г. Самара |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А55-6479/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей: Ястремского Л.Л., Копункина В.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шлычковой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 15.11.22г. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2022 по делу А55-6479/2022 (судья Рысаева С.Г.)
по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Энергофинанс"
об обязании внести изменения в договор, взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - представитель Малышев Р.А., доверенность от 22.03.2022 г.
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнений принятых протокольным определением суда от 28.07.22г.) к Обществу с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" внести изменения в договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07, заключенный с ООО "Энергофинанс" путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N53/07. Взыскать с ООО "Энергофинанс" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату за период за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 236 982,64 рублей плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2022 года, принятым по настоящему делу, внесены изменения в договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07, заключенный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО "Энергофинанс" путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07; С ООО "Энергофинанс" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области взыскана арендная плата по договору аренды лесного участка 31.12.2008 N53/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 236 982 рубля 64 копейки.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой.
Заявитель полагает, что решение суда принято при неправильном применении судом норм материального права. Ответчик полагает, что он не должен был знать об изменении используемого коэффициента, оплата производилась им надлежащим образом на основании уведомлений, которые поступали от арендодателя (истца). Заявитель полагает, что основания для внесения изменений путем обязания заключить дополнительное соглашения, установленные ст.451 ГК РФ, отсутствовали, их наличие истцом не доказано, а соответствующие выводы суда первой инстанции об их наличии, ошибочны.
Ответчик просил отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.22г. апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 08.11.22г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебное заседание 08.11.22г. явился представитель ответчика, который поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Истец в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 08.11.22г. на основании ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 09 часов 25 минут 15.11.22г.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
В судебное заседание 15.11.22г. явился представитель ответчика, который поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Истец в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, Между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (арендодатель) и ОАО "Социально-культурные предприятия" заключен договор от 31.12.2008 N 53/07 аренды лесного участка площадью 9,6 га, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Болыпекаменское участковое лесничество, квартал 96 выдел 13, 14, 16, 21, 22, 29, 30, 37, 38 для осуществления рекреационной деятельности (далее - договор). Срок действия договора установлен с 31.12.2008 по 30.04.2045 г.
Вышеуказанный договор был зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации от 25.11.2009 и имеет номер регистрации 63-63-26/060/2009-224.
Позже между ОАО "Социально-культурные предприятия" и ООО "Энергофинанс" (новый арендатор) был заключен договор переуступки права аренды лесного участка. Данный договор был зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке 15.02.2010 и имеет номер регистрации 63-63-26/008/2010-320.
Таким образом, арендатор все свои права и обязанности по договору N 53/07 от 31.12.2008 передал новому арендатору.
Информация о лесах, содержащаяся в данном договоре, указана в соответствии с материалами лесоустройства 1995 года.
Вместе с тем, в 2015 году было проведено новое лесоустройство Красноярского лесничества, в результате которого было установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в договоре.
Согласно пункту "2" приказа Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" (далее - Приказ) где выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
В соответствии с приложением 16 к Приказу и Выпиской из государственного лесного реестра лесной участок, арендованный ООО "Энергофинанс" по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно в выделах 13, 14, 16, 21, 22, 30 к берегозащитным, почвозащитным участкам лесов, расположенных вдоль водных объектов в выделах, склонов оврагов, а в выделах 29, 37 к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
Согласно подпункту "а" примечания к таблице 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах установлен коэффициент - 2.
Согласно пункту 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Также согласно пункту 21 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (ред. от 12.05.2020) "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из положений ст.ст.450,451,606,614 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом установлено, что расчет арендной платы за 2019 и 2020 г.г. изменился, арендная плата оплачивалась арендатором в меньшем размере, задолженность определена судом как разница между подлежащей оплате и фактически оплаченной ответчиком арендной платы. Поскольку доказательства оплаты арендной платы в надлежащем размере ответчик суду не представил, у ООО "Энергофинанс" образовалась задолженность по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 236 982,64 в части: платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет) - 236 982,64 рублей, которая и взыскана судом.
Решение арбитражного суда в части взыскания задолженности по арендной плате является законным и обоснованным, а доводы в указанной части несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (пункт 3 статьи 73 ЛК РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади и лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства N 310).
В силу абзаца второго пункта первого статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Приказом Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" выделены особо защитные участки лесов в Красноярском лесничестве. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление) утверждены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В таблице 11 Постановления представлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности, коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2.
