город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2023 г. |
дело N А32-36906/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Схабо А.А. по доверенности от 01.09.202, паспорт;
от ответчиков - представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.10.2022 по делу N А32-36906/2021 по иску ООО "СпецТех" к Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи; Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об обязании заключить соглашение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецТех" (далее - истец, ООО "СпецТех", общество) обратилось с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация), департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент) о возложении на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить подписанное со стороны арендодателя в адрес общества с ограниченной ответственностью "СпецТех" соглашение об установлении размера годовой платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0202006:69, площадью 8 300 кв.м., с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, промзона "Долина Прохладная" согласно которому пункт 1 соглашения изложить в следующей редакции: "пункт 1. исчисление платы устанавливается с 01.01.2021 года, размер годовой платы за пользование земельным участком рассчитывается по формуле: 53 771 633 (кадастровая стоимость) х 0,5 % (расчетная ставка) = 268 858,17 рублей (годовой размер платы)".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 суд обязал муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить подписанное со стороны арендодателя в адрес общества с ограниченной ответственностью "СпецТех" соглашение об установлении размера годовой арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0202006:69, площадью 8 300 кв. м, с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", расположенным по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, промзона "Долина Прохладная", изложив пункт 1 указанного соглашения в следующей редакции: "пункт 1. Исчисление арендной платы устанавливается с 01.01.2021 года, размер годовой арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0202006:69 рассчитывается по формуле: 53 771 633 рубля (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,5 % (расчётная ставка в размере земельного налога) = 268 858,17 рублей (размер годовой арендной платы)".
С департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "СпецТех" взыскано возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску в размере 6 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация и департамент обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что администрация города Сочи не имела права на предоставление земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка противоречил нормам действовавшего на момент его совершения законодательства и нарушал права и законные интересы Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственностью. В связи с чем администрация муниципального образования город Сочи в рассматриваемый период не могла быть арендодателем спорного земельного участка.
В судебное заседание ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступил отзыв истца на апелляционную жалобу.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Югтоннельстрой" на основании государственного акта на право пользования землей серии С-111 номер 426000558 принадлежал земельный участок, площадью 8 300 кв.м., с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, промзона "Долина Прохладная" переулок Виноградный, 15. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 23:49:0202006:69.
На основании постановления главы администрации города Сочи от 11.10.1993 г. N 822/2 между обществом и администрацией заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900004912 от 01.12.2008 г. Названным постановлением N822/2 от 11.10.1993 г. право постоянного (бессрочного) пользования общества на указанный участок прекращено и одновременно с этим данный участок предоставлен обществу в аренду сроком на 49 лет.
Таким образом, право аренды было предоставлено обществу в порядке переоформления ранее существовавшего права постоянного (бессрочного) пользования.
Между муниципальным образованием город Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи (арендодатель) и ООО "Югтоннельстрой" (арендатор) 01 декабря 2008 года был заключён договор N 4900004912 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:69.
Пунктом 1.1. договора аренды от 01 декабря 2008 года N 4900004912 предусмотрено, что арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принимает на условиях настоящего договора земельный участок площадью 8 300 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0202006:69.
14 мая 2012 года между ООО "Югтоннельстрой" и ООО "Сочитоннельстрой" был подписан договор уступки прав аренды земельного участка по договору аренды N 4900004912 от 01.12.2008.
Договор прошел государственную регистрацию в установленном порядке.
23 ноября 2017 года между ООО "Сочитоннельстрой" и ООО "СпецТех" подписан договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01 декабря 2008 года, зарегистрированный в установленном порядке 27 марта 2018 года. Основанием для заключения договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 01 декабря 2008 года между ООО "Сочитоннельстрой" и ООО "СпецТех" явился договор купли-продажи N 1 от 05.10.2017 между сторонами в рамках процедуры банкротства продавца (ООО "Сочитоннельстрой").
Начиная с 10 ноября 2017 года ООО "СпецТех" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, приобретенные по договору купли-продажи N 1 от 05.10.2017 и на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69, площадью 8 300 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, промзона "Долина Прохладная" переулок Виноградный, 15, на основании договора аренды от 01.12.2008 года N 4900004912.
