г. Самара |
|
1 марта 2023 г. |
Дело N А72-17301/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 01.03.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2022 по делу N А72-17301/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания" (ОГРН 1187325008606, ИНН 7327087193) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) о взыскании 196 525 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о взыскании задолженности за услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 2 по переулку Аношина в городе Ульяновске от 01.06.2019 за период с 01.06.2019 по 31.07.2022 в размере 37 654,35 руб., пени за просрочку платежей за период с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 169,44 руб.; задолженности за оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 34 по улице Ефремова в городе Ульяновске от 01.02.2020 за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 в размере 101 931,12 руб., пени за просрочку платежей за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 6 394,53 руб.; задолженности за оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 74 по улице Отрадной в городе Ульяновске от 01.09.2020 за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 в размере 15 254,79 руб., пени за просрочку платежей за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 750,74 руб.; задолженности за оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 68 по улице Рябикова в городе Ульяновске от 27.03.2020 за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 в размере 33 186,05 руб., пени за просрочку платежей за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 1 183,72 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2022 иск удовлетворен, с муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания" взыскана задолженность по договору на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 2 по переулку Аношина в городе Ульяновске от 01.06.2019 за период с 01.06.2019 по 31.07.2022 в размере 37 654 руб. 35 коп., пени за просрочку платежей за период с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 169 руб. 44 коп.; задолженность по договору на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 34 по улице Ефремова в городе Ульяновске от 01.02.2020 за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 в размере 101 931 руб.12 коп., пени за просрочку платежей за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 6 394 руб.53 коп.; задолженность по договору на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 74 по улице Отрадной в городе Ульяновске от 01.09.2020 за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 в размере 15 254 руб. 79 коп., пени за просрочку платежей за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 750 руб.74 коп.; задолженность по договору на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 68 по улице Рябикова в городе Ульяновске от 27.03.2020 за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 в размере 33 186 руб.05 коп., пени за просрочку платежей за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 1 183 руб.72 коп.; 6 896 руб.- в возмещение расходов по госпошлине.
Не согласившись с судебным актом, муниципальное образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания" (истец) является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам в городе Ульяновске: переулок Аношина дом N 2, улица Ефремова дом N 34, улица Отрадной дом N 74; улица Рябикова дом N 68, с собственниками которых заключены договоры управления многоквартирным домом.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ответчик) является собственником нежилых помещений, расположенных в указанных многоквартирных домах (согласно сведениям из ЕГРН).
Ссылаясь на невыполнение ответчиком обязанности по оплате услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в общей сумме 188 026 руб. 31 коп., истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Указанные расходы не могут быть возложены на лицо, пользующееся имуществом на основании договора аренды либо безвозмездного пользования.
Согласно пункту 2.5.1. договоров управления собственники (пользователи) обязаны ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, полностью вносить плату за содержание жилого помещения, дополнительные услуги, в размере и порядке, определенных условиями настоящего договора.
Перечень работ и тарифы утверждены протоколами собраний собственников МКД.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Расчет суммы задолженности проверен судом и признан верным, ответчиком контррасчет не представлен, долг не оспорен, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил требование истца.
Также истцом заявлено о взыскании с ответчика пени за просрочку оплаты по МКД N 2 по переулку Аношина за период с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 169,44 руб.; N 34 по улице Ефремова за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 6 394,53 руб.; по МКД N 74 по улице Отрадной за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 750,74 руб.; по МКД N 68 по улице Рябикова в городе Ульяновске за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 в размере 1 183,72 руб.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 3.8 договора от 01.06.2019, пунктом 3.9 договора от 01.02.2020, пунктом 3.9 договора от 01.09.2020, пунктом 3.9 договора от 27.03.2020, в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение, дополнительные услуги, собственники (пользователи) уплачивают пени обслуживающей компании в порядке статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет пени за просрочку платежей в многоквартирном доме N 2 по переулку Аношина в городе Ульяновске за период с 04.10.2022 по 20.11.2022 составляет 169,44 руб.; N 34 по улице Ефремова в городе Ульяновске за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 составляет 6 394,53 руб.; N 74 по улице Отрадной в городе Ульяновске за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 составляет 750,74 руб.; N 68 по улице Рябикова в городе Ульяновске за период с 27.04.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 20.11.2022 составляет 1 183,72 руб. является обоснованным в связи с чем суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил требование о взыскании пени.
Довод ответчика о передаче спорных помещений в пользование иным лицам отклоняется, поскольку в отсутствие договора между арендатором или ссудополучателем нежилого помещения и исполнителем жилищно- коммунальных услуг, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора безвозмездного пользования, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике нежилого помещения.
Изложенное соответствует практике рассмотрения споров применительно к договору аренды (применяемых и в отношении договора безвозмездного пользования), определенной Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2014 N 17462/13, Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), а также Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 N 303-ЭС16-14807.
Пользователь имущества не несет обязанность по оплате расходов, связанных с эксплуатацией нежилого помещения, коммунальных услуг, капитальным и текущим ремонтом, расходов по содержанию общих коммуникаций и мест пользования.
В силу закона собственник обязан нести расходы по содержанию общего имущества, а ссудополучатель статусом нанимателя в соответствии с положениями жилищного законодательства не обладает. Непосредственно на ссудополучателя данного имущества в силу положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов возложены быть не могут.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление осуществляет полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск". Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.2 Положения). Управление полностью соответствует понятию главного распорядителя бюджетных средств, указанному в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 125 Кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона 131-ФЗ).
Как указано в пункте 13, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2019 N 11АП-17382/2019 по делу N А72-8308/2019).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2022 по делу N А72-17301/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17301/2022
Истец: ООО "ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА