г. Тула |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А09-9133/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-Логистический Оператор" на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.05.2022 по делу N А09-9133/2020 (судья Фролова М.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-Логистический Оператор" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1109847047573, ИНН 7842444345) к Брянской таможне (г. Брянск, ОГРН 1023200002330, ИНН 3232031822), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Запас" (Белгородская обл., Белгородский р-н, пос. городского типа Разумное, ОГРН 1113123017699, ИНН 3123290288), о признании незаконным отказа от 25.08.2020 N 17-14/26541 и бездействия;
при участии в заседании:
от Брянской таможни - Цуканов Р.Ю. (доверенность от 24.01.2023 N 06-97/27, паспорт, диплом), Шелупец С.А. (доверенность от 30.12.2022 N 06-60/31247, паспорт, диплом);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Таможенно-Логистический Оператор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными решения Брянской таможни (далее - таможня) об отказе в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, процентов и пени, оформленного письмом от 25.08.2020 N 17-14/26541, и бездействия по неотражению на лицевом счете заявителя в ресурсе ЕЛС сведений о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, процентов и пени, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем отражения в ресурсе ЕЛС сведений о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.04.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25.11.2021 решение Арбитражного суда Брянской области от 22.04.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что таможня произвела возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не на счет таможенного представителя, а передал их в чужую собственность; полагает, что таможня была обязана отразить на лицевом счете общества в ресурсе ЕЛС сведения о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, процентов и пени; указывает, что судом первой инстанции не было рассмотрено требование общества об обязании таможни восстановить нарушенные права общества путем отражения в ресурсе ЕЛС сведений о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, процентов и пени.
Таможняв отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по делу N А09-6349/2019 общество обратилось в таможню с заявлением от 21.08.2020 N 508 о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных платежей в размере 2 321 696 руб. 42 коп.
Таможня письмом от 25.08.2020 N 17-14/26541 отказала обществу в возврате (зачете) указанной суммы, указав, что таможенный представитель не является плательщиком и не вправе обращаться за возвратом излишне уплаченных (взысканных) им сумм таможенных пошлин, налогов. В связи с вступлением в силу постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по делу N А09-6349/2019, таможней будет осуществлен возврат в форме зачета излишне уплаченных таможенных платежей и пени по указанным в постановлении ДТ. При этом в письме таможни указано, что декларантом по этим ДТ выступает ООО "Запас". Операции по излишней уплате таможенных платежей, пени будут отражены на лицевом счете декларанта в ресурсе ЕЛС.
Не согласившись с письмом таможни, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии со ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу ст. 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств членов.
Возврат таможенных пошлин регламентирован ст. 67 ТК ЕАЭС, пп. 1 п. 1 которой установлено, что суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в соответствии с настоящей главой в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со ст. 66 ТК ЕАЭС.
Согласно п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 35 и ч. 1 ст. 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
Подпунктом 44 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС установлено, что "таможенный представитель" - юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В силу п. 1 ст. 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а в п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС предусмотрена солидарная обязанность таможенного представителя с представляемым им лицом по уплате таможенных платежей.
Таможенный представитель, исполнивший солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, также наделен правом на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
Возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших сведений из КДТ или отражению в ресурсе EЛС иных обязательств, определенных ст. 67 ТК ЕАЭС, в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания, без представления плательщиком соответствующего заявления.
Данный порядок утвержден приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей _" (далее - Приказ N 1039).
Согласно п. 30 Приказа N 1039 возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пп. 4 - 9 п. 1 ст. 67 ТК ЕАЭС, производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражения в ресурсе ЕЛС иных случаев, определенных ст. 67 ТК ЕАЭС, без представления плательщиком соответствующего заявления.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем возврата (зачета) в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, информация о произведенном зачете отражается в сервисе "Лицевой счет" личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
Информирование лица, уплатившего таможенные и иные платежи, если они уплачены по уведомлению об уплате таможенных пошлин, налогов в целях исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, при исполнении солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также в случае осуществления таможенного декларирования в письменной форме осуществляется таможенным органом, который выявил факт излишней уплаты или излишнего взыскания и данным действием осуществил возврат (зачет) таких платежей, в письменной форме не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем их зачета в счет авансовых платежей.
Возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, производится в форме их зачета в счет авансовых платежей по КБК авансовых платежей, за исключением КБК, в отношении которых правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации установлены особенности администрирования. В данном случае зачет осуществляется на КБК, с которого данные платежи были уплачены по соответствующему таможенному документу.
