г. Москва |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А40-152022/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по недропользованию
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2023 по делу N А40-152022/23
по заявлению ООО "ТИМАНО-ПЕЧОРСКАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
к Федеральному агентству по недропользованию
об оспаривании приказа, решения,
при участии:
от заявителя: |
Федорова Н.В. по доверенности от 05.10.2023; |
от ответчика: |
Терехова А.Ю., Щелкунова И.И. по доверенности от 20.06.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тимано-Печорская Газовая Компания" (заявитель, общество, ООО "ТПГК") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федерального агентства по недропользованию (ответчик, Роснедра) от 27.03.2023 N 152; о признании незаконным решения Роснедр об отказе во внесении изменений в лицензию на пользование недрами СЫК 02580 НП, изложенного в уведомлении ФГКУ "Росгеолэкспертиза" от 16.06.2023 N КГ-07/8014 и оформленного протоколом заседания Комиссии Роснедр от 12.04.2023 N ОК-05-57/15-и.
Решением от 20.11.2023 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, ООО "ТПГК" на основании приказа Департамента по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу (Севзапнедра) от 29.01.2016 N 47 выдана лицензия на пользование недрами СЫК 02580 НП с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (углеводородное сырье) на участке недр "Западно-Интинский", расположенном на территории МОГО "Инта" Республики Коми. Лицензия зарегистрирована 17.02.2016, срок окончания действия лицензии - 17.02.2021.
Приказом Севзапнедра от 23.03.2020 N 143 в лицензию на пользование недрами СЫК 02580 НП были внесены изменения и дополнения, в том числе в части продления срока действия лицензии до 31.12.2022.
ООО "ТПГК" обратилось в Западно-Сибирское территориальное отделение ФГКУ "Росгеолэкспертиза" с заявкой от 14.09.2022 N 252 на проведение экспертизы проектной документации на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых - "Дополнение 2 к проекту поисково-оценочных работ на Западно-Интинском участке недр (изменения в раздел "Календарный план выполнения работ")".
Письмом от 20.09.2022 N 582/ИД-02-07 Западно-Сибирское территориальное отделение ФГКУ "Росгеолэкспертиза" уведомило Общество о том, что представленная проектная документация не соответствует сроку окончания действия лицензии - 31.12.2022.
Проведение экспертизы было приостановлено и ООО "ТПГК" было предложено обратиться с заявкой на внесение изменений в лицензию на пользование недрами.
Общество обратилось в ФГКУ "Росгеолэкспертиза" с заявкой от 27.09.2022 N 257 на внесение изменений в лицензию СЫК 02580 НП, в которой просило внести следующие изменения и дополнения:
- установить новую дату окончания срока действия лицензии: 31.12.2025;
- дополнить условия пользования недрами (приложение N 1 к лицензии СЫК 02580 НП) подпунктом 4.1.1.2, устанавливающим срок на подготовку и утверждение в установленном порядке дополнения N 2 к проекту работ по геологическому изучению недр, получившего положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом РФ "О недрах": не позднее 6 месяцев с даты утверждения настоящего дополнения.
Решением, оформленным протоколом заседания Комиссии Севзапнедра от 18.11.2022 N СНЗ-3/18/2022, заявка ООО "ТПГК" была удовлетворена в части изменения даты окончания срока действия лицензии.
Приказом Роснедр от 27.03.2023 N 152 на основании п.п. 3.1, 7.17 Регламента Федерального агентства по недропользованию (утв. приказом Роснедр от 30.03.2007 N 360) указанное решение Комиссии Севзапнедра было отменено в связи с выявлением нарушений при его принятии. Заявка ООО "ТПГК" от 27.09.2022 N 257 на продление срока действия лицензии на пользование недрами СЫК 02580 НП передана на повторное рассмотрение Комиссии Роснедр.
Решением, оформленным протоколом заседания Комиссии Роснедр от 12.04.2023 N ОК-05-57/15-и, в удовлетворении заявки Общества было отказано в связи с наличием нарушений условий лицензии на пользование недрами (ч. 3 ст. 10 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"), а именно:
- у Общества имеется задолженность перед ФГБУ "Росгеолфонд" по сдаче отчета по объекту работ, зарегистрированному под гос. рег. N 87-19-1024, по завершенным видам работ в рамках лицензии СЫК 02580 НП;
- Обществом не выполнены работы по бурению поисково-оценочной скважины N 1 Западно-Интинской, предусмотренные проектной документаций "Дополнение к проекту поисково-оценочных работ на Западно-Интинском участке недр", получившей положительной заключение ФГКУ "Росгеолэкспертиза" от 11.06.2020 N 111-02/2020.
