г. Пермь |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А50-10626/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Панюшина И.А., паспорт, доверенность от 21.07.2022, диплом,
от заинтересованного лица: Леонтьев А.А., удостоверение, доверенность N 1 от 10.01.2022, диплом,
от третьего лица: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 августа 2022 года
по делу N А50-10626/2022
по заявлению Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "КанцТренд" (ИНН 2130209293, ОГРН 1192130003735)
об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заявитель, ОПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Пермское УФАС, Управление) от 19.04.2022, вынесенных по жалобе ООО "КанцТренд", а так же пунктов 1, 2 и 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по жалобе ООО "КанцТренд" о нарушении законодательства о закупках от 28.04.2022, поскольку 22.04.2022 ООО "КанцТренд" направило в Пермское УФАС вторую жалобу, по результатам которой в действиях заказчика установлено нарушение требования подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о закупках.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, признать оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа недействительными.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд первой инстанции, оставляя в силе п. 3 решения от 19.04.2022 фактически признал законным и обоснованным действие Пермского УФАС России в части установления состава административного правонарушения за ошибку, которую допустил сам антимонопольный орган, а не Аукционная комиссия ОПФР по Пермскому краю. Полагает, что судом первой инстанции не учтено, что в Описании объекта закупки (Техническом задании), являющемся Приложением N 3 к извещению о проведении закупки, заказчик (ОПФР по Пермскому краю) установил не требование о необходимости для участника указывать дополнительную информацию ("Папка изготовлена из немелованного картона..."), а обоснование необходимости для заказчика использовать дополнительную информацию, что прямо указано заказчиком в Описании объекта закупки. Заявитель жалобы настаивает на том, что Закон N 44-ФЗ не указывает на то, что проект государственного контракта (в части включения информации в техническое задание (описание объекта закупки)) должен состоять только из информации, указанной в заявке участника закупки. В рассматриваемом случае, не включая в проект контракта информацию, указанную в Описании объекта закупки (Техническом задании), которое в свою очередь является Приложением N 3 к извещению об осуществлении закупки, ОПФР по Пермскому краю нарушило бы положения подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона 44-ФЗ, т.к. разместило бы проект контракта, а в последствие и заключило бы его, с нарушением объявленных условий определения поставщика. Считает, что решение от 28.04.2022 противоречит вынесенному ранее решению от 19.04.2022, так как, указывает на то, что заказчику (ОПФР по Пермскому краю) следовало заключить проект государственного контракта с участником закупки, чья заявка признана несоответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ.
Пермское УФАС России против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Третье лицо так же представило письменный отзыв, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы заявителя.
В ходе судебного разбирательства, представитель заявителя в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, представитель антимонопольного органа против удовлетворения жалобы возражал, поддерживал доводы письменного отзыва.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.03.2022 ОПФР на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено извещение об осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку папок картонных (извещение N 0256100000122000034), в соответствии с которым установлено начальное максимальное значение цены контракта 85 980,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2022 N ИЭА1 заявка ООО "КанцТренд" (идентификационный номер 111651277) была признана Аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
12.04.2022 участником закупки ООО "КанцТренд" подана жалоба на действия конкурсной комиссии при оценке заявок.
19.04.2022 решением Пермского УФАС жалоба участника на действия Аукционной комиссии признана обоснованной, антимонопольным органом в действиях заказчика выявлено нарушение требований пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках).
Основанием для принятия решения по жалобе ООО "КанцТренд" послужили выводы Управления о том, что дополнительные характеристики, установленные в Техническом задании, не указаны в заявке ООО "КанцТренд", в связи с чем у Аукционной комиссии не было оснований для признания заявки ООО "КанцТренд" соответствующей требованиям извещения закупки.
19.04.2022 заказчику выдано предписание на совершение действий, направленных на устранение выявленных нарушений, а именно:
1. Заказчику, Аукционной комиссии:
- отменить протокол проведения электронного аукциона от 08.04.2022 N ИЭА1;
2. Аукционной комиссии:
- повторно рассмотреть заявки с учетом требований Закона о закупках и решения по жалобе ООО "КанцТренд";
3. Заказчику, Аукционной комиссии:
- сформировать протокол проведения электронного аукциона;
- направить оператору электронной площадки протокол подведения итогов;
- совершить дальнейшие действия с учетом требований Закона о закупках;
4. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возможность Заказчику, Аукционной комиссии исполнить пункты 1, 2, 3 настоящего предписания.
5. В срок до 12.05.2022 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.
6. В срок до 13.05.2022 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалобы).
22.04.2022 ООО "КанцТренд" направило в Пермское УФАС вторую жалобу, по результатам которой решением Управления от 28.04.2022 в действиях заказчика установлено нарушение требования пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках. Предписание было решено не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "КанцТренд" (вх.N 005925-22 от 12.04.22).
Не согласившись с решениями и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности правовых оснований для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон о закупках, Закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Закону.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Одним из таких способов являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
Под электронным аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший самую низкую цену исполнения государственного (муниципального) контракта.