Расчет размера арендной платы за земельный участок, согласно пункту 3.2. договора аренды от 01 декабря 2008 года N 4900004912 изложен в приложении к договору.
С 01.01.2018 ежегодно администрация направляет в адрес общества уведомления об изменении размера арендных платежей. Согласно уведомлению N 516/02.01-45 от 21.01.2021 годовой размер арендной платы за 2021 год за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 составил 1 809 867 руб. 80 коп.
21.06.2021 обществом было направлено в администрацию города Сочи подписанное истцом соглашение об установлении годовой платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0202006:69, площадью 8 300 кв.м., с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, промзона "Долина Прохладная" с сопроводительным письмом.
23.07.2021 был получен ответ, из которого следует, что общество обязано осуществлять ежегодные арендные платежи по условиям договора аренды от 01.12.2008 в соответствии с постановлением главы г. Сочи N 1699 от 18.07.2016.
Дополнительно из ответа администрации следует, что при установлении размера годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 требования положений основных принципов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, в отношении муниципальных участков не распространяется, данные принципы применяются в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
На этом основании администрация уклонилось от подписания проекта соглашения от 21.06.2021 в редакции арендатора.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать однократной ставки (0,5 %) земельного налога в отношении таких земельных участков;
* принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
* принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N306-ЭС14-6558 и в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2015) от 26.06.2015 (ответ на вопрос N7) разъяснил следующее:
* утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации;
* утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 Основные принципы определения размера арендной платы, подлежат применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Принимая во внимание названные разъяснения, Основные принципы определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) от 26.06.2015 года).
Исходя из пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582" основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные указанным постановлением, дополнены абзацем следующего содержания: "принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Постановление от 05.05.2017 N 531 вступило в силу 12.08.2017, а именно по истечении трех месяцев с даты его опубликования (опубликовано 12.05.2017 на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).
В пункте 30 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710, принятого во исполнение пункта 4 постановления от 16.07.2009 N 582 разъяснено, что в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что поскольку на спорном земельном участке, ограниченном в оборе, расположены объекты недвижимости, размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 01.12.2008 N 4900004912 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне С-3, категория земель - земли населенных пунктов, следовательно, земельный участок ограничен в обороте по следующим основаниям.
В подпункте 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса предусмотрено, что ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 данной статьи.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
До принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в первоначальной редакции; далее - Закон N 33-ФЗ).
Статьями 1 и 3 Закона N 26-ФЗ курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, а признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом в зависимости от ее значения включено в компетенцию Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.
В силу статьи 16 Закона N 26-ФЗ посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется охрана лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. В составе округа санитарной (горносанитарной) охраны выделяются (помимо первой и третьей) вторая зона, на территории которой запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Частью 3 статьи 22 Закона N 26-ФЗ определено, что утвержденные до вступления в силу данного Закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов, считаются округами горно-санитарной охраны.
Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная", земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном порядке (часть 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Признание утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591 -р, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г.-к. Анапы, г.-к. Геленджика и г.-к. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, не влечет прекращения статуса соответствующей особо охраняемой природной территории (природного объекта).
Таким образом, возникший у курортного региона город Сочи до введения в действие Закона N 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился в силу положений пункта 3 статьи 10, регламентирующего порядок введения данного Закона в действие.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу этого Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Закона.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 2970-О "По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано на существующее в силу норм действующего законодательства ограничение приватизации земли на территории курорта федерального значения (город-курорт Геленджик), имеющего режим особо охраняемой природной территории.
Часть 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ обеспечивает преемственность сложившихся отношений в сфере охраны окружающей среды посредством сохранения существующих особо охраняемых природных территорий. Такое правовое регулирование согласуется и с требованиями статьей 41 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующими право каждого на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает, в том числе недопустимость произвольного и необоснованного отказа законодателя от существующих правовых гарантий и связанных с ними ограничительных мер в данной сфере общественных отношений, влекущего за собой существенное снижение уже достигнутого уровня охраны окружающей среды на конкретной территории, в частности на территории курортов, признанных ранее в установленном порядке особо охраняемыми природными территориями.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса нахождение земельного участка в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения, созданного до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, препятствует его передаче в частную собственность.
