г. Москва |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А41-40450/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Мосэнергосбыт" - Кожикова Е.С. представитель по доверенности от 22.11.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от ООО УК "ЖКХ-Онлайн" - представитель не явился, извещен,
от ПАО "Россети Московский регион" - представитель не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК "ЖКХ-Онлайн" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-40450/22 по иску АО "Мосэнергосбыт" (ОГРН 1057746557329, ИНН 7736520080)
к ООО УК "ЖКХ-Онлайн" (ОГРН 1175027010839, ИНН 5027251875),
третье лицо - ПАО "Россети Московский регион" (ОГРН 1057746555811, ИНН 5036065113),
о взыскании задолженности в сумме 1 051 111,73 руб.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосэнергосбыт" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО УК "ЖКХ-Онлайн" (далее - Ответчик) о взыскании задолженности по Договору энергоснабжения N 26020105 от 01.11.2021 г. за декабрь 2021 года в размере 1 026 653, 52 руб., законной неустойки за период с 11.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 24 458, 21 руб. и расходов по госпошлине в размере 23 511 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-40450/22 исковые требования АО "Мосэнергосбыт" удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом ООО УК "ЖКХ-Онлайн" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить частично в размере 896229 руб. 10 коп.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против апелляционной жалобы, полагая решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав доводы представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между АО "Мосэнергосбыт" (Истец, МЭС) и ООО УК "ЖКХ-Онлайн" (Ответчик, Абонент) заключен Договор энергоснабжения N 26020105 о т 01.11.2021 г.
В соответствии с п. 1.1. Договора, МЭС обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения Абонента, а абонент обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором.
Согласно п. 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г., исполнители коммунальной услуги (ИКУ), покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Истец указал, что им в декабре 2021 года была отпущена электрическая энергия на сумму 1 026 653, 52 руб., что подтверждается представленными в материалы дела: отчетом об отпуске и покупке электрической энергии, счет - фактурой N Э/05/01/58330 от 31.12.2021 г. и счетом N Э-05/01-58330 от 31.12.2021 г.
Ответчик услуги не оплатил, в связи с чем, образовалась задолженность ответчика перед истцом за поставку электрической энергии за спорный период на сумму 1 026 653, 52 руб.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии, однако претензии оставлены без удовлетворения.
Поскольку ответчик не погасил задолженность в срок, а урегулирование спора в претензионном порядке положительного результата не принесло, АО "Мосэнергосбыт" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования АО "Мосэнергосбыт", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328), а также специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Из статьи 3, пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Доводы ответчика о неверном расчете суммы основного долга рассмотрены судом первой и апелляционной инстанции и отклоняются по следующим основаниям.
Согласно контррасчету ответчика сумма основного долга за декабрь 2021 года составляет 896 229, 10 руб.
На основании Постановления Администрации г.о. Красногорск - ООО УК "ЖКХ-Онлайн" является управляющей компанией с 01.12.2019 г.
Относительно доводов Ответчика о неверном расчете по показаниям приборов учета, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между АО "Мосэнергосбыт" и ООО УК "ЖКХ-Онлайн" заключен Договор энергоснабжения N 26020105 от 01.11.2021 г., предметом которого является продажа (поставка) МЭС и покупка абонентом электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством.
Адреса поставки определены Приложением N 1 к Договору.
Порядок определения объема предусмотрен в Приложении N 4 к Договору "Порядок определения объема и расчета стоимости поставленной электрической энергии (мощности)".
Истец указал, что им в декабре 2021 года была отпущена электрическая энергия на сумму 1 026 653, 52 руб., что подтверждается представленными в материалы дела: отчетом об отпуске и покупке электрической энергии, счет - фактурой N Э/05/01/58330 от 31.12.2021 г. и счетом N Э-05/01-58330 от 31.12.2021 г.
Ответчик услуги не оплатил, в связи с чем, истец направил претензию.
Ответчик в адрес истца направил отказ N 10/22 от 25.01.2022 г. от подписания Акта от 31.12.2021 г., письмо N 25/22 от 11.02.2022 г. - ответ на претензию, письмо N 67/22 от 12.04.2022 г., в которых ответчик оспаривает расчеты истца.
Согласно пункту 5.4 Договора, получение абонентом по окончании расчетного периода составленного по форме, установленной АО "Мосэнергосбыт", и подписанного со стороны АО "Мосэнергосбыт" акта приема-передачи электрической энергии в двух экземплярах, а также счета-фактуры и счета осуществляется:
- посредством использования Личного кабинета клиента (далее - ЛКК), являющегося программным модулем, размещенным на сайте АО "Мосэнергосбыт" в сети "Интернет" (www.mosenergosbyt.ru), при условии прохождения абонентом необходимой регистрации и авторизации в ЛКК в соответствии с установленными АО "Мосэнергосбыт" правилами, при условии наличия у абонента необходимых программных и технических средств для применения электронной подписи;
- в отделении АО "Мосэнергосбыт" при условии соблюдения абонентом сроков получения платежных документов, установленных приложением N 5 к настоящему договору.
АО "Мосэнергосбыт" обязано обеспечить возможность получения абонентом указанных платежно-расчетных документов в сроки, указанные в предыдущем абзаце настоящего пункта договора.
Абонент обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения "Акта приема-передачи электрической энергии (мощности)" возвратить в АО "Мосэнергосбыт" один его экземпляр, подписанный со своей стороны.
В случае если абонент не возвратит в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения подписанный со своей стороны вышеуказанный акт или не представит мотивированные возражения к нему, расчет стоимости поставленной абоненту электрической энергии (мощности) осуществляется на основании данных, указанных в акте снятия показаний приборов учета (Отчете об отпуске и покупке электрической энергии) или иных документов, имеющихся у АО "Мосэнергосбыт".
Однако данная обязанность Абонентом исполнена не была, в установленный срок мотивированные возражения в адрес АО "Мосэнергосбыт" не представил.
Истец указал, что расчет объема электроэнергии, поставленной в декабре 2021 года на объекты ООО УК "ЖКХ-Онлайн" произведен в соответствии с условиями договора энергоснабжения и нормами действующего законодательства, что подтверждается материалами дела
При заключении Договора энергоснабжения стороны исходили из наличия введенных в эксплуатацию приборов учета и согласовали адреса поставки электрической энергии с указанием номеров объекта и приборов учета.
Доказательств того, что приборы учета вышли из строя, утрачены, имеют истекшие сроки эксплуатации, демонтированы в связи с проверкой, ремонтом или заменой, в материалы дела не представлено.
В связи с этим потребленная такими жилыми домами электрическая энергия должна рассчитываться исходя из их показаний, в связи с чем, расчет потребленной ответчиком электроэнергии за декабрь 2021 года правомерно был произведен истцом на основании отчета об отпуске и покупке электрической энергии (мощности) за декабрь 2021 года, предоставленного ответчиком.
Относительно доводов ответчика о неправильном определении объёма потреблённой энергии в ветхих и аварийных домах, изложенных в отзыве и апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, указал следующее.
При заключении договора и до сегодняшнего момента в адрес АО "Мосэнергосбыт" не представлены документы, подтверждающие признание домов ветхими и аварийными, а также техническая документация для проведения расчетов по нормативу потребления.
При этом согласно п. 51. Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение в соответствии с пунктом 49 или 50 настоящего документа в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком полностью или уменьшить объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые у гарантирующего поставщика, обязан передать гарантирующему поставщику письменное уведомление об этом не позднее чем за 20 рабочих дней до заявляемой им даты расторжения или изменения договора способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения указанного уведомления.
При нарушении потребителем (покупателем) требования настоящего пункта об уведомлении гарантирующего поставщика в установленные сроки и (или) при нарушении им требования о выполнении условий, предусмотренных пунктами 49 или 50 настоящего документа, определенные заключенным с гарантирующим поставщиком договором обязательства потребителя (покупателя) и гарантирующего поставщика сохраняются в неизменном виде вплоть до момента надлежащего выполнения указанных требований.
Уведомлений об изменении способа расчета на норматив с представлением соответствующих документов не представлено, следовательно, Договор действует на условиях, согласованных сторонам с применением к расчету приборов учета.
Пунктом 3.1.7 Договора предусмотрено, Абонент в пятидневный срок обязан уведомлять МЭС об изменении обстоятельств, влияющих на надлежащее исполнение Договора с предоставлением копий соответствующих документов.
При заключении Договора ответчик как управляющая компания располагал информацией и документацией о степени изношенности дома и его техническом состоянии.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.09 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Таким образом, законодательством было предусмотрено, что на ветхое, аварийное, а также объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, не подлежат в обязательном порядке установке общедомовые приборы учета.
Однако, из содержания указанной нормы не усматривается запрет на установку общедомовых приборов учета.
