город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2023 г. |
дело N А32-26830/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Попова А.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Матиняном С.А.,
при участии:
от ответчика: представитель Черствов А.А. по доверенности от 09.01.2023
(онлайн-участие);
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новощербиновская"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 по делу N А32-26830/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новощербиновская" (ОГРН 1112361001609 ИНН 2361007343)
к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц: Администрация муниципального образования Щербиновский район; Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район; Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Имени Димитрова",
о признании незаконными решений, о продлении срока договоров аренды,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новощербиновская" (далее - истец; общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик; департамент) о признании незаконными отказов от 10.03.2021 N 52-32-15-9389/21 и от 10.03.2021 N 52-32-08-9387/21 в заключении дополнительных соглашений с обществом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0801000:6 и 23:36:0801000:10; об обязании в течение месяца с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о заключении с обществом дополнительных соглашений к договорам аренды N 8836000024 от 12.08.2008, земельный участок КН 23:36:0801000:6, N 883600025 от 12.08.2008, земельный участок КН 23:36:0801000:10, о продлении срока аренды на 3 года, начиная с даты подписания дополнительных соглашений, и направить соответствующие проекты дополнительных соглашений в адрес общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального образования Щербиновский район; Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район; Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Имени Димитрова".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Новощербиновская" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 отменить.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о неверном применении ч.2 п. 6 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, указывает, что если на дату обращения арендатора с заявлением о заключении дополнительного соглашения срок действия договора аренды земельного участка истек, но при этом арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении такого договора аренды, арендатору не может быть отказано в заключении дополнительного соглашения о продлении договора аренды. Также общество приводит доводы о цели принятых ковидных мер поддержки, ссылается на письмо Минэкономразвития России от 28.07.2020 N Д27и-24114.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, представил пояснения по поставленным в определении от 05.04.2023 вопросам. Указал, что к договору аренды земельного участка, заключенному сторонами и впоследствии возобновленному на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, нормы об увеличении срока действия договора по основаниям, предусмотренным Законом N 98-ФЗ, не применяются. Судебными актами по делу N А32-46500/2018 установлен факт отсутствия права у ООО "Агрофирма Новощербиновская" на заключение новых договоров аренды земельных участков на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок КН 23:36:0801000:6 категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования "для сельскохозяйственного производства", находится в собственности Краснодарского края (право собственности зарегистрировано 25.08.2004) и в аренде, зарегистрированной в пользу общества на основании договора аренды земельного участка N 8836000024 от 12.08.2008, договоров о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 03.10.2011 и от 25.04.2012, дополнительного соглашения от 27.06.2013; дата государственной регистрации аренды: 08.04.2009; срок действия арендного обременения: с 09.04.2009 по 12.08.2018 (выписка из ЕГРН от 01.10.2021 N КУВИ-002/2021-130312008).
Земельный участок КН 23:36:0801000:10 категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения)", находится в собственности Краснодарского края (право собственности зарегистрировано 29.12.2004) и в аренде, зарегистрированной в пользу общества на основании договора аренды земельного участка N 8836000025 от 12.08.2008, договоров о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 03.10.2011 и от 25.04.2012, дополнительного соглашения от 27.06.2013; дата государственной регистрации аренды: 03.10.2008; срок действия арендного обременения: с 03.10.2008 по 12.08.2018 (выписка из ЕГРН от 01.10.2021 N КУВИ002/2021-130312362).
Как следует из материалов регистрационного дела земельных участков, земельный участок КН 23:36:0801000:6 был предоставлен управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) им. Димитрова по договору аренды от 12.08.2008 N 8836000024, заключённому сроком на 5 лет, до 12.08.2013.
Предоставляя земельный участок в аренду, управление действовало на основании полномочий, предоставленных Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" (приказ управления от 12.08.2008 N 605-з).
Предоставление земельного участка КН 23:36:0801000:6 состоялось по результатам публичной процедуры. В газете "Щербиновский курьер" от 17.05.2008 N 57 (9280), копия которой имеется в материалах регистрационного дела земельного участка, была опубликована информация о предоставлении в аренду свободных земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка КН 23:36:0801000:6.