Указание в ЕГРН об отнесении участка к землям населенных пунктов, отсутствие на местности границ зон санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, а также соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости не изменяют и не отменяют установленный нормативными правовыми актами статус курорта, ограничение таких земель в обороте и запрет на приобретение в собственность. Соответствующие правовые позиции сформулированы Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 16.06.2009 N 1882/09 и от 09.10.2012 N 5366/12.
Правовая позиция о сохранении запрета приватизации земель курортов федерального и регионального значения, созданных до введения в действие Закона N 406-ФЗ, в настоящее время сохраняется в практике арбитражных судов Северо-Кавказского округа (дела N А32-33896/2021, NА32-55768/2020, NА32-37068/2021).
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, приведёнными в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации от 14.07.2021 N 21/07/02030860405250363, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 является ограниченным в обороте, так как входит во вторую зону санитарной охраны курорта, он не подлежит передаче в частную собственность.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок надлежит ориентироваться на размер земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственником расположенных на участке зданий, сооружений (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями.
Данная правовая позиция сформулирована в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 по делу N А41-51086/2018.
Таким образом, судом правильно установлено, что поскольку договор аренды заключен без проведения торгов, арендная плата по данному договору является регулируемой и подлежит определению согласно принципу N 7 с учетом того, что земельный участок ограничен в обороте.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202006:69, имеющим вид разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", имеются объекты недвижимости: ремонтно-механические мастерские, с кадастровым номером 23:49:0202006:1334, площадью 589,4 кв. м; гаражи, с кадастровым номером 23:49:0202006:1335, площадью 376 кв. м; материальный склад, с кадастровым номером 23:49:0202006:1332, площадью 149,3 кв. м; административно-бытовой комбинат, с кадастровым номером 23:49:0202006:1333, площадью 147,2 кв. м; диспетчерская, с кадастровым номером 23:49:0202006:1331, площадью 86,5 кв. м, принадлежащие на праве собственности обществу, чем подтверждаются выписками из ЕГРН представленных в материалы дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с 12.08.2017 истец имеет право уплачивать арендную плату в размере, не превышающем размер земельного налога, а указание ответчика на необходимость исчисления размера арендной платы с учетом рыночной, а не кадастровой стоимости объекта аренды, является необоснованным и не соответствующим нормам гражданского законодательства.
В соответствии с положениями главы 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства и ставкой земельного налога.
При наличии на ограниченном в обороте земельном участке объекта недвижимости (строения, здания, сооружения), принадлежащего арендатору такого участка, размер платы за пользованием таким участком определяется с 12.08.2017 года в размере, не превышающем земельного налога.
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202006:69, площадью 8 300 кв. м, с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", имеются объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, арендная плата подлежит исчислению с 12.08.2017 года в размере, не превышающем размер земельного налога.
Ставки налога на землю, как это следует из пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и писем Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.2016 N 03-05-03-02/29248, от 11.05.2016 N 03-05-05-02/26859, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, принадлежащий обществу на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 относится к категории земель "земли населенных пунктов" и имеет вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы".
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 2 "налоговые ставки" решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи" ставка земельного налога составляла 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения учебно-производственных зданий (корпусов), производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
На основании названного Решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (в редакции законодательства действующего в спорный период) в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения учебно-производственных зданий (корпусов), производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок установлена ставка налога на землю 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, учитывая категорию земли и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:69 при расчете налога на землю по данному участку подлежит применению ставка налога в размере 0,5 % кадастровой стоимости.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также Основные принципы определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, размер платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 должен рассчитываться по следующей формуле: кадастровая стоимость х 0,5 % (расчетная ставка).
Ставка земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0202006:69 в соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 составляет 0,5% от кадастровой стоимости.