При этом согласно "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденным Постановлением Правительства N 354 от 06.05.11 обязанность по оплате электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, лежит на всех собственниках помещений многоквартирных домов.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в многоквартирном доме обязан принять меры для обеспечения учета электрической энергии, потребленной многоквартирным домом, посредством установки коллективного (общедомового) прибора учета. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета расчет объемов потребленной электроэнергии на общедомовые нужды должен быть произведен исходя из показаний данного прибора.
Таким образом, является верным вывод суд первой инстанции о том, что названные Правила не содержат исключений в отношении аварийных (ветхих) многоквартирных домов, а также объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года. Не содержат их и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства N 442 от 04.05.2012, в которых, в том числе, установлены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках и требования к коллективным (общедомовым) приборам учета, подлежащим установке в многоквартирных жилых домах.
Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-29134/2017.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что порядок расчетов согласован сторонами и подлежит применению для определения объема поставленной электроэнергии.
В апелляционной жалобе применение нормативного потребления на ветхое и аварийное жилье обусловлено ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (вопрос N 3).
Вместе с тем, применение данного Обзора необоснованно, так как положенная в основу вышеуказанной правовой позиции норма п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - ППКУ, (в ред. до 01.07.2020) о том, что "распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды" утратила силу с 01.07.2020, иных норм по ограничению начисления объемов электроэнергии на общедомовые нужды в законодательстве не содержатся.
Таким образом, в связи с тем, что вышеуказанная норма п. 44 ППКУ утратила силу с 01.07.2020 (иные запреты на расчеты по сверхнормативному потреблению отсутствуют), расчет объема коммунального ресурса на общедомовые нужды подлежит определению на основании показаний общедомового прибора учета.
Порядок расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией предусмотрен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (Далее - Правила N 124).
Также порядок определения объема предусмотрен в Приложении N 4 к Договору "Порядок определения объема и расчета стоимости поставленной электрической энергии (мощности)".
Доводы ответчика в части расчета потребления электрической энергии бытовыми абонентами, судом первой инстанции обоснованно отклонены ввиду следующего.
Согласно пункту 21(1) Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Уодпу - Употр;
где:
Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
На основании вышеуказанных положений законодательства из объема потребления ответчика вычитается объем электроэнергии, потребленной собственниками/ пользователями помещений МКД.
Согласно п. 2.8 Приложения N 4 к Договору фактический объем электрической энергии (мощности), поставленной Абоненту в расчетном периоде, определяется как разность объема электрической энергии (мощности), поставленной в расчетном периоде в многоквартирный дом, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и совокупного объема потребления электрической энергии (мощности) Потребителей, а также лиц, владеющих на законном основании нежилыми помещениями в многоквартирном доме и имеющих заключенные с МЭС договоры энергоснабжения в отношении соответствующих помещений (далее - транзитный объем), если иное не оговорено Порядком.
При определении фактического объема электрической энергии (мощности), поставленной Абоненту в расчетном периоде, на основании показаний приборов учета такой объем определяется за вычетом транзитного объема электрической энергии (мощности), потребленной в соответствующем расчетном периоде.
Под транзитным объемом понимаются объемы электрической энергии (мощности), потребленные лицами, имеющими отдельные договоры энергоснабжения с МЭС и объем потребления электрической энергии (мощности) которых учитывается расчетными приборами учета Абонента, указанными в Приложении N 2 к Договору. Транзитный объем определяется МЭС на основании договоров с лицами, указанными в настоящем абзаце.
Как указал истец, за период декабрь 2021 г. объем потребленной бытовыми абонентами (транзитный объем) электроэнергии определялся в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее - Правила N 354), а именно: расчетным способом (по среднему расходу), в случае если показания ПУ не представлялись (п. 59 Правил N 354); по нормативам потребления (п. 56, 60 Правил N 354); по показаниям ИПУ.
Согласно "Отчету о потребленной электрической энергии бытовых абонентов" объем транзитного потребления вычитается в полном объём, о чем свидетельствуют минусы в счетах.
Согласно п. 5.4 Договора по окончании расчетного периода МЭС предъявляет Абоненту "Акт приема-передачи электрической энергии (мощности)" в двух экземплярах, а также счет-фактуру и счет. Абонент обязан в течение пяти рабочих дней с даты получения Акта приема-передачи э/э (мощности) возвратить в МЭС один его экземпляр, подписанный со своей стороны.
Однако данная обязанность Абонентом исполнена не была.
Таким образом, расчеты потребленной абонентом электрической энергии, произведенный истцом, соответствует требованиям действующего законодательства и условиям заключенного договора энергоснабжения.
