город Омск |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А70-14668/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубок О.В.
судей Горбуновой Е.А., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12498/2022) Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области на определение Арбитражного суда Тюменской области от 19 сентября 2022 года по делу N А70-14668/2021 (судья Мингалева Е.А.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной ИФНС России N 14 по Тюменской области о включении в реестр требований кредиторов, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Транс АМ" (ИНН 8911028277, ОГРН 1138911000854, дата регистрации: 25.07.2013),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - представитель Муратов А.С. (паспорт, доверенность от 11.02.2022 N 20-38/0014, срок действия до 04.02.2023).
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 13.08.2021 заявление УФНС по Тюменской области о признании отсутствующего должника ООО "Транс АМ" несостоятельным (банкротом) принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.02.2022 (резолютивная часть решения объявлена 31.01.2022) заявление уполномоченного органа о признании ООО "Транс АМ" несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении должника введена процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре отсутствующего должника, конкурсным управляющим утвержден Феденко Анатолий Анатольевич.
Сведения об открытии процедуры конкурсного производства опубликованы в издании "Коммерсантъ" N 26 (7227) от 12.02.2022.
В Арбитражный суд Тюменской области 03.08.2022 посредством системы "Мой арбитр", канцелярией суда обработано 04.08.2022, обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Тюменской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган, налоговый орган, кредитор) с заявлением о включении задолженности в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 8 685 965 руб. 22 коп., в том числе: 5 993 401 руб. - налог, 2 692 464 руб. 22 коп. - пени, 100 руб. - штраф.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 19.09.2022 (резолютивная часть от 12.09.2022) (далее - обжалуемое определение) заявление удовлетворено частично; требование ФНС России в общем размере 8 685 865 руб. 22 коп., в том числе: 5 993 401 руб. - налог, 2 692 464 руб. 22 коп. - пени признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ООО "Транс АМ". В удовлетворении требования уполномоченного органа о включении требования в реестр требований кредиторов должника, отказано. Заявление ФНС России об установлении требований к должнику в размере 100 руб. - штраф, оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила обжалуемое определение, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на следующее:
- требования налогового органа основаны на решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной проверки, то есть акте уполномоченного государственного органа, наличие которого является обязательным для взыскания задолженности;
- решение по результатам выездной проверки вступило в силу 04.07.2022, следовательно, предусмотренный законом срок подачи в суд налоговым органом требования о включении в реестр требований кредиторов должника, основанного на решении по результатам выездной налоговой проверки, соблюден.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснила, что считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просила его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции установил основания для отмены определения Арбитражного суда Тюменской области от 19 сентября 2022 года по настоящему делу.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Исходя из норм статей 71, 100, 142 Закона о банкротстве, пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.2012 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны, требование кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Целью такой проверки является установление обоснованности долга и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку включение таких требований приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также интересов должника.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
В соответствии со статьей 137 НК РФ правом на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, наделено каждое лицо, если, по его мнению, такие акты, нарушают его права.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение налогового органа обращается к исполнению.
В процедурах банкротства задолженность не может быть взыскана в принудительном порядке, в связи с чем, она подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Требование уполномоченного органа подтверждено решением от 12.05.2022 N 09-2/2735, доказательств отмены его не имеется, равно как доказательств погашения задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Сообщение о введении в отношении должника конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 26 (7227) (7156) от 12.02.2022.
Датой закрытия реестра требований кредиторов должника и соответственно последним днем предъявления требований является 12.04.2022.
Требование о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника было подано ИФНС России N 14 по Тюменской области 03.08.2022.
Согласно пункту 12 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Так, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве правила настоящего пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Данная правовая позиция о порядке исчисления в подобных случаях двухмесячного срока предъявления требования нашла свое подтверждение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2021 N 305-ЭС20-2156(2), от 13.08.2019 N 305-ЭС19-12280, из которых следует, что требование должно быть предъявлено в пределах двухмесячного срока, течение которого началось не ранее даты вступления в силу решения налогового органа, принятого по результатам проводимой в отношении должника налоговой проверки.
Из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, на момент закрытия реестра требований кредиторов решение выездной налоговой проверки N 09-2/2735 от 12.05.2022 не вступило в законную силу.
Согласно представленным налоговым органом сведениям, указанное выше решение было отправлено должнику 24.05.2022, получено последним 31.05.2022.
Учитывая изложенное ранее, датой вступления решения, на котором налоговый орган основывает свои требования, является 01.07.2022, и именно с указанной даты следует исчислять двухмесячный срок для подачи кредитором требования, следовательно,
уполномоченный орган обратился в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения.
Учитывая изложенное, уполномоченным органом не был пропущен срок на предъявление требований кредиторов, в связи с чем, суд первой инстанции неправомерно определил очередность удовлетворения требования налогового органа, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 134 Закона о банкротстве требование кредитора, основанное на денежном обязательстве, удовлетворяется в третью очередь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Закона о банкротстве при определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 137 Закона о банкротстве при определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В связи с изложенным, арбитражный суд признает требование подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника, в размере - 8 685 965,22 руб., из них: налог - 5 993 401,00 руб., пени - 2 692 464,22 руб., штрафы - 100,00 руб.
Пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ предусмотрено, что основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 272 АПК РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 19 сентября 2022 года по делу N А70-14668/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Транс АМ" требование Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области в размере 8 685 965,22 руб., из них: налог - 5 993 401,00 руб., пени - 2 692 464,22 руб., штрафы - 100,00 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.В. Дубок |
Судьи |
Е.А. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14668/2021
Должник: Общество с огрангиченной ответственностью "ТРАНС АМ"
Кредитор: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: варлаков иван михайлович, Гагарина И.И, ГАГАРИНА ИРИНА ИВАВНОВНА, ГАГАРИНА ИРИНА ИВАНОВНА, гибдд умвд россии по то, ГУ О ПФ ПО ТО, Конкурсный управляющий Феденко Анатолий Анатольевич, МИФНС 14, ООО ГОРОДСКОЙ КОММУНАЛЬНЫЙ СЕРВИС, ООО НЕФТО, ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "РУСОЙЛ", Отдел адресно - справочной работы УФМС России по ТО, ПАО Лизинговая компания Европлан, Руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области Чалиловой Татьяне Михайловне, САУ "Авангард", УФМС, УФРС по ТО, ФЕДЕНКО АНАТОЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, ФСГР кадастра и картографии по ТО
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6555/2024
21.06.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4354/2024
08.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5372/2022
11.08.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5854/2023
22.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5410/2023
27.01.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12498/2022
25.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5372/2022
22.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3284/2022
07.02.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-14668/2021