываемыми организациями ВКХ и утверждаемыми органами местного самоуправления (п. 5 Порядка).
Администрацией Белокалитвинского городского поселения постановление от 12.08.2019 N 340 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Белокалитвинского городского поселения" отменено 09.12.2019, однако одновременно не принят новый акт, устанавливающий соответствующие нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Вместе с тем, допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень и допустимые концентрации (далее - ДК) загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ (абз.1 п.7 Порядка).
В соответствии с абз. 2 п. 7 Порядка следует, что нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ (нормативы допустимых сбросов) содержат массу веществ и предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК) в сточных водах, максимально допустимые к отведению после очистки в установленном режиме в единицу времени в водные объекты с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте, устанавливаемые для организации ВКХ или абонента.
При этом для веществ, не вошедших в нормативы допустимого сброса организации ВКХ или абонента, осуществляющего сброс сточных вод после очистки в водные объекты, применяются ПДК в водоемах рыбохозяйственного или хозяйственно-питьевого пользования (по минимальному значению ПДЮ.
Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываются организациями ВКХ исходя из предельно допустимых сбросов (далее - ПДС) загрязняющих веществ на выпусках систем канализации населенного пункта в водные объекты - приемники сточных вод с учетом фактической и нормативной эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на очистных сооружениях систем канализации населенного пункта, допустимых концентраций загрязняющих веществ для биологической очистки с учетом предотвращения нарушения технологического режима очистки (п. 8 Порядка).
Таким образом, в спорный период на территории Белокалитвинского городского поселения органом местного самоуправления не были установлены нормативы допустимого сброса сточных вод.
В таком случае, в соответствии с п. 7 Порядка, применяются ПДК в водоемах рыбохозяйственного значения (по минимальному значению).
Применение нормативов ПДК загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения обусловлено тем, что сточные воды, принимаемые от абонентов в систему канализации истца и проходящие через его очистные сооружения, затем сбрасываются в реку Северский Донец, отнесенную к числу объектов рыбохозяйственного значения.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения установлены Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Правомерность применения рыбохозяйственного норматива также находит свое подтверждение при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и подтверждается судебной практикой по аналогичным делам, в том числе, определениями Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС19-734: 305-ЭС19-732.
При применении установленных Приказом Минсельхоза России рыбохозяйственных нормативов расчет задолженности выполнен в следующем порядке.
По отбору 17.12.2019 по адресу: г. Белая Калитва. ул. Совхозная, 2 :
Расчет платы произведен в соответствии с п. 22.3. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 (в ред. от 12.05.2017, 23.11.2017): Размер платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК за период с 01.12.2019 по 01.03.2020 составил 21000,25 руб.
По отбору 15.01.2020 по адресу: г. Белая Калитва, ул. Заводская, 1:
Расчет платы произведен в соответствии с п. 22.3. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 (в ред. от 12.05.2017, 23.11.2017):
Размер платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК за период с 01.01.2020 по 01.04.2020 составил 138021,11 руб.
Относительно коэффициента индексации платы применяемого в расчетах поясняем, на 2019 год, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие..." коэффициент установлен 1,04, на 2020 год, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.01.2020 N 39 "О ставках платы за негативное воздействие..." коэффициент установлен 1,08.
В соответствии с вышеизложенным, истцом произведен скорректированный расчет.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм ДК в соответствии по объектам ответчика:
за период с 01.12.2019 по 01.03.2020 по адресу: г. Белая Калитва, ул. Совхозная, 2 составляет 21000,25 руб.;
за период с 01.01.2020 по 01.04.2020 по адресу: г. Белая Калитва, ул. Заводская, 1 составляет 138021,11 руб.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК, установленных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", расчет которой произведен в соответствии с формулой, определенной в постановлении Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 составила 159021,36 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности уточненных исковых требований.
При первоначальном рассмотрении дела, после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 (оставлено без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021) выдан исполнительный лист о взыскании с ООО "БК-Алпроф" в пользу ГУП РО "УРСВ" 91834,39 руб. задолженности, 7794,67 руб. пени, а также пени на общую сумму задолженности 91834,39 руб., начиная с 26.12.2020 по день фактической оплаты.
Исполнительный лист предъявлен в кредитную организацию и исполнен. Инкассовым поручением N 293694 от 28.09.2021 списана сумма основного долга 91834,39 руб., пени в размере 21002,93 руб., а всего 112837,32 руб.
При новом рассмотрении, истец уточнил исковые требования, сумма основного долга увеличена до 159021,26 руб., уточнения судом приняты в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом при расчете пени на сумму долга 159021,32 руб., истец принял во внимание списание 28.09.2021 в счет долга 91834,39 руб., в связи с чем с 29.09.2021 расчет пени производит только в части долга в размере 67186,97 руб., т.е. 159021,26 - 91834,39.
Размер пени, рассчитанной за период с 03.04.2020 по 31.03.2022 на сумму задолженности 159021,36 руб., составляет 49121,96 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения уточненных исковых требований с учетом списанных во исполнения решения суда сумм задолженности и пени.
Суд счел необходимым взыскать 67186,97 руб. в счет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм допустимых концентраций по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 14.01.2019 N 852 БК за период с 01.12.2019 по 01.04.2020, и 28119,03 руб. пени за период с 03.04.2020 по 31.03.2022 с последующим начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, по дату фактической оплаты долга.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 3728 от 15.08.2022) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 по делу N А53-44337/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44337/2020
Истец: Государственное унитарное прндприятие "Управление развития систем водоснабжения", ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: ООО "БК-АЛПРОФ"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13423/2022
26.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15883/2022
21.07.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-44337/20
06.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11500/2021
12.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13568/2021
11.06.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-44337/20