В соответствии с поручением Роснедр от 09.06.2023 N 03-30/11878 ФГКУ "Росгеолэкспертиза" письмом от 16.06.2023 N КГ-07/8014 уведомило ООО "ТПГК" о принятом решении Комиссии Роснедр.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "ТПГК" требований.
Правильно применив нормы права, верно установив обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о неправомерности оспариваемого ненормативного акта Роснедр.
Роснедра в апелляционной жалобе указывают, что судом первой инстанции допущено неправильное истолкование пп. "д" п. 15 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 года N 352 (далее по тексту Правила).
Из апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции сделан вывод о том, что скважина N 1 Западно-Интинская не является обязательной для бурения, так как по смыслу п. 15 Правил такая скважина относится к типу зависимых и для данного типа скважин допустимо отклонение до 100 % от объема отдельного вида проектируемых работ.
Между тем, в решении судом не указывалось на то, что скважина N 1 Западно-Интинская не является обязательной для бурения.
Суд первой инстанции в решении указал на необоснованность довода Роснедр о том, что невыполнение ООО "ТПГК" работ по строительству скважины N 1 Западно-Интинская в период с 11.2020 г. по 10.2022 г. не является несоответствиям требованиям рационального использования и не нарушает п. 5.1. Условий пользования недрами к Лицензии СЫК 02580НП, поскольку у недропользователя были основания для продления сроков выполнения работ и срока действия лицензии.
Вопреки доводам жалобы, обществом не нарушен срок бурения скважины N 1-Западно-Интинская.
Так, из материалов дела следует, что срок строительства скважины не был нарушен на момент первичного обращения общества с заявкой на внесение изменений в Лицензию.
На момент обращения Общества с заявкой от 27.09.2022 N 257 объем и сроки выполнения работ по геологическому изучению недр определялись в соответствии с Дополнением N 1 к проекту поисково-оценочных работ на Западно-Интинском участке недр (Дополнение N 1 к проекту ГИН), получившем положительное экспертное заключение ФГКУ "Росгеолэкспертиза" от 11.06.2020 N 111-02/2020.
Указанная проектная документация предусматривала строительство поисково-оценочной скважины N 1-Западно-Интинская в период с 11.2020 г. по 10.2022 г.
В свою очередь, разработка Дополнения N 2 к проекту ГИН, предоставление его на экспертизу проектной документации и последующее обращение общества с заявкой на внесение изменений в Лицензию было осуществлено к сентябрю 2022 года, т.е. до момента истечения срока строительства скважины.
Согласно абз. 3 п. 1 Порядка внесения изменений в лицензии заявки на внесение изменений в лицензии на пользование недрами, представленные в Роснедра или его территориальный орган, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их представления.
Кроме того, именно невозможность завершения строительства скважины в запланированный срок являлась причиной внесения изменений в лицензию.
Необходимость корректировки сроков строительства скважины являлась одной из причин разработки Дополнения N 2 к проекту ГИН и, как следствие, направления заявки на внесение изменений в Лицензию. Новый Календарный план предусматривал перенос срока строительства скважины на период 12.2023 - 12.2025.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в ФГКУ "Росгеолэкспертиза" с заявкой от 27.09.2022 N 257 на внесение изменений в лицензию СЫК 02580 НП в связи с получением уведомления, выданного при проведении экспертизы проектной документации "Дополнение 2 к проекту поисково-оценочных работ на Западно-Интинском участке недр (изменения в раздел "Календарный план выполнения работ"), о несоответствии указанной проектной документации сроку окончания действия лицензии СЫК 02580 НП.
Обоснования заявки, перенос сроков проведения геологоразведочных работ и разработка дополнения к проекту работ на геологическое изучение недр осуществляются в связи с изменением макроэкономических показателей, определяющих условия выполнения работ по геологическому изучению недр в соответствии с пп. "а" п. 78.3 Правил и на основании п. 3 приложения N 11 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году".
Изменение макроэкономической ситуации произошло в результате незаконных санкций недружественных стран на Российскую Федерацию, что повлекло отсутствие зарубежного оборудования и программного обеспечения, уход нефтесервисных компаний и т.д. Аналогичные причины невозможности выполнения работ по строительству скважины N 1 Западно-Интинская отражены в пояснительной записке к Дополнения N 2 к проекту поисково-оценочных работ.
Кроме того, с марта 2020 года была в Российской Федерации объявлена пандемия (Ковид-19), ограничивающая проведение каких-либо работ с участием персонала, что также делало невозможным заключение договоров с подрядчиками и проведения соответствующих работ по строительству скважины.
С учетом указанных обстоятельств ООО "ТПГК" обратилось за изменением установленных сроков действия лицензии и сроков проведения заключительного поисково-оценочного этапа геологоразведочных работ.
Согласно пп. "а" п. 78.3 Правил основанием для составления дополнения к проектной документации на проведение работ в соответствии с лицензией на пользование недрами является необходимость корректировки методики, комплекса, видов и объемов работ, последовательности и сроков их выполнения, обусловленных изменившимся представлением о геологическом строении объекта, выявленным при проведении работ на объекте, которое не было известно на момент составления проектной документации, или изменением макроэкономических показателей, определяющих условия выполнения работ по геологическому изучению недр.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" издано постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" (далее - Постановление N 353).
Согласно п. 3 приложения N 11 Постановления N 353 (в редакции, действующий на момент обращения ООО "ТПГК" с заявкой) допускается возможность продления сроком до 2 лет по заявкам пользователей недр сроков выполнения работ, связанных с пользованием недрами, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) проектной документацией, предусмотренной ст.ст. 23.2 и 36.1 Закона о недрах.
Как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ, законопроект разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций; подготовка законопроекта обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
В указанной пояснительной записке также отмечено, что законопроектом определяются механизмы поддержки экономического сектора, в том числе упрощающие установленные законодательством Российской Федерации разрешительные и лицензионные процедуры, регламентирующие особенности правового режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также особенности регулирования правоотношений в сфере осуществления страховой деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, возможность продления сроков выполнения работ, связанных с пользованием недрами, является временной мерой, направленной на антикризисную поддержку субъектов предпринимательской деятельности. В связи с изложенным, толкование норм Постановление N 353 должно осуществляться исключительно с учетом целей его принятия.
Указанный подход к толкованию и применению п. 3 Приложения N 11 к Постановлению Правительства РФ N 353 от 12.03.2022 подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2023 NФ02-2972/2023 по делу NА33-27893/2022).
Таким образом, при обращении с заявкой от 27.09.2022 N 257 Общество не должно было детально (подробно) обосновать причины невозможности завершения работ по строительству поисково-оценочной скважины в октябре 2022 года. В условиях неблагоприятной макроэкономической обстановки наличие у Общества препятствий для строительства скважины презюмируется, что не может являться причиной для отказа в изменении срока выполнения данных работ.
Таким образом вывод Роснедр о том, что нарушение Обществом срока бурения скважины N 1-Западно-Интинская является установленным, является ошибочным, сделанным без учета фактических обстоятельств дела и предоставленных доказательств.
Довод Роснедр о непредоставлении ООО "ТПГК" доказательств свидетельствующих о наличии реальных и объективных причин, повлекших невозможность выполнения работ в установленный проектной документацией срок и соответственно подтверждающих распространение Постановления Правительства РФ N 353 от 12.03.2022 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" в отношении ООО "ТПГК", подлежит отклонению.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Условия пользования недрами оформляются в виде приложения к лицензии на пользование недрами и являются ее неотъемлемой частью (ч. 1 ст. 11 Закона о недрах).
Отказывая в удовлетворении заявки Общества, Комиссия Роснедр исходила из положений п. 2 ч. 5 ст. 12.1 Закона о недрах и п.п. 2 п. 8 Порядка внесения изменений в лицензии, согласно которым внесение изменений в лицензии на пользование недрами с целью завершения пользователем недр геологического изучения недр возможно при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Вопреки доводам Комиссии Роснедр, Условия пользования недрами к Лицензии не содержат требований к срокам строительства поисково-оценочной скважины.
Исходя из положений ст. 20, 20.1 и 20.2 Закона о недрах, а также согласно разделу 12 Условий пользования недрами к Лицензии, несоблюдение Обществом сроков строительства скважины также не относится к нарушениям, влекущим прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами.
Кроме того, согласно Дополнению N 2 к проекту ГИН, проектируемое бурение скважины N1-Западно-Интинская необходимо проводить только после получения результатов переобработки и переинтерпретации материалов сейсмо-разведочных работ в рамках геологического изучения недр. По результатам получения указанных данных, местоположение проектируемой скважины должно быть уточнено. Как следствие, бурение скважины N1-Западно-Интинская возможно только при получении положительных результатов геологоразведочных работ.
