г. Москва |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А41-50314/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСН "Микояна 23- 1" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2022 по делу N А41-50314/22, принятое судьей В.А. Немковой, по иску ТСН "Микояна 23- 1" (ИНН 5047261286, ОГРН 1225000019530) к МУП "ЖИЛИЩНИК Г.О. ХИМКИ" (ИНН 5047130999, ОГРН 1125047002497), ГУ МО "ГЖИ МО" (ИНН 5018092629, ОГРН 1045003352261) об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ТСН "Микояна 23-1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", МУП "ЖИЛИЩНИК Г.О. ХИМКИ" (ИНН 5047130999, ОГРН 1125047002497; 1045003352261)
- об обязании МУП "Жилищник г.о. Химки" обратиться с заявлением в ГЖИ МО о том, что договор управления мкд по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23 корм 1 с МУП "Жилищник г.о. Химки" расторгнут с 02.03.2022.
- обязать ГУ МО "ГЖИ МО" внести изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению мкд., исключив мкд: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23 корм 1 из реестра лицензий Московской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый МУП "Жилищник г.о. Химки"., включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23 корм 1 в реестр на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляется ТСН "Микояна 23-1", в течении 10 дней с момента вступления суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2022 по делу N А41-50314/22 в удовлетворении исковых требований ТСН "Микояна 23-1" отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСН "Микояна 23- 1" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
21.11.2022 в материалы дела от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя МУП "ЖИЛИЩНИК Г.О. ХИМКИ", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ТСН "Микояна 23- 1" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ГУ МО "ГЖИ МО" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего
Как следует из материалов дела, ТСН "Микояна 23-1" обратилось в ГУ МО "ГЖИ МО" о внесении в реестр лицензий в отношении мкд по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23 корм 1 в связи со сменой способа управления, оформленным протоколом ОСС от 14.02.2022.
ТСН "Микояна 23-1" направило уведомление МУП "ЖИЛИЩНИК Г.О. ХИМКИ" о расторжении договора по управлению мкд по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23 корм 1, в связи с принятием решения собственниками о создании ТСН, требование о размещении на сайте ГМЧ ЖКХ сведений о расторжении договора, а также о направлении данных сведений в орган государственного жилищного надзора.
Оставление требований ТСН "Микояна 23-1" ответчиками без удовлетворения, послужило основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
На основании статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ установлено право собственников помещений на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, которые могут изменить выбранный способ управления.
В части 1 статьи 192 ЖК РФ определено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
На основании части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом N 938/пр.
Согласно пункту 5 Приказа N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с частью 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23, корп. 1 было проведено общее собрание собственников, оформленное протоколом общего собрания N 04.2022/М-23/1 от 24.04.2022 г. о выборе в качестве организации по управлению домом МУП "Жилищник г.о. Химки".
МУП "Жилищник г.о. Химки" в соответствии со ст. 44 ЖК РФ, направило данный протокол с приложениями в ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области".
На основании этого, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская обл., г. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23, корп. 1 не был исключен из реестра лицензии МУП "Жилищник г.о. Химки".
Согласно п. 4 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", рассмотрение заявления и документов, указанных в п. 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в п. 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Согласно п. 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка:
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 9. Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации". основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 настоящего Порядка.
Согласно 4.1.1 ст. 46 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В настоящее время МУП "ЖИЛИЩНИК Г.О. ХИМКИ" актуализирована информация в ГИС ЖКХ о решении общего собрания собственников помещений (далее - ОСС), оформленном протоколом от 24.04.2022 N 04.2022/М-23/1, по выбору в качестве управляющей организации МКД МУП "ЖИЛИЩНИК Г.О. ХИМКИ".
28.03.2022 в Г'осжилинспекцию Московской области поступило заявление ТСН "МИКОЯНА 23-1" (ИНН 5047261286) о внесении изменений в Реестр лицензий в отношении данного МКД в связи со сменой способа управления (протокол ОСС от 14.02.2022).
Таким образом, на момент рассмотрения заявления ТСН "МИКОЯНА 23-1" в ГИС ЖКХ размещены сведения о проведенном ОСС в МКД, оформленном протоколом от 24.04.2022 N 04.2022/М-23/1, по выбору управляющей организацией МУП "ЖИЛИЩНИК Г.О. ХИМКИ".
В рамках рассмотрения заявления ТСН "МИКОЯНА 23-1" и материалов ОСС, оформленных протоколом от 14.02.2022, Госжилинспекцией Московской области проведена проверка по результатам которой установлено следующее:
- протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, мкр.Сходня, ул. Микояна, д. 23, корп. 1 N 04.2022/М-23/1 от 24.04.2022 г. не противоречит, установленным п. 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", условиям.
В связи с чем, Государственное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" вынесено решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в части исключения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Химки, мкр. Сходня, ул. Микояна, д. 23, корп. 1 из реестра лицензий МУП "Жилищник г.о. Химки".
Полномочия Госжилинспекции Московской области по осуществлению проверки актуальности реестра собственников помещений в МКД нормативно-правовыми актами не предусмотрены.
На момент рассмотрения заявления (24.04.2022) решение собственников о выборе новой управляющей компании не признано недействительным.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с Положением Госжилииспекция проверяет правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним договора управления многоквартирным домом, а так же проверяет правомерность утверждения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме условий договора управления и его заключения.
У Госжилинспекции Московской области отсутствуют полномочия проверять правомерность решений собраний собственников.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, а также, в Постановлении от 05.06.2012 N 17635/11 по делу N А50-1710/2011, "собственники помещений могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом. Выбрав единожды способ управления домом и управляющую организацию, домовладельцы не лишаются возможности их изменить иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации".
Таким образом, собственники по своему желанию могут и не указывать в решении общего собрания оснований для отказа от договора управления или вовсе не включать данный вопрос в повестку дня общего собрания, ограничившись выбором нового способа управления многоквартирным домом или новой управляющей организации.
Таким образом, на момент проведения проверки заявления Госжилинспекция Московской области располагала пакетами документов от обоих лицензиатов в полном объеме, в связи с чем, необходимость в направлении дополнительных запросов отсутствовала.
Апелляционный суд также обращает внимание, что протокол общего собрания собственников от 24.04.2022, договор управления от 02.03.2022 в установленном законом порядке не оспорены, не отменены.
Доказательств нарушения оспариваемыми действиями прав и охраняемых законом интересов заявителя, судом не установлено, обществом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2022 года по делу N А41-50314/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50314/2022
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Микояна 23-1"
Ответчик: ГУ МО "ГЖИ МО", МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩНИК ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19303/2023
02.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3127/2023
30.11.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22762/2022
29.09.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-50314/2022