г. Красноярск |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А33-15700/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "РостТех": Лалетиной М.С., представителя по доверенности от 01.01.2023 N 22, диплом, свидетельство о расторжении брака от 27.08.2009, паспорт; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РостТех" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" ноября 2022 года по делу N А33-15700/2022
общество с ограниченной ответственностью "РостТех" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Папушеву Евгению Александровичу (далее - ответчик) о взыскании 126 725,28 руб. задолженности за оказанные в период с января 2021 по апрель 2022 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 07-000011339 от 01.01.2021.
Определением от 29.06.2022 исковое заявление принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства. Определением от 22.08.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт в соответствии с которым, удовлетворить исковые требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от10.08.2018 N 1/1630-од общество "Росттех" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Норильской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и обществом "Росттех" подписано соглашение N 15 от 10.08.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Норильской технологической зоны Красноярского края, по условиям которого региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме с 01.01.2019 при условии утверждения до указанной даты тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 3.2).
В краевой государственной газете "Наш Красноярский край" 14.09.2018 опубликовано предложение общества "Росттех" о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором указано, что заключение договоров будет осуществляться после утверждения тарифа в соответствуем органе субъекта РФ, осуществляющем тарифное регулирование.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 N 680-в для потребителей общества "Росттех" установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Норильской технологической зоне на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 1446,05 руб./м3.
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости от 15.06.2022 нежилые помещения:
- N 210, площадью 671 кв.м., по адресу: г. Норильск, Ленинский проспект, д. 31,
- N 55, площадью 299.9 кв.м., по адресу: г. Норильск, ул. Бегичева, д. 31, -
находятся в собственности Папушева Евгения Александровича с 26.02.2019 и с 01.03.2017 соответственно.
Согласно паспорту отходов от 27.12.2017 в процессе деятельности индивидуального предпринимателя по чистке и уборке кухонь, организации общественного питания образуются отходы.
Между сторонами 11.04.2019 заключен договор N 07-000002959 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В пункте 26 договора указано, что договор считается заключенным с даты его подписания, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01 января 2019 года, и считается заключенным на весь срок наделения регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами данным статусом. Пунктом 27 договора предусмотрено, что договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон.
В письме от 23.05.2019 N 23/05-19 предприниматель просил регионального оператора расторгнуть 30.04.2019 договор N 07-000002958 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.04.2019 в связи с тем, что отходы предприятия являются отходами от производственной деятельности с паспортом отходов и на их утилизацию заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью "Стройбытсервис". Согласно входящей отметке письмо получено обществом "Росттех" 24.05.2019.
31 мая 2019 года стороны подписали соглашение о расторжении договора N 07-000002958 от 11.04.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 30.04.2019. Начисление платы за обращение с отходами не производилось региональным оператором до 31.12.2020.
Из материалов дела следует, что до и после расторжения договора с региональным оператором услуги по размещению (захоронению) отходов производства и потребления предпринимателю оказывало общество "Стройбытсервис" на основании договоров: договора N 01-ИП/ОПП от 25.12.2018 (с 01.01.2019 по 31.12.2019), договора N 16-ИП/ОП от 09.02.2020 (с 01.02.2020 по 31.12.2020), договора N 9-ИП/ОП от 09.02.2021 (с 09.02.2021 по 31.12.2021), договора N 05/ИП/ОПП от 09.03.2022 (с 09.03.2022 по 31.12.2022). В пунктах 2.1 договоров указано, что размещение (захоронение) отходов, принадлежащих заказчику, производится исполнителем на основании предоставленных талонов на захоронение отходов на полигоне, расположенном по адресу: г. Норильск, район ул. Нансена, здание 121. В приложении к договору указан объект - ресторан "ДОДО Пицца". В подтверждение сдачи отходов обществу "Стройбытсервис" ответчик представил корешок образования отходов от 30.12.2021.
12 апреля 2022 года региональный оператор произвел осмотр помещений, в ходе которого установил, что в помещениях расположена сеть пиццерий "ДОДО Пицца"; в помещении по пр. Ленинский, д. 31 - 53 посадочных места; в помещении по ул. Бегичева, д. 31 работает служба доставки. По результатам осмотров составлены акты, в которых отражено, что по каждому адресу на территории контейнерной площадки предприниматель имеет по два контейнера, объемом 0,75 м3.
Региональный оператор 19.05.2022 направил предпринимателю одновременно с претензией N 1875 от 13.05.2022 об оплате долга договор N 07-000011339 от 01.01.2021, акт сверки за период с 01.01.2021 по 12.05.2022, универсальные передаточные документы и счета на оплату за период с января 2021 года по апрель 2022 года.
Согласно отчету об отслеживании постового отправления (80092372653690) указанные документы прибыли в место вручения 20.05.2022, ответчиком не получены и 21.06.2022 возвращены по истечении срока хранения.
В подтверждение оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчика в период с января 2021 года по апрель 2022 года региональный оператор представил подписанные в одностороннем порядке универсальные передаточные документы на общую сумму 126 725,28 руб., сведения о движении мусоровозов.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг, истец обратился в суд с иском о взыскании 126 725,28 руб. задолженности за оказанные в период с января 2021 по апрель 2022 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 07-000011339 от 01.01.2021.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на расторжение ранее заключенного договора с региональным оператором по соглашению сторон в 2019 году и фактическое оказание ему в спорный период услуг по размещению (захоронению) отходов обществом "Стройбытсервис" на основании заключенных договоров.
Ответчик также указывал, что в период пандемии пиццерия на Ленинском пр., д. 31, не работала с 20.09.2020 по 31.12.2021, на ул. Бегичева, 31 - не работает для приема посетителей с мая 2021 года, с июня по сентябрь 2021 пиццерия была закрыта и не работала даже на доставку, с октября 2021 года деятельность осуществляется только на доставку.
Кроме того, ответчик ссылался на приобретение уплотнителя отходов в целях уменьшения объема образуемых отходов, в подтверждение чего представлен универсальный передаточный документ N 9709 от 05.08.20020 о приобретении предпринимателем у общества "ПроШоп" уплотнителя отходов ORWAK, ленты для обвязки кип, общей стоимостью 259 440 руб.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в спорных нежилых помещениях, принадлежащих ответчику на праве собственности, расположена сеть пиццерий "ДОДО Пицца": по пр. Ленинский, д. 31 - работает пиццерия; по ул. Бегичева, д. 31 - работает служба доставки. Ответчиком представлен паспорт отходов, составленный на отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие, образующиеся в процессе деятельности предпринимателя по чистке и уборке кухонь, организации общественного питания.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
В силу части 1.1 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:
товаров, произведенных на территории Российской Федерации;
упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (часть 2 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
В соответствии с частью 4 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
Исходя из содержания приведенных норм предприниматели, осуществляющие производство товаров, обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования товаров путем организации собственных объектов утилизации или путем заключения договора с любым их перечисленных в статье лицом, будь то региональный оператор или юридическое лицо, осуществляющее утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
Согласно представленным в материалы дела документам, предприниматель заключил с обществом "Стройбытсервис" договоры об оказании услуг по размещению (захоронению) отходов производства и потребления N 01-ИП/ОПП от 25.12.2018, N 16-ИП/ОП от 09.02.2020, N 9-ИП/ОП от 09.02.2021, N 05/ИП/ОПП от 09.03.2022, по условиям которых заказчик осуществляет самостоятельный вывоз отходов до местонахождения полигона, а исполнитель производит на основании предоставленных талонов размещение (захоронение) принадлежащих заказчику отходов, - в период с 01.01.2019 по 31.12.2022. Кроме того, предприниматель приобрел уплотнитель отходов ORWAK, ленту для обвязки кип в целях уменьшения объема образуемых отходов, что подтверждается универсальным передаточным документов N 9709 от 05.08.2020. В подтверждение сдачи отходов ответчик представил корешок талона на размещение отходов от 30.12.2021.
С учетом представленных ответчиком документов суд первой инстанции пришел к выводу об обеспечении ответчиком в соответствии с требованиями статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ утилизации отходов путем приобретения уплотнителя отходов и заключения договоров на размещение (захоронение) отходов с юридическим лицом, вместе с тем, обосновано отметил, что заключение договоров с обществом "Стройбытсервис" на утилизацию отходов от использования товаров не освобождает ответчика от обязанности по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В указанной части суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку по общему правилу оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся твердые коммунальные отходы потребителя, при этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.01.2017 "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах"), никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям. В противном случае такая деятельность является незаконной, нарушающей положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем, на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Обосновывая право требования оплаты оказанных услуг, истец ссылается на то, что оплате ответчиком подлежат оказанные услуги, в период с января 2021 по апрель 2022 года.
В силу части 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. При этом, в силу части 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов также обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно части 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации, положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 8(1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 8(17) предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из буквального толковая вышеприведенных норм следует, что обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только региональным оператором, а заключение потребителем договора о вывозе твердых коммунальных отходов с иным лицом направлено на обход закона и уклонение от оплаты стоимости соответствующих услуг региональному оператору (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору при предоставлении доказательств того, что последний транспортировку твердых коммунальных отходов фактически не осуществлял, в связи с чем, потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Из вышеприведенных норм следует, что с учётом наличия у потребителя обязанности заключить договор, договор считается заключенным на условиях типового с учётом размещения публичной оферты.
При этом, суд первой инстанции обосновано отметил, что в случае расторжения договора между потребителем и региональным оператором по соглашению сторон, правоотношения по вывозу твердых коммунальных отходов между ними могут быть возобновлены при направлении региональным оператором потребителю индивидуального предложения заключить договор. В этом случае алгоритм заключения договора на условиях типового договора, предусмотренный при размещении публичной оферты, реализуется в виде направления предложения региональным оператором конкретному потребителю заключить договор и неподписанием потребителем проекта договора. Как и в случае размещения публичной оферты, договор считается заключенным на 16-й рабочий день после получения предложения о заключении договора.
Как следует из материалов дела, предприниматель 11.04.2019 заключил с региональным оператором договор N 07-000002959 от 11.04.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который был расторгнут с 30.04.2019 по соглашению сторон от 31.05.2019 после получения региональным оператором письма от 23.05.2019 N 23/05-19, в котором предприниматель указывал, что отходы предприятия являются отходами от производственной деятельности с паспортом отходов и на их утилизацию заключен договор с обществом "Стройбытсервис".
Таким образом, ранее заключенный с региональным оператором договор расторгнут по соглашению сторон с 30.04.2019. Как указывал региональный оператор, начисление платы до 31.12.2020 потребителю не производилось. Согласно представленным актам региональным оператором 12.04.2022 проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что в помещениях расположена сеть пиццерий "ДОДО Пицца": в помещении по пр. Ленинский, д. 31 - 53 посадочных места; в помещении по ул. Бегичева, д. 31 работает служба доставки; по каждому адресу на территории контейнерной площадки предприниматель имеет по два контейнера, объемом 0,75 м3.
С учетом результатов проверки региональный оператор 19.05.2022 направил предпринимателю одновременно с досудебной претензией N 1875 от 13.05.2022 новую оферту на заключение договора N 07-000011339 от 01.01.2021, универсальные передаточные документы и счета на оплату за период с января 2021 года по апрель 2022 года. Согласно отчету об отслеживании постового отправления (80092372653690) указанные документы прибыли в место вручения 20.05.2022 ответчиком не получены и 21.06.2022 возвращены по истечении срока хранения.
С учетом того, что договор между сторонами спора был расторгнут с 30.04.2019, суд апелляционной инстанции полагает, что начало возникновения обязательства ответчика перед истцом подлежит определению в соответствии с требованиями пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) (далее - Правила N 1156), что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.02.2022 N Ф02-7504/2021 по делу N А19-12032/2021, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2022 N Ф02-180/2022 по делу N А58-4731/2021.
Как уже было отмечено выше, в соответствии с абзацем четвертым названной нормы, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, обстоятельства, связанные с моментом заключения договора на условиях типового, и, как следствие, правомерность возложения на ответчика обязанности по оплате услуг с января 2021 по апрель 2022 года, имеют существенное значение для рассматриваемого спора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта обосновано включил в предмет судебного исследования имеющие существенное значение для рассматриваемого спора обстоятельства, связанные с заключением договора на его типовых условиях.
Учитывая вышеизложенное нормативно-правовое регулирование, принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая расторжение ранее заключенного с региональным оператором договора с 30.04.2019, не выставление региональным оператором счетов на оплату услуг более года - до 30.12.2020, направление новой оферты на заключение договора от 01.01.2021 только 19.05.2022 спустя три года после подписания сторонами соглашения о расторжении договора от 31.05.2019, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что договор на обращение с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора может считаться заключенным не ранее даты поступления проекта договора в место вручения 20.05.2022, который ответчиком не был получен и возвращен отправителю 21.06.2022 по истечении срока хранения.
Не основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности факта оказания услуг на условиях типового договора и обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО истцом в период с января 2021 года по апрель 2022 года.
Доводы заявителя жалобы об обратном правомерность выводов суда первой инстанции не опровергаю, поскольку в отсутствие заключенного договора на условиях типового договора на обращение с ТКО, то есть в условиях отсутствия безусловной осведомленности ответчика о наличии договорных отношений, даже сам по себе факт наличия таких отношений, возникших по правилам пункта 8 (17) Правил N 1156, и даже при наличии у потребителя безусловной обязанности осуществлять вывоз ТКО только посредством оказания услуг региональным оператором, на что указывает в жалобе истец, не предоставляет последнему безусловное право на получение стоимости услуг вне зависимости от факта их оказания конкретному потребителю.
Обратный правовой подход нарушает принцип правовой определенности и принцип разумных ожиданий хозяйствующего субъекта.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что направление региональным оператором 19.05.2022 подписанных в одностороннем порядке универсальных передаточных документов за период с января 2021 года по апрель 2022 года, а также движение мусоровозов в спорный период вблизи нежилых помещений не подтверждает оказание региональным оператором услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в спорный период, предшествующий заключению нового договора с региональным оператором.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" ноября 2022 года по делу N А33-15700/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15700/2022
Истец: ООО "РОСТТЕХ"
Ответчик: ПАПУШЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