Таким образом, исходя из п. 78.3 Правил подготовки проектной документации и с учетом отсутствия конкретных сроков строительства скважины N 1-Западно-Интинская в Условиях пользования недрами, единственным правовым последствием несоблюдения срока строительства такой скважины является обязанность по разработке нового дополнения к проекту геологоразведочных работ, что было сделано Обществом.
Роснедра полагают, что с момента получения лицензии ООО "ТПГК" безосновательно не приступало к бурению скважины, а лишь продлевала сроки работ по бурению и сроки лицензии.
Между тем, первое продление срока действия лицензии в 2020 году было обосновано проведенными геологоразведочными, сейсморазведочными работами, за которыми последовала необходимость уточнения и изменением локации, координат строительства и параметров скважины, в том числе увеличена глубина скважины с 4900 м. до 5200 м., изменено местоположение скважины.
Основанием для продления срока лицензии в 2022 году послужили изменившиеся макроэкономические показатели, определяющие условия выполнения работ по геологическому изучению недр (последствия СВО, Ковид-19).
Таким образом, у общества имелись право и законные основания для внесения соответствующих изменений в сроки действия лицензии, по причинам не зависящим от воли Общества (геологические, макроэкономические).
Кроме того, материалами дела подтверждается, что с момента предоставления права пользования недрами по лицензии СЫК 02580 НП ООО "ТПГК" выполнило значительный объем работ по геологическому изучению недр, в том числе:
* сейсморазведочные работы МОГТ 3D на площади 155 кв.км.
* обработка и интерпретация данных сейсморазведочных работ, составление геологического отчета о результатах, подготовка паспорта объекта.
* научно-исследовательские работы регионального масштаба по созданию единой зональной геологической модели строения недр на территории Интинско-Кожимской группы месторождений УВС и лицензионных участков (включая территорию Западно-Интинского участка) на основе новых и уникальных результатов глубокого бурения и трехмерной сейсморазведки с целью построения адекватной структурно-тектонической модели строения недр общей лицензионной территории, уточнения строения недр Западно-Интинской структуры и дополнительного обоснования подсчетных параметров подготовленных к бурению природных резервуаров в карбонатных отложениях нижней перми, карбона и верхнего девона на Западно-Интинском ЛУ.
Работы выполнялись с соблюдением сроков, установленных проектной документацией, и не вызывали претензий со стороны уполномоченных органов, что в том числе подтверждается актом Росприроднадзора об отсутствии нарушений по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Учитывая цель выдачи лицензии - геологическое изучение, т.е. проведение специальных исследований для целей получения информации о геологическом строении недр, выбор способов и методов получения которой остается за недропользователями, метод бурения лишь является одним из возможных, наряду с комплексом иных геолого-геофизических работ с использованием различных геофизических методов.
На практике в случаях, когда сроки строительства буровых скважин имеют существенное значение для эффективного использования и освоения недр, такие сроки прямо включаются в Условия пользования недрами в качестве особых условий.
В противном случае, строительство и ввод в эксплуатацию новых буровых скважин осуществляется в соответствии с проектными документами. С учетом геологических особенностей конкретного участка недр законодательство устанавливает допустимые отклонения по выполнению объемов работ, предусмотренных проектом.
Как следует из раздела "Система расположения поисково-оценочной скважины" Дополнение N 2 к Проекту поисково-оценочных работ на Западно-Интинском участке недр, спорный участок недр имеет очень сложное геологическое строение и велика вероятность осложнений и аварийных ситуаций при строительстве скважины.
Исходя из проектной документации, бурение скважины N 1 -Западно-Интинская возможно только при получении положительных результатов геологоразведочных работ.
Таким образом, довод Роснедр о многолетнем нарушении ООО "ТПГК" сроков бурения скважины является необоснованным.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции допущено неверное толкование абз. 3 п. 9 Порядка предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 04.05.2017 N 216 (далее по тексту Порядок N 216).
Ответчик считает, что по работам N 87-19-1024 "Создание единой зональной геологической модели глубинного строения недр на территории Интинско-Кожимской группы участков недр" должен применяться абз. 3 п. 9 Порядка N 216, который прямо устанавливает течение шестимесячного срока подготовки отчета не с момента фактического завершения работ, а с момента истечения проектного срока проведения работ.