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта (часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ).
При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Законом N 44-ФЗ, Извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее - Извещение), Документацией об аукционе в электронной форме (далее - Документация).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 22.03.2022, дата окончания подачи заявок - 06.04.2022, дата подведения итогов закупки - 08.04.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2022 N ИЭА1 заявка ООО "КанцТренд" (идентификационный номер 111651277) была признана Аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Между тем, ООО "КанцТренд", усмотрев нарушение порядка проведения спорной закупки, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает, что в приложении N 3 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" к извещению о проведении закупки Заказчиком было указано, что в описании объекта закупки необходимо указать дополнительную информацию, а именно "Папка изготовлена из немелованного картона белого цвета плотностью 360г/м2, без перфорации, сгибы обычные, края без вырезов, прямые, с 2-мя завязками из тканевого материала, с 3-мя внутренними клапанами. На лицевой стороне поля для подписывания. По углам папки нет никаких полос и надписей. Вместимость папки 200 листов стандартной плотности.". Также в пункте 3 "Инструкция по заполнению заявки" настоящего приложения было указано, что "При указании характеристик предлагаемого участником закупки товара, участники закупки должны руководствоваться положениями Приложения 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки в части установления заказчиком требований к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, а также значениям показателей товара, которые не могут изменяться".
Также Общество указало, что Заказчиком в описании объекта закупки были приведены требования к дополнительным характеристикам ниже основных характеристик. ООО "КанцТренд" пропустило данные дополнительные характеристики и не указало их в своей заявке, что на основании Закона о закупках и Извещения о проведении закупки должно было привести к отклонению заявки, так как указанные характеристики не соответствуют конкретным требованиям, предъявляемым Заказчиком к объекту закупки.
В силу пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о закупках; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно подпункта "б" пункта 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу пункта 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункта 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) -25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о закупках.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил формирования.
Согласно пункту 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с Техническим заданием и извещением о проведении закупки о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка папок картонных соответствующих позиции КТРУ 17.23.13.193-00000006, со следующими характеристиками:
N |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, не требующие конкретизации |
Значение характеристики, требующее конкр етизации |
1. |
Ширина корешка, max |
- |
< 20 мм. (требуется конкретизация) |
2. |
Ширина корешка, min |
- |
> 20 мм. (требуется конкретизация) |
3. |
Формат |
А4 |
|
4. |
Способ фиксации |
Завязка |
|
5. |
Тип |
Папка архивная |
|
Также, заказчиком установлены следующие требования:
в описании объекта закупки необходимо указать дополнительную информацию, а именно:
- Папка изготовлена из немелованного картона белого цвета плотностью 360г/м2, без перфорации, сгибы обычные, края без вырезов, прямые, с 2-мя завязками из тканевого материала, с 3-мя внутренними клапанами. На лицевой стороне поля для подписывания. По углам папки нет никаких полос и надписей. Вместимость папки 200 листов стандартной плотности.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Заявителя указано следующее:
Наименование товара |
Характеристика товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Папка картонная |
Ширина корешка: 20 мм. Формат: А4. Способ фиксации: Завязка. Тип: Папка архивная |
Штука |
3000 |
Согласно разделу 3 "Инструкция по заполнению заявки", приложения к извещению "Требование к содержанию и составу заявки" при указании характеристик предлагаемого участником закупки товара, участники закупки должны руководствоваться положениями Приложения 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки в части установления заказчиком требований к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, а также значениям показателей товара, которые не могут изменяться.
В составе заявок участников закупки не допускается указание единиц измерения, отличных от единиц измерения, указанных в Приложения N 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки.
В составе заявок участников закупки не допускается указания сведений, приводящих к разночтению или противоречию характеристик товара.
Характеристики товара представляются в отношении каждого вида (типа) товара, предусмотренного в Приложения N 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по предмету электронного аукциона.
В ходе анализа заявки ООО "КанцТренд", Пермское УФАС установило, что дополнительные характеристики, установленные в Техническом задании, не указаны в заявке Заявителя.
Согласно подпункту а пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о закупках предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о закупках характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о закупках, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
На основании части 12 статьи 48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
Таким образом, как верно указал антимонопольный орган, и с чем обоснованно согласился суд первой инстанции, у Аукционной комиссии не было оснований для признания заявки Заявителя соответствующей требованиям извещения о закупке, и вследствие чего в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о закупках.
Таким образом, Пермское УФАС, выявив нарушение, правомерно приняло меры по прекращению его нарушения путем вынесения решения и предписания от 19.04.2022.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.04.2022 ООО "КанцТренд" направило в Пермское УФАС вторую жалобу о неправомерном включении Заказчиком в проект контракта, направленный победителю закупки характеристики, которые податель жалобы в своей заявке не указывал.
