г. Пермь |
|
08 ноября 2022 г. |
Дело N А60-29235/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя (федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области"): Сидорук О.М., паспорт, доверенность N 28 от 05.04.2022, диплом,
от заявителя (Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области): Доровских И.А., паспорт, доверенность от17.11.2021, диплом,
от иных лиц: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителей федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области" и Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 августа 2022 года
по делу N А60-29235/2022
по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области" (ИНН 6669012431, ОГРН 1026601373336), Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6658000071, ОГРН 1026602326354)
к Правительству Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444), Департаменту ветеринарии Свердловской области (ИНН 6672357066, ОГРН 1116672028978)
третье лицо: Министерство финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)
о признании недействительным решения N 26-01-82/898 от 04.03.2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Свердловской области, Департаменту ветеринарии Свердловской области о признании недействительным решения N26-01-82/898 от 04.03.2022 г., об обязании возместить ущерб, понесенный заявителем в результате изъятия животных на основании акта от 15.10.2021 г. в размере 4 882 927 руб. 14 коп., об обязании возместить ущерб, понесенный заявителем в результате изъятия продуктов животноводства на основании акта от 21.10.2021 в размере 39 196 руб. 64 коп.
В судебном заседании ФКУ "ИК N 13 ГУФСИН РФ по СО" и Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, просят:
1. Признать недействительным решение директора Департамента ветеринарии Свердловской области от 04.03.2022 N 26-01-82/898.
2. Обязать Правительство Свердловской области возместить ущерб, понесенный истцом в результате изъятия животных на основании акта от 15.10.2021, в размере 5773803,86 руб. в пользу ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области.
3. Обязать Правительство Свердловской области возместить ущерб, понесенный истцом в результате изъятия продуктов животноводства на основании акта от 21.10.2021, в размере 39196,64 руб. в пользу ГУФСИН России по Свердловской области.
4. Обязать Правительство Свердловской области выделить средства резервного фонда областного бюджета путем перечисления соответствующих денежных сумм на лицевой счет Департамента ветеринарии Свердловской области с целью возмещения заявителям стоимости изъятых животных и продуктов животноводства.
Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области также заявлено ходатайство об уточнении требований, просит обязать Правительство Свердловской области выделить средства резервного фонда областного бюджета путем перечисления соответствующих денежных сумм на лицевой счет Департамента ветеринарии Свердловской области с целью возмещения в пользу ГУФСИН Росси и по Свердловской области стоимости изъятой продукции и животноводства в сумме 39 196, 64 руб.
Уточнение требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявители обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявители указывают, что решение директора Департамента ветеринарии Свердловской области от 04.03.2022 N 26-01-82/898, не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Постановлению Правительства Свердловской области от 17.05.2011 N 558-ПП и нарушает право юридических лиц, на возмещение ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства установленное Постановление правительства российской Федерации от 26.05.2006 N 310. Вопреки выводам суда первой инстанции настаивает на том, что иск заявлен правомочным правообладателем. Все средства, поступающие на лицевые счета учреждений, зачисляются в доход федерального бюджета. Кроме того, настаивает на доказанности наличия необходимых элементов юридического состава, являющихся основанием для взыскания сумм полученного заявителями ущерба.
Правительство Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, Департамент ветеринарии Свердловской области по мотивам, указанным в письменных отзывах, просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представитель заявителей в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, кроме того ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (копии Приказа ФСИН России N 59 от 02.02.2021, копии Приказа ФСИН России N 276 от 18.05.2022, копии письма ФСИН России от 13.10.2021 исх-05-69838).
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Судом рассмотрено заявление Министерства финансов Свердловской области о рассмотрении дела в отсутствие представителей в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено.
Ходатайство заявителей о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено на основании статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, распоряжениями Губернатора Свердловской области от 08.10.2021 N 163-РГ, 14.10.2021 N 167-РГ были установлены ограничительные мероприятия (карантин) по африканской чуме свиней на ряде территорий Свердловской области, где расположены исправительные учреждения.
