г. Москва |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А41-2910/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Муриной В.А., Семикина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Новагро" Полушина Вячеслава Михайловича: представитель не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2022 года по делу NА41-2910/20, по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "НОВАГРО" Полушина Вячеслава Михайловича о разрешении разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Новагро" Полушин Вячеслав Михайлович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просил:
1. Разрешить разногласия между конкурсным управляющим ООО "Новагро" и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России (ИФНС) N 8 по Московской области.
2. Определить порядок и очерёдность погашения налога на прибыль ООО "Новагро" за IV квартал 2021 года, а также требований, связанных с налогом на прибыль возникающих в дальнейшем, за счет средств оставшихся после удовлетворения требований кредиторов включенных в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Новагро" (т. 1, л.д. 2-6).
Заявление подано на основании статьи 60 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2022 года заявление конкурсного управляющего было удовлетворено, разрешены разногласия между конкурсным управляющим должника и уполномоченным органом, определено, что уплата налога на прибыль ООО "Новагро" за 4 квартал 2021 года, а также погашение требований, связанных с налогом на прибыль, производится за счет имущества должника оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов (т. 1, л.д. 109-111).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Межрайонная ИФНС N 8 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при его вынесении (т. 2, л.д. 3-4).
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2020 года ООО "Новагро" было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Полушин В.М.
08.11.21 по итогам торгов по продаже имущества должника, осуществлена реализация основных средств ООО "Новагро", с победителями торгов заключены соответствующие договоры.
С учетом полученных доходов, произведенных расходов, балансовой стоимости реализованного имущества и убытков, понесенных в предшествующих периодах, налоговая база по налогу на прибыль составила 126 029 465 рублей, а исчисленный налог на прибыль - 25 205 893 рубля.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, конкурсный управляющий указал, что в ситуации реализации имущества должника-банкрота налог на прибыль не может быть погашен преимущественно перед непогашенными требованиями кредиторов третьей очереди.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции указал, что взимание налога на прибыль с дохода, формально образуемого в связи с реализацией имущества должника, является не необходимой предпосылкой, а следствием, в силу чего возложение указанной обязанности не может приводить к возникновению требования, квалифицируемого как текущее.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве закреплено, что заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, конкурсный управляющий ООО "Новагро" Полушин В.М. указал, что налог на прибыль, полученную в результате продажи в ходе процедуры банкротства имущества должника, не должен погашаться преимущественно перед требованиями кредиторов, включенными в реестр.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.16), при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Как указано в пункте 1 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
Пунктом 4 указанной статьи закреплено, что доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 08.11.21 по итогам торгов по продаже имущества должника, осуществлена реализация основных средств ООО "Новагро", налоговая база по налогу на прибыль составила 126 029 465 рублей, а исчисленный налог на прибыль - 25 205 893 рубля.
В силу действующего законодательства у ООО "Новагро" возникла обязанность по уплате налога на прибыль. Однако, несмотря на то, что соответствующее обязательство возникло у должника после возбуждения производства по делу о банкротстве, оно не может быть отнесено к текущим обязательствам должника.
Так, в пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Как указывалось выше, согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях Налогового кодекса Российской Федерации признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии со статьей 252 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Исходя из вышеуказанных норм, налог на прибыль взимается с учетом величины доходов, полученных налогоплательщиком от ведения той деятельности, конечной целью (результатом) которой является получение прибыли.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем, процедура конкурсного производства (реализации имущества) предполагает завершение хозяйственной деятельности предприятия, формирование конкурсной массы, ее реализацию и расчеты с кредиторами.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 25.01.13 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом", признание должника банкротом означает установление невозможности выполнения им своих обязательств в обычном порядке и полного удовлетворения всех требований кредиторов, в том числе по обязательным платежам (статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В связи с этим для конкурсного производства предусмотрены особые правила распределения имеющегося у должника имущества (конкурсной массы), в том числе очередность удовлетворения требований всех его кредиторов. Устанавливаемая законодательством о банкротстве очередность требований кредиторов направлена, в частности, на достижение таких целей, как: обеспечение финансирования процедуры конкурсного производства (путем установления приоритета текущих платежей над требованиями, включенными в реестр требований кредиторов); создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты; установление справедливого равновесия между конкурирующими интересами, которые затрагиваются в делах о банкротстве.