В соответствии с протоколом N 1-4-сх от 11.08.2008 заседания комиссии по проведению торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, комиссией под председательством начальника управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район был рассмотрен вопрос о предоставлении без проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка КН 23:36:0801000:6.
Рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков в аренду состоялось после публикации сообщения о наличии предоставляемых в аренду свободных земельных участков в газете "Щербиновский курьер" от 17.05.2008 N 57 (9280), в течение 30 дней со дня опубликования указанного сообщения поступило по одному заявлению на каждый свободный земельный участок от СПК (колхоза) им. Димитрова, в том числе, в отношении земельного участка КН 23:36:0801000:6.
В отсутствие иных претендентов на земельный участок комиссией было принято решение о предоставлении СПК (колхозу) им. Димитрова в аренду на срок 5 лет земельного участка КН 23:36:0801000:6.
На основании договора от 03.10.2011 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка СПК (колхоз) им. Димитрова передал СПК (колхоз) им. Калинина в соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ все права и обязанности по договору аренды от 12.08.2008 N 8836000024 земельного участка КН 23:36:0801000:6.
Об указанной уступке прав и обязанностей арендатора земельного участка КН 23:36:0801000:6 был уведомлен департамент имущественных отношений Краснодарского края (письмо СПК (колхоз) им. Димитрова от 31.10.2011 N 1083, получено департаментом 02.11.2011).
По договору от 25.04.2012 N 1-24/12 СПК (колхоз) им. Калинина передал обществу все права и обязанности арендатора по договору аренды от 12.08.2008 N 8836000024 земельного участка КН 23:36:0801000:6.
Аналогичным образом земельный участок КН 23:36:0801000:10 был предоставлен управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) им. Димитрова по договору аренды от 12.08.2008 N 8836000025, заключённому сроком на 5 лет, до 12.08.2013.
Предоставляя земельный участок в аренду, управление действовало на основании полномочий, предоставленных Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" (приказ управления от 12.08.2008 N 604-з).
Предоставление земельного участка КН 23:36:0801000:10 состоялось по результатам публичной процедуры. В газете "Щербиновский курьер" от 17.05.2008 N 57 (9280), копия которой имеется в материалах регистрационного дела земельного участка, была опубликована информация о предоставлении в аренду свободных земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка КН 23:36:0801000:10.
В соответствии с протоколом N 1-4-сх от 11.08.2008 заседания комиссии по проведению торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, комиссией под председательством начальника управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Щербиновский район был рассмотрен вопрос о предоставлении без проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка КН 23:36:0801000:10.
Принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду состоялось после публикации сообщения о наличии предоставляемых в аренду свободных земельных участков в газете "Щербиновский курьер" от 17.05.2008 N 57 (9280), в течение 30 дней со дня опубликования указанного сообщения поступило по одному заявлению на каждый свободный земельный участок от СПК (колхоза) им. Димитрова, в том числе, в отношении земельного участка КН 23:36:0801000:10.
В отсутствие иных претендентов на земельный участок комиссией было принято решение о предоставлении СПК (колхозу) им. Димитрова в аренду на срок 5 лет земельного участка КН 23:36:0801000:10.
На основании договора от 03.10.2011 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка СПК (колхоз) им. Димитрова передал СПК (колхоз) им. Калинина в соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ все права и обязанности по договору аренды от 12.08.2008 N 8836000025 земельного участка КН 23:36:0801000:10.
Об указанной уступке прав и обязанностей арендатора земельного участка КН 23:36:0801000:6 был уведомлен департамент имущественных отношений Краснодарского края (письмо СПК (колхоз) им. Димитрова от 31.10.2011 N 1081, получено департаментом 02.11.2011).
По договору от 25.04.2012 N 1-25/12 СПК (колхоз) им. Калинина передал обществу все права и обязанности арендатора по договору аренды от 12.08.2008 N 8836000025 земельного участка КН 23:36:0801000:10.
Администрацией муниципального образования Щербиновский район и обществом были заключены дополнительные соглашения от 27.06.2013 N 1 к договорам аренды от 12.08.2008 N 8836000024 и от 12.08.2008 N 8836000025, которым срок указанных договоров аренды был продлён на 5 лет, до 12.08.2018.
Общество обратилось с заявлениями в департамент от 25.02.2021 о заключении дополнительных соглашений к указанным договорам аренды, в которых просило на основании пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" заключить дополнительные соглашения к договорам аренды N 8836000024 от 12.08.2008 и N 8836000025 от 12.08.2008, увеличив срок действия указанных договоров на 3 года, до 24.02.2024, а в случае если департамент сочтёт невозможным продлить договоры аренды на указанный срок, направить проекты дополнительных соглашений с максимально возможным для продления сроком.
В письмах от 10.03.2021 N 52-32-15-9389/21 и N 52-32-08-9387/21 департамент отказал в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды, поскольку дополнительные соглашения о продлении срока договоров аренды от 12.08.2018 имеет признаки недействительной (ничтожной) сделки как заключенное без публичной процедуры предоставления земельных участков государственной собственности сельскохозяйственного назначения на новый срок (без публикации в средствах массовой информации о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок). Договор аренды, заключенный в обязательном порядке на торгах, не может быть продлен соглашением сторон. К договору, заключенному в обязательном порядке на торгах, не подлежат применению положения о возобновлении договора аренды на неопределенный срок. С истечением срока договоров аренды (12.08.2013) их действие прекратилось и продление в порядке пункта 2 статьи 621 ГК РФ не состоялось. Поскольку на дату обращения общества о заключении дополнительного соглашения в порядке части 6 статьи 19 Федерального закона N 98-ФЗ срок действия договоров аренды истек, основания для заключения дополнительного соглашения об увеличении срока действия договоров на 3 года отсутствуют.
Не согласившись с данными департаментом отказами в заключении дополнительных соглашений, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебная коллегия полагает отказ в иске обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ; в редакции, действовавшей на момент заключения договоров от 12.08.2008) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса.
Судом установлено, что при заключении договоров аренды от 12.08.2008 N 8836000024 и N 8836000025 администрация муниципального образования Щербиновский район действовала согласно положениям Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7.2 договоров аренды от 12.08.2008 N 8836000024 и N 8836000025 они действует в течение 5 лет, до 12.08.2013.
Земельным кодексом и Законом N 101-ФЗ, в редакции до 01.03.2015, не был установлен запрет на возможность возобновления на неопределённый срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлён на неопределённый срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса). Положениями Земельного кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015, не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов.
Если после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределённый срок (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2021 по делу N А32-17427/2020).
В пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, приведена правовая позиция о возможности возобновления на прежних условиях на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса договора аренды земельного участка, заключенного до 01.03.2015 без торгов, для ведения сельскохозяйственного производства.
Положениями Земельного кодекса в действующей с 01.03.2015 редакции прямо не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, правомерно заключенному до этой даты без проведения торгов. Если арендатор продолжил пользование таким участком по истечении срока заключенного до указанной даты договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор следует считать возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Данный правовой подход сформулирован в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N 310-ЭС19-25907 и включен в пункт 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2022 по делу N А32-5142/2021).
Как следует из материалов дела, договоры аренды земельных участков были заключены не на торгах, торги на право заключения договоров аренды земельных участков администрацией не проводились; предоставление земельных участков в аренду проводилось в рамках публичной процедуры, установленной пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, после публичного информировании в печатном издании о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, по прошествии 30 дней с даты такого информирования конкурирующие заявки на предоставление земельных участков не поступили, с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду обратился только СПК (колхоз) им. Димитрова, с которым и были заключены договоры аренды.
Таким образом, поскольку земельные участки были предоставлены в аренду не на торгах, а в порядке процедуры предварительного информирования о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, в ходе которой после соответствующей публикации поступило только одно заявление о предоставлении земельных участков, по результатам рассмотрения которого и было принято решение о предоставлении земельных участков в аренду единственному претенденту, - договоры аренды от 12.08.2008 N 8836000024 и N 8836000025 следует признать возобновлёнными на неопределённый срок с истечением пятилетнего срока (12.08.2013).
Суд первой инстанции пришёл к выводу о возобновлении договоров аренды от 12.08.2008 N 8836000024 и N 8836000025 с истечением пятилетнего срока их действия (12.08.2013) на неопределенный срок в порядке статьи 621 ГК РФ.
Заключенные администрацией и обществом дополнительные соглашения от 27.06.2013 N 1 к договорам аренды от 12.08.2008 N 8836000024 и от 12.08.2008 N 8836000025, которым срок указанных договоров аренды был продлён на 5 лет, до 12.08.2018, обладают признаками недействительности, поскольку такое продление договоров аренды состоялось без соблюдения соответствующей публичной процедуры.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, действовавшему в редакции на дату подписания дополнительных соглашений от 27.06.2013, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах). В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Соблюдение уполномоченным органом публичной процедуры, закрепленной в пункте 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам. При заключении дополнительных соглашений от 27.06.2013 не соблюдена императивно предписанная законом публичная процедура предоставления земельного участка в аренду - орган публичной власти не опубликовывал соответствующую информацию в уполномоченном печатном издании, в связи с чем указанные соглашения имеют признаки ничтожной сделки.
Общество не представило доказательства того, что на момент подписания дополнительных соглашений от 27.06.2013 органом публичной власти была соблюдена процедура предоставления земельных участков посредством заключения дополнительного соглашения на продление срока действия ранее заключённого договора аренды, установленная выше приведёнными нормами Закона N 101-ФЗ. Пунктом 5 статьи 9 Закона N101-ФЗ (в редакции по состоянию на дату заключения дополнительных соглашений от 27.06.2013) предусматривалось, что арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Вместе с тем, в случае прекращения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, наличие у предыдущего арендатора преимущественного права на возобновление договора на новый срок не исключало необходимости соблюдения порядка предоставления в аренду земельного участка, установленного пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Следовательно, дополнительные соглашения от 27.06.2013 о продлении договоров аренды на 5 лет как заключенные без публичной процедуры информирования о предоставлении земельных участков на новый срок имеют признаки ничтожной сделки.
При недействительности (ничтожности) дополнительных соглашений от 27.06.2013 продление срока договоров аренды на 5 лет, до 12.08.2018, не состоялось, что, вместе с тем, не препятствовало возобновлению договоров аренды на неопределённый срок в порядке статьи 621 ГК РФ.
Таким образом, по состоянию на дату обращения общества в департамент с заявлениями от 25.02.2021 о заключении дополнительных соглашений в порядке пункта 6 статьи 19 ФЗ от 01.04.2020 N 98-ФЗ общество являлось арендатором земельных участков на основании договоров аренды, возобновлённых на неопределённый срок.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлено специальное регулирование обязательств, возникших из договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Частью 6 статьи 19 Закон N 98-ФЗ предусмотрено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;
3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Режим повышенной готовности был введен в Краснодарском крае с 15 марта 2020 года для предотвращения распространения коронавируса нового типа в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 N 129.
При этом на дату обращения арендатора с указанным требованием договоры аренды являлись действующими на неопределенный срок.
Сложившаяся судебная практика исходит из того, что к договору аренды земельного участка, заключенному сторонами и впоследствии возобновленному на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, нормы об увеличении срока действия договора по основаниям, предусмотренным Законом N 98-ФЗ, не применяются. Указанные нормы применяются только в отношении срочных договоров. Нормы части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, пункта 2 статьи 610 и пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса не могут быть истолкованы как позволяющие трансформировать арендные отношения, возобновленные на неопределенный срок, в срочные. Указанное толкование изложено в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 марта 2023 года по делу N А32-28832/2021, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2022 N Ф09-2578/22 и др.
Доводы заявителя, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверены и отклонены как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не усматривается.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Убедительных доводов, основанных на доказательной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемое решение, заявителем в апелляционной инстанции не приведено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя, отклоненным по изложенным выше мотивам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 по делу N А32-26830/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26830/2021
Истец: ООО "Агрофирма Новощербиновская"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН, Конкурсный управляющий СПК колхоз "имени Димитрова", СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛХОЗ "ИМЕНИ ДИМИТРОВА", УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН