город Омск |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А46-17250/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-277/2023) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Асо-Сервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-17250/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Асо-Сервис" (ОГРН 1175543039418, ИНН 5528035522, адрес: 644521, Омская область, Омский район, село Троицкое, проспект Яснополянский, дом 6а, помещение 3п) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, город Омск, улица Булатова, дом 68), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гарантия качества" (ОГРН 1205500018184, ИНН 5505065048, адрес: 644121, город Омск, улица 25 лет Октября, дом 13, квартира 46), о признании незаконным решения от 30.09.2022 N исх-22/ГЖИ 15283,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Асо-Сервис" - Величко Е.А. (по доверенности от 01.01.2023 N 1 сроком действия до 31.12.2023),
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Усова М.Р. (по доверенности от 16.01.2023 сроком действия до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Асо-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Асо-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция Омской области) об оспаривании решения от 30.09.2022 N исх-22/ГЖИ 15283 о внесении с 01.10.2022 изменений в реестр лицензий Омской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое как находящемся под управлением ООО УК "Асо-Сервис".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гарантия качества" (далее - третье лицо, ООО "УК Гарантия качества").
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-17250/2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что на основании направленного в Госжилинспекцию Омской области протокола oт 16.08.2022 N 1, которым собственники многоквартирного дома N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое приняли решение о расторжении договора управления от 25.02.2021 N 16/2021, должна быть проведена процедура расторжения договора управления от 25.02.2021.
Госжилинспекция Омской области и ООО "УК Гарантия качества" представили в материалы дела отзывы на апелляционную жалобу, в которых не соглашаются с доводами заявителя, просят оспариваемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ООО "УК Гарантия качества" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО УК "Асо-Сервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Госжилинспекции Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, сведения о многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое включены в реестр лицензий Омской области как находящемся под управлением ООО УК "Асо-Сервис" с 01.04.2021.
От ООО "УК Гарантия качества" 23.08.2022 в адрес Госжилинспекции Омской области поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое с приложением протокола внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 16.08.2022 N 1, а также договора управления от 16.08.2022 N 16/08/22.
Заинтересованным лицом в связи с отсутствием заявления об исключении сведений о многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое как находящемся под управлением ООО УК "Асо-Сервис" от заявителя, 30.08.2022 принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК Гарантия качества".
Установив отсутствие признаков ничтожности протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое от 16.08.2022 N 1, Госжилинспекция Омской области 30.09.2022 распоряжением N РЗ-02938 приняла решение о внесении с 01.10.2022 изменений в реестр лицензий Омской области в части изменения сведений о многоквартирном жилом доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое как находящемся под управлением ООО УК "Асо-Сервис" и включении сведений об указанном доме как находящемся под управлением ООО "УК Гарантия качества", о чем заявитель уведомлен письмом 30.09.2022 N исх-22/ГЖИ 15283.
Не соглашаясь с принятым решением, считая его нарушающим права и законные интересы общества, ООО УК "Асо-Сервис" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
09.12.2022 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных данным кодексом (часть 5).
В части 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, в порядке и сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения приведенной части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Из указанного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления многоквартирным домом. При этом закон предусматривает два самостоятельных правомочия: как в связи с ненадлежащим выполнением условий договора управляющей компанией, так и по инициативе собственников после принятия соответствующего решения общим собранием.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Из пункта 1 Порядка N 938/пр следует, что указанный порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, прилагающийся к заявлению о внесении изменений в реестр.
В силу пункта 4 Порядка N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка N 938/пр, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
- соответствия заявления и документов установленным требованиям;
- достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах;
- отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
- выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
- отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
При этом пунктом 7 Порядка N 938/пр предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Положением о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области" предусмотрено, что Госжилинспекция Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный надзор.
Как следует из материалов дела, в реестре лицензий Омской области с 01.04.2021 содержались сведения о многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое как находящемся под управлением ООО УК "Асо-Сервис".
В Госжилинспекцию Омской области от ООО "УК Гарантия качества" 23.08.2022 поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Омской области в части включения сведений о многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое с приложением протокола внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 16.08.2022 N 1, а также договора управления от 16.08.2022 N 16/08/22.
К указанному заявлению был приложен протокол внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое, проведенного в период с 25.07.2022 по 15.08.2022, согласно которому были приняты решения о расторжении договора управления с заявителем (вопрос N 2) и избрании в качестве управляющей организации ООО "УК Гарантия качества" (вопрос N 3).
В соответствии с подпунктом "е" пункт 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Заинтересованным лицом было установлено отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 6 по улице Тенистая в с. Троицкое, оформленного протоколом N 1 от 16.08.2022.
В апелляционной жалобе ООО УК "Асо-Сервис" оспаривает выводы административного органа, ссылается на то, что процедура расторжения договора управления от 25.02.2021 N 16/2021 на основании представленного в Госжилинспекцию Омской области протокола oт 16.08.2022 N 1 не проведена.
Суд апелляционной инстанции полагает доводы заявителя ошибочными и сделанными без учета следующего.
Порядок изменения и расторжения договора управления многоквартирного дома установлен законоположениями ЖК РФ.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится также выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления путем принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома без соблюдения каких-либо иных процедур.
Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается.
Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных указанной статьей способов управления.
Также положения части 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такового договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Как следует из материалов дела, решение, оформленное протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 16.08.2022 N 1, в настоящее время ни собственниками помещений, ни ООО "УК "АСО-Сервис" не оспорено, договор управления от 16.08.2022 N 16/08/22 не признан недействительным.
В силу положений пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путём уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или изменённым (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Из приведённых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что характер и субъектный состав участников спорных правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, от 05.06.2012 N 17635/11, определению Верховного суда Российской Федерации от 17.01.2022 N 304-ЭС21-26458.
Материалами настоящего дела подтверждается, что последним, не поставленным под сомнение, волеизъявлением собственников помещений спорного многоквартирного дома является принятие собственниками помещений решения о расторжении ранее заключенного договора управления с ООО "УК "Асо-Сервис", выборе в качестве управляющей организации ООО "УК Гарантия Качества".
Доказательств обратного подателем апелляционной жалобы в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ в материалы дела не представлено. Также в материалы дела заявителем не было представлено доказательств оспаривания указанного решения собственников в суде.
При таких обстоятельствах решение Госжилинспекции Омской области от 30.09.2022 о внесении с 01.10.2022 изменений в реестр лицензий Омской области в части исключения сведений о многоквартирном доме N 6 по улице Тенистая в с.Троицкое как находящемся под управлением ООО УК "Асо-Сервис" принято правомерно.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб., а он уплатил 3 000 руб., то 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ООО УК "Асо-Сервис" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Асо-Сервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2022 по делу N А46-17250/2022 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Асо-Сервис" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1118 от 13.12.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17250/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АСО-СЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "УК "Гарантия качества"