Аналогичные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и основаны нормах действующего законодательства.
Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание контррасчет ответчика, поскольку в нарушение действующего законодательства, расчет ответчиком производился по всем точкам поставки по нормативу, включая те, что следует считать по показаниям приборов учета.
Согласно п. 81 Правил N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их сохранность и замена должна быть обеспечена собственником жилого или нежилого помещения.
По истечению МПИ собственник должен заменить прибор учета или провести его поверку.
Согласно изменений в Основные положения N 442, ответственность за установку, эксплуатацию, поверку и замену прибора учета перешла в отношении МКД - на ГП, прочих потребителей на сетевые организации.
В соответствии с подпунктом "а" п. 59 Правил N 354, в случае истечения срока эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета.
Пунктом 60 правил N 354, после истечения периодов, указанных в п. 59 Правил N 354, плата начинает определяться согласно нормативам потребления с применением повышающего коэффициента.
Согласно п. 1 Постановления правительства РФ от 02.04.2020 г. N 424, все бытовые приборы учета могут применяться физ. лицами без проведения очередной поверки вплоть до 01.01.2021. Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания таких приборов учета для расчета оплаты услуг.
Кроме того, согласно п. "д" Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам":
"Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г.
С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил".
Показания по точкам поставки электроэнергии были направлены от сетевой организации АО "Мособлэнерго".
Вопрос о порядке определения объема потребления энергоресурса в многоквартирном жилом доме, отнесенном к категории ветхого или аварийного, отражен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (вопрос N 3), в соответствии с которым ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.09 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Причем требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Таким образом, законодательством было предусмотрено, что на ветхое, аварийное, а также объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, не подлежат в обязательном порядке установке общедомовые приборы учета. Однако, из содержания указанной нормы не усматривается запрет на установку общедомовых приборов учета. При этом, согласно "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденным Постановлением Правительства N 354 от 06.05.11, обязанность по оплате электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, лежит на всех собственниках помещений многоквартирных домов.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в многоквартирном доме обязан принять меры для обеспечения учета электрической энергии, потребленной многоквартирным домом, посредством установки коллективного (общедомового) прибора учета. Причем при наличии коллективного (общедомового) прибора учета расчет объемов потребленной электроэнергии на общедомовые нужды должен быть произведен исходя из показаний данного прибора.
Названные Правила не содержат исключений в отношении аварийных (ветхих) многоквартирных домов, а также объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года. Не содержат их и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства N 442 от 04.05.12, в которых, в том числе, установлены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках и требования к коллективным (общедомовым) приборам учета, подлежащим установке в многоквартирных жилых домах.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
В данном же случае, на многоквартирные жилые дома, которые находятся в управлении ответчика, были установлены общедомовых приборы учета, в связи с чем, в таком случае потребленная такими жилыми домами электрическая энергия должна рассчитываться исходя из их показаний, в связи с чем, расчет потребленной ответчиком электроэнергии за июнь 2021 года был произведен истцом в соответствии с показаниями приборов учета электрической энергии, полученными гарантирующим поставщиком от сетевой организации.
Ответчиком представлен контррасчет задолженности за апрель 2021 года, произведенный с применением нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды в домах, признанных в установленном порядке ветхими и аварийными.
При этом доказательств того, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, были признаны ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.06 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", ООО УК "ЖКХ-Онлайн" не представило, за исключением д. 16, д. 20 кв. 8 по Центральному проезду и д. 6 по ул. Парковая г. Красногорска, в связи с чем, суд первой инстанции обосновано отклонил контррасчет, поскольку данный контррасчет содержит некорректные исходные данные, что лишает данный контррасчет доказательственной силы в силу его недопустимости.
Факт потребления ответчиком поставленного ресурса и предоставленных услуг за спорный период подтверждаются актами и счетами, и не оспаривается ответчиком.
Документально обоснованных возражений, а равно доказательств, подтверждающих доводы Ответчика о неправильно произведённых Истцом расчётах, Ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Контррассчеты Ответчика судом не принимаются, поскольку прямая обязанность по передаче показаний приборов учета лежит на Ответчике.
Возражений и претензий по объему и качеству поставленного ресурса со стороны Ответчика не поступало.