В ситуации, когда не погашены требования кредиторов, образовавшиеся до введения процедуры банкротства в отношении должника, исчисление и уплата текущих налогов, связанных с продажей имущества должника, приводит лишь к наращиванию кредиторской задолженности и не отвечает целям конкурсного производства, направленным на получение максимальной выгоды от реализации имущества банкрота и соразмерное удовлетворение за счет вырученных средств требований кредиторов, а также нарушает такие основные начала налогообложения, закрепленные в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.
Кроме того, обложение дохода налогом на прибыль в силу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации возможно при условии признания этого дохода экономической выгодой получателя такого дохода, тогда как продажа имущества должника в рамках процедуры банкротства производится для выручки средств и погашения имеющейся задолженности перед кредиторами, что не соответствует критериям понятия дохода, учитываемого для целей налогообложения по смыслу норм названного Кодекса.
Указанный подход отражен в положениях пункта 63 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не подлежат налогообложению доходы налогоплательщика от продажи имущества, подлежащего реализации в случае признания такого налогоплательщика банкротом и введения процедуры реализации его имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), а также в подпункте 15 пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривающем, что не признаются объектом налогообложения операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).
В силу пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Приоритет текущих требований над требованиями, включенными в реестр требований кредиторов должника, в отношении их удовлетворения, обусловлен необходимостью провести процедуру банкротства и обеспечить финансирование конкурсного производства, сохранность имущества, поддержать его стоимость, провести мероприятия по поиску и возврату имущества, оспариванию сделок должника, оплатить работу арбитражного управляющего и иных лиц, что осуществляется в период неплатежеспособности должника. Таким образом, текущие требования возникают при совершении расходов, необходимых для осуществления процедуры банкротства.
Как правильно указал суд первой инстанции, взимание налога на прибыль с дохода, формально образуемого в связи с реализацией имущества должника, является не необходимой предпосылкой, а следствием, в силу чего возложение указанной обязанности не может приводить к возникновению требования, квалифицируемого как текущее.
В силу пункта 4 статьи 142 Закона о банкротства требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда от 29.06.04 N 13-П независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Таким образом, положения Закона о банкротстве, специально предназначенные для регулирования отношений в процедуре банкротства, в данном случае имеют приоритет над нормами Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующими общий порядок налогообложения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование об уплате налога на прибыль, возникшего в связи с реализацией имущества должника, не должно удовлетворяться преимущественно перед непогашенными требованиями кредиторов третьей очереди, что обеспечивает баланс между недопустимостью ущемления прав кредиторов, понесших негативные последствия от вступления в отношения с должником, и требованиями по налогу, исчисленному в конкурсном производстве в связи с формально полученным финансовым результатом от продажи имущества должника.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно разрешил возникшие разногласия, определив, что уплата налога на прибыль ООО "Новагро" за 4 квартал 2021 года, а также погашение требований, связанных с налогом на прибыль, производится за счет имущества должника оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 февраля 2020 года N 303-ЭС19-10320(2,4) по делу N А51-17152/2017.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд разрешает спор, исходя из фактических обстоятельств дела. Обстоятельства споров, в рамках которых сформировалась судебная практика, указанная заявителем жалобы, не тождественны обстоятельствам настоящего спора (данная практика вынесена в связи с возникновением уплаты иного налога или в отношении налогоплательщика, не находящегося в процедуре банкротства).
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 01 августа 2022 года по делу N А41-2910/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.А. Мурина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2910/2020
Должник: ООО "НОВАГРО"
Кредитор: Анпилогов Руслан Николаевич, АО "РОСАГРОЛИЗИНГ", Голова Татьяна Ивановна, ИФНС России N 8 по МО, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРАЙСК, Красильников Сергей Владимирович, Лапкин Максим Андреевич, ОАО "ЗАРАЙСКХЛЕБОПРОДУКТ", ОАО "ИСТРА - ХЛЕБОПРОДУКТ", ООО "Агро Эксперт Групп", ООО "АРТ-ОЙЛ", ООО "БК-Трейд", ООО "ГАМА ГРУПП", ООО "ЦЕНТР ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ", ООО УК "Гамма Групп" Д.У. Комбинированным ЗПИФ "Луховицкий Агропарк", ПАО БАНК "ВОЗРОЖДЕНИЕ", СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"
Третье лицо: Полушин Вячеслав Михайлович
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2025 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3092/2025
23.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19904/2022
31.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16709/2022
15.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19904/2022
11.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10143/2022
06.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7708/2022
19.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3465/2022
24.03.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3463/2022
15.12.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23277/2021
07.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12438/2021
16.09.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-2910/20