г. Ессентуки |
|
24 апреля 2023 г. |
Дело N А63-18216/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 24.04.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Бейтуганова З.А., Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., при участии в судебном заседании представителя конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства Ставропольского края" Овсиенко М.А. - Федоренко П.М. (доверенность от 28.11.2022), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2023 по делу N А63-18216/2020, принятое по заявлению конкурсного управляющего должником Овсиенко М.А. об обязании собственника имущества должника передать управляющему сведения и документы, касающихся хозяйственной деятельности должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства Ставропольского края" (ИНН 2634059657, ОГРН 1032600971831),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства Ставропольского края" (далее - ГУП "УКС СК", должник) конкурсный управляющий должника обратился в суд с заявлением об истребовании у Министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), являющегося учредителем должника, бухгалтерской и иной финансово-хозяйственной документации ГУП "УКС СК", а именно оригиналы следующих документов:
1) документы, подтверждающие права ГУП УКС СК на недвижимое имущество, земельный участок, технический паспорт;
2) документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма N 1, 2) с отметкой налоговой инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики (расчетные ведомости), с соответствующими отметками о принятии) за последние три года (передан только баланс за 2020 год);
3) расшифровку расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
4) расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
5) расшифровку краткосрочных финансовых вложений;
6) учетную политику и документы, утвердившие ее;
7) последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
8) расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;
9) локальные документы, подтверждающие полномочия руководящих органов;
10) протоколы собраний руководящих органов за период с 2018 года по настоящее время;
11) приказы и распоряжения директора за период с 2018 года по настоящее время;
12) ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;
13) договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года;
14) документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ГУП УКС СК денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
15) справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);
16) лицензии;
17) сертификаты;
18) сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
19) сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
20) сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и проч.;
21) сведения о внутренней структуре ГУП УКС СК, перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
22) сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих (передано штатное расписание за 2019, 2020 год);
23) сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
24) наименование и адреса организаций, в которых ГУП УКС СК является учредителем (участником), сведения о доле участия;
25) нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ГУП УКС СК, его функций и видов деятельности;
26) сведения о ГУП "УКС СК", и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов;
27) журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации;
28) инвентаризационные акты и описи;
29) ведомость учета результатов и сличительную ведомость;
30) рабочую документацию, прочую иную документацию о ходе и итогах проведенной инвентаризации 258 объектов незавершенного строительства.
Определением от 02.02.2023 суд первой инстанции ходатайство конкурсного управляющего Овсиенко М.А. удовлетворил частично. Обязал учредителя (участника) должника Министерство имущественных отношений Ставропольского края передать конкурсному управляющему Овсиенко Михаилу Анатольевичу следующие сведения и документы:
1. документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма N 1, 2) с отметкой налоговой инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики (расчетные ведомости), с соответствующими отметками о принятии) за последние три года;
2. расшифровка расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
3. расшифровка авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
4. расшифровка краткосрочных финансовых вложений;
5. учетную политику и документы, утвердившие ее;
6. последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств,
последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
7. расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;
8. локальные документы, подтверждающие полномочия руководящих органов;
9. протоколы собраний руководящих органов за период с 2018 года по настоящее время;
10. приказы и распоряжения директора за период с 2018 года по настоящее время;
11. ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;
12. договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года;
13. документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ГУП УКС СК денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
14. справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);
15. лицензии (при наличии);
16. сертификаты (при наличии);
17. сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
18. сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
19. сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и проч.;
20. сведения о внутренней структуре ГУП УКС СК, перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
21. сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих;
22. сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
23. наименование и адреса организаций, в которых ГУП УКС СК является учредителем (участником), сведения о доле участия;
24. сведения о ГУП "УКС СК", и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов;
25. инвентаризационные акты и описи;
26. ведомость учета результатов и сличительную ведомость;
27. рабочую документацию, прочую иную документацию о ходе и итогах проведенной инвентаризации 258 объектов незавершенного строительства;
28. документы, подтверждающие права ГУП "УКС СК" на объекты недвижимого имущества (в том числе не зарегистрированные в установленном порядке);
29. журнал учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В остальной части требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерством имущественных отношений Ставропольского края подана апелляционная жалоба, в которой просит определение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого определения судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего должника поддерживал доводы отзыва на апелляционную жалобу в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение суда от 02.02.2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление Дьякова Игоря Николаевича о признании несостоятельным (банкротом) ГУП "УКС СК".
Определением от 09.12.2020 заявление принято к производству, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Определением от 24.02.2021 (резолютивная часть объявлена 16.02.2021) заявление о признании несостоятельным (банкротом) ГУП "УКС СК" признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Овсиенко Михаил Анатольевич (далее - Овсиенко М.А.).
Сведения о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликованы в периодическом издании - газете "Коммерсантъ" от 03.04.2021 N 58.
Определением от 09.12.2021 суд обязал учредителя (участника) должника Министерство имущественных отношений Ставропольского края передать временному управляющему Овсиенко Михаилу Анатольевичу копии документов, поскольку с бывшим директором должника Гончаренко Н.Ю. трудовой договор расторгнут. По актам приема-передачи от 23.04.2021 бывший директор должника Гончаренко Н.Ю. передал в адрес Министерства имущественных отношений Ставропольского края печати, штампы, оригиналы учредительной документации, а также:
- компьютер, клавиатуру, мышь, световой фильтр;
- МФУ Ricon MP 2014AD, плато сетевого интерфейса, тонер Ricoh Aficio
Решением от 25.05.2022 (резолютивная часть объявлена 18.05.2022) должник признан несостоятельности (банкротстве), в отношении ГУМ "УКС СК" введена процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре отсутствующего должника, конкурсным управляющим утвержден Овсиенко М.А.
Соответствующие сведения опубликованы в периодическом издании - газете "Коммерсантъ" от 04.06.2022 N 98.
Определение от 09.12.2021 по делу А63-18216/2020, вступившее в законную силу, о передаче документации должника временному управляющему в процедуре наблюдения не исполнено.
В адрес учредителя должника - Министерства имущественных отношений Ставропольского края конкурсным управляющим 02.06.2022 направлен запрос с исх. N 79 о передаче печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника, а также предоставлении оригиналов документов и информацию в отношении должника по перечню.
В ответ на запрос Министерство имущественных отношений Ставропольского края сообщило, что в реестре государственного имущества Ставропольского края отсутствует государственное имущество, предоставленное ГУП УКС СК (документы поступили через систему "Мой арбитр" 08.07.2022).
В связи с непредставлением запрашиваемой документации, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об обязании учредителя должника передать документацию и товарно-материальные ценности согласно перечню, содержащемуся в запросе.
Удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Абзацем седьмым пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражному управляющему предоставлено право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 126 вышеназванного Закона руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве (часть 1 статьи 129 Закона).
Положениями пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве определено, что на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании. Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией должника.
Руководитель должника обязан не только обеспечить ведение бухгалтерского учета и сохранность первичных учетных документов должника, а в случае необходимости их восстановление, но и впоследствии в кратчайшие сроки передать их конкурсному управляющему независимо от предъявления последним какого-либо требования.
В обоснование возражений Министерством имущественных отношений Ставропольского края указало, что запрашиваемая конкурсным управляющим документация у министерства отсутствует, поскольку полномочия собственника предприятия министерство осуществляет с сентября 2014 года. Ранее учредителем и главным распорядителем бюджетных средств ГУП "УКС СК" являлось Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в период правления которого велась финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Рассмотрев данные доводы суд первой инстанции пришел к выводу об их несостоятельности, поскольку запрашиваемые к передаче документы и сведения, относящиеся к деятельности предприятия за трехлетний период, предшествовавший возбуждению дела о банкротстве ГУП "УКС СК", должны быть именно у Министерства имущественных отношений Ставропольского края, так как министерство с 2014 года является собственником имущества (учредителем) должника.
Соглашаясь с данным выводом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.09.2014 N 386-п "Об утверждении порядка осуществления органами исполнительной власти Ставропольского края полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края" утвержден Порядок осуществления органами исполнительной власти Ставропольского края полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установлено, что полномочия собственника имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края осуществляет Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
В силу пункта 20 Порядка руководитель унитарного предприятия ежемесячно направляет в Министерство имущественных отношений Ставропольского края бухгалтерскую отчетность, отчет руководителя унитарного предприятия. Кроме того, руководитель унитарного предприятия ежегодно направляет в министерство имущественных отношений Ставропольского края доклад о финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, годовой отчет руководителя унитарного предприятия и сведения об участии унитарного предприятия в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.
Согласно распоряжению Правительства Ставропольского края от 10.11.2017 N 345 - рп "Об изменении подведомственности государственных унитарных предприятий Ставропольского края" с 01.01.2018 ГУП "УКС СК" передан в ведомственную принадлежность Министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Однако полномочия собственника предприятия осуществляются министерством с сентября 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Согласно пункту 1 статьи 25 названного Закона руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
Запрашиваемые конкурсным управляющим документы и сведения относятся к деятельности предприятия за трехлетний период, предшествовавший возбуждению дела о банкротстве ГУП "УКС СК", соответственно документы, касающиеся хозяйственной деятельности ГУП "УКС СК" должны быть у Министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Принимая во внимание изложенные нормы законодательства, Министерство имущественных отношений Ставропольского края с сентября 2014 года было обязано контролировать деятельность ГУП "УКС СК", проверять надлежащее выполнение обязанностей руководителя предприятия, а при их ненадлежащем исполнении предпринимать пресекательные действия.
Таким образом, и в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Ставропольского края от 08.04.2016 N 139-п "Об осуществлении органами исполнительной власти Ставропольского края полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края", на Министерстве имущественных отношений Ставропольского лежит полная ответственность за все действия ГУП "УКС СК" и его руководителя.
20.04.2021 Министерство имущественных отношений Ставропольского края распоряжением N 328 расторгло трудовой договор с временно исполняющим обязанности директором ГУП "УКС СК" Гончаренко Николаем Юрьевичем и уволило его 23.04.2021.
По актам приема-передачи от 23.04.2021 бывший директор должника Гончаренко Н.Ю. передал в адрес Министерства имущественных отношений Ставропольского края печати, штампы, оригиналы учредительной документации, а также:
- компьютер, клавиатуру, мышь, световой фильтр;
- МФУ Ricon MP 2014AD, плато сетевого интерфейса, тонер Ricoh Aficio.
Согласно статье 28 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие обязано хранить документы (учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке; решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия; документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия; документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы унитарного предприятия; положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия; решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия; списки аффилированных лиц унитарного предприятия; аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля; иные документы).
Пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", при смене материально ответственных лиц проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Инвентаризация имущества предприятия проводится каждый год, а так же проводится обязательно:
- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4. ст. 29 ФЗ "О бухгалтерском учете" при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации.
При этом, после увольнения директора предприятия, назначение нового директора учредителем не последовало, соответственно, все обязательства директора перешли на учредителя, который в соответствии с нормами действующего законодательства был обязан провести мероприятия по передачи всей документации и имущества от бывшего руководителя предприятия и хранить данные документы у себя до назначения нового руководителя.
Ссылка Министерства имущественных отношений Ставропольского края на то, что конкурсный управляющий может самостоятельно обратиться в Росреестр за сведениями из ЕГРН о недвижимом имуществе должника, апелляционным судом отклоняется, поскольку документы, подтверждающие права предприятия на недвижимое имущество, земельный участок, технический паспорт обязано хранить унитарное предприятие, то есть его руководитель ил учредитель (в его отсутствие).
Министерством предоставлена выписка из ЕГРН только на три объекта незавершенных строительством, тогда как само же министерство в отзыве указало, что на балансе предприятия учтены затраты по капитальным вложениям по 258 объектам незавершенного строительства. При этом была создана рабочая группа, которая проводила, в том числе инвентаризационные предприятия, однако акты не представлены.
Довод министерства о том, что обязанность по предоставлению документов по пунктам 2-3, 5, 8, 15, 16-17, 18, 21-22, 24 должна быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края апелляционным судом отклоняется, поскольку ранее в рамках рассмотрения заявления временного управляющего об обязании учредителя предоставить копии документов, судом установлено, что с 29.09.2014 ГУП "УКС СК" не находилось в ведомственной принадлежности Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
Таким образом, документы, касающиеся хозяйственной деятельности ГУП "УКС СК" у них отсутствуют.
В соответствии с пунктом 27 Порядка осуществления органами исполнительной власти Ставропольского края полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края, руководитель предприятия представляет в уполномоченный орган и Министерство имущественных отношений Ставропольского края бухгалтерскую отчетность.
Обязанность юридического лица по составлению, ведению и хранению первичных учетных документов предусмотрена Федеральными законами от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 6, 7, 13 - 15, 29) и Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в соответствии с положениями которых ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации.
В пункте 20 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07. 1999 N 43н, указано, что в бухгалтерской отчетности отражаются выданные авансы.
Обязанность по передаче документов, утвердивших учетную политику предприятия, также возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, так как в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
Также, в силу пункта 24 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Следовательно, документы, предусмотренные пунктом 4 и 6 уточненных требований конкурсного управляющего, поступали в министерство вместе с бухгалтерской отчетностью, так как они являются ее неотъемлемой частью.
Документы по инвентаризации имущества предприятия в соответствии с действующим законодательством также должны были храниться в Министерстве имущественных отношений Ставропольского края.
В отзыве Министерство имущественных отношений Ставропольского края указано о проведении инвентаризационных мероприятий рабочей группой, однако, инвентаризационные описи конкурсному управляющему также не представлены.
Документы по пунктам 9-14, 16-17, 19-20, 23, 26-30 также соответствуют перечню, указанному в статье 28 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и подлежат обязательному хранению.
Согласно сведениям, представленным ГУП УКС СК в ИФНС по Ленинскому району города Ставрополя, среднесписочная численность сотрудников составляет 2 человека.
Соответственно, на министерство возложена обязанность по передаче конкурсному управляющему должника сведений о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих.
Кроме того, на основании пункта 4.9 Устава ГУП УКС СК в редакции от 01.06.2017, орган управления предприятием (Министерство имущественных отношений Ставропольского края) принимает решение о проведении аудиторской проверки, утверждает аудитора и техническое задание на проведение аудита, определяет размер оплаты его услуг.
В пункте 6.12 Устава ГУП УКС СК в редакции от 01.06.2017, определено, что бухгалтерская отчетность предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
При этом, из материалов дела следует, что обязательная аудиторская проверка не проводилась.
Факт непередачи конкурсному управляющему бухгалтерской документации делает затруднительным выявление всего имущества предприятия балансовой стоимостью 4 743 958 000 руб., что в последствии приводит к невозможности достижения целей процедуры конкурсного производства по реализации данного имущества и расчетов с кредиторами.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - постановление N 53) даны разъяснения, что в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
По смыслу этих разъяснений, а также положений всего раздела "Ответственность за неисполнение обязательства в натуре" постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 и позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.01.2017 N 305-ЭС16-14210, от 24.10.2017 N 308-ЭС17-8172, возлагаемая по суду обязанность по исполнению обязательства в натуре для ответчика должна быть объективно и субъективно исполнимой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Как установлено судом первой инстанции, Министерство имущественных отношений Ставропольского края с 2014 года является собственником имущества (учредителем) должника.
С учетом изложенного, обязанность передать конкурсному управляющему истребимые документы лежит на учредителе должника Министерстве имущественных отношений Ставропольского края (учитывая увольнение им и.о. руководителя должника).
При принятии судебного акта апелляционный суд учитывает, что определением от 09.12.2021 суд первой инстанции ранее обязывал учредителя (участника) должника Министерство имущественных отношений Ставропольского края передать временному управляющему Овсиенко Михаилу Анатольевичу копии документов в процедуре наблюдения.
Определение от 09.12.2021 по делу А63-18216/2020 о передаче документации должника временному управляющему в процедуре наблюдения не обжаловано Министерством имущественных отношений Ставропольского края и вступило в законную силу 29.12.2021.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что поскольку ранее вынесенное определение об обязании передать копии документов, Министерство не было обжаловало, оно признало, что запрашиваемыми документами, с которых возможно снять копии, располагает.
При этом обязанность по передаче не исполнена Министерством. Доказательства обратного в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявления конкурсного управляющего в указанной части.
Отказывая конкурсному управляющему в удовлетворении заявления в части пункта 25 перечня, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что поскольку данная информация (нормативные правовые акты органов исполнительной власти) опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и является доступной конкурсный управляющий имеет возможность получить их самостоятельно.
Как следует их текста апелляционной жалобы, определение суда от 02.02.2023 в данной части апеллянтом не обжалуется, ввиду чего проверки судом апелляционной инстанции не подлежит.
При таких обстоятельствах, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целом доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, вместе с тем согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу определения коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело документов.
Таким образом, судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.2023 по делу N А63-18216/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18216/2020
Должник: ГУП "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ"
Кредитор: Дьяков Игорь Николаевич, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. СТАВРОПОЛЯ
Третье лицо: Ассоциация "СГАУ", Лоушкин Михаил Михайлович, Министерство имущественных отношений СК, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО "СИБИРСКАЯ ГИЛЬДИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", НП СОАУ "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", ОАО "СТАВРОПОЛЬСКИЙ ТРЕСТ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗЫСКАНИЙ", Овсиенко Михаил Анатольевич, ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЮГКОМСТРОЙ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
25.11.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
19.11.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
26.02.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
24.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11875/2023
02.10.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
24.04.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
07.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2407/2023
24.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
03.10.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3485/2022
25.05.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18216/20