На основании изложенного ответчик пришел к выводу о нарушении обществом срока сдачи отчетных документов в фонды геологической информации, что является нарушением со стороны ООО ТПГК п. 9.1. Условий пользования недрами к лицензии СЫК 02580 НП.
Между тем, в соответствии с абз. 3 п. 9 Порядка предоставления геологической информации о неграх в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 04.05.2017 N 216 (далее по тексту Порядок N 216) геологическая информация о недрах предоставляется в федеральный и территориальный фонды не позднее б месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документации на проведение указанных работ
Работа N 87-19-1024 "Создание единой зональной геологической модели глубинного строения недр на территории Интинско-Кожимской группы участков недр" зарегистрирована ООО "ТПГК" в добровольном порядке, без составления проектной документации и прохождения экспертизы.
Данная работа не фигурирует в сводном перечне работ и в календарном плане ни в исходном проекте ГИН 2016 года, ни в дополнениях к проекту ГИН 2020 и 2022 годов. Таким образом сроки выполнения данных работ не определены в утвержденном проекте ГИН.
Согласно разделу 5 Условий пользования недрами к лицензии СЫК 02580 НП виды работ по геологическому изучению и оценке, сроки и условия их выполнения определяются только утвержденными в установленном порядке проектами по геологическому изучению недр.
Сроки же выполнения данных работ были указаны в заявлении на регистрацию работ в государственном реестре и определялись Обществом с учетом производственных возможностей фактического исполнителя - ООО "ГеоПрайм".
В соответствии с положениями Порядка утв. Приказом Минприроды России от 04.05.2017 N 216 для отчетов, зарегистрированных не через проекты ГИН и экспертизу не установлены сроки предоставления геологической информации.
Как следует из системного анализа ст. 27 Закона о недрах, а также положений Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.2017 N 216, указание в заявлении о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр конкретных сроков сдачи отчетных документов само по себе не влечет включение соответствующих сроков в число лицензионных условий, обязательных для соблюдения недропользователем, а несоблюдение таких сроков не является основанием для применения мер ответственности, установленных за нарушение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией.
Согласно обстоятельствам дела геологические работы N 87-19-1024 не были завершены в связи со сложными геологическими условиями и объективными трудностями по увязке временных полей 2D и 3D, выполненных разными организациями с использованием различных программных комплексов, а также тем обстоятельством, что данная работа N 87-19-1024 выполнялась не только в рамках лицензии СЫК 02580 НП, а объединяла работы по 9 лицензиям одновременно, что следует из наименования объекта работ.
Таким образом, уведомление РГФ о наличии задолженности по сдаче зональной модели не нарушает пункта 9.1 Условий пользования недрами к лицензии СЫК 02580 НП, так не противоречит установленному порядку предоставления геологической информации в геологические фонды.
Таким образом, в действиях Общества отсутствуют указанные Ответчиком нарушения п. 9.1 Условий пользования недрами и установленного нормативными актами порядка обращения с геологической информацией.
Несмотря на то, что к лицензионным обязательствам сдача данной отчетности не относится (что правильно расценил и территориальный орган Роснедр, принимая решение о продлении срока действия лицензии), по завершению геологических работ N 87-19-1024, геологическая отчетность была сдана в геологические фонды (в качестве приложений письма о направлении отчетности и извещение о приеме на обозрение суда).
Довод жалобы о том, что составление зонального отчета якобы предусмотрено Дополнением 1 к проекту не может быть принят во внимание, ввиду следующего.
Ответчик ссылается на документ, который не приобщался к материалам дела в суде первой инстанции, а именно выкипировку 1 листа из описательной части Дополнения N 1 к Проекту поисково-оценочных работ.
Кроме того, все обязательства, вытекающие из Проектов поисково-оценочных работ указываются не в описательных частях Проектов, а в выводах - разделах о поставленных геологических задачах и календарных планах данных работ. Так, в материалах дела содержится Календарный план выполнения работ к Дополнению 1 к Проекту, в котором таковой работы не упоминается.
Указанная работа зарегистрирована недропользователем в добровольном проекте, без составления проектной документации и прохождения экспертизы. Данная работа не фигурирует ни в сводном перечне работ, ни в календарном плане, ни в исходном проекте ГИН 2016 года, ни в дополнениях к проекту ГИН 2020 и 2022 гг. В соответствие с текстом лицензии (раздел 5), виды работ по геологическому изучению и оценке, сроки и условия их выполнения и сроки определяются только утверждёнными в установленном порядке проектами по геологическому изучению недр
Таким образом, уведомление РГФ о наличие задолженности по сдаче зонального проекте не нарушает пункта 9.1 лицензии, так как не противоречит установленному порядку предоставления геологической информации в геологические фонды.