Таким образом, министерством был произведен перерасчет арендной платы по ставкам платы, утвержденными Правительством РФ, в связи с тем, что арендованный лесной участок по договору от 31.12.2008 N 53/07, отнесен Федеральным агентством лесного хозяйства к особо защитным участкам лесов.
Лесной участок, арендованный по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07, относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества.
В статье 67.1. Лесного кодекса Российской Федерации указано, что в лесоустроительной инструкции устанавливаются, в том числе критерии отнесения лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, а также нормативы их проектирования, порядок проектирования и изменения особо защитных участков лесов, в том числе в случае установления и изменения границ земель, на которых они расположены, признаки и нормативы выделения особо защитных участков лесов.
В 2015 году действовала Лесоустроительная инструкция, утвержденная Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Инструкция).
Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов определено Главой III.
Согласно пунктам 36-38 указанной главы, особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.
Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводятся количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений, а также другие характеристики, имеющие существенное значение для обоснования необходимости отнесения леса к особо защитному участку лесов.
Выделение особо защитных участков лесов осуществляется в соответствии с нормативами и признаками выделения особо защитных участков лесов, указанными в приложении 4 к Инструкции.
К особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; объекты лесного семеноводства; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под /грозой исчезновения диких животных; полосы леса в горах вдоль верхней его границы с безлесным пространством; небольшие участки лесов, расположенные среди безлесных пространств; защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов; участки леса на крутых горных склонах; особо охранные части государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий; леса в охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, а также территории, зарезервированные для создания особо охраняемых природных территорий федерального значения; участки лесов вокруг глухариных токов; участки лесов вокруг естественных солонцов; полосы лесов по берегам рек или иных водных объектов, заселенных бобрами; медоносные участки лесов; постоянные пробные площади (предназначенные для периодического детального обмера деревьев и подробного описания в течение длительного периода лесные участки, покрытые древесно- кустарниковой растительностью, закрепленные на местности лесоустроительными или лесохозяйственными знаками и нанесенные на лесоустроительные планшеты); участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений; участки лесов вокруг минеральных источников, используемых в лечебных и оздоровительных целях или имеющих перспективное значение; полосы лесов вдоль постоянных, утвержденных в установленном порядке трасс туристических маршрутов федерального или регионального значения; участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
Часть выделов арендованного ООО "Энергофинанс" по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно 13, 14, 16, 21, 22, 30 к берегозащитным, почвозащитным участкам лесов, расположенных вдоль водных объектов в выделах, склонов оврагов, а в выделах 29, 37 к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ
Нормативом и признаком выделения таких особо защитных участков лесов, согласно приложения 4 к Инструкции является расположение участка в пределах участка лесов шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
В настоящий момент действует Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, признак отнесения участка к особо защитным участкам лесов, расположенным вокруг населенных пунктов и садовых товариществ не изменился: "участки шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ".
Согласно п.7 договора аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 5 договора суммы до истечения последнего дня текущего отчетного квартала.
Ответчиком доказательств внесения арендной платы с учетом коэффициента учитывающего категорию защитных лесов и целевое назначение лесов в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2 не представлено, доказательств что спорный участок не относится к защитному лесу также не представлено, дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 подписанного сторонами не представлено.
Материалами дела подтверждается, что часть выделов арендованного ООО "Энергофинанс" по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно 13, 14, 16, 21, 22, 30 к берегозащитным, почвозащитным участкам лесов, расположенных вдоль водных объектов в выделах, склонов оврагов, а в выделах 29, 37 к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, изменился расчет арендной платы в части минимального размера арендной платы:
(7,45*5110*1,0*2,0*3,0* 1,89)+(2,15*5110* 1,0* 1,5*3,0* 1,89)=525 148,31 за 2019 год,
(7,45*5110*1,0*2,0*3,0*2,26Ж2,15*5110*1,0*1,5*3,0*2,26)=627 955,13 за 2020 год, где
Где: 5110,0 - ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
3,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
1,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий площадь лесного участка, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
1,5; 2,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий категорию защитных лесов и целевое назначение лесов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
9,6 - площадь лесного участка;
1,89; 2,26- коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности для осуществления рекреационной деятельности, применяемый в 2019, 2020 г.