Пунктом 3 решения Городского собрания Сочи от 26.11.2020 N 58 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" предусмотрено, что с 01.01.2021 положения решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 (которым до 01.01.2021 устанавливались ставки земельного налога) не применяются.
Пунктом 2.5 решения Городского собрания Сочи от 26.11.2020 N 58 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов установлена ставка 0,5% от кадастровой стоимости.
Поскольку спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", на участке расположены объекты недвижимого имущества с назначением: материальный склад, гаражи, мастерские, бытовой комбинат, то целевое назначение данного участка прямо предусматривает размещение на нем таких зданий и сооружений, в которых осуществляется временное хранение, распределение и последующая транспортировка (перевалка) грузов, в связи с чем, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:69 на основании пункта 2.5 решения Городского собрания Сочи от 26.11.2020 N 58 подлежит применению налоговая ставка 0,5% от кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая позиция относительно применения ставки указана в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2021 по делу N А32-40310/2020, и от 23.06.2021 по делу N А32-6244/2020, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2021 по делу N А32-28430/2021 по спору между теми же сторонами о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты за пользованием тем же, что и в настоящем деле, земельным участком.
Так, в деле N А32-28430/2021 решением арбитражного суда от 30.11.2021 взыскано с администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "СпецТех" (ИНН 2320196130, ОГРН 1112366010393) 4 045 809 рублей 92 копейки неосновательного обогащения, а также 22 722 рублей 09 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
В указанном решении от 30.11.2021 по делу N А32-28430/2021 суд пришёл к выводу о том, что при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации). Судом также было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202006:69, имеющим вид разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", имеются объекты недвижимости: ремонтно-механические мастерские, нежилое, с кадастровым номером 23:49:0202006:1334, площадью 589,4 кв. м; гаражи, нежилое, с кадастровым номером 23:49:0202006:1335, площадью 376 кв. м; материальный склад, нежилое, с кадастровым номером 23:49:0202006:1332, площадью 149,3 кв. м; административно-бытовой комбинат, нежилое, с кадастровым номером 23:49:0202006:1333, площадью 147,2 кв. м; диспетчерская, нежилое, с кадастровым номером 23:49:0202006:1331, площадью 13 86,5 кв. м, принадлежащее на праве собственности обществу, чем подтверждаются выписками из ЕГРН представленных в материалы дела. На этом основании суд пришёл к выводу о том, что с 2017 года истец имеет право уплачивать арендную плату в размере, равном земельному налогу, а указание ответчика на необходимость исчисления размера арендной платы с учетом рыночной, а не кадастровой стоимости объекта аренды является необоснованным и не соответствующим нормам гражданского законодательства.
Судом в решении от 30.11.2021 по делу N А32-28430/2021 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202006:69, площадью 8 300 кв. м, с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы", имеется объекты недвижимости, в связи с чем, арендная плата по данному участку подлежит исчислению с 12.08.2017 в размере земельного налога. Размер платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 в силу одного из основных принципов определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не должен превышать размер земельного налога в отношении указанного земельного участка.
Относительно применимой ставки земельного налога судом в решении от 30.11.2021 по делу N А32-28430/2021 установлено следующее. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 2 "налоговые ставки" решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи" ставка земельного налога составляла 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения учебно-производственных зданий (корпусов), производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. На основании названного Решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (в редакции законодательства действующего в спорный период) в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения учебно-производственных зданий (корпусов), производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок установлена ставка налога на землю 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, учитывая категорию земли и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:69 при расчете налога на землю по данному участку подлежит применению ставка налога в размере 0,5 % кадастровой стоимости. размер платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:69 должен рассчитываться по следующей формуле: кадастровая стоимость х 0,5 % (расчетная ставка). ставка земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0202006:69 применяется в соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 и составляет 0,5% от кадастровой стоимости. Пунктом 3 решения Городского собрания Сочи от 26.11.2020 N 58 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" предусмотрено, что с 01.01.2021 положения решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 (которым до 01.01.2021 устанавливались ставки земельного налога) не применяются. Пунктом 2.5 решения Городского собрания Сочи от 26.11.2020 N 58 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов установлена ставка 0,5% от кадастровой стоимости. Поскольку, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации зданий и сооружений производственной базы" на котором расположены объекты недвижимого имущества с назначением материальный склад, гаражи, мастерские, бытовой комбинат, то соответственно его целевое назначение данного участка прямо предусматривает размещение на нем таких зданий и сооружений, в которых осуществляется временное хранение, распределение и последующая транспортировка (перевалка) грузов, то в этих условиях в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:69 на основании пункта 2.5 решения Городского собрания Сочи от 26.11.2020 N 58 подлежит применению налоговая ставка 0,5% от кадастровой стоимости.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 указанное решение от 30.11.2021 по делу N А32-28430/2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу N А32-28430/2021 оставлены без изменения.