В соответствии с п. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Между обществом и ООО "Запас" были заключены договоры по совершению таможенных операций от 25.06.2016 N 0582- 16-Р-2193 и N 0582-16-0-2255, условиями которых определены полномочия таможенного представителя об уплате таможенных платежей и обеспечении их уплаты для помещения товара под выбранную таможенную процедуру, в том числе подлежащие уплате в результате проведения корректировки таможенной стоимости.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по делу N А09-6349/2019 были удовлетворены требования ООО "Запас" о признании недействительным решения таможни о классификации товаров.
На основании судебного решения в целях осуществления возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и пени таможней были сформированы решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, реализованы корректировки ДТ. Сумма таможенных платежей и пени, подлежащая возврату, составила 1 398 811 руб. 07 коп., в том числе: таможенные платежи в размере 1 126 330 руб. 32 коп. и пени в сумме 272 480 руб. 75 коп.
Таможней в адрес ООО "Запас" были направлены уведомительные письма об излишней уплате таможенных платежей и об излишней уплате пени с информацией о произведенных суммах возврата на его лицевой счет в ресурсе ЕЛС ФТС России.
Плательщиком таможенных платежей является ООО "Запас", которому определены обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечению исполнения обязанности по их уплате в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, вопреки доводу апеллянта, положениями ч. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Как следует из материалов дела, информационной системой таможенных органов в период с 27.08.2020 по 04.09.2020 без участия должностных лиц таможенных органов на основании п. 30 Временного порядка работы с ЕЛС произведен зачет излишне уплаченных сумм таможенных пошлин и пени по ДТ N : 10102073/270916/0002141, 10102073/121016/0002399, 10102073/151016/0002451, 10102073/131216/0003287, 10102073/020117/0000002, 10102073/040117/0000012, 10102073/280517/0002045, 10102073/180117/0000158, 10102073/220117/0000194, 10102073/060217/0000387, 10102073/150217/0000547, 10102073/250217/0000696, 10102073/040317/0000807, 10102073/170317/0001008, 10102073/270317/0001166, 10102073/060417/0001347, 10102073/200417/0001546, 10102073/260417/0001636, 10102073/060517/0001796, 10102073/170517/0001919, 10102073/260517/0002028, 10102073/070317/0000835, 10102073/011116/0002695, 10102073/071116/0002777, 10102073/291216/0003500 на ЕЛС ООО "Запас", что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств в размере 1 398 811 руб. 07 коп., внесенных в качестве авансовых платежей в отношении ООО "Запас", сформированного Центральным таможенным управлением за 2020 год с использованием ресурса ЕЛС.
Таким образом, операции по зачету излишней уплаты таможенных платежей и пени в размере 1 398 811 руб. 07 коп. по спорным ДТ отражены Центральным таможенным управлением на лицевом счете декларанта ООО "Запас" в ресурсе "Лицевые счета - ЕЛС", следовательно, обязанность по возврату таможенных платежей исполнена в полном объеме соответствующим уполномоченным на то органом.
Согласно п. 8 приказа от 29.04.2019 N 727 "Об утверждении порядка ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы _" ведение лицевого счета российского юридического лица осуществляется таможенными органами, указанными в приложении N 2 к приказу, с учетом места постановки на учет в налоговых органах.
Уполномоченным органом для такого рода операций, вопреки доводу апеллянта, согласно приложению N 2 к приказу является Центральное таможенное управление.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что общество с соответствующим заявлением в Центральное таможенное управление не обращалось, решение таможни об отказе в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, процентов и пени, оформленное письмом от 25.08.2020 N 17-14/26541, является законным и обоснованным, а неотражение таможней на лицевом счете общества в ресурсе ЕЛС сведений о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, процентов и пени, вопреки доводу апеллянта, не является противоправным бездействием.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что то обстоятельство, что между обществом, которое является таможенным представителем ООО "Запас", имеется спор относительно указанной суммы, не свидетельствует о нарушении таможенным органом требований таможенного законодательства, так как общество вправе обратиться в суд за защитой своих прав в рамках договора, заключенного им с ООО "Запас".
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.04.2021 N Ф10-907/2021 по делу N А62-4058/2020 (определением Верховного Суда РФ от 29.09.2021 N 310-ЭС21-12671 отказано в передаче дела N А62-4058/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.05.2022 по делу N А09-9133/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9133/2020
Истец: ООО "Таможенно-Логистический Оператор"
Ответчик: Брянская таможня Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы
Третье лицо: ООО "Запас"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4264/2022
25.05.2022 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9133/20
25.11.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5449/2021
27.07.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3931/2021
22.04.2021 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9133/20