Согласно распоряжению Правительства Свердловской области от 13.10.2021 N 613-РП "Об организации и проведении изъятия свиней всех половозрастных групп и (или) продуктов животноводства при ликвидации очага африканской чумы свиней на территории Свердловской области" и на основании акта изъятия от 15.10.2021 у федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области" (далее - учреждение, заявитель) было изъято 296 голов свиней массой 38883 кг.
На основании актов о списании от 15.10.2021 N 00000031, N 00002006 стоимость изъятых животных составила 4882927 руб. 14 коп.
Между тем, представитель учреждения поясняет, что на дату изъятия по информации Госкомстата стоимости свинины (кроме бескостной) составила 308 руб. 33 коп. В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.07.2019 N 429, процент выхода мяса составляет 48,16%, в связи с чем, по мнению учреждение, рыночная стоимость изъятых продуктов животноводства по акту от 15.10.2021 составляет 5 773 803 руб. 86 коп.
Согласно распоряжению Правительства Свердловской области от 20.10.2021 N 622-РП "Об организации и проведении изъятия продуктов животноводства на инфицированных африканской чумой свиней объектах" и на основании акта изъятия от 21.10.2021 у учреждения было изъято 194,255 кг свинины в полутушах стоимостью 39 196 руб. 64 коп.
Учреждением 01.11.2021 в адрес Департамента ветеринарии Свердловской области поданы заявления о возмещении ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства с приложением актов от 15.10.2021 и 21.10.2021.
Департаментом ветеринарии Свердловской области 04.03.2022 было принято решение N 26-01-82/898 об отказе в возмещении стоимости изъятого имущества в связи с невозможностью перечисления средств областного бюджета на лицевые счета учреждения.
В целях досудебного урегулирования спора 18.03.2022, в интересах учреждения, ГУФСИН России по Свердловской области в адрес Правительства Свердловской области была подана жалоба N исх-68/ТО/40-6562 на решение Департамента ветеринарии Свердловской области от 04.03.2022 N 26-01-82/898.
Из содержания ответа первого заместителя Губернатора Свердловской области от 19.04.2022 N 01-01-57/4212 на жалобу следует, что решение Департамента ветеринарии Свердловской области 04.03.2022 N 26-01-82/898 о невозможности перечисления средств на лицевые счета учреждений ГУФСИН принято в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Полагая отказ в возмещении стоимости изъятого имущества, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в частности, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым по представлениям государственных ветеринарных инспекторов, могут быть изъяты продукты животноводства с выплатой собственнику их стоимости за счет средств бюджета субъекта РФ и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных установлен постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310 "Об утверждении Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных", (далее - Правила изъятия животных и (или) продуктов животноводства).
В силу пункта 7 Правил руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 Правил N 310 информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению N 1.
Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
Пунктом 9 Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства установлено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате изъятия животных и (или) продуктов животноводства, в размере стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
В соответствии с пунктом 11 Правил размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного юридическими лицами в результате изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом РФ на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости изъятых продуктов животноводства.
Порядок возмещения собственникам животных и (или) продуктов животноводства стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Свердловской области утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 17.05.2011 N 558-ПП (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области N 558-ПП).
В целях предотвращения распространения и ликвидации особо опасного заболевания животных Губернатором Свердловской области принято распоряжение от 22.10.2021 N 178-РГ "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на инфицированных африканской чумой свиней объектах", которым установлены ограничительные мероприятия (карантин) на срок до 15 ноября 2021 года на объектах, инфицированных африканской чумой свиней, на территориях, указанных в пункте 1 распоряжения и определены инфицированные объекты в пункте 2 распоряжения.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 27.10.2021 N 636-РП "Об организации и проведении изъятия продуктов животноводства на инфицированных африканской чумой свиней объектах" предписано организовать и провести изъятие продуктов животноводства на инфицированных африканской чумой свиней объектах, определенных распоряжением Губернатора Свердловской области от 22.10.2021 N 178-РГ "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на инфицированных африканской чумой свиней объектах", а также произвести возмещение ущерба, понесенного юридическими лицами - владельцами продуктов животноводства в результате изъятия у них продуктов животноводства на инфицированных африканской чумой свиней в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 558-ПП.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области N 558-ПП, расходы по возмещению собственникам животных и (или) продуктов животноводства стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Свердловской области, выделяемых на эти цели Департаменту ветеринарии Свердловской области.