Доказательств оплаты ответчиком задолженности не представлено и в материалах дела не имеется.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12, от 13.05.14 N 1446/14, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.14 N 309-ЭС14-923, от 09.10.15 N 305-КГ15-5805, сторона процесса вправе представить в подтверждение своих требований или возражений определенные доказательства, которые могут быть признаны судом минимально достаточными для подтверждения обстоятельств, на которые ссылается такая сторона, при отсутствии их опровержения другой стороной спора (доказательства prima facie). При этом нежелание второй стороны представить доказательства, подтверждающие ее возражения и опровергающие доводы первой стороны, представившей доказательства, должно быть квалифицировано исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент.
Исходя из принципа состязательности, подразумевающего, в числе прочего, обязанность раскрывать доказательства, а также сообщать суду и другим сторонам информацию, имеющую значение для разрешения спора, нежелание стороны опровергать позицию процессуального оппонента должно быть истолковано против нее (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757(2,3)).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом достаточными и допустимыми доказательствами подтверждена образовавшаяся задолженность, в связи с чем, исковые требования о взыскании задолженности в размере 1 026 653, 52 руб., подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости уменьшения объёма потреблённого ресурса на объём потребления в нежилых помещениях суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Согласно пунктам 13 и 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (здесь и далее - в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498) (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует данная управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
В силу пункта 6 Правил N 354 Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Ни Постановление N 1498 ни Правила N 354 не содержат никаких нормативно установленных сроков заключения договоров между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией в письменной форме, передачи управляющими сведений о собственниках нежилых помещений в ресурсоснабжающей.
Также отсутствуют специальные указания о судьбе договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенных в письменной форме между собственником нежилого помещения и управляющей домом компанией до 01.01.2017.
Из системного толкования данных норм следует, что до прекращения заключенного с управляющей компанией договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения вносит плату такой компании.
Вместе с тем, именно на управляющую организацию возложена обязанность передать в ресурсоснабжающую организацию сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме и направить соответствующие уведомления собственникам. Исполнение этих обязанностей управляющей организацией прекращает её правоотношения с собственниками нежилых помещений с начала следующего расчётного периода, а правоотношения по поставке соответствующего коммунального ресурса должны возникнуть между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией.
Доказательств, что сведения о собственниках нежилых помещений в домах, указанных в спорном договоре, переданы Ответчиком Истцу, суду не представлено.
Ссылка Ответчика на письмо N МЭС/СК/820/121 от 04.02.2022 не может быть принята судом во внимание, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому периоду. Письмо направлено после периода образования задолженности по настоящему делу: взыскивается задолженность за декабрь 2021 года, письмо от 04.02.2022 года.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что собственниками нежилых помещений в спорный период заключены самостоятельные договоры с Истцом (статьи 9, 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Принимая во внимание установленный судом первой инстанции факт наличия задолженности по оплате потреблённого коммунального ресурса, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании законной неустойки за период с 11.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 24 458, 21 руб. на основании статей 329, 330 ГК РФ, статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил заявление Ответчика о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ ввиду ее несоразмерности, указав следующее.
Согласно пункту 1 статьи 330, статьи 333 ГК РФ неустойка предусмотрена в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Относительно применения названной нормы права Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения в Постановлении от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), согласно пункту 69 которого подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ) (пункт 71 Постановления N 7).
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ) (пункт 77 Постановления N 7).
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства; длительность неисполнения обязательств и другие обстоятельства (пункты 2, 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О указывается, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
При этом суд обязан выяснить соответствие взыскиваемой неустойки наступившим у кредитора негативным последствиям нарушения должником обязательства и установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора.
Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела.
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ) (пункт 73 Постановления N 7).
По правилам статья 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 критериями для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения прав в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и другое.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
В данном случае в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств несоразмерности предъявленной ко взысканию неустойки последствия нарушения обязательства.
При заявлении ответчика о несоразмерности неустойки суд автоматически не уменьшает ее размер. Вопрос о пределах снижения неустойки является тем обстоятельством, в отношении которого действует принцип состязательности сторон.
Между тем, доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки, ответчиком не представлено, в связи с чем, суд отклонил данное ходатайство ответчика.
Суд первой и апелляционной инстанции, проверив расчет истца, признал его обоснованным и верным, поскольку он соответствует нормам постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году", с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2022 N 1681, постановления Правительства РФ N 912 от 20.05.2022 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения",
в связи с чем, требование о взыскании законной неустойки за период с 11.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 24 458, 21 руб. удовлетворено в полном объёме.
Арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-40450/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40450/2022
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" - филиал "Западные электрические сети"
Ответчик: ООО УК "ЖКХ-ОНЛАЙН", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖКХ-ОНЛАЙН"
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"