Решением Пермского УФАС от 28.04.2022 жалоба признана обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что в соответствии с информацией, содержащейся в ЕИС, 12.04.2022 Заказчик разместил проект контракта, в котором указал все характеристики поставляемого товара, указанные в техническом задании, в том числе следующие: "Папка изготовлена из немелованного картона белого цвета плотностью 360г/м2, без перфорации, сгибы обычные, края без вырезов, прямые, с 2-мя завязками из тканевого материала, с 3-мя внутренними клапанами. На лицевой стороне поля для подписывания. По углам папки нет никаких полос и надписей. Вместимость папки 200 листов стандартной плотности".
19.04.2022 Победитель разместил протокол разногласий, в котором указал на то, что характеристики, установленные в проекте контракта не соответствуют характеристикам товара, предложенного Обществом.
21.04.2022 Заказчик разместил ответ на протокол, в котором отказался учесть замечания, содержащиеся в протоколе разногласий, а также проект контракта без всяких изменений.
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы и приложение N 2 проекта контракта, установила, что приложение N 2 Проекта контракта содержит характеристики товара, отсутствующие в заявке N111651277.
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанные требования, нарушил требования подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к закономерному выводу о том, что при вынесении оспариваемых решений антимонопольный орган рассмотрел конкретную ситуацию, на которую ссылается заявитель, и, исходя из системного толкования норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сделал правильные выводы, изложенные в оспариваемых решениях.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Заявителем, вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ, не доказано, каким именно нормативным актам не соответствует оспариваемое решение и какие права и законные интересы нарушены этим актом, поскольку оспариваемые решения не создают заявителю никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности и не возлагает на него никаких обязанностей.
Отклоняя доводы заявителя о нарушении прав Заказчика в связи с неучастием его в заседании Комиссии Управления не является обоснованным и документально подтвержденным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не позднее трех часов с момента размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации, предусмотренной частью 8 настоящей статьи, участнику закупки, подавшему жалобу, субъекту (субъектам) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, с использованием единой информационной системы направляются: уведомление о размещении в таком реестре информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 настоящего Федерального закона (в случае размещения информации в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи). В случае обжалования действий (бездействия) контрактной службы, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок, членов этой комиссии такое уведомление направляется заказчику, уполномоченному органу или уполномоченному учреждению, наделенным полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Уведомление, предусмотренное настоящим пунктом, считается надлежащим уведомлением участника закупки, подавшего жалобу, субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу.
Указанное уведомление было размещено в ЕИС 14.04.2022 в 15:41 час, о чем свидетельствует скриншот, в назначенное Уведомлением время (18.05.2022 в 14-30 час.) подключений к заседанию Комиссии Пермского УФАС России со стороны лиц, участвующих в деле, не было (о чем свидетельствует отметка в обжалуемом Решении, а также видеозапись заседания Комиссии Управления), телефонных звонков, а также ходатайств об отложении дела от Заказчика не поступало. Доказательств, подтверждающих иное, в материалы дела не представлено.
Ссылки заявителя на то, что Решение Управления от 28.04.2022 противоречит Решению Управления от 19.04.2022, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае указанные решения являются взаимодополняющими.
Как следует из материалов дела, Предписанием от 19.04.2022 Управление предписало Заказчику, Аукционной комиссии, в том числе, отменить протокол проведения электронного аукциона от 08.04.2022 N ИЭА1, повторно рассмотреть заявки с учетом требований Закона о закупках и решения по жалобе ООО "КанцТренд".
Следовательно, заявка ООО "КанцТренд", при исполнении указанного предписания должна была быть отклонена, а не заключен контракт с указанным Обществом. Предписанием от 19.04.2022 не предписывалось внесение изменений в извещение о закупке.
При этом, Решением Управления от 28.04.2022 зафиксировано, что Пермское УФАС России, проанализировав заявку ООО "КанцТренд" и приложение N 2 проекта контракта, установило, что приложение N 2 Проекта контракта содержит характеристики товара, отсутствующие в заявке ООО "КанцТренд" (номер заявки N111651277).
Предписание по второй жалобе не было выдано, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения первой жалобы ООО "КанцТренд".
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанные требования нарушил требования подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о закупках.
Более того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в рассматриваемом случае, признание решения УФАС незаконным, не восстановит прав заявителя, поскольку исходя из информации, размещенной в БИС http://www.zakupki.gov.ru 18.05.2022 между Заказчиком и ООО "ПАРИТЕТ-ПЕРМЬ" заключен контракт на поставку папок картонных, при этом, Контракт, уже исполнен полностью.
Допущенные опечатки в решении антимонопольного органа от 19.04.2022 не меняют сути решения и не влекут нарушения прав и законных интересов заявителя. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов недействительными.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Таким образом, решение антимонопольного органа, а также выданное на его основании предписание, соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в статьях 198, 201 АПК РФ для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Пермского УФАС России недействительными.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы заявителя следует отказать.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 августа 2022 года по делу N А50-10626/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10626/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "КанцТренд"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12222/2022
25.01.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7566/2022
02.11.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12222/2022
02.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7566/2022
10.08.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-10626/2022