Согласно пункту 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области N 558-ПП возмещение собственникам животных и (или) продуктов животноводства стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства осуществляется путем перечисления соответствующих денежных сумм с лицевого счета Департамента ветеринарии Свердловской области на счета собственников изъятых животных и (или) продуктов животноводства, указанные в заявлении.
Как пояснил Департамент, после получения и проверки соответствия требованиям закона документов от получателей, в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 Порядка 558-ПП подготовил и направил Губернатору Свердловской области обращение о предоставлении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для оплаты услуг по определению рыночной стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, а также для возмещения собственникам животных и (или) продуктов животноводства стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 N 688-ПП "Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Следовательно, Департамент действовал в соответствии с Порядком N 558-ПП, а именно подготовил и направил обращение о предоставлении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для оплаты расходы по возмещению собственникам животных и (или) продуктов животноводства.
Между тем, решение от 04.03.2022 N 26-01-82/898 директора Департамента ветеринарии Свердловской области об отказе в возмещении стоимости изъятого имущества мотивированно невозможностью перечисления средств областного бюджета на лицевые счета учреждения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 N 688-ПП, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Свердловской области предоставляются для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по предотвращению распространения и ликвидация очагов особо опасных болезней животных, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства на территории Свердловской области.
Бюджетные ассигнования из резервного фонда для осуществления указанных мероприятий выделяются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Департаменту ветеринарии Свердловской области.
Решение о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области принимается Правительством Свердловской области в форме распоряжения.
Согласно пункту 53 Правил подготовки документов Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области и Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, утвержденных Указом Губернатора Свердловской области от 26.03.2019 N 148-УГ, согласование проекта правового акта в обязательном порядке осуществляется Министром финансов Свердловской области - в случае, если проект правового акта направлен на регулирование отношений, связанных с формированием, исполнением, контролем за исполнением областного бюджета, осуществлением контроля в сфере закупок, осуществлением внутреннего государственного финансового контроля, а также расходованием государственного казенного имущества Свердловской области.
Таким образом, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области принимается после согласования Министерством финансов Свердловской области.
Однако, вопреки ошибочному мнению Департамента, поддержанному судом первой инстанции, заявители в рамках рассматриваемых правоотношений выступали не в качестве публично-правового образования, а как участники гражданско-правового оборота.
Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о ветеринарии, ни Правила 310 не содержат указание на то, что возмещение стоимости изъятых животных является субсидированием за счет соответствующего бюджета, а указывают на необходимость возмещения ущерба, причиненного вследствие изъятия животных.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами у публичного субъекта имеется обязательство компенсировать собственнику стоимость изъятых у него животных и продукции.
Конституционный Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.07.2021 N 33-П, указывает, что к спорной ситуации в силу аналогии права подлежат применению положения главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (Обязательства вследствие причинения вреда).
Действующее законодательство не содержит изъятий в части невозможности требования федеральными казенными учреждениями возмещения убытков, причинных таким учреждениям, в том числе за счет средств казны соответствующих субъектов Российской Федерации.
Также судом апелляционной инстанции учитывается, что судебная практика исходит из необходимости возмещения ущерба федеральным казенным учреждениям, причиненного вследствие изъятия поголовья животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. В частности, такая позиция изложена в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2017 по делу N А32-13471/2017, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2012 по делу N А53-9107/2011, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2018 по делу N А52-4750/2017.