Согласно разъяснениям, изложенными в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Пленум N 73), по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
В тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически, регулируемая арендная плата не применяется.
Арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах в зависимости от рыночных цен (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 по делу N 307-ЭС15-16409, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 3463/13).
Из содержания договора N 53/07 от 31.12.2008 г., договора переуступки права аренды от 30.12.09г. следует, что лесной участок из земель лесного фонда предоставлен арендатору для осуществления рекреационной деятельности и не предоставлен по результатам торгов, следовательно, размер арендной платы является регулируемым.
Согласно п.3 ст.614 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Как установлено сторонами в п.6 раздела II договора размер арендной платы может быть увеличен пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка.
Доводы заявителя жалобы о том, что арендная плата оплачивалась арендатором, исходя из размера, установленного в уведомления Министерства, не принимаются во внимание, поскольку наличие таких уведомлений при ошибочности указанных в них данных, не освобождает арендатора от обязанности оплатить надлежащий размер арендной платы. При этом судебная коллегия не принимает во внимание ссылку ответчика на уведомления от 29.01.21г. и 21.01.22г. (том 1 л.д.94,95), т.к. заявлен для взыскания период 2019 - 2020г.г., а в уведомлениях ссылка на арендную плату за иной период - 2021-2022г.г. Ссылка ответчика на платежное поручение от 08.04.22г. N 46 (том 1 л.д.106) не принимается во внимание, поскольку согласно графе "назначение платежа" оплата произведена за арендную плату 1-й квартал 2022 года, что также не согласуется с заявленным для взыскания периодом.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в материалах дела отсутствует расчет задолженности, методика расчета неясна и нельзя посчитать разницу между размером арендной платы по методике и расчетом по иску, материалы проверки Министерством не представлены, несостоятельна и не принимается во внимание. Расчет задолженности в материалах дела имеется, методика расчета понятна и содержится в тексте искового заявления, при этом судебная коллегия отмечает, что в процессе рассмотрения дела ответчик свой контррасчет в материалы дела не представил.
В силу положений ст.ст.9,65 АПК РФ ответчик документально не опроверг то, что часть выделов арендованного ООО "Энергофинанс" по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно 13, 14, 16, 21, 22, 30 к берегозащитным, почвозащитным участкам лесов, расположенных вдоль водных объектов в выделах, склонов оврагов, а в выделах 29, 37 к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ. Также ответчик не представил доказательства надлежащего исполнения обязательств и погашения задолженности в порядке ст.ст.309,310,606,614 ГК РФ.
Между тем решение арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения требования о внесении изменения в договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07, заключенный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ООО "Энергофинанс", путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 53/07 (с учетом принятого судом уточнения) является незаконным, принятым с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При этом пунктом 4 статьи 451 ГК РФ определено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Согласно статье 451 ГК РФ изменить или расторгнуть договор возможно только при наличии существенных изменений обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. При этом изменение обстоятельств признается существенным в случае одновременного наличия условий, содержащихся в пункте 2 статьи 451 Кодекса.
При изучении доказательств, представленных сторонами в материалы дела, а также доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Министерством не доказано наличие в данном случае обстоятельств и условий для внесения изменений, указанных в пункте 2 статьи 451 Кодекса путем заключения дополнительного соглашения.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Арбитражным судом не приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды", согласно которым, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
С учетом изложенного в иске о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 31.12.2008 г. N 53/07 путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка следовало отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции в указанной части принято с нарушением норм материального права, выводы суда о наличии оснований для внесения изменений в договор в судебном порядке не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, наличие таких оснований истцом не доказано.
В соответствии с п. 2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При обращении с апелляционной жалобой заявитель оплатил 3000 рублей платежным поручением от 29.08.22г. N 126. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы следует распределить между сторонами поровну, поскольку из двух требований - одно имущественное, другое - не имущественное, судом удовлетворено одно требование имущественного характера, в остальной части - отказано.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2022 года по делу N А55-6479/2022 изменить, изложив резолютивную часть судебного акта в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату по договору аренды лесного участка 31.12.2008 N 53/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 236 982 рубля 64 копейки.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" в федеральный бюджет 7 740 рублей государственной пошлины по иску.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергофинанс" 1500 рублей расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Л.Л. Ястремский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6479/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: ООО "Энергофинанс"