На этом основании, комиссия Департамента по недропользованию по СЗФО на заседании 18.11.2022 приняла решения о продлении лицензии, несмотря наличие задолженности перед РГФ.
Ответчик указывает, что судом первой инстанции сделан неправомерный вывод об отсутствии нарушений лицензионных требований ООО "ТПГК" со ссылкой на акт наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) от 23.06.2023, составленный Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора) в отношении ООО "ТПГК".
Акт наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), датированный 23.06.2023, Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу составлен на основании наблюдений за деятельностью ООО "ТПГК" за продолжительный период времени до его составления. Сама по себе дата выдачи акта не свидетельствует о недопустимости данного доказательства, поскольку в акте делается заключение обо всем периоде пользования недрами Обществом. В связи с чем, данный акт имеет дополнительное доказательственное значение для рассмотрения настоящего дела.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел все предоставленные доказательства, в том числе вышеуказанный акт Росприроднадзора, и на основании совокупности доказательств, их всестороннего, полного и объективного исследования, с учетом обстоятельств дела, сделал законный вывод об отсутствии нарушений лицензионных требований ООО "ТПГК".
На момент вынесения решения комиссией Роснедр об отказе в продлении сроков действия лицензии, её срок уже был легитимно продлен комиссией Севзапнедр до 12.2025 года и до этого времени недропользователь должен был завершить работы по бурению скважины и выполнить подсчёт запасов - т.е. полностью завершить поисково-оценочный этап ГРР и прирастить запасы УВ на государственном балансе
Так, в случае, если Роснедра отбирают лицензию у Общества и передают ее другому недропользователю, новая лицензия вступит в действие не ранее 02.2024 г. В соответствии с текущими законодательными нормами, эта лицензия будет иметь срок 7 лет. На основании действующей редакции ФЗ "О недрах", в соответствие с полученной лицензией новый недропользователь будет иметь и обязан выполнить следующие обязательства:
* подготовка проекта ГИН и получение ЭЗ в течение года после получения лицензии;
* начало работ ГРР не позднее чем через год после утверждения проекта ГИН; Таким образом, новый недропользователь имеет право не начинать фактические работы (в том числе бурение скважин) до 02.2026, а завершение поисково-оценочного этапа работ будет не ранее 02.2031 года (без учёта продлений).
В случае же продолжение работ по лицензии Обществом, бурение и завершение поисково-оценочного этапа по лицензионному участку будет осуществлено до 2025 года.
Таким образом, при передаче лицензионного участка новому недропользователю, воспроизводство минерально-сырьевой базы государства будет существенно замедленно, по сравнению с вариантом, где работы продолжает текущий недропользователь - ООО "ТПГК", который провел большой объём работ по геологическому изучению недр не только на Западно-Интинском, но и на 12 смежных участках, и уже выполнил подготовительные работы к бурению (проектные изыскание и подготовка рабочего проекта с экспертизой промбезопасности).
На основании вышеизложенного довод Роснедр о том, что прекращение права пользования недрами ООО "ТПГК" направлено на защиту прав государства как собственника недр является необоснованным.
Роснедра незаконно, безосновательно отменили приказ Севзапнедр о продлении срока действия лицензии и приняли решения об отказе в продлении лицензии, тем самым Роснедра фактически "подменили" порядок прекращения права пользования недрами, установленный Законом РФ "О недрах", осуществив "обход закона", а именно обход установленных законом процедур.
Правовым последствием оспариваемых приказа и решения Роснедр является прекращение у ООО "ТПГК" права пользования участком недр в рамках лицензии СЫК 02580 НП.
Согласно протоколу заседания Комиссии Севзапнедра от 18.11.2022 N СНЗ-3/18/2022 письмом от 26.10.2022 N ОК-03-30/22140 Роснедра делегировало Севзапнедра право принятия решения о внесении изменений и дополнений в лицензию СЫК 02580 НП.
Таким образом, Роснедра самостоятельно приняло решение о продлении лицензии через свой территориальный орган (Приказ от 30 марта 2007 г. N 360 Об утверждении регламента федерального агентства по недропользованию).
При рассмотрении заявки Общества от 27.09.2022 N 257 Севзапнедра давалась оценка ее материалам на предмет наличия (отсутствия) оснований для отказа в удовлетворении в связи с нарушением условий пользования недрами. Подобных нарушений при рассмотрении заявки комиссией Севзапнедра установлено не было.
Ранее в своих постановлениях Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на необходимость обеспечения участникам соответствующих правоотношений возможности в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 N 34-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П).
Исходя из этого, хозяйствующим субъектам гарантируется, что изменение их ранее приобретенных прав может быть осуществлено органами власти только лишь при условии наличия достаточных оснований и с четким соблюдением административным процедур.
Наделяя Роснедра правом отменять решения своих территориальных органов, п. 7.17 Регламента Роснедр N 360 предусматривает, что такая отмена должна быть осуществлена в соответствии с установленным порядком.
Вместе с тем, доказательства наличия у Роснедра оснований к пересмотру решения Комиссии Севзапнедра, а также соблюдения каких-либо административных процедур при его отмене в материалы дела не представлены.
Кроме того, Роснедра допустили нарушения установленного порядка и сроков рассмотрения заявки недропользователя о внесении изменений в лицензию касательно продления сроков действия лицензии.
Действуя правомерно, Комиссия Роснедр должна была пересмотреть заявку ООО "ТПГК" N 257 от 27.09.2022 о продлении сроков действия лицензии в сроки, установленные для рассмотрения подобного рода заявок.
Однако решение комиссии Роснедр было вынесено по истечению установленных сроков рассмотрения заявки, а именно спустя более чем 4 месяца после подачи заявки.
Нарушение сроков рассмотрения заявки о продлении срока действия лицензии является существенным нарушением административных процедур и гарантий прав недропользователя.
В рассматриваемом случае, осуществив процедуру отмены своего приказа в незаконные сроки, Роснедра фактически допустили нелицензионное использование участка недр по причинам независящим от недропользователя. ООО "ТПГК" добросовестно полагалось на гарантированное признание состоявшегося решения Комиссии Севзапнедра о продлении срока действия лицензии и в связи с чем осуществляло работы, несло затраты в рамках продленной лицензии.
В случае же установления нарушения лицензионных обязательств в рамках выданной лицензии, Роснедра при наличии к тому достаточных оснований, обязаны были провести установленную законом процедуру по досрочному прекращению лицензии, при соблюдении указанной процедуры и гарантий прав недропользователя.
Так, Порядок и основания прекращения права пользования участком недр четко регламентирован Законом РФ "О недрах".
Согласно ст. 15 Закона РФ "О недрах" лицензирование пользования недрами включает в себя предоставление права пользования недрами, оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование недрами, внесение изменений в лицензии на пользование недрами, переоформление лицензий на пользование недрами, а также прекращение, в том числе досрочное, приостановление осуществления и ограничение права пользования недрами.
Лицензирование пользования недрами обеспечивается Правительством Российской Федерации, федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исчерпывающие основания прекращения права пользования недрами указаны в ст. 20 Закона РФ "О недрах".
Согласно данной статье при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, пользователь недр прекращает пользование участком недр, предусмотренное лицензией на пользование недрами, за исключением ликвидации и (или) консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр. При этом в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензии на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона, вносится запись о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами.
Согласно ст. 21 Закона РФ "О недрах" принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных п.п. 1, 5, 9, 10 и 11 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах", пользование недрами досрочно прекращается непосредственно с даты принятия органом, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, решения о досрочном прекращении права пользования недрами с письменным уведомлением об этом пользователя недр.
В случаях, предусмотренных п.п. 2 - 4, 6 и 7 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах", решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам зависящим от указанного лица, не было ему вручено либо пользователь недр или его представитель не ознакомились с ним. Письменное уведомление о допущенных нарушениях направляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 33 "Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами" (утвержден Приказом Минприроды России N 743, Роснедр N08 от 13.10.2021, далее - "Порядок"), по результатам рассмотрения комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, предусмотренного п. 22 настоящего Порядка, комиссия вправе принять следующие решения: о досрочном прекращении права пользования недрами; о приостановлении осуществления права пользования недрами; об ограничении права пользования недрами; о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, предусмотренного частью четвертой ст. 21 Закона РФ "О недрах", и необходимости повторного рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, по истечении срока, предусмотренного подп. 5 п. 41 настоящего Порядка; об отказе в досрочном прекращении права пользования недрами или о приостановлении осуществления права пользования недрами по заявлению пользователя недр; о прекращении процедуры без осуществления досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами.
Решение Комиссии принимается путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии, а при его отсутствии - заместителя председателя Комиссии.
В соответствии с п. 34 Порядка решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных п. 7 настоящего Порядка. При этом в случаях, предусмотренных подп. 2 - 4, б и 7 п. 7 настоящего Порядка, решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Комиссией по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях, предусмотренного главой V настоящего Порядка, при условии, что в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.
В Определение Конституционного Суда РФ от 09.03.2017 N 565-0 дана следующая правовая позиция: Закон РФ "О недрах", согласно его преамбуле, содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр и направлен на обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Им устанавливается разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование (в виде горного отвода - геометризованного блока недр) оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком недр, а права и обязанности пользователя недр возникают с даты ее государственной регистрации.
Данный документ, согласно Закона РФ "О недрах", и его неотъемлемые составные части должны содержать, среди прочего, указание границ участка недр, предоставляемого в пользование, границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения связанных с пользованием недрами работ, а также сроки действия лицензии и сроки начат работ (ст. 7, 11 и ч. 1 ст. 12); условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия; изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (ч. 5 ст. 12); по общему правилу, выдаче лицензии предшествует проведение конкурса или аукциона на право пользования участками недр, в заявке на участие в котором заявитель представляет доказательства того, что он обладает или будет обладать необходимыми средствами для эффективного и безопасного проведения работ (ст. 13.1 и 14).
Вопрос о возможности проверки конституционности положений статьи 20 Закона РФ "О недрах" уже был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, который, отказывая в Определении от 21 декабря 2011 года N 1862-0-0 в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "Ксеньевскнй прииск", пришел к следующим выводам: интересы государства как собственника недр (ст. 1.2 Закона РФ "О недрах") обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 20 и 21 Закона РФ "О недрах". В случае лее несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (ч. 4 ст. 20 Закона РФ "О недрах").
Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов, в частности, на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" закрепляет основания (случаи), при которых право пользования недрами может быть прекращено (приостановлено, ограничено) органами, предоставившими лицензию, в частности в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, систематического нарушения пользователем недр правил пользования недрами, а также если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (п. 2, 3 и 5).
Права же пользователей недр гарантируются порядком такого прекращения.
В указанных случаях данное право не прекращается автоматически сразу же после выявления соответствующего нарушения уполномоченным органом - Федератьной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором): согласно ч. 4 ст. 21 Закона РФ "О недрах" в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято лишь по истечении трех месяцев со дня получения им письменного уведомления о допущенных нарушениях и при условии, что пользователь эти нарушения в указанный срок не устранил.
В рассматриваемом случае Роснедра, в обход вышеуказанных положений закона, гарантий прав недропользователя и правовой позиции Конституционного суда РФ отменили решение от 18.11.2022 Комиссии Севзапнедр (территориальный орган) о продлении лицензии ООО "ТПГК" и с нарушением порядка и сроков повторно рассмотрели заявку ООО "ТПГК" о продлении сроков действия лицензии и вынесли решение об отказе.
При этом, комиссия Роснедр по результатам повторного рассмотрения заявки ООО "ТПГК" установила нарушения сроков бурения скважины, то есть обстоятельство, которого, как было указано выше на момент подачи Заявки о продлении срока не существовало, т.е. нарушения сроков не было (заявление подано в сентябре 2022 года. конечный срок бурения установлен октябрем 2022 года). Комиссия Роснедр, как требует того порядок рассмотрения заявок на продление, а также принцип законности, обязана была рассматривать заявку по обстоятельствам, которые существовали на момент подачи заявки.
Необходимо отметить, что само нарушение срока бурения скважины в соответствии с п. 12 Условий не является основанием для прекращения права пользованиями недрами. В данном случае существенным нарушением условий лицензии было бы не предоставление в 6-месячный срок после планового завершения работ либо подсчёт по скважине, либо отчёт по скважине. В настоящем случае данный 6-месячный срок наступил бы не ранее 01.07.2023, т.е. на момент рассмотрения комиссии Роснедр нарушений условий Лицензии со стороны ООО "ТПТК" не было.
Таким образом, комиссия Роснедр незаконно, в нарушение административных процедур, гарантированных прав и законных интересов недропользователя, по сути пересмотрело свое же ранее принятое решение, безосновательно отказав в продлении сроков действия лицензии.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решение и приказ Роснедр являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2023 по делу N А40-152022/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152022/2023
Истец: ООО "ТИМАНО-ПЕЧОРСКАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-88656/2023
04.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-89257/2023
20.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-152022/2023
16.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61807/2023