Как следует из постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по указанному делу N А32-28430/2021, отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону. В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09). Закон N 406-ФЗ исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из особо-охраняемых природных территорий. При этом в силу пункта 3 статьи 10 данного закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления его в силу.
Таким образом, при принятии настоящего решения суд обоснованно исходил из преюдициально установленных (статья 69 АПК РФ) судебными актами по делу N А32-28430/2021 обстоятельств, в том числе об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:69 к землям, ограниченным в обороте, необходимости определения платы за пользование этим участком в размере, не превышающем земельного налога за аналогичные земельные участки в том же муниципальном образовании, применимой ставки земельного налога в размере 0,5% от кадастровой стоимости, обоснование которой к данному земельному участку было приведено в решении арбитражного суда от 30.11.2021 по делу N А32-28430/2021, оставленном без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанции.
Истцом заявлено требование об обязании заключить соглашение об установлении размера годовой платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0202006:69, согласно которому пункт 1 соглашения изложить в следующей редакции: "пункт 1. исчисление платы устанавливается с 01.01.2021 года, размер годовой платы за пользование земельным участком рассчитывается по формуле: 53 771 633 (кадастровая стоимость) х 0,5 % (расчетная ставка) = 268 858,17 рублей (годовой размер платы)".
Кадастровая стоимость в размере 53 771 633 рубля подтверждена выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.03.2021 N КУВИ-002/2021-21169758, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, из которой следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:69 по состоянию на 01.01.2021 составляет 53 771 633 рубля. Дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2021.
Поскольку данное соглашение не противоречит нормам действующего законодательства и направлено на урегулирования разногласий по размеру арендной платы, суд обоснованно счел требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
С учетом вышеизложенного правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы администрации города Сочи и департамента имущественных отношений администрации города Сочи - отсутствуют.
При формулировании в резолютивной части решения органа муниципального образования, на которой следует возложить обязанность по подготовке, подписанию и направлению соглашения об установлении размера годовой арендной платы суд исходил из того, что арендодателем в договоре аренды от 01.12.2008 N 4900004912 указано муниципальное образование город-курорт Сочи в лице директора департамента имущественных отношений администрации г. Сочи.
Дополнительное соглашение от 26.11.2020 к договору аренды от 01.12.2008 N 4900004912, предусматривающее новый размер годовой арендной платы, было направлено в адрес общества департаментом имущественных отношений администрации города Сочи, и с содержания данного дополнительного соглашения следует, что арендодателем выступает муниципальное образование город-курорт Сочи в лице директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи.
Ответ на досудебную претензию общества был дан департаментом имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (письмо от 23.07.2021 N 11459/02.01-45), из которого следует, что заявление общества об установлении размера годовой арендной платы в размере земельного налога было рассмотрено департаментом имущественных отношений администрации, и именно департаментом имущественных отношений администрации было принято решение об отклонении указанного заявления.
Таким образом, суд первой инстанции с учётом сложившегося оформления сторонами арендных отношений, переписки сторон как в процессе исполнения договора аренды, так и в порядке досудебного урегулирования спора, возложил обязанность по заключению соглашения об установлении размера годовой арендной платы на муниципальное образование город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи. Департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края является самостоятельным юридическим лицом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 по делу N А32-36906/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36906/2021
Истец: ООО СпецТех
Ответчик: Администрация г Сочи, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи