город Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А40-40846/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Госинспекции по недвижимости г.Москвы
на определение Арбитражного суда города Москвы от 3 ноября 2022 года
по делу N А40-40846/18,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к ООО "Ватутинки-3"
третьи лица: ООО "Торговый дом Первый", Госинспекция по недвижимости,
Управление Росреестра по г.Москве
о признании постройки самовольной
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шумихин А.В. по доверенности от 03.03.2022 г.,
диплом 107732 0020742 от 15.07.2022 г.;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: Госинспекция по недвижимости - Хайбуллин Р.Р. по доверенности от 19.05.20223, диплом ДВС 1793529 от 22.03.2003; ООО "Торговый дом Первый", Управление Росреестра по г.Москве не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ватутинки-3" (далее - ООО "Ватутинки-3", ответчик) о признании права собственности на объект с кадастровым номером 50:21:0140218:1569 отсутствующим, об обязании демонтировать объект с кадастровым номером 50:21:0140218:1569. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Торговый дом Первый", Госинспекция по недвижимости, Управление Росреестра по Москве. Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2019 года, в удовлетворении исковых требовани отказано. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2019 года по делу N А40- 40846/2018 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2021 года суд признал самовольной постройкой здание магазина N 4 с кадастровым номером 50:21:0140218:1569, расположенное по адресу Москва, п. Десеновское, ул. 1-я Ватутинская, д.6А; обязал ООО "Ватутинки-3" в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу снести самовольную постройку, освободив от нее земельный участок с кадастровым номером 50:21:0140116:344; установил, что в случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок истец вправе самостоятельно осуществить действия по сносу постройки и освобождению от нее участка с возложением на ответчика необходимых расходов; установил, что вступившее в законную силу решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о прекращения права собственности ООО "Ватутинки-3" на здание магазина N 4 с кадастровым номером 50:21:0140218:1569, расположенное по адресу Москва, п. Десеновское, ул. 1-я Ватутинская, д.6А и для снятия данного объекта с кадастрового учета. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2021 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2022 года по делу N А40-40846/18 оставлены без изменения.
Госинспекция по недвижимости г.Москвы обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о замене Департамента городского имущества города Москвы в части исполнения решения суда по сносу постройки- нежилого здания (здания магазина N 4) с кадастровым номером 50:21:0140218:1569 по адресу: г.Москва, пос. Десневское ул.1-я Ватутинская, д.6А, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140116:344 и освобождению от нее участка с возложением на ответчика необходимых расходов.
Определением суда от 03.11.2022 г. в удовлетворении заявления Госинспекции по недвижимости г.Москвы было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель Госинспекция по недвижимости г.Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца и заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены. Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанных лиц.
Законность и обоснованность определения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная инстанция находит основания для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При этом необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования (далее - установленная сфера деятельности).
Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2019 N 1226-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП Постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
В соответствии с пунктом 5.11 Постановления Правительства Москвы от 20.09.2019 N 1226-ПП пункт 4.3.4 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" изложен в следующей редакции:
"4.3.4. При удовлетворении судом требований о сносе самовольной постройки Департамент городского имущества города Москвы направляет в 2-дневный срок копии судебного акта в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для обеспечения в 30-дневный срок проведения мероприятий по сносу самовольной постройки и в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.".
Таким образом, с учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" проведение мероприятий по сносу самовольной постройки на основании решения суда, принятого по иску Департамента, обеспечивается Госинспекцией.
23.08.2022 между Департаментом городского имущества города Москвы и Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы заключено Соглашение о порядке исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2021 по делу N А40-40846/18.
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Соглашения на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы возложены полномочия по исполнению решения Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2021 по делу А40-40846/18-1-186 в части сноса нежилого здания (здания магазина N 4) кадастровым номером 50:21:0140218:1569 по адресу г. Москва, пос. Десеновское, ул. 1-я Ватутинская, д.6А, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140116:344 в случае неисполнения решения суда ООО "Ватутинки-3".
Учитывая изложенное, полномочия по сносу спорного объекта перешли к функциональному органу исполнительной власти города Москвы, что свидетельствует о функциональном правопреемстве.
Согласно абзацу восьмому пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12, проверяя правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Указанные выводы содержаться в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.09.2020 по делу N А40-123703/18.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Согласно абзацу четвертого пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения жалоб на определения, вынесенные по вопросам, требовавшим разрешения в ходе судебного разбирательства (например, о наложении штрафа, процессуальном правопреемстве, принятии (об отказе в принятии) обеспечительных мер, передаче дела на рассмотрение другого суда), за исключением определений о разъяснении судебного акта суда первой инстанции, а также определений, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений об изменении порядка и способа исполнения судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции разрешает эти вопросы по существу, не направляя их на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
С учетом указанных разъяснений и предусмотренных процессуальным законодательством полномочий, апелляционный суд отменяет оспариваемое определение.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, 271, п.3 ч.4 ст.272 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 3 ноября 2022 года отменить, заявление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы - удовлетворить.
Произвести процессуальную замену истица, заменить Департамент городского имущества города Москвы на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в части исполнения решения суда по сносу постройки - нежилого здания (здания магазина N 4) с кадастровым номером 50:21:0140218:1569 по адресу: Москва, п. Десеновское, ул. 1-я Ватутинская, д.6А, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0140116:344.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40846/2018
Истец: Департамент городского имущества г. Москвы
Ответчик: ООО Ватутинки-3
Третье лицо: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕРВЫЙ", Управление Росреестра по Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-82985/2022
11.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56992/2022
29.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8458/19
09.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-88998/2021
26.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-40846/18
14.06.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8458/19
06.03.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5891/19
03.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-40846/18