При этом, ссылки ответчиков и третьего лица на положения БК РФ судом рассмотрены и принято во внимание, что в силу положений ст. 161, 241 БК РФ денежные средства поступят в доход федерального бюджета. С учетом представленных в материалы дела приказом ФСИН России от 02.02.2021 и 18.02.2022 казенное учреждение наделено полномочиями администраторов доходов федерального бюджета, что не оспаривается сторонами.
Между тем, определение кодов доходов бюджета и распределение в дальнейшем поступивших денежных средств с учетом ассигнований казенного учреждения не может являться основанием для отказа в перечислении денежных средств на основании порядка N 558-ПП. Спорное перечисление денежных средств не связано с бюджетными правоотношениями между сторонами спора, а вытекает из обязательства по возмещению ущерба.
Таким образом, требование заявителей о признании недействительным решения директора Департамента ветеринарии Свердловской области от 04.03.2022 N 26-01-82/898 заявлено правомерно и подлежало удовлетворению.
Также заявители просят обязать Правительство Свердловской области возместить ущерб, понесенный истцом в результате изъятия животных на основании акта от 15.10.2021, в размере 5773803,86 руб. в пользу ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области; обязать Правительство Свердловской области возместить ущерб, понесенный истцом в результате изъятия продуктов животноводства на основании акта от 21.10.2021, в размере 39196,64 руб. в пользу ГУФСИН России по Свердловской области; обязать Правительство Свердловской области выделить средства резервного фонда областного бюджета путем перечисления соответствующих денежных сумм на лицевой счет Департамента ветеринарии Свердловской области с целью возмещения заявителям стоимости изъятых животных и продуктов животноводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу положений статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов возмещения вреда является возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие убытков, размер убытков, а также причинную связь между наступлением убытков и действиями ответчика.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Пунктом 3 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Между тем, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков суду необходимо установить состав правонарушения, включающий наличие убытков, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении в совокупности всех указанных элементов.
При этом истец обязан доказать, что именно ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб.
В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что согласно подпункту 12.1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи БК РФ.
Финансирование расходов по компенсации осуществляется за счет средств бюджета Свердловской области. Главным распорядителем финансовых средств по возмещению ущерба в данном случае является Департамент ветеринарии Свердловской области, в связи с чем, требования заявителей обязать Правительство Свердловской области возместить ущерб, понесенный в результате изъятия животных, удовлетворению не подлежат.
Как ранее было изложено, в соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 N 688-ПП, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Свердловской области предоставляются для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по предотвращению распространения и ликвидация очагов особо опасных болезней животных, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства на территории Свердловской области.
Бюджетные ассигнования из резервного фонда для осуществления указанных мероприятий выделяются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Департаменту ветеринарии Свердловской области, который в соответствии с п.8 Порядка N 558-ПП осуществляет возмещение собственникам животных и (или) продуктов животноводства стоимости изъятых животных с лицевого счета департамента. Правительство Свердловской области возмещение ущерба не осуществляет.
При этом, согласование между органами власти субъекта распоряжения о выделении средств из резервного фонда не зависит от заявителя, а является следствием рассмотрения заявления о возмещении вреда.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителей о возмещении ущерба Правительством Свердловской области, возложении на Правительство Свердловской области обязанности выделить средства резервного фонда областного бюджета, удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом апелляционной инстанции отменено решение департамента ветеринарии Свердловской области от 04.03.2022, то именно на Департамент ветеринарии Свердловской области в силу положений порядка N 558-ПП возложена обязанность по устранению прав и законных интересов заявителей.
По приведенным в постановлении мотивам обжалуемое решение суда в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ) подлежит отмене в части, с изложением резолютивной части в новой редакции.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2022 года по делу N А60-29235/2022 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать недействительным решение директора Департамента ветеринарии Свердловской области от 04.03.2022 N 26-01-82/898, как несоответствующее действующему законодательству.
Обязать Департамента ветеринарии Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.
В удовлетворении требований в остальной части отказать."
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29235/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ВЕТЕРИНАРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Свердловской области
Третье лицо: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области